Библиотеки получили развитие ещё в 15 веке после изобретения книгопечатания. Первая крупная публичная библиотека в России была открыта в 1814 году в Петербурге. После Октябрьской революции библиотеки стали массовыми. В СССР в 1979 году их насчитывалось в различных видах 350 тысяч.
Однако в 20х годах появился один из видов сельских клубных учреждений, ставших центром политической пропаганды и культурно-просветительной работы в деревнях - изба-читальня. Папа мой Байбародов А.С., член ВКП (б) был отправлен из Кировской области в Сибирь - Исетский район Западной Сибири избачом. Тогда избач был практически парторгом села. В этом очаге культуры велась вся пропагандистская и просветительская работа, самодеятельность, комнаты для чтения книг, разбор их содержания.
Первые упоминания об избе-читальне в Ильке относятся к 1917 году. По словам старожила села М.И. Мороз - малюсенькая библиотека находилась при начальной школе, заведовал ею политический ссыльный (к сожалению, фамилию никто не помнит). Фонд библиотеки состоял из нескольких сотен книг и старых подшивок газет. Мороз М.И. в то время работала учителем начальных классов. По её словам читателей было много, как взрослых, так и детей. Книги в то время были большой редкостью, домой их не выдавали, поэтому приходили и читали в библиотеке.
Свет горел до самой ночи, люди приходили с работы, мылись, ужинали и шли в избу-читальню. М.И. Мороз обучала сразу 3 класса, и у детей была большая тяга к чтению (Записано с её слов в 1980 году). В 30х годах в Ильке началось строительство леспромхоза и объектов соцкультбыта. Первый клуб в Ильке был барачного типа, где в маленькой комнатушке разместилась библиотека. Из воспоминаний старожила села Матвеева И.И.: «Весело мы тогда жили, работали до упаду, а вечером в клуб - на танцы и в библиотеку! Кроме книг там были газеты, журналы, шашки, шахматы. Я не помню, чтобы вечерами библиотека была закрыта. Мы до ночи играли в шахматы. Работал тогда там Вениамин Куприянов.
Во время Великой Отечественной войны, когда всюду были горе и голод, библиотека оставалась островком культуры. Из воспоминаний учителя Илькинской средней школы Павла Петровича Данилова, записанных в 1997 году: «В годы войны библиотека находилась по ул. Школьной рядом с сельским советом. Там было очень мало книг, старые подшивки газет. «Фамилии библиотекаря я не помню. В Ильке тогда была расположена воинская часть, я в ней служил. Библиотекарь читал нам лекции о международном положении». Когда в 1942 году был образован сельсовет, библиотека получила статус сельской.
В 1952 году Эрийский ЛПХ имел одноэтажный клуб с танцплощадкой - одноэтажное здание - напротив строящегося ЦРММ - не мог вмещать в свой кинозал желающих посмотреть кино. Тогда любили танцевать под духовой оркестр, руководил им немец с Поволжья Сергей Оттович Циммер.
Когда был сдан в эксплуатацию новый брусовой 2х этажный клуб, там была выделена одна комната под библиотеку.
Когда освободилось здание клуба напротив завода, его отремонтировали и сделали просторную профсоюзную библиотеку. Её вела Н.Д. Антошина. Позже на этой должности работали Г.И. Асташова, О.Г. Ефремова, В.Г. Тарабукина, И.Б. Цыренова, Н.П. Колесникова и Л.Ф. Шаторная. Последние четверо из них прошли ещё одно преобразование. В 1975 году село Илька получило статус посёлка. Ильинская библиотека изменила адрес, переехала в здание Сельхозтехники и отошла к Заиграевскому отделу культуры.
В 1994 году был построен новый кирпичный двухэтажный ДК, на втором этаже разместилась Илькинская поселковая библиотека.
Когда после революции появились первые избы-читальни на селе, в них не только отдыхали с книгой. Там были или спевки, или репетиции самодеятельных артистов. Народ приобщался к культуре. В каждом селе не построишь театра, эту функцию и выполняли клубы. В одном из бараков по Школьной улице был открыт клуб. Позже его отдали школе, а напротив ЦРММ построили небольшой клуб с кинобудкой и летней танцплощадкой, где играл духовой оркестр. Одним из первых завклубом был Павел Горюнов. В 1946 году завклубом была женщина-литовка . С ней работал литовский ансамбль: баян, струнные и ударные инструменты. Ансамбль просто зажигал пришедших потанцевать.
На танцы ходили желающие всех возрастов. Г.Н. Перевалова помнит, какой был большой и слаженный хор, которым руководил работник нижнего склада ЛПХ Ионас Юрчус. С ним ходили два брата Даниил и Рудольф, который работал хирургом в больнице Новоильинска. Хор часто выступал кроме клуба по местному радио. Драмкружком руководила В.Г. Кравцова-Иржавская. Галина Николаевна помнит, как они играли на сцене пьесу «Бедная Лиза», где она играла Лизу, мать Лизы - Галина Харитоновна Шурыгина-Южакина, а главную мужскую роль - Иван Васильевич Фрыгин. В пьесе также был занят Владимир Александрович Евсюков, остальных она забыла. Все перечисленные самодеятельные артисты работали в управлении Эрийского ЛПХ.
В художественной самодеятельности было много участников, но, ни один концерт не проходил без участия Владимира Вязинского, Галины Переваловой, Валентины Безденежных, Евгении Мороз, Евдокии Афанасьевой, Зинаиды Жерловой и других.
К 40-летию Великой Октябрьской революции 7 ноября 1957 года жители Ильки получили новый просторный клуб с библиотекой, репетиционными комнатами для кружковой работы, зрительный залом и просторное фойе.
Менялись руководители культуры, коллектив самодеятельности, но работа всегда была направлена на добрый отдых трудящихся. Фёдор Павлович Ляшев сменил баяниста Николая Сластина, Г. Мельникова - Владимир Дунаев. Подрастала новая смена музыкальных работников, зазвучали баяны Василия Кубышкина, Валеры Перфильева, Аси Азамовны Убеевой, братьев Льва и Михаила Шаторных, Юрия Халина и др.
Очень хорошим завклубом была Ольга Никитична Калиниченко. Опорой ей всегда были учителя. Литераторы готовили чтецов и работали с драмкружком; М.Г. Иванова - хореографией; Р.В. Федотова и Г.В. Дунаева руководили хором, вокалом и сольными выступлениями. Все они помогали худруку совершенно бесплатно. Надо признать, что в то время были «артисты - самородки». Наш Илькинский «Карандаш» - кочегар котельной Павел Фёдорович Ярец, был настоящим конферансье.
В то время зрители с удовольствием ждали новую драму или комедию. Руководила драмкружком преподаватель Р.А. Фрыгина, жена начальника производственно отдела Эрийского леспромхоза И.В. Фрыгина. Ею было поставлено несколько пьес по А. Островскому. Одна из них «Свои люди - сочтёмся». В ней были заняты: В.К. Вязинский, Н. Киселёв, Г.М. Пушкарёва - математик, Ф.П. Ляшев, С.А. Измайлова, Р.А. Фрыгина, Т.Ф. Тарабукина.
Ольга Никитична Калиниченко истинно несла культуру на село. Столько у неё было задумок и азарта не только в работе клуба, но и в благоустройстве территории вокруг него. От неё пошла разноцветная покраска «настил ковров» на цементные полы. Для этого нужны были кисти и краска. Сколько возилась она, чтобы достать ажурный цветной камень для сооружения фонтана. Клуб при ней стал самоокупаемым цехом культуры. Первым киномехаником был Девятов. Его сменил И.П. Зубакин, затем Эльвира Шитина. Последним киномехаником была Вера Назарук. И.П. Зубакин на мотоцикле М-72 привозил из Заиграево киноленты. Работала кинопередвижка.
С кинопроката фильмы шли по графику, от нас банки с фильмами забирал Новоильинск, с киномехаником работали слаженно. Кассиры-билетёры В. Мельникова и позднее В.Смагина работали по распространению билетов с 8 часов утра. В выходные дни «гнали» фильмы по 4-5 сеансов. Ольга Никитична добилась смены старой аппаратуры, что повлияло на скорость, лёгкость и качество показа. Работа цеха культуры была отточена так, что осталась традицией на долгие годы. Менялся репертуар самодеятельного театра, с ним коллектив объезжал все сёла района. Особенно была востребована «Свадьба в Малиновке». В ней играли: П.Ф. Ярец, Г.М. Тарабукина, В.К. Вязинский, Ф.П. Ляшев, Г.В. Дунаева, Г.А. Зубакина, Г.Г. Тюрина и другие. Много людей было занято в массовке.
Интересным был период работы супругов Дунаевых. В. Дунаев был не только завклубом, но и прекрасным баянистом. Гертруда Васильевна Дунаева обладала разносторонними талантами, и их дети всегда были на сцене. Г.В. Дунаева и Г.А. Александрова совместно поставили танец «Браты» под украинскую музыку, Лариса Дунаева, переодетая в мальчика, в танце вышла на сцену, с мешком за плечами, поставила его на пол, а оттуда появляется четырёхлетний мальчик с большими глазами - Лада Дунаева. И два « брата» такой танец выдали!
Вначале 70х начались конкурсы между цехами. Кроме выполнения норм выработки рабочие в «перекурах» успевали прямо в комнатах отдыха репетировать программу. Сами составляли и придумывали интермедии, костюмы и декорации. Механический цех имел своего баяниста - начальника цеха А.А. Нилова, его баян так и «жил» в комнате отдыха. Авторемонтный цех - Василий Кубышкин за инсценированную песню «Алеша» получил первое место. В механосборочном цехе славились баянисты Лев и Михаил Шаторные, солисты Алексей Парфёнов, Саша Юдаков, Валера Козулин. Если в цехе не было баяниста, помогал клуб, на помощь приходила Ася Азамовна. Состязательность была доброжелательной.Конкурсы вошли в жизнь цеховых коллективов.
После решения жюри выдавались премии, которые использовали на проведение «Огоньков». В клубе накрывались столы, а после «Огоньков» - обязательный выезд коллективов по сёлам района. Термист механического цеха Г.Г. Матвеев - исполнитель всего репертуара Марка Бернеса. На выездах по сёлам всегда исполнял песни на «бис».
В клуб перенесли ритуалы: проводы в армию, вручение паспорта, посвящение в рабочие и др. Совместно с В.И. Щербаковой готовили сценарии вечеров по датам. Например: к 23 февраля «Солдат - всегда солдат». Диктор ЦТ Валентина Леонтьева дала тему «От всей души», для этого изучалась жизнь каждой Ильинской семьи. Валентина Игнатьевна много работала по оснащению кульминационных моментов из судеб воина и детей того времени, обязательно с музыкальным подарком из любимых песен того, о ком говорили со сцены.
Использовались слайды и отрывки из кинолент. Пример: П.А. Жарикова вынесли с поля боя две хрупкие девочки. Для него был отрывок из фильма и песня «Медсестра, дорогая Анюта», под которую он всегда плакал. Боль Андрея Петровича Сергеева зрители прочувствовали, посмотрев эпизод, в котором после бомбёжки мать держала на руках мёртвого ребенка и, протянув дитё к небу, кричала: «Изверги, что ж вы делаете?» Это видение бередило его душу всю жизнь. На таких вечерах много было рассказано и о женщинах, и о детях тыла. Всё это готовилось в тайне, для героев было сюрпризом. Так, И.С. Убееву сделали вызов брату погибшего друга.
К каждому празднику были организованы разные выставки. Профком всегда тесно работал с депутатами поссовета. Выставки всегда привлекают народ, особенно осенние. Какие только букеты, поделки из овощей, необычные новые салаты здесь не увидишь! Посетители набирались опыта по изготовлению поделок, записывали новые рецепты. После этого приходили и просили мастеров организовать кружки. Г.Н Терентьева давала уроки кройки и шитья, изготовление декоративных цветов, которые она дарила женщинам от всей души.
Антошина Н.Д. давала такие названия букетам, что рядом начинали фантазировать все. Ко дню Победы в центре выставки поразил букет с названием «Бухенвальдский набат», там и скорбь матери, там и радость побед. На больших блюдах заливное озеро с лилиями и кувшинками. На стенах висели натюрморты наших художников. Картины П.С. Гончарова и Н. Киселёва выставляются и сейчас. Были поделки из металла и дерева Росло новое, талантливое поколение. В разные годы находились работоспособные организаторы: заводской фельдшер А.А. Игнатьева, методист детсада Л.А. Вершинина и др.
Для доморощенных поэтов была трибуной газета «За коммунистический труд», последняя колонка которой была отведена для них.
В зале зрителей - яблоку негде упасть. Во всех проходах между рядами и даже в дверях фойе стояли зрители.На Илькинской сцене была поставлена сказка - мюзикл. Правда, режиссёры были доморощенные, но всё же с культурно - просветительным образованием. О.А. Зубакина-Сабитова, Л.Ф. Шаторная-Потапова работали над новогодним сценарием. Были поставлены и мюзиклы, и инсценированные сказки. По сказке «Царевна-лягушка: «Братья нашли себе достойных невест, только Иванушке - страдания, ни одна за него не идёт. Вышел он с колчаном стрел к болоту, стал присматриваться, стрелы пускать в болото - в зрительный зал. Стрелу поймала одна из девушек около ёлки, её переодели в костюм - маску «лягушку», тут на сцене и была сказка разыграна.
Незабываем был мюзикл «Бродячие артисты» в исполнении: роль Факира исполнял Дмитрий Хамаганов, клоуна - Сергей Зубакин. Вместе с солисткой Ларисой Мупкиной Сергей пел на фоне акробатических этюдов Алексея Зайцева, которому помогали артисты из массовки. Это было точно незабываемое зрелище. Несмотря на чрезмерно шутливую обстановку, аккордеонист в «Цилиндре» должен быть серьёзным. Когда Факир в позе «лотоса» выполнял движения номера, у него развязалась чалма. Это не было задумано, но придало номеру шутливую прелесть. А какой был художественный грим! Долго «Бродячих музыкантов» не отпускали со сцены. Только Факир успеет снять шаровары, опять помогают ему «облачиться», чтобы выйти на «бис».
На одном из праздников жюри отобрало дуэт со сложной партитурой, но исполнение было действительно талантливо. На районном конкурсе дуэту Ларисы Дунаевой и Сергея Зубакина было присуждено первое место. Ильинскому ДК был вручён подарок. А исполнителей наградили проигрывателем. Соответственно молодой человек, как джентльмен, уступил приз «даме».
2008 год повторил неподдельный интерес зрителя. Очень важно, когда специалисты помогают самодеятельности открыть на сцене клуба театр. Думаю, нелегко пришлось работникам культуры поставить голоса школьникам. Ребята же получили проверку на артистизм. Не так просто держаться на сцене и работать в коллективе. Благодарный зритель не раз слышал эти голоса в сольных и вокальных исполнениях, но мюзикл для школьников, это ново. Старика Хоттабыча исполнял Евгений Канонеров. Брат Денис - ковбой Джон Неуловимый, Владислав Красиков - Волька. В мюзикле были заняты Тамара Дудникова, Владимир Емельянов, Игорь Новокрещенных, Олеся Алишова, Виолетта Шавалеева, Ирина Шитина. Хотелось бы, чтобы сказки в жизни не кончались.
Борис Яковлевич Исаев обладал чувством коллективизма, и это помогало ему в работе. Не было не только ансамблей, но даже кадров, у него в клубе играли все, кто владел инструментом. В 60х уже звучали ансамбли. На республиканском конкурсе честь района защищал струнный ансамбль Праноса Будгинаса. Он - на скрипке, сын его на аккордеоне, баян - А. Неупокоев, труба - И.П. Вставский, И.П. Зубакин - домра, А.П. Зубакин - гитара, И.И. Матвеев - балалайка. В ансамбле была и мандолина, но кто играл на ней, забыли. На республиканском конкурсе отдали предпочтение северному народному творчеству, их и отправили в Москву. Ильинцы были отодвинуты на 2-е место. Но главное, это было - было.
Позже на смену ВИА пришёл прекрасный ансамбль под руководством Р. Закирзянова. Участвовали П. Тулохонов, В, Логунов, А, Козулин, А.Артамонов и др. Ансамбль Р. Закирзянова сменил ВИА школы: С. Зубакин, В. Шабанов, А. Безденежных, В. Тарабукин, ударник В. Демидов. И так одно поколение сменялось другим. Илька богата талантами. Да, сейчас всколыхнуть бы, найти волну.
С детьми начинают работу по развитию талантов Наталья Красикова и Лариса Дунаева. Готовят конкурсы и радуют своим трудом нас - илькинцев.
Комментарии