Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Саманда-Бадара переводится как бог доброты. Из архива моего дедушки.

3 февраля 2012

Чтобы самому не раствориться в людской памяти, нужно бережно хранить историю своей семьи. Даже если кажется, что восстановить ее невозможно.  Однажды позвонил наш семейный друг Галсанов Д.Ц. нынешний пред­седатель ульдургинского колхоза и предложил мне написать про моего дедушку, который в 40-х годах работал в колхозе председателем. Этому пред­шествовала интересная ситуация, которая произошла с нами. 

Иногда я показываю своим друзьям дедушкин архив, в котором очень много интерес­ных свидетельств жизни моего дедуш­ки. И как-то мы с мужем показывали архив и Далай Цыдыповичу, на одном из писем он с удивлением обнаружил подпись своего отца, дальше больше, он нашел записку своей матери, в которой она просит дедушку дать ей доски для перегородки. 

 

Оказывается, отец Далай и мой дедушка были за­кадычными друзьями и дружили всю жизнь и после кончины моего дедушки в 1970 году, отец Далай все равно частенько вспоминал своего друга, но мы молодежь даже не подозревали об этой дружбе наших родителей и сделали это открытие совсем не­давно, несколько лет тому назад. 

 

Я, конечно, знала что дедушка работал в Ульдурге, потому что в школе мы ездили в Ульдургу и в музее села я увидела фотографию своего деда в компании людей, один из которых оказался дедом моего одноклассника Тимура Шоноева.

 

Но подробности я узнала из архива дедушки. Он родился в 1909 году. Опустим события его жизни до Ульдурги, в 1942 году он начинает работать ветфельдшером в Ульдургинском зооветпункте.

 

В ноябре его освобождают от работы для того, что­бы он поехал на курсы в Красноярск. В этой связи ему выдается справка из раймилиции до Улан-Удэ,а там завотделом пропаганды и агитации бурят-монгольского обкома ВКП(б) выдает ему справку для предъявления замнаркому внутренних дел БМАССР по милиции.

 

В ней значится, что тов. Галданов обязан выехать сегодня в 5 часов дня, прошу о выдаче пропуска в Красноярск до 2 часов дня.

 

На курсах он изучает такие дисциплины, как история ВКП(б), отдельной строкой идет книга тов.Сталина о Великой Отечественной войне Советского Со­юза, политическая и экономическая география СССР и капиталистических стран, международные отношения и внешняя политика СССР с 1917 года по 1944 год и литература, непонятно какая, может партийная.

 

После окон­чания курсов он приезжает домой в Еравнинский аймак и работает уже в военном отделе аймкома Еравнинского района. У него есть к этой должности интересное удостоверение: предъ­явителю доверяется право проверки документов у граждан, проживающих на территории Еравнинского района. 

 

С этого отдела он переводится в кол­хоз теперь уже имени Кирова. Дела переданы документально, среди них любопытная опись- стол канцелярский с тумбочкой, скатерть суконная, чер­нильный прибор, лампа десятилиней­ная, настольное стекло(сломанное) по одной штуке, и два венских стула.

 

Подписи: начальник военного отдела Галданов сдал, принял председа­тель аймкома Будажабэ. В 1944 году ему выдана справка - на основании постановления бюро АК ВКП(б) тов. Галданов послан для укрепления руко­водства колхоза им.Сталина Эгитуевского сомонного совета на должность председателя колхоза. Председателем колхоза он работает до января 1946 года. 

 

В ноябре 1945 года он получает письмо областного комитета ВКП(б). Письмо написано на бурятском языке. В нем дается подробная инструкция по зимовке скота на четырех страни­цах, в частности там говорится, «что республика издавна считается живот­новодческой.

 

В начале года ЦК ВКП(б) постановило усилить сельско-хозяйс-твенную отрасль страны, поскольку началась зимовка, требуется особенно с председателей хозяйств улучшить работу и провести зимовку без потерь. Поголовье скота следует довести до уровня довоенного, что обеспечивает успех зимовки во-первых - корма. 

