Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

О репрессированных

16 сентября 2012

Из истории репрессий села Михайловка известно, что ныне здравствует только один человек, который пострадал от репрессий, и то является уроженцем села Санага.  Это Ветеран педагогического труда, учитель немецкого языка Уржанов Семен Даши-Дабаевич.

Вот что он рассказывал: «Я родился 17 ноября 1935 года в селе Санага Закаменского района Бурят – Монгольской АССР, в семье середняка. Отца репрессировали в 1938 году как ламу, и только в 1993  году его реабилитировали. Я считаю, что моя семья пострадала от жестокого режима власти. Мы потеряли отца, жили всю жизнь с клеймом  «дети врага народа». Отец наш пострадал ни за что. А сколько бы он нам мог дать! Возможно, судьба моих родственников сложилась по-другому».

Краеведческая группа «Поиск» Михайловской средней школы установила, что в нашем селе есть лица, которые были отправлены  в ссылки до  и после войны.

На сегодняшний день мы установили 16 фамилий, о 13 -  у нас нет никаких сведений, но о судьбе троих наших земляков можем вам рассказать.  

Яньков Прокопий Семёнович

По нашей просьбе жительница нашего села Корнакова  Зоя Евгеньевна написала письма своим родственникам, сестрам своей мамы, где просила рассказать о дедушке по линии матери,  Янькове Прокопии Семёновиче. Как рассказывает  Зоя Евгеньевна: «Бабушка, Нифодора Ефимовна и дедушка, Прокопий Семенович,  имели пять  дочерей: Екатерина,  Марфа, Евдокия, Клавдия, Физа, и одного сына, которого звали Филипп.  Дед мой был работящий, на все руки мастер,  уважал свою  жену за ее ум, трудолюбие, за  твердый характер. Хозяйство они имели не очень крепкое, но и не бедное, не жили впроголодь.  По рассказам моей матери, Екатерины Прокопьевны, она в десять лет уже умела  запрягать коня, доить коров, ездить в лес за дровами. И её сестренки не отставали от неё. В 1937 году началась коллективизация, в нашем селе образовали коммуну, а зажиточных крестьян раскулачивали, отобрали всех домашних животных, имущество, а членов семьи просто выгнали из села. Так поступили и с моим дедушкой, и бабушкой, и их детьми. Моя мама к тому времени  была уже замужем за Корнаковым Евгением Фроловичем, за бедняком, поэтому её оставили в деревне. За дедом пришли ночью, арестовали и увезли в неизвестном направлении, а бабушку с пятью детьми,  не дав  ничего с собой взять ни из одежды, ни из продуктов, отправили на поселение  в Хоринский район, работать на лесоповале.

И только в начале 90 – х годов нам стало известно, что мой дед, Яньков Прокопий Семёнович, 1889 года рождения, перед арестом 16 февраля 1938 года работал в колхозе имени Сталина, в колхоз вступил добровольно, куда и сдал все своё хозяйство,

а 7 марта 1938 года мой дед, Яньков Прокопий Семёнович, тройкой НКВД БМ АССР был осужден по обвинению в том, что являлся членом контрреволюционной повстанческой организации, активно занимался антисоветской агитацией, приговорен к расстрелу. Постановление тройки приведено в исполнение 12 марта 1938 года, в г. Улан – Удэ, место захоронения не известно. 12 января 1957 года Президиум  Бурят - Монгольской АССР реабилитировал посмертно моего деда. Этому свидетельствует справка о том, что 12 января 1957 года Президиум Верховного суда Бурят – Монгольской АССР пересмотрел уголовное дело в отношении Янькова Прокопия Семёновича, 1889 года рождения, уроженца села Михайловка Закаменского района  БМ АССР, работавшего в колхозе им. Сталина. Своим постановлением решение тройки НКВД БМ АССР от 7 марта отменил, а уголовное дело о нём прекратил.

Из переписки Зои Евгеньевны и её тёти Евдокии Прокопьевны, где говорится следующее: «…Зоя, ты спрашиваешь о нашей давнишней судьбе. Конечно, много горя и лишений мы пережили, но родители  наши не были кулаками, отец просто середняк и нас не раскулачили в то время. Но почему-то нашего дядю, Илью Афанасьевича, тоже середняка, раскулачили. Он был командиром партизанского отряда,  организатором коммуны и колхоза, а вот арестовали тётку, а дядю отхлопотали, и он с шестью детьми жил в Улан – Удэ. А наш отец, Прокопий Семёнович, сдал всё своё хозяйство в колхоз  и сам пошёл работать. Я помню, как мы голодали, зерно выгребли в колхоз,   впятером пошли работать в колхоз.

И вот отец в 1936 году вышел из колхоза, уехали в Закаменск, а мама,  Филя, Марфа остались в колхозе,  я и Физа  учились в школе.  В 1938 году, в феврале   неожиданно арестовали отца, и в октябре нам предложили выехать из села, в любой район Бурятии, подальше от  границы с Монголией, нам дали срок 10 дней: что–то продать и собраться, а вот 1931 году сразу гнали из домов и увозили в Улан – Удэ. У нас отец был очень хороший хозяин, честный, всей деревне делал сани, грабли и многое другое, и никогда ничего не брал взамен. Ужасно любил лошадей, коров. Лошади были у него, как учёные, Гнедко был жеребец, отец ведёт его, бывало, по улице за повод, на завалинках сидят люди, отец подводит жеребца, поздоровается, и лошадь вставала на одно колено и кланялась. Но время шло. Мы работали много, жили ужасно, без квартир в бараках, но получали какую - то норму хлеба и питания, и отоваривались. И вот почему-то мама в то время всегда говорила, что бы ни случилось – всё к лучшему…»  

Самбилов Лобсан Аюрович

 Мой земляк, Самбилов Лобсан Аюрович, в 1937 году вместе со своим отцом Самбиловым Аюром и матерью был репрессирован  и отправлен в Красноярск. В то время Лобсан Аюрович был хувараком в Бургалтайском дацане, но, как известно, в начале 30 – х годов все дацаны и дуганы закрыли. У Лобсана Аюровича было три брата и три сестры. Их всех вместе с родителями репрессировали. По прибытии в Красноярск Лобсона с его родными  отделили и эпатировали в Иркутскую область.

После освобождения Лобсан Аюрович работал шахтёром в городе Черемхове Иркутской области, там же познакомился со своей супругой Самбиловой Раисой Коверковной и в 1950 году вернулся с ней в Михайловку. Его жена работала в клубе, у них было шестеро детей. Внук, Пётр, сохранил трудовую книжку своего деда, из которой можно сделать вывод, что в период репрессий и после окончания, было трудно жить, но, невзирая на трудности, люди стремились к лучшему, искали своё место в нашей большой стране.

Школьные краеведы ведут поисковую работу по выявлению пострадавших в годы сталинских репрессий.

(Бадмаева Августина Андреевна, учитель истории Михайловской средней школы им. В.С. Поповой)

Автор: ivka1952
Просмотров: 5696

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -