Исторические легенды и предания обнаруживают большой запас жизненного опыта, глубину и тонкость наблюдения и понимания. Они имеют разнообразное содержание, касаются разных сторон жизни. Одни из них высоко ставят моральное достоинство человека, другие ценят дружбу людей, третьи – остерегают от необдуманных поступков, четвертые поощряют трудолюбие, пятые – осуждают слепую веру в сверхъестественные силы, шестые –подчеркивают тяжелое положение простого народа.
Исторические легенды и предания отражают явления из старого уклада и быта жизни. Для примера приведу некоторые из них:
Встреча с тайшой.
Кударинские буряты в период покоса при встрече обычно осведомляются друг удруга.
-Уһан ямар байнаб? (Какова вода?)
Этот вопрос задал тайша молодому буряту, который находчиво ответил:
- уһан хуушаараа хухэ байна даа (Вода по-прежнему синяяя)
-би шамһаа хухэ борыень һуранагуйб, ехэ, багынь һуранаб. (я у тебя не спрашиваю синяя или другая, а спрашиваю об уровне)
Молодой человек, не растерявшись заявил:
- уухадатнай, тайшаа, хурэхэ даа (напиться вам, тайша , хватит).
Юноша и губернатор.
Канун 1861 года на побережье Байкала ознаменовался катастрофическим землетрясением, в результате которого значительный участок прибрежной равнины, известной ранее под названием Саганской степи, площадью более 200 кв. км вместе с бурятскими улусами и зимовьями погрузился под воду.
После этого события тайша Кударинской степной думы Заяхан Хамаганов поехал в Читу к военному губернатору Забайкальской области с докладной запиской о случившемся бедствии и просьбой оказать помощь пострадавшему бурятскому населению.
Один молодой паренёк спросил тайшу: «Ноен тайша! Будьте добры, возьмите меня с собой. Я никогда не видел губернатора, хоть раз посмотрю на него».
Тайша сначала отказывал в просьбе, а потом, видя настойчивость паренька, согласился.
- Только впредь не лезь,- сказал он,- на приеме стой за мной и ничего не говорили, сразу сними шапку.
- конечно,- сказал паренек.
Приехали в Читу через несколько суток ( ВТО время железной дороги не было, ехали на лошадях).
Два дня ждали приема, наконец, дождались.
Вошли, сняли шапки, по бурятскому обычаю сделали земные поклоны. Сидят за столом губернатор и архиепископ. Тайша подал накладную записку, доложил о случившемся несчастье и попросил губернатора оказать помощь пострадавшим.
Архиепископ начал журить тайшу:
- Ведь я говорил вам , надо принять всем бурятам христианскую веру, а вы не соглашались. Сам Бог наказывает вас за это. Поезжайте домой, немедленно разъясните темным бурятам вашего ведомства, чтобы они все поголовно без всяких колебаний приняли истинную веру. Иначе божье
наказание повториться и вы , тайша, в первую очередь сами здесь примите православие!
Тайша замялся. Паренек, видя, затруднительное положение тайши, не вытерпел, вышел вперед и начал:
-Господин, святой отец1 Во время землетрясения русские церкви Кударинская, Кабанская, Твороговская с ума сошли. На колокольнях звонили сами собой колокола, стрех церквей пали кресты. Эти церкви разве не православные?
Архиепископ, услышав такой дерзкий ответ, сразу встал и ушел. Разгневанный губернатор, швырнул в угол докладную тайши и выгнал обоих.
На основании чтения и анализа этих легенд и преданий, приходим к следующему выводу: что все предания имеют под собой почву, в них описываются реальные события, указываются реальные местности и лица.
Исторические легенды и предания отражают явления из старого уклада и быта жизни. Для примера приведу некоторые из них:
Встреча с тайшой.
Кударинские буряты в период покоса при встрече обычно осведомляются друг удруга.
-Уһан ямар байнаб? (Какова вода?)
Этот вопрос задал тайша молодому буряту, который находчиво ответил:
- уһан хуушаараа хухэ байна даа (Вода по-прежнему синяяя)
-би шамһаа хухэ борыень һуранагуйб, ехэ, багынь һуранаб. (я у тебя не спрашиваю синяя или другая, а спрашиваю об уровне)
Молодой человек, не растерявшись заявил:
- уухадатнай, тайшаа, хурэхэ даа (напиться вам, тайша , хватит).
Юноша и губернатор.
Канун 1861 года на побережье Байкала ознаменовался катастрофическим землетрясением, в результате которого значительный участок прибрежной равнины, известной ранее под названием Саганской степи, площадью более 200 кв. км вместе с бурятскими улусами и зимовьями погрузился под воду.
После этого события тайша Кударинской степной думы Заяхан Хамаганов поехал в Читу к военному губернатору Забайкальской области с докладной запиской о случившемся бедствии и просьбой оказать помощь пострадавшему бурятскому населению.
Один молодой паренёк спросил тайшу: «Ноен тайша! Будьте добры, возьмите меня с собой. Я никогда не видел губернатора, хоть раз посмотрю на него».
Тайша сначала отказывал в просьбе, а потом, видя настойчивость паренька, согласился.
- Только впредь не лезь,- сказал он,- на приеме стой за мной и ничего не говорили, сразу сними шапку.
- конечно,- сказал паренек.
Приехали в Читу через несколько суток ( ВТО время железной дороги не было, ехали на лошадях).
Два дня ждали приема, наконец, дождались.
Вошли, сняли шапки, по бурятскому обычаю сделали земные поклоны. Сидят за столом губернатор и архиепископ. Тайша подал накладную записку, доложил о случившемся несчастье и попросил губернатора оказать помощь пострадавшим.
Архиепископ начал журить тайшу:
- Ведь я говорил вам , надо принять всем бурятам христианскую веру, а вы не соглашались. Сам Бог наказывает вас за это. Поезжайте домой, немедленно разъясните темным бурятам вашего ведомства, чтобы они все поголовно без всяких колебаний приняли истинную веру. Иначе божье
наказание повториться и вы , тайша, в первую очередь сами здесь примите православие!
Тайша замялся. Паренек, видя, затруднительное положение тайши, не вытерпел, вышел вперед и начал:
-Господин, святой отец1 Во время землетрясения русские церкви Кударинская, Кабанская, Твороговская с ума сошли. На колокольнях звонили сами собой колокола, стрех церквей пали кресты. Эти церкви разве не православные?
Архиепископ, услышав такой дерзкий ответ, сразу встал и ушел. Разгневанный губернатор, швырнул в угол докладную тайши и выгнал обоих.
На основании чтения и анализа этих легенд и преданий, приходим к следующему выводу: что все предания имеют под собой почву, в них описываются реальные события, указываются реальные местности и лица.
Комментарии