Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Исторические легенды и предания

4 марта 2012

Исторические легенды и предания обнаруживают большой запас жизненного опыта, глубину и тонкость наблюдения и понимания. Они имеют разнообразное содержание, касаются разных сторон жизни. Одни из них высоко ставят моральное достоинство человека, другие ценят дружбу людей, третьи – остерегают от необдуманных поступков, четвертые  поощряют трудолюбие, пятые – осуждают слепую веру в сверхъестественные силы, шестые –подчеркивают тяжелое положение простого народа.

Исторические легенды и предания отражают явления из старого уклада и быта жизни. Для примера приведу некоторые из них:
 
Встреча с тайшой.
 
Кударинские буряты в период покоса при встрече обычно осведомляются друг  удруга.
 
-Уһан ямар байнаб? (Какова вода?)
 
Этот вопрос задал тайша молодому буряту, который находчиво ответил:
 
- уһан хуушаараа  хухэ байна даа (Вода по-прежнему синяяя)
 
-би шамһаа хухэ борыень  һуранагуйб, ехэ, багынь һуранаб. (я у тебя не спрашиваю синяя или другая, а спрашиваю об уровне)
 
Молодой человек, не растерявшись заявил:
 
- уухадатнай, тайшаа, хурэхэ даа (напиться вам, тайша , хватит).
 
 
Юноша и губернатор.
 
Канун 1861 года на побережье Байкала ознаменовался катастрофическим землетрясением, в результате которого значительный участок прибрежной равнины, известной ранее под названием Саганской степи, площадью более 200 кв. км вместе с бурятскими улусами и зимовьями погрузился под воду.
 
После этого события тайша Кударинской  степной думы Заяхан Хамаганов поехал в Читу к военному губернатору Забайкальской области с докладной запиской о случившемся бедствии и просьбой оказать помощь пострадавшему бурятскому населению.
 
Один молодой паренёк спросил тайшу: «Ноен тайша! Будьте добры, возьмите меня с собой. Я никогда не видел губернатора, хоть раз посмотрю на него».
 
Тайша сначала отказывал в просьбе, а потом, видя настойчивость паренька, согласился.
 
- Только впредь не лезь,- сказал он,- на приеме стой за мной и ничего не говорили, сразу сними шапку.
 
- конечно,- сказал паренек.
 
Приехали в Читу через несколько  суток ( ВТО время железной дороги не было, ехали на лошадях).
 
Два дня ждали приема, наконец, дождались.
 
Вошли, сняли шапки, по бурятскому обычаю сделали земные поклоны. Сидят за столом губернатор и архиепископ. Тайша подал накладную записку, доложил о случившемся несчастье и попросил  губернатора оказать помощь пострадавшим.
 
Архиепископ  начал журить тайшу:
 
- Ведь я говорил вам , надо принять всем бурятам христианскую веру, а вы не соглашались. Сам Бог наказывает вас за это. Поезжайте домой, немедленно разъясните темным бурятам вашего ведомства, чтобы они все поголовно без всяких колебаний приняли истинную веру. Иначе божье
 
наказание повториться  и вы , тайша, в первую очередь сами здесь примите православие!
 
Тайша замялся. Паренек, видя, затруднительное положение тайши, не вытерпел, вышел вперед и начал:
 
-Господин, святой отец1 Во время землетрясения русские церкви Кударинская, Кабанская, Твороговская с ума сошли. На колокольнях звонили сами собой колокола, стрех церквей пали кресты. Эти церкви разве не православные?
 
Архиепископ, услышав такой дерзкий ответ, сразу встал и ушел. Разгневанный губернатор, швырнул в угол докладную тайши и выгнал обоих.
 
На основании чтения и анализа  этих легенд и преданий, приходим к следующему выводу: что все предания имеют под собой почву, в них описываются реальные события, указываются реальные местности и лица.
 
Исторические легенды и предания отражают явления из старого уклада и быта жизни. Для примера приведу некоторые из них:
 
Встреча с тайшой.
 
Кударинские буряты в период покоса при встрече обычно осведомляются друг  удруга.
 
-Уһан ямар байнаб? (Какова вода?)
 
Этот вопрос задал тайша молодому буряту, который находчиво ответил:
 
- уһан хуушаараа  хухэ байна даа (Вода по-прежнему синяяя)
 
-би шамһаа хухэ борыень  һуранагуйб, ехэ, багынь һуранаб. (я у тебя не спрашиваю синяя или другая, а спрашиваю об уровне)
 
Молодой человек, не растерявшись заявил:
 
- уухадатнай, тайшаа, хурэхэ даа (напиться вам, тайша , хватит).
 
 
 
Юноша и губернатор.
 
Канун 1861 года на побережье Байкала ознаменовался катастрофическим землетрясением, в результате которого значительный участок прибрежной равнины, известной ранее под названием Саганской степи, площадью более 200 кв. км вместе с бурятскими улусами и зимовьями погрузился под воду.
 
После этого события тайша Кударинской  степной думы Заяхан Хамаганов поехал в Читу к военному губернатору Забайкальской области с докладной запиской о случившемся бедствии и просьбой оказать помощь пострадавшему бурятскому населению.
 
Один молодой паренёк спросил тайшу: «Ноен тайша! Будьте добры, возьмите меня с собой. Я никогда не видел губернатора, хоть раз посмотрю на него».
 
Тайша сначала отказывал в просьбе, а потом, видя настойчивость паренька, согласился.
 
- Только впредь не лезь,- сказал он,- на приеме стой за мной и ничего не говорили, сразу сними шапку.
 
- конечно,- сказал паренек.
 
Приехали в Читу через несколько  суток ( ВТО время железной дороги не было, ехали на лошадях).
 
Два дня ждали приема, наконец, дождались.
 
Вошли, сняли шапки, по бурятскому обычаю сделали земные поклоны. Сидят за столом губернатор и архиепископ. Тайша подал накладную записку, доложил о случившемся несчастье и попросил  губернатора оказать помощь пострадавшим.
 
Архиепископ  начал журить тайшу:
 
- Ведь я говорил вам , надо принять всем бурятам христианскую веру, а вы не соглашались. Сам Бог наказывает вас за это. Поезжайте домой, немедленно разъясните темным бурятам вашего ведомства, чтобы они все поголовно без всяких колебаний приняли истинную веру. Иначе божье
 
наказание повториться  и вы , тайша, в первую очередь сами здесь примите православие!
 
Тайша замялся. Паренек, видя, затруднительное положение тайши, не вытерпел, вышел вперед и начал:
 
-Господин, святой отец1 Во время землетрясения русские церкви Кударинская, Кабанская, Твороговская с ума сошли. На колокольнях звонили сами собой колокола, стрех церквей пали кресты. Эти церкви разве не православные?
 
Архиепископ, услышав такой дерзкий ответ, сразу встал и ушел. Разгневанный губернатор, швырнул в угол докладную тайши и выгнал обоих.
 
На основании чтения и анализа  этих легенд и преданий, приходим к следующему выводу: что все предания имеют под собой почву, в них описываются реальные события, указываются реальные местности и лица.

Автор: Алексей
Просмотров: 4313

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Видео

Корсаково
04.09.2018
Корсаково
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -