Т. Варфоломеев.
Рассказ, 1982 г.
- Что-то ты сегодня, вижу не в себе. Что-нибудь случилось?
Опять Брылев не выучил уроки или, хуже того, сорвал физику? – спросил Иван Петрович жену, едва переступившую порог дома. – Как так можно, скоро четыре часа, а ты еще не обедала. Так недолго и болезнь, какую нажить.
Анна Николаевна прошла в комнату, положила на письменный стол туго набитую ученическими тетрадями и учебниками сумку. Сняла пальто, беличью шапку и устало опустилась на диван.
- ну что сегодня с тобой? Тебя как будто подменили. Какие - то неприятности? – нетерпеливо выпытывал муж.
- Ну ладно, надо сначала пообедать, - отозвалась, наконец
Анна Николаевна. – Трудно говорить о серьезных вещах на голодный желудок. Она встала и слегка охнула, ощутив боль в ногах. Ито ведь около тридцати лет чуть не ежедневно проходила в давно ставшую вторым домом школу, а это ни много, ни мало – только в один конец полтора километра.
Да за день порой приходится не один раз промерить этот путь. И в классе за время урока не присядешь.
Анна Николаевна налила тарелку давно подогретых шей и присела к столу. Утолив голод, обернулась к мужу.
- Вот ты спрашиваешь, чем расстроена. Небось, расстроишься… после уроков состоялся местком: заслушивали отчет о работе молодых учите полей. И что ты думаешь? Конечно, проверяющие по достоинству оценили все хорошее в работе, но и нашли серьезные недостатки.
Почему, к примеру, почти не проводится индивидуальная работа с второклассниками: Кравцовым Петей и Ивановым Гришей - они и читать то толком не умеют, не то, что писать. А Клавдия Васильевна посадила их на последнюю парту и – ноль внимания. По отчету же за вторую четверть все в классе успевают…
Анна Николаевна помолчала и, вспомнив последний педсовет, продолжила…
- Ведь совсем недавно говорили на педсовете, что наглядность на уроке – важнейший дидактический прием, тем более в начальных классах, где без этого дать хороший урок невозможно. А Клавдия Васильевна рассказывала ребятам о Красной Армии, о Красной площади в Москве – не одной картинке на уроке.
Но, видимо не только это волновало ее. Не один раз уже возникали подобные разговоры на различных школьных совещаниях, районных конференциях, в беседах в учительской. Все это уже приелось и воспринималось каждым как нечто обязательное, без чего и не может состояться ни одно обсуждение вопросов школьной жизни. Да и сколько всего такого она слышала, думал Иван Петрович, а по долгу службы, как член месткома, а сама говорила коллегам:
- Что обидно,- как бы угадав мысли мужа, проговорила Анна Николаевна, и, отодвинув стакан с недопитым чаем, встала, подошла к окну, за которым на еще голом кусту ранетки сидели нахохлившиеся воробьи – признак приближения весны.
– Что обидно, так это то, что некоторые молодые учителя пытаются свалить вину за собственные недостатки, на неустройство быта, неразвитость детей, отсутствие настоящих очагов культуры и тому подобное.
Клавдия Васильевна так и заявила: « Не нужен мне ваш медвежий угол! Вот доработаю этот год и уволюсь. В город уеду». А сама то откуда родом? Не из деревни ли? Правду говорят, что есть еще такие люди, которые дома «щи лаптем едят», а на людях все им не так: не так сварено, не так поставлено – все не хорошо.
Анна Николаевна задумалась. Достала из рукава платочек, вытерла вдруг отсыревшие глаза. Так многое, видимо, вспомнилось ей в эти минуты.
А вспомнить, действительно, было что.
Как трудно было ей учиться в войну. Часто полуголодная, в старенькой одежонке, бежала она по тропинке в школу. Да и там не лучше. Не хватало учебников, писать приходилось сажей на газетах и каких-то книгах. И как часто она слышала ответы своих товарищей по классу на вопрос учителя, спрашивающего, почему тот или иной ученик не был в школе: «Есть было не чего, лежал на печке».
Затем долгожданная победа. Помнится, учительница их 4 класса вошла в класс, заплаканная, с мокрым платочком в руках, и срывающимся голосом выдавила: «Ребята… милые вы мои! Война закончилась, мы победили…»
Что тут было!
Все так радовались, кричали, прыгали. А многие и плакали.
Те, которые получили «похоронки» на своих отцов.… А затем всей школой со знаменами и песнями пошли по улицам села.
Вся деревня высыпала в этот день на улицу. Все перемешалось: и слезы и радость.
Вспоминала она и выпускной бал после десятилетки, и вступительные экзамены в Горьковский учительский институт.
Немного прошло тогда времени после окончания войны.
Страна восстанавливала разрушенное хозяйство. А для этого требовались кадры. Особенно нуждались в педагогах Сибирь и Дальний восток.
Перед мысленным взором Анны Николаевны ясно представился тот апрельский день, когда комиссия по распределению кадров определила местом ее будущей работы Бурят - Монголию.
Председатель комиссии показал по карте: «Поедите вот сюда, за Байкал.
Красивейшие места!.. Надеюсь, вы не подведете нас, будете работать честно и добросовестно».
Не помня себя, вышла Анна Николаевна из кабинета: «Что это за Бурят – Монголия? Неужели за границу? А как я буду учить этих монголов русскому языку, если сама не знаю их языка?»
Не много легче стало ей после того, как узнала, что не ее одну направляют в Забайкалье, а и многих других.
Девчата и парни волновались, сразу побежала по библиотекам искать литературу о том крае, расспрашивали всех, кто хоть что-нибудь знал о таинственной Бурят – Монголии.
Однако главное было впереди. Как о своем согласии сказать родителям? Ведь они знают, что районо давно просило Аню пойти работать рядом с домом. А теперь, вдруг, за Байкал.
Но вот сданы, получен отпуск, назначен день отправки на Восток.
- Знал бы ты, Ванюша, как нас отправляли, - вздохнула Анна Николаевна. - Специально был оформлен эшелон для учителей. Ведь ехали на Восток выпускники институтов Москвы, Вологды, Арзамаса, мы, горьковские.
Помню, садились на поезд мы в Москве. Собрались родные, друзья, сколько было слез, напутствий! Жалко было родителей, да и страшновато перед таким дальним путем: куда едим, как там встретят, что нас ждет впереди?
До этого ведь никуда далеко не ездили. Сам понимаешь, было нам по 19-20 лет. Девчонки еще!
Тут по лицу ее промелькнула улыбка. – А дикие были. На какой-то станции узнали, что в одном из вагонов встречного поезда едет бурят. И что же? Мы, будущие забайкальцы, все гурьбой - к тому вагону.
-Смотрины, значит, устроили? - улыбнулся Иван Петрович.
- Ну и как же вас встретили в нашем краю? – спросил муж, хотя давно уже знал все об этом из ее же прошлых рассказов.
- Встретили, я бы сказала, хорошо. В отделе кадров Минпроса республики нас «делили» нарасхват. Все хвалят свои районы, школы, сбили совсем с толку. Сами – то ведь не знали ничего толком. Но я и моя подруга Оля почему – то твердо решили: едим в Махаршибир. Уже потом узнали, как правильно называется район. Потом - опять дорога. Нам сказали, где можно скараулить машину (автобусов – то тогда не было), и мы отправились «голосовать». И сразу повезло.
Остановилась первая «летучка», и тут же встретились с директором одной из школ района. Помню, он нас сразу одобрил: «Давайте, девчата! Вы нам очень нужны. Давно вас ждем». Вот так и доехали. И как видишь, давно уж стали коренными сибиряками, не хнычем, что живем в «медвежьем углу»… Я так думаю: хорошо там, где нас нет. Прежде всего, работать надо, честно относиться к порученному делу. А если скучно, то во многом сам виноват. Вот и Клавдия Васильевна ссылается на скуку. А сама где проявила инициативу? Хоть бы приняла участие в художественной самодеятельности села.…
Ведь приглашали, так нет, не идет.
Помолчав еще немного, добавила:
- Некоторые вот обижаются на работу. Не знаю, или уж так мы были воспитаны, только почему-то всегда старались выполнять любую работу, что нам давали. И никогда не выбирали, что вот, мол, здесь мне трудно, дайте другие классы. У нас и мысли об этом не было. Кому, как не молодым, и быть там, где трудно. А насчет быта так и говорить не приходится. Хоть бы зарплату взять. Сейчас технички в школе больше получают, чем в то время мы, учителя. А ведь жили, и, кажется, на все хватало.
Высказав наболевшее, Анна Николаевна сразу успокоилась. Принялась было вновь за чай, но тот давно остыл, Лучи яркого мартовского солнца тоже успели покинуть стол и солнечные «Зайчики» теперь играли в дальнем углу кухни…
- Знаешь, о чем я вдруг подумал,- проговорил вдруг Иван Петрович, много у нас в районе проводится различных собраний, совещаний. То собирают ветеранов Великой отечественной войны и труда, то чабанов, то строителей, то еще кого-нибудь. Слов нет, все это нужно, необходимо.
Но вот почему никогда не соберут тех, кто много лет назад покинул родные места, приехал к нам учительствовать и обрел здесь, в Сибири, свою вторую родину? А ведь таких не мало среди педагогов района, тем более республики. Вот бы и рассказать сегодняшней молодежи о своей молодости.
Думаю, это была бы во всех отношениях интересная и очень
полезная встреча.
Анна Николаевна не ответила. Сидела, снова о чем-то задумавшись. Наверное, опять вспомнила ту далекую свою молодостью.
Комментарии