 

Если кормов недостаточно, то следует за­готовить ветки различных деревьев, опавшие листья, ветошь, хворост, для высокой поедаемости следует запас­тись сено-соломорезками, топорами, бочками, котлами для запаривания, ящиками для хранения. 

 

Технологиям приготовления вас должны научить зоотехники. Для того чтобы корма хватили до весны вы должны соста­вить календарный план, чтобы корма не разбазаривались у скота должны быть кормушки. Бороться с теми, кто недобросовестно относится к своим обязанностям. Второй вопрос -зимняя пастьба скота. 

 

Чтобы пастьба была успешной, нужно позаботиться об ответственных кадрах, которых не­обходимо обеспечить одеждой, едой. В этой связи вышло постановление.

 

Совнаркома СССР от 7 августа 1944 года- скотникам на зимних пастбищах следует оплачивать 50 процентов премиальных от суммы зарплаты. Обеспечить условия труда на зимних пастбищах построить навесы, укры­тия, организовать водопои, проруби. 

 

Третий вопрос- воспроизводство скота. Надеемся, что ваш колхоз приготовил достаточные и простор­ные помещения для ягнят и телят.

 

Четвертый вопрос-правильное фор­мирование гурта. Возраст, породность, болезни-все должно учитываться. Не следует формировать слишком боль­шой гурт, не бойтесь привлечь больше работников. 

 

Пятый вопрос -провести разьяснительную работу среди кол­хозников о высоком доверии партии и правительства, укреплении стремле­ния не уронить это доверие. В январе 1946 года состоится совещание по итогам зимовки работников сельского хозяйства республики и мы надеемся, что вы или ваш представитель смо­жет быть достойным участвовать в этом совещании. 

 

Видимо, дедушка выполнил все указания и инструкции партии и правительства, зимовка прошла успешно, и его отправляют на курсы партийной школы, уже в январе 1946 года.

 

После учебы на курсах для ук­репления знаний и умений он ра­ботает в аймкоме, откуда дедушка снова направляется в Ульдургу. В связи с этим можем привести текст удостоверения от 18 февраля 1948 года-предъявитель сего тов.Галда­нов командируется в Селенгинский аймак для покупки семенного зерна в колхозах данного аймака до 5 марта 1948 года. 

 

Подписи - председатепь ульдургинского сомонного совета-Дамдинов, секретарь-Будожапов. 

 

Покупка семенного зерна была очень удачной, о чем свидетельствует вырезка из республиканской газеты от 15 октября 1948 года номер 206 -за выполнение годового плана хлебосдачи по пред­ставлению исполкомов аймсоветов депутатов трудящихся и аймкомов ВКП(б) заносятся на республиканскую доску почета; 

 

первым номером стоит колхоз имени Кирова Еравнинского района -председатель тов.Галданов, секретарь парторганизации тов. Сультимов. Следующий документ-записка от секретаря АК ВКП(б) Борисова-исполком и сельхозотдел предлагает послать с вашего колхоза на рес­публиканское совещание Галдано­ва С. и Яковлева С, ваши передовики должны явиться в Улан-Удэ 9 февраля.

 

Каждому отъезжающему составить полную характеристику и обеспечить денежными средствами не менее 500 рублей за счет колхоза с 15 счета.

 

В 1949 году дедушка все еще в колхозе, в газетной вырезке говорится решением бюро аймкома ВКП(б) и исполкома аймсовета первым кандидатом на получение переходящего красного зна­мени зачислен колхоз имени Кирова Ульдургинского сомсовета, выполнив­ший Госплан развития животноводства по состоянию на 1 января 1949 года по лошадям на 100 процентов, по КРС на 101,5,по овцам и козам на 107,по свиньям на 105 процентов. 

 

Несмотря на то, что он - председатель колхоза передовика, он получает обязательс­тво на поставку государству картофеля урожая 1948 года. Он обязан сдать 6 центнеров картофеля, намеренное невыполнение обязательства карается законом. 

 

 

В этом же году он уплачивает сельскохозяйственный налог в разме­ре 166 рублей. В личном листке по учету кадров среди прочих вопросов есть и такие: кто из родственников ваших или вашей жены лишены изби­рательных прав и за что? имеете ли родственников или близких знакомых за границей, где и чем занимаются, когда и почему выехали из СССР и их адрес? 

 

Были ли за границей, когда, в какой стране, цель пребывания, на какие средства существовали и при­чины возвращения в СССР? Служили ли в войсках или учреждениях белых правительств или армий, были ли на территории белых, когда, где и сколько времени. 

 

В папке письма товарищей есть, и такая записка при поездке в Улан-Удэ заберите с собой слушателя областной партшколы Галданова до Улан-Удэ бесплатно. Среди записок коллег о различных текущих пробле­мах и заботах типа горбыля (досок) взаймы, известке для клуба, бензине для машины, старых жатках, вынуж­денных забоях скотины есть совер­шенно отличное от других письмо.

 

Это письмо от колхозника, который был награжден путевкой в Ессентуки за передовой труд. Оно написано так, как он говорил, поэтому я раньше не могла понять, о чем вообще оно, но в тот вечер с Далай Цыдыповичем мы кое-как разобрались в нем. 

 

Оказыва­ется колхозник писал председателю и секретарю парткома письмо о своей жизни на курорте. Итак вот что он пи­шет: «Здравствуйте, многоуважаемый друг и товарищ Саманда-Бадара Галданович, Дагзама Энкеевна (бабушка моя) и Ширибон Ц.Щ.(именно так, от автора)большой разницы не вижу в обстановке, здесь также как и у нас. Правда каждый кулик хвалит свое бо­лото.

 

Затем он описывает свою жизнь и в конце письма спрашивает, как живет моя семья, я вообще-то беспокоюсь, жена оставалась больной и совсем без денег. Бухгалтер и инструктор АСХ должны были деньги, они отдали или нет? Если не отдали, прошу вас окажи­те помощь, затем он передает привет персонально Базарову, Санжиеву и всем колхозникам заодно.

 

 

От себя я хочу сказать, что помню дедушку довольно смутно, лишь неко­торые яркие эпизоды, мы едем с ним на велосипеде на зерноток, он уже больной приезжает из Улан-Удэ и смот­рит свой огород и стайки для скотины, поддерживаемый под обе руки людь­ми, наверное, там была и моя мама. 

 

Мама рассказывала, что дедушка был очень добрый и чистоплотный, очень любил фотографировать, наверное, потому у нас осталось довольно много фотографий его братьев, сестер и дру­гих членов его огромной семьи. 

 

Когда я в своей уже нынешней жизни встречаю очень редко людей, которые знали его, то они отзываются о нем, как об исклю­чительно добром и интеллигентном че­ловеке. Совершенно недавно я узнала, что означает его имя-Саманда-Бадара, оказывается, в тибетском пантеоне это бог доброты.

 

Наверное, это прав­да, потому что мама рассказывала, когда приходило время закалывать скотину, дедушка прихорашивайся, одевал шляпу и был таков. Бабушке приходилось самой все делать, искать забойщика и прочее. 

 

У него никогда не было снобизма, самые разные люди приходили в гости, ночевали и даже жили, так время от времени у нас появ­лялись семьи татаров, еще кого-то, по малолетству я не придавала значения бабушкиным рассказам, а сейчас уже поздно, спросить не у кого.

 

Но у него есть архив, и я испытала настоящий интерес и удовольствие, впервые так подробно прочитав и перелистав его архив. Спасибо дедушке за его архив.

 

Автор: Дарима Галданова,

с. Ульдурга, Еравненского р-на

Автор: Moderator
Просмотров: 2825

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -