Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

О Медицине

14 января 2012
О Медицине

Из книги «ИСТОРИЯ старообрядческого села НОВОСРЕТЕНКА» В.А. Павлова и Ю.В. Павловой


Не подлежит сомнению, что в сокровищнице народных средств и способов врачевания находится немало очень действенных и полезных, но мало или вовсе неизвестных научной медицине. 

Как бы не открещивались от народной медицины ярые поборники так называемого строго научного направления в терапии, последняя всегда пользовалась, пользуется и, наверное, еще долго будет пользоваться материалами из этой сокровищницы.

 

Что касается развития здравоохранения на селе, то еще долгое время после установления советской власти в Бурятии староверы очень настороженно относились к приезжавшим врачам, поэтому на селе пользовались услугами костоправов, знахарок и повитух.

 

Правильнее будет сказать, они практически их не использовали, считая за большой грех обратиться к доктору. В этом нам видится не только суеверный страх, основанный на религиозных запретах, сколько практичность, рационализм семейского, воспринимающего жизнь во всех ее проявлениях такой, как она есть на самом деле.

 

Чувствуя недомогание или хворость, семейский не спешил к врачу, а обращал свое внимание на природу с ее травами, кореньями, целебными источниками. Именно она «врачевала» и охраняла здоровье земледельца и труженика. А сопротивление проходившей в начале ХХ в. вакцинации от оспы оказывалось прямо-таки фанатичное, доходило до того, что они требовали от односельчан отсасывать прививку через соломенную трубочку, называли место прививки «антихристовой печатью».

 

В своих медицинских «воззрениях» уставщики опирались на мысли типа «Бог дал – Бог взял», даже оспу называли «госпочкой», считая, что, если человек истово молится и не грешит, она его и не затронет, а уж если затронула – значит, так Богу угодно.

 

Медицину в целом они проклинали, считая, что все лекарства «от немцев» идут и русскому человеку применять их негоже. Конечно, косность и заскорузлость таких воззрений были очевидны многим семейским, которые давно жили бок о бок с сибиряками, да и сами обладали критическим умом, любознательностью и свободомыслием.

 

Семейские не признавали вплоть до 20-30 годов XX века научной медицины. Тем не менее, естественный прирост населения у семейских был выше, чем у местных старожилов. Жизнь и здоровье у семейских поддерживались естественным путем, без особого вмешательства извне.

 

Чистая, девственная, еще не затравленная природа, здоровый дух, чистая вода, свежая пища, работа не из-под палки, без понукания и стрессов, по своей воле и каждому по своей силе, запреты пить водку и курить табак – все это давало возможность поддерживать им свою крепость и свое здоровье долгие годы.

 

Крестьянин был не так прост: он постоянно прибегал к рациональным способам, проверенным опытом, и старался избавиться от хворости с помощью всевозможных лечебных процедур: чувствовал благотворное влияние тепла при простудах, массажа, различных мазей и натираний, ценил способность отдельных лиц вправлять вывихи, сращивать сломанные кости, используя лишь лучину и бересту.

Психотерапия с ее заговорным искусством тоже помогала ставить человека на ноги, укрепляла его дух и веру в себя. Таким эмпирическим путем, путем проб и ошибок и отдельных редких успехов, зарождалась и становилась народная медицина.

 

Семейские самоизлечивались от разных болезней: надсада, простуда, порча, кумуха (лихорадка), волосец, утин (боли в пояснице), сглаз и т. п.

 

В селе Новосретенка есть знахари, шептуньи, повитухи, которые занимаются народными способами врачевания и знают заговоры от многих болезней и напастей. Так, повитухами на селе были Павлова Ульяна Самуиловна. она помогала женщинам, у которых были проблемы с опущением матки, делала специальные массажи в банях, помогала молодым женщинам рожать и принимала новорожденных. Умения перешли к ней от матери, которая обладала этим даром. Также повитухой на селе была Афанасьева Акулина Петровна.

 

В основном это женщины старше 50 лет, дар и знания передавались от матери к дочке. Среди местных жителей они пользуются репутацией людей, приносящих пользу при отдельных заболеваниях.

 

Савельев Трофим Фокеевич «ладил» воду от сглаза. В настоящее время Ткачева Мария Трофимовна переняла умения и знания у своего отца по заговору грыжи, «правления» головы и излечивает людей от недугов.

 

Семейские лекари заговаривают грыжи, «правят» головы при сотрясениях, пользуют от надсады, выводят бородавки, лечат ячмень, «засекают утин» (боль в спине) и прочие.

 

Несмотря на то, что сейчас в каждом населенном пункте имеется больница или фельдшерский пункт, а в аптеках – большой ассортимент лекарственных средств и препаратов, подчас люди (при длительных заболеваниях) в надежде на выздоровление прибегают к помощи лиц, владеющих даром исцеления с помощью трав, мазей, заклинаний.

 

А вот несколько полезных советов от семейских лекарей села Новосретенка.

 

Помимо эстетического назначения бусы использовались в народной семейской медицине при лечении зоба. Бусинку толкли в порошок и употребляли в пищу с едой.

 

Врачи, скорее всего, сочтут такой рецепт далеко отходящим от медицины, но ведь в морском янтаре содержится йод – вещество, которого были лишены староверы в повседневной пище и которое действительно помогает при заболеваниях щитовидной железы.

 

Если дела плохо обстоят с почками, то следующий рецепт будет совсем кстати: почки лечат березовыми почками, которые заваривали как чай и пили. Камни в почках растворяли березовым соком.

 

А вот если воспален мочевой пузырь, то для его излечения нужно покушать морошки, она восстановит все обменные процессы и вы снова будете здоровы.

 

При болезнях желудка использовались настои трав: ромашки, троелистки. Красную («рубашную») траву считают хорошим крововосстанавливающим средством и целебной при болезнях желудка. Также очень полезен рецепт для желудка – стакан овса размешивают в литре воды и кипятят 20 минут, затем процеживают жидкость через марлю и литр настоя нужно пить в течение дня.

 

Средствами от «головы» считают зубровку, душицу, бруснику и панцерию шерстистую. Панцерию шерстистую или «смоген» пьют при белой грыже, болях, давлении и гипертонии.

 

От повышенного давления крови применяют боярышник, утесную горную полынь и шикшу, а от пониженного давления – «Кузьмич-траву».

 

В основном травы для лекарственных целей собирают в период цветения. Сбор их приурочивают к Иванову дню (24 июня), который у семейских носит название «Ивана Травника».

 

В лечебных целях использовались черемша, солодка, ревень, чага, а из культурных растений – лук, чеснок, огурцы, капуста, морковь, укроп, мята и др., применение лекарственных растений сопровождалось чаще всего заговорами, молитвами, окуриванием и опрыскиванием нашептанной водой.

 

В старину большинство семейских своим завидным здоровьем были обязаны русской бане. В ней семейские прогревались, парились вениками березовыми, делали массажи. А после баньки ели мед, малину, бруснику, что прогоняло первые признаки простуды и всякой любой другой хвори.

 

В настоящее время применяются в селе Новосретенка многие рецепты из практики семейских и, что интересно, излечиваются. Во время исследований я спрашивала бабушек, а как много в селе было врачей и как долго лечились, на что они мне отвечали:

 

«Ох, редко, дочка, мы болели, а если хворь застанет, то не надолго, немного травки, баньки, потом на печку и здоров».

 

Но, как ни крути, наука развивалась, а вместе с ней и медицина. В селах появились медпункты, в которых работали фельдшеры, медсестры и санитарки. В конце 40-х годах после войны фельдшером работала Анна Алексеевна. В 50-е годы – Анна Исаевна. В 60-е годы – Анна Григорьевна (к сожалению, так и не удалось выяснить их фамилий), после них приступает к работе Павлова Мария Васильевна и санитарка Слепнева Евдокия.

 

Долгие годы жизни отдала своему любимому делу фельдшер Павлова Мария Васильевна, а фельдшерский пункт все ютился в маленьком бывшем частном доме по Школьной улице, затем он переехал в здание бывшей сельской администрации. В связи с тем, что здание было ветхим, коллективное хозяйство «Новосретенское» (директор Павлов В.А.) для обслуживания своих рабочих и населения ставит цель по-

строить здание нового медпункта с современным физиокабинетом.

 

И, наконец, в 1992 году был сдан в эксплуатацию фельдшерский пункт. Заведующим физиокабинетом становится Афанасьева Зинаида Васильевна, а работу фельдшера начинает Павлова Надежда Назаровна, санитаркой – Шварова Татьяна Семеновна. Совсем недавно физиокабинет был оснащен современным физиоприбором УВЧ-30, который помог приобрести депутат Народного Хурала Республики Бурятия Владимир Анатольевич Павлов.

 

И теперь это просторное, светлое здание, с людьми, которые работают с чувством любви и ответственности. 

Автор: Модератор
Просмотров: 2727

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -