Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Избы и быт семейских

14 января 2012
Избы  и быт семейских

Из книги «ИСТОРИЯ старообрядческого села НОВОСРЕТЕНКА» В.А. Павлова и Ю.В. Павловой

 

Избы семейских – высокие деревянные постройки. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Семейские делали затем, чтобы в доме солнца было больше. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. В селениях семейских улицы чаще всего застраивались домами с двух сторон. Изредка встречались квадратные дома с двускатной и четырехскатной крышей. 

Четырехстенная изба делалась на высокой подклети, покрывалась тесовой двускатной крышей; в ней ставилась русская печь устьем к передним окнам.

 

«Пятистенка» отличалась от «четырехстенки» тем, что была разделена капитальной бревенчатой стенкой на две половины – дом Савельева Иллариона Трофимовича. В крестьянскую усадьбу входили, как правило, теплый и просторный жилой дом, казенка и крепкие наземные помещения для скота, прочный амбар для хранения зерна, погреба с надстройкой для хранения скоропортящихся продуктов в летнее время, небольшая баня.

 

Двор обносился высоким тыном. Дома рубили в основном в «лапу», налаживая верхнее бревно с пазом (желобом) на нижнее, иногда в «угол», то есть с выступающими концами бревен.

 

Для жилых помещений пазы делались глубже. Между бревнами прокладывали слой мха, причём чем больше был паз верхнего бревна, тем больше мха закладывалось в него, следовательно, больше тепла удерживалось в избе.

 

Первоначально избы рубили топором, использовались также поперечные и продольные пилы. Внутренние стены чисто обтесывались, углы делались круглыми, для пола использовались толстые бревна, которые раскалывались на две половины и гладко отесывались топором с плоской стороны. Крыши крыли тесом и «дором» (драными досками).

 

Примерно в середине XIX столетия было освоено драньё досок, что намного облегчило труд строителей. Способ приготовления «дора» заключался в следующем. Ровное бревно раскалывали на четыре части и затем каждую часть при помощи железного крюка и специальной деревянной ручки раздирали на доски, между которыми по мере раскалывания передвигали деревянный каток.

 

Крыши делали на два ската. Сверху доски крыш прижимались «охлупенем», который седлом захватывал под себя гребень крыши. Нижние концы были опущены в желоб, который поддерживали деревянные крюки (курицы). Концы охлупня иногда оформляли скульптурно в виде конской или оленьей головы, реже – птичьей, иногда прибивали рога гурана (дикого козла).

 

Очевидно, в эти изображения сначала вкладывался некий магический смысл – они должны были охранять семью от злых духов и разных несчастий, но со временем эта символика приобрела чисто декоративное назначение.

 

Навесы хозяйственных построек покрывались соломой и «лубками», ибо тес и «дор» не каждому были по средствам. Основным строительным материалом являлись сосна и лиственница. «Стопу» (сруб) рубили главным образом из сосны, только на нижние венцы употреблялась лиственница.

 

Дом внутри разделялся чаще всего на три части: передний угол, куть и запечье. В переднем углу стоял стол, за которым вся семья ела из одной чашки. Над столом в углу помещалась божница, вся заставленная иконами старинного письма, которые очень ценились старообрядцами.

 

Чаше всего встречались иконы с изображением богоматери, Николая угодника (Николы), Георгия Победоносца на белом коне, убивающего чудовищного змея, писаные на досках. На иконостасах были укреплены восьмиконечные кресты с распятым Христом и медные складни. Иконы бережно хранились и передавались из поколения в поколение.

 

Под божницей висели лестовки (четки), «подружники» (подручники) – четырехугольные подушечки, сшитые из лоскутов, применявшиеся при совершении земных поклонов; к божнице были прикреплены свечи. Вдоль стен стояли широкие деревянные лавки.

 

По чистым стенам, преимущественно в праздничные дни, развешивались яркие разноцветные «карманницы» (стенное украшение, сшитое из обрезков шелка, кашемира, атласа и другой красочной материи на подкладке). Недалеко от порога стояла кровать, чаще всего, покрашенная и с точеными ножками. На нее днем укладывали потники и подушки.

 

Над кроватью под потолком делали полати (настил из досок), на которых спали многие члены семьи. Часть домочадцев спала на полу, расстелив потники и шубы. Излюбленным местом семейских стариков и старух была обширная, глинобитная, реже кирпичная русская печь, находившаяся в противоположном от кровати углу.

 

Печь являлась не только главным источником тепла, в ней варили и долго в горячем состоянии сохраняли пищу, сушили одежду, на ее поверхности спали, в ней прогревались от простуды. К тому же на печи сушили хлеб, солодили зерно и т. п.

 

Опечек – деревянное основание печи – обычно расписывался различными фантастическими цветами, орнаментом, поражавшим неожиданным сочетанием красок.

 

Хорошим печником в те годы был Петров Мирон Осипович. В наше время мастерство кладки русских печей не забыто. Петров Геннадий Фомич по просьбе сельчан кладет русские печи. Как же изба без русской печи?!

 

Полы в избах в старину не красили, но мыли и протирали («шоркали», по выражению семейских) так тщательно, что они сияли. Долгое время полы посыпали «дресвой» – чистым речным песком, а некоторые хозяева застилали их домоткаными половиками – «постилками» или вязаными из разноцветного тряпья кругами. Цветы в горшочках или деревянных лагушках были обязательной принадлежностью дома семейских.

 

Перед каждым праздником мыли не только внутри дома, но и наружные стены сверху донизу. Для мытья применялись специальные козлы и настилы.

 

Не только дом, но и двор содержались в полном порядке и чистоте. Дворы и надворные постройки, занимавшие обычно в середняцких хозяйствах около 3/4 десятины, делали просторными и удобными.

 

Дворы делились на две-три части. На переднем дворе находились амбар, погребица с холодным глубоким погребом, где хранились летом скоропортящиеся продукты: молоко, мясо, сало, ягоды, варенья, соленья, приготавливать которые семейские женщины были большие мастерицы. Тут же под навесом стояли телеги.

 

Задний двор был предназначен для скота: лошадей, овец, коров и свиней. Скотский двор иногда был крытым, разные животные были отгорожены друг от друга изгородями. Тут же были расположены хлев для свиней, стайка для коров и овчарни для овец.

 

В хлев клались «мерлоги», то есть кучи соломы, в которую зарывались свиньи. В стойле были «комяги» – большие долбленые колоды наподобие корыта, в которых кормили и поили скот.

 

На третьем дворе были расположены сеновал, хозяйственный инвентарь, ступка для толчения конопляного семени, мялки для конопли. Иногда там строили баню, топящуюся «по-черному», то есть с каменкой, не имеющей трубы для выхода дыма, весь дым выходил через отверстие в потолке, отчего потолок и стены были покрыты толстым слоем сажи. Белые бани появились позже.

 

За третьим двором находилось гумно, где устраивали клади хлеба, ток или «ладонь», для обмолота снопов, риги и сушила. На гумне стояли и зароды соломы. Дворы были обнесены высокими заборами из плах или жердей, гумно иногда обносилось частоколом, но чаще изгородью из жердей.

 

Иногда усадьбу огораживали стоячим остроконечным бревенчатым тыном – наиболее древним видом ограждения. Особенность его заключалась в следующем: глубоко вкопанные столбы соединялись скрытыми внутри горизонтальными брусьями, пропущенными через сквозные долбленые отверстия в бревнах. Прочность такого тына и трудность его преодоления обеспечивали ему столь долгую жизнь.

 

На гумне почти у каждого хозяина был свой колодец с журавцем на высоких, обычно двух столбах. К журавцу была прикреплена цепня (длинный шест), к которой привязывалась бадья (деревянное окованное ведро). На гумне недалеко от колодца находились огороды с широкими грядами, на которых выращивали капусту, брюкву, морковь, лук, чеснок, горох, укроп, в парниках – огурцы, сеяли множество цветов (мяту, мак, ромашку, гвоздику и другие).

 

За огородом располагались телятники – выгоны для телят с поливом из канав.

 

Для освещения в доме служил очаг (камелек), расположенный на шестке печи, где жгли мелко наколотые смоляные чурки и щепки. Применялись и жировики: подогретые шкварки (остатки от вытопленного сала) мелко толкли, добавляя в них натопленный из кишок жир, затем этой смесью обмазывали туго скрученную тряпку и ставили ее в металлическую или глиняную посуду (плошку).

 

Использовалась и лучина. Всех «мирских», приехавших в гости или по делам, семейские угощали из отдельной посуды, которую держали специально для них и хранили отдельно. Если же семейский уезжал куда-либо, то посуду свою брал с собой.

 

В отменной чистоте содержится посуда. Она для разных хозяйственных нужд отдельная. Для приготовления пищи – одна, для скота – совсем иная, для бани используется особая. Вместо кастрюль использовали чугуны, в которых готовили наваристые «щти», как говорят семейские. Готовили в русской печи, отчего пища казалась вкуснее из-за того, что она готовится в собственном соку при определенной температуре.

 

Варили каши, топили молоко, пекли лепешки, хлеб, калачи, сдибни. Для просеивания муки используют сельницу, которая, на первый взгляд, может быть, и кажется недостаточно вместительной, но это только лишь обман зрения, в нее помещается около 15 кг муки.

 

До наших времен сохранились рецепты таких мучных изделий, как затирка. а рецепт ее прост: просеивается мука в сельнице, если нет поста, то вбивается яйцо, вливается стакан молока, одна столовая ложка масла или жира и все это натирается до мелкой крупки. Затем просушивается в печи на противнях. Горстка этой затирки заваривается кипящим молоком, а если молока нет, то кипящей водой, добавляется мелкопорезанный лучок, соль по вкусу и вкуснейшая питательное блюдо готово.

 

До сих пор, бывая мимоходом в гостях, мы просим, чтобы Мария Трофимовна сгоношила (быстрое приготовление) только это блюдо и чай с топленым молоком (топленое в русской печи).

 

Также для выпечки хлеба используются сельница, квашня, в которой подходило тесто, веселка для обминки теста, лопата для посадки караваев в печь, для выпечки пирогов использовался противень, топилась русская печь, клюкой выгребались угли из печи в тушилку, которые затем использовали для самоваров, а более мелкие угли загребали на загнетки и прихлопывали золой.

 

Пользовались ухватом для перестановки в печи чугунов или горшков. Сковородники – ими цепляли сковороды. Кадушка или водянка – их использовали для содержания воды, емкостью 100 литров. Внутренняя поверхность водянки не красилась, поэтому вода стояла всегда свежей.

 

Когда не было света, использовали лампу.

 

Кувшин в основном использовался под квас, молоко.

 

В ходе исследований быта семейских Афанасьева Степанида Ивановна рассказывала и показывала, как ранее семейские обходились без наших современных утюгов, миксеров и другой бытовой техники. Например, рубель и скалка применялись для глаженья белья. Для этого требовалось обмотать скалку бельем и рубелем; накатывая скалку, гладили одежду семейских, что требовало терпеливости и усердия. Как показано на фото, качество глажения утюга и рубеля почти одинаково.

 

На самопрядке женщины пряли пряжу из овечьей шерсти и из нее вязали, в основном, варьги, носки. Интересно, что «самопрядка» – станок немецкого образца, секретом изготовления которого староверы овладели еще в Польше; в свое время он был самым «продвинутым» прядильным станком на всей территории России.

 

Это говорит о том, что старообрядцы никогда не были замкнутыми и зашоренными людьми – напротив, они всегда охотно перенимали новшества у своих соседей. На станках ткали сито из конского волоса, которые в свою очередь подразделялись на частые и редкие. Ткали пояса, подпояски.

 

Как жаль, что так мало остается таких приспособлений для хозяйственных нужд, некоторые разваливаются от старости, другие, переданные по наследству, просто выбрасываются из-за их бесполезности.

 

Теперь наличие хозяйственной утвари напоминает лишь о старине, что когда-то наши семейские бабушки использовали это; теперь редко кто из современных бабушек используют оставшуюся утварь по ее настоящему назначению, и, осознавая это, мы должны зафиксировать, что действительно была такая посуда, как туесок или рубель, сельница, самопрядка, что использовали наши предки.

Автор: Модератор
Просмотров: 13924

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -