Ботоевой Матрене Борисовне, замечательному педагогу, инициатору и организатору исследовательской работы по краеведению, этнографии, устного народного творчества байкало-кударинских бурят, знатоку родного бурятского языка и культуры, собирателю фольклора, отличнику просвещения РСФСР в апреле этого года исполнилось бы 80 лет.
Матрена Борисовна родилась в 1932 году, поступила учиться в Корсаковскую семилетнюю школу в 1939 году и окончила её в 1946 году. Продолжила учебу в Улан-Удэнском педагогическом техникуме, и после успешного его окончания проработала год в Орликской средней школе Окинского района, затем с 1952-1956 гг. училась в Педагогическом институте г. Улан-Удэ. После его окончания проработала в Байкало-Кударинском райОНо инспектором, и с 1958 года до конца жизни преподавала бурятский язык и литературу в родной Корсаковской школе.
Трудовая деятельность Матрены Борисовны многогранна и вызывает восхищение ее пытливый ум, стремление познать многое, творческий подход к любому делу. Многие поколения ее учеников с теплотой вспоминают уроки строгого и мудрого учителя, её безупречный бурятский язык, стремление привить всем ученикам любовь к родному краю, обычаям, традициям.
По инициативе М.Б. Ботоевой и под руководством М.Е. Барнаковой – директора Дома культуры в 1980 году был создан фольклорный ансамбль «Худара», который сегодня является народным ансамблем, дипломантом и лауреатом многих конкурсов и фестивалей, в котором и сегодня много солистов – учителей школы. Создание ансамбля - результат многолетнего, кропотливого труда Матрены Борисовны по сбору материалов от знатоков –старожилов и старейшин Корсаково. Именно в 1980-е годы было заложено начало исследовательской работе школьников по изучению истории и культуры, истоки создания школьного музея.
Матрена Борисовна была единственным учителем бурятского языка в Кабанском районе, но, несмотря на трудности, она смогла сохранить и развить родной язык предков.
Именно благодаря ее стараниям, была усовершенствована методика преподавания бурятского языка, о чем свидетельствуют многочисленные документы, переписка с Бурятским областным комитетом, с заведующим отделом науки и учебных заведений обкома КПСС. Мнением Матрены Борисовны интересовались, просили у нее совета.
У Матрены Борисовны всегда было свое мнение относительно и преподавания бурятского языка в школе, подчеркивала она и о "недостаточности литературно-критических статей по творчеству поэтов, прозаиков, драматургов", в некоторых "учебниках даны трудные упражнения, которые дети не понимают". «Упростить правила, сократить их», «недостаточно дается анализ художественных особенностей языка изучаемого произведения, композиция, сюжет, анализ образов героев», «современных детей интересуют высокоидейные художественные произведения нашего времени»- эти ее слова из одного только письма, датированного 8 января 1986 года, что еще раз подчеркивает многогранность таланта учителя.
Матрена Борисовна воспитала двух сыновей. Старший сын, Владимир Игнатьевич Гинеев , продолжает дело своей матери, работает учителем истории в Красноярской школе, имеет высшее образование и 30-летний стаж работы. Вместе с супругой Валентиной Петровной воспитали 2 дочерей и сына, имеют 2 внуков. Младший сын, Юрий, получил высшее образование БГСХИ, работает по профессии в Якутии, имеет 2 сыновей.
Комментарии