У подножья горных цепей Хамар-Дабана...
Я знаю, с сотворения земли,
Наверное, не бывает по – другому
Куда бы нас мечты не завели,
Дорога приведет к родному дому.
Где ничего не надо объяснять,
Где всё без слов понятно и знакомо
Пройти лишь надо, тихо обувь снять,
И слушать тишину родного дома.
Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,
Любые беды можешь превозмочь.
Понятно только после этих встреч,
Как важно свою Родину беречь!
Деревня Каленово была основана с однодворок, приблизительная дата 1732 год. Находилась в 35 километрах к западу от г. Верхнеудинска. Каленово расположилось у подножия горных цепей Хамар-Дабана. Таежные отроги довольно резко спускаются в долину, они наполняют влагой многочисленные ручейки и притоки, дающие жизнь рекам и озерам.
Более подробные сведения начинаются с 1740 года, когда в Иволгинских, Краснояровских, Жирковской и Каленовской деревнях было всего 8 дворов / Е. Залкинд «Присоединение Бурятии к России, стр. 119/. В то время зачастую деревней называли поселения в один - два дома. Чтобы основать деревню, надо было отыскать подходящую лесную поляну, расширить ее, вырубить лес, выкорчевать пни и кустарники, подготовить пашню и поставить жилье.
Где была начата первая постройка дома, в каком из многочисленных мест села? Сложно сейчас уверенно указать то место, где могла стоять изба, заложенная первым поселенцем. Сегодня об этом можно только догадываться. Одними из первых, дома появились в местности, называемой в деревне «Забока». До сих пор там зеленеют три тополя. Но если хотя бы просто мысленно представить себе, как это было в то время, перед глазами предстала бы, наверное, такая картина: « Вершины гор в голубых льдах.
По их склонам тайга. У подножий, в широкой долине, порожистая река. Величавые гряды горных хребтов. А в пади - тенистая навесь кустов черемухи и гладкоствольных верб. Дальше, если подняться из пади на ближайшую гору, начинается лес - березы, сосны, ели. А уж потом настоящая, непроходимая тайга. В лесу зверь не пуган, полно грибов, орех и ягод». К этой благословенной земле всей душой прилепился русский человек, который пришел сюда со своими талантами, терпеньем и трудолюбием.
Удалой казак семнадцатого века, не одной лишь пищалью и порохом заставлял потесниться племена бурят - он приманивал их своими песнями, устройством жилища и очага. Именно он внес в азиатскую первобытность православную мягкость нравов, хозяйскую затейливость. Он принес сюда соху, водяную мельницу и русскую печь, бескрайние поля пшеницы на унавоженном эпохой кочевников черноземе.
Внося большие изменения в жизнь кочевников, русские смогли сохранить названия местностей вокруг села «Гэршулуун», «Мухудаг», «Улаан - гана», «Малан - хада» и другие. Лишь некоторые названия местностей трансформировались, Хан-Даба стали называть Хандабай – это верхняя часть улицы Толстихина, нижняя часть улицы Школьной называлась Сагаандай, стала Сахандой, а поперечная гора «Хундэлэн» превратилась «Кундулун».
При освоении нашего края участвовали две группы населения: старожилы - потомки первых русских, прибывших в Сибирь в ХVII веке, и переселенцы - потомки участников Столыпинской реформы в начале XX века. Все, что нам досталось в наследство - эта очень важная информация.
В сборнике документов по истории Бурятии XVII век (выпуск 1, г. Улан-Удэ, 1960 год) прослеживается следующая динамика фамилий, характерных для села Каленово: 1658г.- Захаров, Белых (пашенные крестьяне). 1687-1688гг.- Астраханцев (казак), Мергенев, Казанцев, Каленых(служилые люди), Мельников, Титов, Дружинин (енисейские казаки), Бурков, Шергин, Попов (иркутские промышленные люди).
Служилые люди были первыми, кто во второй половине XVII в., начали земледельческое освоение близ лежащих к острогу города Удинска земель. Сибирский служилый человек независимо от места службы «блюл государеву службу», не имея права отказаться от того или иного военного похода. Из служилых людей и казаков стал складываться особый уклад жизни - воинов-земледельцев.
Необходимость снабжения служилого люда хлебом, фуражом заставило государство перемещать в Сибирь пашенных крестьян. Промышленными людьми называли всех русских охотников, приезжающих в Сибирь для промысла пушных зверей.
Ссыльные по прибытию в Сибирь преимущественно определялись в пашенные крестьяне или посадские или даже в пешие казаки. Исчерпывающих данных о количестве водворенных в село политических и государственных преступников в течение XIX - ХХв. нет. Единичным примером может служить, записанный со слов жительницы села Котлыковой В.И., что ее отец Новиков был политическим ссыльным из Томской губернии, участник Первой русской революции 1905 - 1907 годов.
Большинство дворов деревни включали распашные и нераспаханные земли (леса, болота), пастбища и сенокосы. Близость воды была необходимым условием для плодородия почвы.
Увеличивалось количество посевных площадей.
Поселенцы поднимали целину, используя новое для Забайкалья орудие - плуг, вместо сохи, часто деревянной с железным сошником. Из поступавших сообщений воевод царскому правительству сообщалось «... землю пашут сохою на лошадях и боронят по два раза, а некоторые и по три. И оставляют к предыдущему году в парах, а потому те же пары пашут на другое лето...Насевают всяким яровым хлебом, а заборанивают по три, по четыре раза».
Из сельскохозяйственных культур возделывались ярица (яровая рожь). Выращивали овес, ячмень, пшеницу, горох, гречиху, просо, и в небольшом количестве озимую рожь. Ярица составляла основное растение, возводимое на полях. Она была главной пищей населения. Третье место по площади и возделыванию занимала гречиха. Главным орудием обработки, для вспашки целины и задернелых почв применялся плуг. Для уборки хлеба использовали серп, а редкий и путаный хлеб и гречиху убирали косой - литовкой. Сжатый хлеб складывали в суслоны. В большинстве случаев по 10 снопов.
Молотьба начиналась с наступлением холодов с конца октября до конца декабря. Ток обычно устраивали близ усадьбы, сначала поливали несколько раз водой, пока не появлялась совершенно гладкая и довольно толстая ледяная покрышка. Молотили преимущественно цепами. Молотьба продолжалась всю зиму и оканчивалась только перед наступлением теплого времени.
В усадьбах крестьян позади скотных дворов находились огороды и конопляники.
На огородах выращивали капусту, морковь, репу, лук, чеснок, огурцы. Коноплю сеяли для получения волокна, из которого потом изготовляли веревки и канаты, ткали из нее толстые и тонкие холсты. Часть толстых холстов окрашивалась в вываренной из ольховой и березовой коры краске.
Основной посадочной культурой был картофель. Земля, благодаря тому, что ее из года в год унаваживали, была черная, жирная, рыхлая. Жители деревни в летнее время перегораживали русло реки и поливали свои огороды. Так как земля, к тому же еще и каменистая, хорошо прогревалась, уже ко дню Ильи Пророка, каленовцы снимают первый урожай картофеля.
Особое внимание уделялось оросительным работам. Когда-то давно, измученные сухим климатом русские крестьяне деревень Каленово и Ключи, а также буряты верхнеиволгинского улуса общими усилиями построили уникальное до того времени сооружение - Гильбиринский канал. В сложнейших условиях они вывели воду из речки Гильбира, и через таежные чащи и каменистые склоны провели ее в Иволгинскую долину. Протяженность канала почти 30 километров.
Это было мощнейшее, по тем временам для деревни, рукотворное сооружение, строительство его закреплено юридическим актом 1846 года. В царской России эта гидромелиоративная система получила высокую оценку. Непосредственный руководитель данного строительства, житель Каленова Афанасий Ефимов был награжден Золотой медалью царского двора. Канал сохранился до настоящего времени. Эта оросительная система уже более полутора век несет добрую службу людям. С точки зрения мелиоративного строительства, он является достойным памятником своего времени.
Успешно также развивалось животноводство, и базирующееся на нем ремесленное производство. Это отражалось и на хозяйственном освоении природной географической зоны поселения. Территория представляла собой лугово-пастбищный тип. Наиболее ценным в кормовом отношении были поливные луга -«сенные покосы», «луговые места». Разводили крупный рогатый скот, лошадей, коз, овец. Из домашней птицы преимущественно разводили кур. Занимались первичной обработкой кож.
Отдельные крестьянские семьи выделывали из кожи ремни, шлеи и узды для лошадей, шили кожаную обувь. Из овечьей шерсти пряли пряжу, вязали из нее чулки, варежки. Ткали грубошерстное сукно. Мужчины из овечьей шерсти катали войлоки. Из холста шили рубашки, порты, сарафаны, верхники, из сукон -зипуны. Произведенная продукция в значительной мере потреблялась в самом крестьянском хозяйстве. На воскресную и праздничную одежду покупали китайку и привозное сукно. Хозяйственное вмешательство коснулось также лесных угодий. Прежде всего, лес использовался для строительства, немало леса использовалось и для отопления.
Многие крестьяне сочетали сельское хозяйство с пушным промыслом. Окончив летние сельскохозяйственные работы и убрав урожай с полей, крестьяне поздней осенью отправлялись на «звериный промысел». Промышляли белку, соболя, лисиц и волков. Добывали зверей кулемами (деревянными самоловами), луками - самострелами и волосяными петлями. Русские промышленные люди привезли с собой не только огнестрельное оружие, но и новый способ лова обметами (сетями), ловушками, позднее капканами. Охотились на диких коз, гуранов, иногда добывали медведей. Из пернатой дичи охотились на рябчиков, глухарей, тетеревов.
Люди бережно относились ко всему животному миру, к тем зверям, которых промышляли. В период размножения животных и птиц никто на них не охотился, а в трудное время, особенно зимой, даже подкармливали копытных животных сеном. Как правило, продукты охоты использовались в своем хозяйстве в качестве дополнительного продукта питания. Часть пушнины, полученной во время охоты, реализовывалась на рынке или продавалась скупщикам на месте. У большинства жителей эти промыслы не входили за рамки подсобного хозяйства. Но некоторые зажиточные крестьяне вели добычу пушнины в крупных размерах, продавая товарную продукцию на рынке.
Красная смородина, брусника, черника, шикша, моховка, жимолость, шиповник, кислица, боярышник. Грибы - рыжики, грузди, маслята, рядовки, сыроежки, обабки; кедровые орехи, чага, сера, лекарственные растения - солодка, бадан, -все эти лесные дары являлись источником пропитания и добычи денег для местного населения.
В те далекие времена люди очень бережно относились к природе, потому что во многом зависели от нее. Для них она действительна была домом, убежищем, важным фактором во взаимном существовании. Она давала человеку возможность выжить.
С наступлением весны в тайге добывали черемшу. Ели полевой лук, восстанавливая витаминное равновесие после зимы. Ягоды собирали только руками, не используя никаких приспособлений, поэтому ягодники не повреждались.
Тогда чаще использовался самый простой, надежный и дешевый способ накопления запасов: сушка. Сушили черемуху, лук, ягоды. Все это хранилось годами, не теряя полезных свойств.
В связи с ростом численности населения, возникла необходимость постройки церкви, школы.
Купец - меценат Фролов Петр Аввакумович
Петр Аввакумович Фролов был купцом первой гильдии, почетным гражданином г. Верхнеудинска, известным благотворителем и щедрой души человеком. Петр Аввакумович широко занимался просветительской деятельностью. Потомственный купец, умеющий приумножать свой капитал, Фролов П.А. с большим знанием и мудрым расчетом оказывал благотворительность. Хорошо образованный, он стремился к тому, чтобы крестьянские дети тоже умели читать и писать.
На свои средства содержал и платил жалование учителям, финансировал строительство школ в Иволгинской волости. В 1860 году им построена школа в селе Бабкино (Красноярово). В 1897 году была построена в селе Каленово церковно-приходская школа.
В 1898 году основал, и содержал на свои средства в местности Янгажино, начальное одноклассное училище. Об открытии этой школы в книге «Труды особого совещания по вопросам образования восточных инородцев» говорится: «В 1898 году Верхнеудинский благотворитель П.А.Фролов открыл в самом центре кочевий Янгажинских бурят русско-бурятскую школу, а в 1903 году из этой школы было выпущено 13 человек со свидетельствами об окончании полного курса».
Детей 9-10 лет обучали грамоте, чтению, письму, арифметике, старомонгольскому языку и закону Божьему. В 1900 г. училище было преобразовано в двухклассное. Учителями Янгажинского инородческого училища работали СыреторГанжуров и ДоржиЦыренжапов. В данной приходской школе до октября 1917 года учились знаменитые писатели: основоположник бурятской детской литературы Б.Д.Абидуев, один из основоположников бурятской литературы, автор сводного варианта бурятского героического эпоса «Гэсэр», народный писатель Бурятии, заслуженный деятель искусств России Н.Г.Балдано, видный ученый педагог и дипломат Б.С.Ишидоржин.
П.А. Фролов был долгожданным и любимым гостем в с. Каленово. В нескольких километрах от села, в глубь леса, он имел небольшое поместье, куда часто приезжал. Несмотря на городской образ жизни, он во многом сохранил крестьянский, народный уклад жизни и не любил парадных апартаментов. В загородном поместье имелась своя мельница, канатная дорога. Это поместье селяне назвали «Фролова ограда», и оно имеет историческое значение для жителей села. Там же ему пришлось похоронить своих близких - жену и сына, однако впоследствии их тела были перезахоронены.
В поместье держали коров, имелся огород, находился специальный садик из лесных деревьев, кустарников и незатейливыми цветниками. Петр Аввакумович любил и понимал толк в музыке, живописи и других видах искусства. В престольные праздники, приезжая в деревню, он щедро угощал местное население, особенно детишек, сладостями. Устраивал различные состязания среди мужчин и женщин. Как всякий русский, он любил в людях смелость и удаль. Поэтому победитель всегда щедро бывал вознагражден.
Автор:
Комментарии