Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Культура и быт семейского села

21 марта 2012
Культура и быт семейского села

Духовный и культурный мир был тесно связан с религией и хозяйственной деятельностью. Завершение важных и трудоемких дел всегда приурочивали к какому-либо религиозному празднику. Праздники проводили широко. Особое предпочтение отдавали Пасхе, Масленице, Троице, Рождеству. В дни празднования все население отдыхали. Родственники гостили друг у друга, ходили из дома в дом, либо выходили на улицу и продолжали веселиться; пели песни, плясали, играли в различные игры. Молодежь иногда собиралась на посиделки, которые организовывали в отдельных домах, чаще всего у одиноких женщин, у стариков. В летнее время гуляли на Крутой горе, за околицей, на завалинках. На праздниках молодые девчата и парни водили хороводы, играли в «лапту», в «городки» и другие игры. Дети из зажиточных семей на праздники устраивали катание на «тройках», украшенных дорогой сбруей.

 

Рукописи и книги, изданные ещё до раскола, бережно хранились в каждой семье и передавались из поколения в поколение. Большую часть бытовавших в Забайкальском регионе славяно-русских книг составляют печатные издания.

 

Музыкальных инструментов в селе почти не было, за исключением нескольких балалаек и 1-2 гармоней.

 

Семейские очень любят петь. В протяжных пес­нях раскрываются самобытные черты - многоголос­ное исполнение и использование внутриголосовых распевов. Протяжная многоголосная песня - основ­ное достояние фольклорной культуры семейских, их гордость, то, что они сохранили и пронесли сквозь века.

 

АРХИТЕКТУРА И ДОМОВАЯ РОСПИСЬ

 

Самобытность культуры семейских в полной мере отразилась в архитектуре. В ряду сибирских поселений живописные семейские села имеют осо­бый «лик», узнаваемый даже неискушенным наблю­дателем. Длинные многокилометровые улицы, пов­торяющие причудливые изгибы естественного ландшафта, застроенные добротно срубленными жилыми домами, обнесенные высокими заплотами, создают неповторимый колорит семейского посе­ления. Феномен этой архитектуры невозможно объ­яснить одними только архитектурными формами или глубокими исторически сложившимися строи­тельными традициями. В элементах декоративного убранства жилых домов - оконных наличниках, про-пильных подзорах карнизов, рельефной резьбе - за­частую узнается «почерк» городских мастеров или мастеров из близлежащих русских старожильческих и бурятских поселений. Шестистенные дома-связи, или пятистенки, так им полюбившиеся, повсеместно встречаются в сибирских деревнях и селах.

 

Сибирская домовая роспись - одно из интерес­нейших явлений в русской крестьянской живописи. Росписью занимались в большей степени женщины. Покрывали стены дома и сеней, перегородки, дере­вянные опечки, потолки, полы, матицы. Наиболее распространенными в этих росписях являлись круги в разнообразных вариациях. Круги вписаны друг в друга в количестве от 3 до 10 и даже более. Ширина и размеры круга брались произвольные. Вписанные круги соединяли между собой прямыми, волнооб­разными, ломаными линиями и крючками. Круги изображали одиночными, как центральный мотив, часто без соблюдения симметрии и пропорции.

 

Росписью украшали все - предметы труда, быта, посуду, ворота, крыльцо, игрушки. Особенность ис­кусства семейских в том, что геометрическая рос­пись хорошо гармонирует с яркой традиционной одеждой и внутренним убранством жилища. Хозяй­ка, умеющая украсить свой дом росписью, пользо­валась большим уважением у семейских. Для се­мейских деревень характерно заимствование основных мотивов и деталей друг у друга, однако каждый мастер вносил свою долю, сообразно своим вкусам. Проживая рядом с бурятами, семейские за­имствовали многие мотивы бурятского орнамента.

 

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

 

Резные украшения размещались на основных частях и деталях дома. Охлупень, венчающий крышу жилища, старались сделать резным, часто вырезали в форме конской головы, головы оленя, барана и петуха (конек). Кронштейны и крючья-курицы, на­личники, проемы крылец и полотнища ворот делали при помощи топора, ножа, долота, коловорота, лоб­зика - по принципу от простого к сложному.

 

Полотнища ворот - особая форма отделки - рез­ная апплике, рельефные многолепестковые розет­ки, каплевидные лепестки, ребристые лучевые ро­зетки. Примером могут служить прекрасные резные ворота в Этнографическом музее г. Улан-Удэ, уста­новленные на односторонней улице семейского комплекса. Хотя они и не принадлежали хозяину дома в прошлом. Дом перевезен из с. Куйтун, а во­рота из с. Новая Брянь. Но они характерны для се­мейского села XIX - начала XX века.

 

Ножки всех столов делались точеными. Рельеф­ная профильная резьба на наличниках комодов поч­ти совпадает с резными наличниками окон. Резьбой оформлялись предметы труда (прялки, самопрял­ки). Из сосны, кедра, пихты делались кадушки, водняки, лагуны, ушаты, квашенки. Деревянные игруш­ки с большой любовью дедушки мастерили своим внучатам («чечки» - по-местному).

 

БЫТ

 

В избах и забайкальских старообрядцев всегда очень чисто и опрятно. Чистота посуды – правило всех хозяек. В прошлые времена семейские боялись заразы. Для непрошенного гостя, прохожего хранилась другая посуда. Если человеку дали ковш воды или накормили его обедом, после хозяйка тщатель­но мыла эту посуду, шоркала песком или пеплом, тарелки и чашки (они же чаще были деревянные), полоскала чистой водой, ошпаривала кипятком, просушивала и снова ставила отдельно от семейной посуды - это спасало семьи от заразных болезней, инфекций и эпидемий.

 

Особое место занимал красный угол, в котором размещались иконы. Тут же, на угловом столике стояла кадильница, лежали свечи, на стене висели «лестовки» (четки) и «подрушники» - подручники, сшитые из лоскутков четырехугольные подушечки, которыми пользовались при земных поклонах. Впра­во и влево от божницы идут широкие деревянные лавки или расставлены стулья. Перед ними стоит обеденный стол. У стены, в стороне, обычно стоит столик, накрытый «базарской» скатертью, перед столиком висит зеркало, по обеим сторонам кото­рого свисают концы «рушника» - полотенца.

 

В углу у входа стоит кровать, украшенная рисунками и резьбой. Над кроватью - высокие полати, на которых зимой спала большая часть семейства. В противоположном углу, как правило, находилась большая русская печь, опечек которой разрисовы­вался разными цветами и птицами. Помещение пе­ред печью - куть - часто отделялось «заборкой» - пе­регородкой из досок или занавеской. Между печью «боковой стеной было небольшое помещение - «запечка», где хранилась вся необходимая домашняя посуда. Большим уважением в семейских селах пользо­вались мастера-печники, мастера по строительству мельниц и сами мельники, кузнецы. До сих пор в се­лах живут мастера-умельцы, которые делают изде­лия из бересты, дерева, металла, из талового прута. А туеса и сейчас пользуются у хозяек широким спро­сом. В них хранят соль, молоко, простоквашу, сме­тану, творог, сыпучие товары, различные крупы. Ле­том на сенокосе молоко сохраняется лучше, чем в другой посуде.

 

Сколько нужно было в селе выполнить разных работ: бондари делали бочки, шорники шили и чи­нили сбрую, мастера делали телеги и сани, веялки, сеялки, бороны, вилы, грабли. Мастерицы ткали и вязали домашние ковры, дорожки и половики.

 

Обычаи наших предков были простыми от рас­крытой души, от доверия к каждому. Многое из это­го заимствованно у бурят, живших бок о бок. При входе в дом не стучались. После поклона иконам во­шедший крестился, здоровался. Пришедших гостей после беседы угощали чаем.

 

Верили сельские жители в порчу, сглаз, «хомут», вещие сны, заговоры, приметы, ворожбу. Особая страсть - сказки, легенды, предания.

 

Многие в деревне имели прозвища, клички. Лю­били подтрунивать над лодырями, неряхами, пере­дразнивали скупых и злых.

 

Чистота в доме, во дворе, порядок на пашне и в огороде были залогом здоровья семьи. Все домо­чадцы знали свои обязанности и выполняли их без понуканий - этот неписанный закон сохраняется и поныне.

 

Одежда.

 

Одежду обычно производили сами. У некоторых сельчан были ткацкие станки, на которых ткали полотенца, половики, подвязки, пояса и т.д. Такие мастерицы, как Домна Терентьевна Иванова, Марфа Евстигнеевна Варфоломеева, Секлетинья Пахомовна Варфоломеева и многие другие.

 

Обувь была своего производства. Возделывали кожи и шили ичиги, пимы. Порой мужчины носили брюки из телячьей кожи или из овчины. Не у многих были сапоги или ботинки, а уж если были, то их носили десятилетиями, по праздникам.

 

Рабочей обувью были ичиги, под которые надевали теплые носки, связанные в «одну иголку» с толстой овечьей пряжи. Носки вязали без пятки, что позволяло надевать их, поворачивая каждый раз, это продлевало срок носки. Для зимней работы использовали утепленную обувь - пимы, которую одевали поверх ичигов. Шапки шили из собачьих шкур, шкур лесных зверей.

 

В праздничные дни люди принаряжались в шелковые, кашемировые, бархатные одежды, разных оттенков.

 

Мужской наряд состоял из рубахи, типично- русской косоворотки. Шили из ткани «далембы» черного, синего цвета- рабочие рубахи. Праздничные рубахи шили из однотонных цветов из ситца, сатина. Порой использовали ткань красного цвета. Рубаху подпоясывали широкими кушаками. Штаны украинско-белорусского типа. Верхней одеждой служил домотканый зипун, овчинный полушубок.

 

Одежда семейских отличается своей яркостью, опрятностью, расшитыми головными уборами и са­рафанами, сходными с одеждой русских крестьянок средней полосы России.

 

У семейских в силу приверженности старине и религиозных воззрений очень долго сохранялись старинные формы национальной одежды. Одежда семейских представляла собой своеобразный вари­ант русского национального костюма, отличный по ряду деталей от одежды сибиряков и сходный с одеждой других двух старообрядческих групп, по­селившихся на Алтае. Наиболее существенным от­личием семейского комплекта являются женские головные уборы и прямой сарафан (ранее косоклинный), который не встречался у старожилов Восточ­ной Сибири.

 

Одежда семейских приняла свой окончательный вид в конце ХVII – начале ХVIII вв., когда староверы проживали в Польше. Она включала в себя не только северо-великорусские особенности наряда (прямой сарафан в шесть полос и кичку), но и некоторые элементы польского, белорусского, украинского костюмов (гачи, шаровары, ношение корольков, различные способы повязывания платков). Имелись в них и южно-великорусские черты одежды: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, «дутые» бусы. Яркость тканей, украшения цветами (живыми и искусственными) и птичьими перьями.

 

Отличительной особенностью одежды семейских главным образом у женщин, является ее яркость, красоч­ность. Наряд в праздничные дни состоял из рубашки с прямыми полами, цветными рукавами, поверх ко­торой надевался яркий цветной, отделанный лента-мисарафан на «проймах» (лямках). В будничные дни носили темный одноцветный сарафан, без лент или с лентами, пришитыми в два или три ряда почти у самого низа. Ленты были яркими и обязательно от­личались по цвету от сарафана. Для крепости «до­брый», т.е. из дорогой материи, сарафан с изнанки подшивался другим материалом. Под сарафан на рубаху надевалась юбка. К юбке пришивалась «станушка» (низ) из грубой материи и рукава из фабрич­ной цветной ткани.

 

Поверх сарафана чуть выше талии подвязывался пояс, тканый в старину из шерсти, позже - из шел­ковых или бумажных ниток. Пояса были красиво от­деланы геометрическими фигурами из разноцвет­ных ниток. Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили деньги, носовой платок, наперсток и т.д.

 

Поверх сарафана спереди на шею надевался цветастый «запон» - фартук с грудкой, по подолу украшенный лентами, подвязанный по талии лен­точками или шнурками.

 

На шею на гайтане (шнурке или тесемке) вешали медный восьмиконечный крестик и прятали его под одежду. Грудь у женщин, особенно в праздники, была украшена бусами - «янтарями», которые очень ценились.

 

Верхней одеждой служил халат, надевавшийся на накидку, рукава же свисали сзади. Зимой также носили меховые шубки и плисовые бекеши. На службы в церковь надевали длинные халаты. Халат по­короче служил для дома. Позже стали носить «курмушки» - подобие жакета с клиньями.

 

Наряд девушек отличался от наряда замужней женщины только отсутствием кичек. Кичка - неза­менимая деталь одежды семейского костюма. Она вышивалась под золото выпуклой гладью. Пояска - неширокая полоска внизу кички вышивалась бисе­ром в восемь ярусов. Отделкой кичек занималась самые искусные мастерицы. Вверху кички (посере­дине) пришивали украшение из цветных ниток - пучек.

 

Комплект мужской одежды у семейских смешан­ный: рубаха-косоворотка чисто великорусская, а штаны - украинско-белорусского типа.

 

Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, шта­нов, головного убора, верхней одежды и обуви. Холщевая рубашка без воротника, с разрезом с левой стороны и с «ластовкой» (вставка под мышками) низ­ко подпоясывалась широким кушаком. В конце XIX в. были распространены косоворотки со стоячим воротником, появились ситцевые рубахи; богатые носили шерстяные, плисовые и бурсовые рубахи.

 

Штаны носили широкие (шаровары), иногда цветные. На голову надевалась круглая войлочная или самодельная шерстяная шляпа. Были в моде шапки лисьи или бобровые с лентами на макушке. В конце XIX в. появились «курашки» - картузы.

 

На ноги обували сапоги, унты, «боретки», ичиги, пимы, катанки. Самым популярным видом обуви были ичиги, которые шили из сыромятной или дуб­леной кожи с внутренним швом, а затем выворачивали. Голенища их были до колен и выше и перевя­зывались у щиколотки подвязками (тканой вязаной тесьмой или ремешками). Летом ичиги носили с портянками, зимой - с беспятными шерстяными но­сками.

 

Были распространены шубы из овчины, полу­шубки, тулупы. Доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды, шилась из собачьего или гураньего меха. В будни носили «шамели» - зипуны, сшитые из самодельного сукна, а по праздникам - лисовые «курмушки», бекеши, борчатки. На руки зимой надевали «варьги» - варежки из шерсти овечьей и коровьей, связанные одной иглой, а также обыкновенной вязки - пятью иголка­ми. Иногда для крепости шерсть пряли совместно с пенькой.

 

Женский наряд.

 

Сарафан своеобразного покроя, где передняя часть сарафана намного выше задней. Сарафан очень широкий, присборенный с верху, возле широких бретелек. Для шитья сарафана взрослой женщины использовали 3-4м. ткани. Шили сарафан с подкладом. Праздничные сарафаны шили с яркой, обычно с крупными цветами, кашемировой ткани. Рабочую одежду шили не настолько яркой, из ткани отечественного производства; сатина, ситца. Под сарафан надевали рубаху, к которой пришивалась юбка, называлась она «станушка». Праздничные рубахи шили из атласа, шелка, украшали мелкой вышивкой воротник-стойку, рукава, вырез. Подпоясывали сарафан кушаком. Поверх сарафана надевали фартук, который называется «запон».

 

Сарафан и запон украшали по подолу лентами разных цветов или ажурными кружевами, вязанными в ручную. На голове носили кичку, которая представляла собой специально сшитое приспособление в виде шапочки с уплотнением-рожком впереди, за который крепился платок. Концами платок обвивали вокруг головы и крепили булавками, один конец свисал свободно позади головы. На праздник кичку делали из нарядных кашемировых и атласных больших платков. Украшали кичку цветами, брошами. Под кичку надевали специальное приспособление «кучери», которые пришивали к шапочке. Они были видны из-под платка, придавая видимость кудрей. На кучери нашивали бисер или смазанные маслом и высушенные перья. Под рубаху, под воротник надевали «подзатыльник», сшитый из парчи. Надевали его с целью, чтобы меньше загрязнялась рубаха. На шею надевали мониста в несколько рядов, янтарные бусы.

 

Верхней одеждой служила поддевка, плюшевые жакетки. Рабочей одеждой служила стеганая куртка – «курмушка». Кичку женщина одевала, когда выходила замуж. В девичестве носила платок. Заплетала одну косу, в замужестве – две. Семейские являются хранителями уникальных форм древнерусской одежды. Исследователи находят в одежде черты юго-западных областей России, а также украинско-белорусские. Увлечение семейских яркими цветами в костюме, узорами, обилием украшений, применению различных лент, кружевов, подвязыванию дополнительного платка, обычаю украшать головные уборы цветами – все это близко к украинской традиции.

 

Головной убор – кичка.

 

У семейских более чем у других, нашли приме­нение китайские ткани даба, далемба, шелка - бурс, канфа, чесуча и др. И если в Приангарье в конце XIX в. шелковье вышло из моды и его распродавали и жертвовали в церковь, то в Забайкалье старинные шелковые ткани использовались для праздничной одежды и после Октябрьской революции. Бумажные ткани, шелковые платки - атласы и тонкие шерстя­ные кашемировые шали - изделия русских фабрик -также находили здесь широкий сбыт.

 

КУХНЯ СТАРООБРЯДЦЕВ

 

Кухня семейских состоит строго из скоромной (мясной) в мясоеды и постной в посты еды. Главным продуктом питания считается хлеб ржаной, пшенич­ный. В большом количестве употребляются карто­фель, капуста и другие овощи, особенно осенью и зимой.

 

В мясоеды питание состоит из баранины, свини­ны, говядины, мяса диких коз и изюбрей. Едят мясо жареным и тушеным, мясные щи (шти), суп, похлеб­ку, яичницу на сале, молоко, масло, сметану, творог, простоквашу, картофель на масле, картофель с са­лом, пельмени, суп-лапшу с мясом, пирожки с пече­нью, студень и другие блюда. По средам и пятницам, считающимися постными днями, пища скуднее: хлеб, блюда из муки, толченый картофель с расти­тельным маслом (бульбишня) или «в мундире» (с кожурой), капуста, постные щи, суп, ботвинья с лу­ком, кисель, разные каши.

 

В пост пекут пирог с луком, грибами, морковью, иногда с рыбой, лепешки с ягодами. Любят печь пироженики (пирожки) с разной начинкой: черемухой, морковью, яйцом и др.

 

Особенно обильной и вкусной бывает пища по праздникам: пирожки с мясом, пельмени, жареные поросята, лапша с мясом или молоком, картофель с мясом, яйца вареные, яичница, сдобная стряпня. Из рыбы особенно ценятся омуль и кета. В чай добав­ляют дикорастущие растения: бадан, иван-чай, брусничник, листья смородины, листья малины, шульту (сердцевину березы), чагу (березовый на­рост), ревень, чай с «забелкою» (с молоком), готовят ботвинью и квас.

 

Чай семейские долго не принимали, считали за грех. Хотя перевозками его занимались из Кяхты. Использовали чагу (березовые наросты-шарики), их в разные годы называли по-разному: шульта, а ныне это бифунген, рекомендован в народной медицине в микстурах и кремах-мазях при опухолевых новооб­разованиях, варикозных расширениях вен, многих кожных заболеваниях - панацея от многих заболе­ваний.

 

Туеса, корзина, кадки.

 

Хозяйственные принадлежности.

 

Среди Никольского населения были неплохие умельцы: плотники, столяры, бондари, кузнецы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся предметы: телеги (шарабаны), ткацкие станки, деревянные кровати, туеса, ложки, резьба на оконных наличниках, воротах и т.д.

 

Колодцы рыли вручную, глубина до 3-4 м. Воду зачерпывали «цепней», которая крепилась на трос. Трос прикручивали к «журавлю», на втором конце которого прикрепляли противовес, с помощью противовеса легче вынимать цепню с водой.

 

Праздники

 

Главный праздник христиан – Пасха – день, когда вновь переживается событие, не только изменившее ход истории, но и наполнившее новым содержанием взаимоотношение человека с Богом. Дата празднования Пасхи устанавливается в первое воскресение после весеннего полнолуния (которое наступает после или в день весеннего равноденствия), если это воскресение приходится после дня еврейской Пасхи. В противном случае, православная Пасха переносится на первый воскресный день после еврейской. Получается, что празднование Светлого Воскресения происходит в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. Дата празднования должна соответствовать евангельским событиям.

 

Важнейшими праздниками после Пасхи являются Двунадесятые. Они посвящены событиям земной жизни Христа и Богородицы и делятся на неподвижные (в соответствии с хронологией церковного года, начинающегося 1 сентября) и подвижные (соответствующие хронологии пасхального круга). Неподвижные праздники: 8(21)сентября – Рождество Богородицы;

 

14(27) сентября – Воздвижение Креста Господня,

 

21 ноября (4 декабря) – Введение во храм Пресвятой Богородицы,

 

25 декабря (7января) Рождество Христово,

 

6(19) января – Крещение Господне (Богоявление),

 

2(15) февраля – Сретение Господне,

 

25 марта (7 апреля) – Благовещение ПресвятойБогородицы,

 

6(19) августа – Успение Богородицы.

 

Подвижные праздники: за неделю до Пасхи – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение),

 

40-й день после Пасхи – День Святой Троицы (Пятидесятница).

 

 

 Варфоломеева З.К.

Автор: Moderator
Просмотров: 11132

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -