Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Зарубину - около 300 лет

6 мая 2012
Зарубину - около 300 лет

В окрестностях Зарубино человек оставил следы своей жизнедеятельности еще со времен палеолита - на территории села археологами обнаружены древние стоянки. 

Точная дата основания села не установлена.

 

Временем создания можно считать осень 1727 года, когда казаками был заселен хутор Дюрбенский, входящий в границы современного села Зарубино.


В окрестностях Зарубино человек оставил следы своей жизнедеятельности еще со временпалеолита. Более 10-30 тысяч лет назад в южных границах села, на берегу Селенги, вДюрбенах, охотой и рыбалкой добывали себе пропитание наши древние предки. Обитали они в жилищах, похожих на шалаши, которые обогревались и освещались открытым очагом. В этих хижинах-чумах, покрытых шкурами животных, изготавливали они орудия труда из кремния с близлежащей гальки, шили меховую одежду и жарили на углях мясо и рыбу. Место вблизи горыДюрбеныбыло выбрано не случайно: суровый климат позднепалеолитического времени заставлял древних обитателей селиться в защищенных местностях. Эта стоянка по форме напоминаетамфитеатр, с возвышениями в северной, восточной и западной частях, которые защищали людей от сильных, пронизывающих до костей, ветров. Открытая, солнечная зона с южной стороны позволяла стоянке быстро прогреваться и обсыхать.

 

Позднее климат становился теплее, изменялись растительный и животный мир. Несмотря на природные катаклизмы жизнь в междуречье Селенги и Джиды кипела во все времена.

 

Джидинская земля помнит победы великих кочевниковхуннуи могущественных воиновЧингисхана.

 

Новый всплеск активности в Забайкалье связан с освоениемСибирироссийским государством.

 

Время основания села Зарубино не установлено. Скорее всего, оно было создано либо в период постройки Селенгинского острога в 60-х годахXVII века, либо в первой четвертиXVIII века, когда вдоль границы сКитаемустанавливались пограничные караулы, либо в середине XVIII века, во времена активизации русско-китайской торговли в районеКяхты.

 

Селенгинский острог был возведен в1665 годуи располагался в 80 верстах от местности, в которой сейчас находятся границы современного села Зарубино. В то время окрестности острога активно заселялись русскимиказакамии крестьянами.

 

В первой четвертиXVIII векав ЗападномЗабайкальеначала обозначаться пограничная линия сКитаем. Были учреждены караулы Желтуринский, Боцийский, Цаган-Усунский. Строились небольшие зимовья в долинах рекДжида,Селенга,КяхтаиЧикой.

 

Судя по запискам Безносикова, в1726 годув Забайкальском крае числилось 200 тыс. инородцев и 10 тыс. русских.

 

После подписания в1727 годуБуринского договора(трактата), установившего государственную границу между Россией иКитаемв районеЗабайкальяи Алтайских гор, вдоль всей пограничной линии были установлены 87 маяков (63 – к востоку отКяхты, 24 – к западу).

 

Пока устанавливается точная дата основания Зарубино, можно считать временем создания села сентябрь 1727 года, когда был заселенказакамихутор в местностиДюрбены, являющейся южной границей современного села Зарубино.

 

По распространенной старожилами гипотезе, село основано вXVIII векессыльнымизСанкт-Петербургапо фамилии Зарубин, которому понравились здешние места. Женился он на кочевой девушке-бурятке. Родились сыновья— Иннокентий, Семён, Андрей. Так начался джидинский род Зарубиных.

 

Много пришлого народа скиталось по матушке Руси в поисках хороших земель. Сюда забрели и два бывалых мужика Волков и Лазарев. Остались здесь. Так образовалась деревня, в основе которой три коренные фамилии— Зарубины, Волковы, Лазаревы.

 

В соответствии сУставомграфаСперанского1822 года, регламентирующим общественное устройство инородцев, жители поселения Зарубина относились к категории оседлых инородцев. В эту категорию, как правило, входили православные буряты, ассимилировавшиеся с русскими. В эту же группу «так называемых инородцев» записывали и детей, родившихся в результате смешанных браков. Зачастую дети-метисыпредставляли собой довольно красивый физически европейский облик, несколько похожий на тип греческий, иногда цыганский, а по замечанию некоторых исследователей,— на итальянский тип. Но это было уже не русское, а новое, отличительное население Сибири—карымы. В правовом отношении они мало чем отличались от соседних русских крестьян— их права и обязанности были равными. Особенность заключалась в том, что они наряду с кочевыми бурятами не отбывали воинской повинности, эту льготу им предоставила ещё императрицаЕкатерина II. Только с1928 годамужское население села стали призывать в армию.

 

Через село проходилВеликий чайный путьпо Удунгинскому купеческому тракту, построенному в1870 годуиз Иркутска в Кяхту. Купеческие и казенные обозы, следовавшие по чайному пути, останавливались в Зарубино для отдыха и ремонта. В селе были построены заезжие избы, конные дворы, хранились запасы продовольствия и сена для проезжающих обозов. На окраине села находилась переправа через Селенгу. Пока не был упразднен купеческий тракт, зарубинцы активно занимались почтовой гоньбой, возили чиновников, ямщичили у купцов.

 

До 1903 года село Зарубино относилось к ведомству Селенгинской степной Думы Селенгинского округа Забайкальской области. После административной реформы начала XX века и до 1918 года село называется Зарубинское, входит в Джидинский сомон Селенгинского хошуна (волости) Селенгинского уезда Забайкальской области.

 

С 1918 по 1920 годы село относилось к Селенгинскому аймаку. С лета 1920 года река Селенга стала государственной границей и вся ее правобережная часть отошла к образовавшейся Дальне-Восточной Республике.

 

Во время переписи 1916 года населенный пункт назывался селом Зарубинским и относился к Цаган-Усунской станице. На 1 января 1923 года населенный пункт носит название село Зарубинское и относится к Селенгинскому хошуну. Позже село присоединили к Кяхтинскому району.

 

В начале 1959 года Зарубино включили в состав Джидинского района.

 


По переписи 1917 года в Зарубино (входит в состав Селенгинской инородческой волости) числилось 91 хозяйство, проживало 444 человека, из них 236 мужчин всех возрастов. Жители держали 327 голов лошадей (257 – рабочих), 512 голов крупнорогатого скота (186 – коров), 448 овец, 202 козы, 53 свиньи. Зарубинцы засевали рожью яровой 125,4 казенных десятин, пшеницей яровой 25 десятин, ячменем 0,7 десятин, овсом 13,6 десятин, гречихой 0,7 десятин. Табак, коноплю и кормовые травы не выращивали. Инородцам на одну душу мужского пола полагалось 15 десятин казенной земли. Казакам землеустроительные нормы предусматривали 30 десятин на одну душу мужского пола.

 

В 1918-1921 годах Зарубино было вовлечено в кровопролитную бойню гражданской войны. Здесь маневрировали военные части и окрестные местности часто превращались в поля сражений.

 

24 апреля 1918 года пароходные команды Зарубинского затона в верховьях Селенги создали красногвардейский отряд, избрали командира, помощника и секретаря, а вместе с бойцами всех насчитывалось 10 человек.

 

В 1918 году после падения Верхнеудинска, переправившись на левый берег Селенги, через деревню по территории Джидинского района уходила в Монголию изнуренная длительной войной 3-я Советская стрелковая дивизия. Через Зарубино в сторону Енхора проходил отряд Нестора Каландаришвили численностью приблизительно 800 человек.

 

Жители Зарубино пострадали от набегов банд атамана Семенова и барона Унгерна. Часть скота была заражена чумой. Ущерб был нанесен 25 хозяйствам. Было угнано 16 лошадей, взято 555 пудов сена, 204 пуда овса, 22,5 – мяса, 905 – муки, 0,2 – масла, 2 дохи, 4 пары гутулов, 1 седло, 6 одноколок, 69 комплектов упряжи, 24 овчины и 6200 рублей. Пуд мяса в то время стоил 1500 рублей, пуд муки ржаной – 400 рублей, пуд масла – 6000 рублей.

 

На 1 декабря 1922 года в селе Зарубино зарегистрировано 55 дворов с 155 жителями (80 мужского пола и 75 - женского). Расстояние до аймачного центра – села Иннокентьевское (Селендума) – 45 верст, до ближайшего города – Троицкосавска – 33 версты, до ближайшей пароходной пристани – Усть-Кяхты – 10 верст. Основное место сбыта сельскохозяйственной продукции и покупки продовольствия – Троицкосавск.

 

В Зарубино находилсязатондля зимовки речных судов. В зарубинском затоне находились судоремонтные мастерские, включающие семь станков и один ручной меховой горн[8]. В декабре 1923 года при затоне открылся рабочий клуб им. т. Калинина. В1924 годумастерские были перевезены вВерхнеудинск, на базе которых в начале1929 годабыл создан судоремонтный завод, который в1965 годустал называться судостроительным.

 

Жители села до января1932 годакрестились в Богородице-Тихвинской церкви села Усть-Кяхта. Весной 1932 года храм был закрыт и перевезён по льду Селенги в Зарубино. В нём разместился сельский клуб.

 

В1937 годуначалось строительство железной дороги, которое продолжалось до самой войны (1941). В1939 годуоткрыли станцию Хужир, в этом же году закончили возведение моста через Селенгу. Год завершения работ отмечен каменной выкладкой цифр «1939» на горе поблизости. Строили железнодорожную магистраль военнопленные японцы и заключенные, большинство из которых были жертвами сталинского режима (в селе их называли «бамлаками»).

 

В1931 годубыла образована сельскохозяйственная артель, которой присвоили имя К. Ульянова— капитана парохода «Работник», расстрелянного в1918 годубелогвардейцами (семеновцами) на берегу Селенги и там же похороненного. Колхозники занимались животноводством и растениеводством. В селе были куроферма, свиноферма и бараны, овощеводческое хозяйство, а также пасека, кузница, а потом и электростанция. Зарубинцы также заготавливали лес. В начале1959 годаартель присоединилась к колхозу «Коммунизм», который в декабре1959 годаобъединился с колхозом «Октябрь», образовав совхоз «Октябрьский». Последний просуществовал до начала 90-х годов прошлого века.

 

В середине 80-х годов XX века в окрестностях села снимали несколько эпизодов художественного фильма «Горький можжевельник».

 

Литература о Зарубино

 

Исторические источники

 

Добромыслов Н. М.К вопросу об устройстве судебной части по делам инородцев в областях Приамурского края. Селенгинские буряты. Приложение II // Протокол общего собрания Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества №4, 7 мая 1897 года, стр. 29-34.

 

Талько-Грынцевич Ю. Д.Материалы к палеоэтнологии Забайкалья // Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества, т. I, вып. 3, 1898, стр. 35-76.

 

Талько-Грынцевич Ю. Д.Материалы к палеоэтнологии Забайкалья // Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества, т. IV, вып. 2, 1901, стр. 32-59.

 

Смолев Я.С.Бурятская легенда о Чингис-Хане в связи с названием некоторых местностей Забайкалья и сопредельной Монголии // Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества, т. III, вып.1, 1900. – Иркутск, 1902. – Стр. 90-91.

 

Верблеонер А. И.Проект постройки железной дороги от Мысовска до Троицкосавска и Кяхты в связи с её продолжением по Монголии через Ургу до Калгана (с картой и профилем) // Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества, т. XII, вып. 1,2 и последний, 1909.— СПб, 1911.

 

Старицкий А. К.Река Селенга в Забайкальской области.— СПб, 1913

 

Дебец Г. Ф.Могильник железного периода у с. Зарубино (дневник раскопок, произведенных в августе 1925 года, с подробным описанием 7 могил) // Бурятиеведение, №2, 1926г.

 

Окладников А. П.Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII - XVIII вв.).— Л., 1937.— С. 284, 223, 229, 239

 

Щапов А. П.Историко-географические и этнологические заметки о сибирском населении // Собр. соч., доп. том.— Иркутск: Восточносибирское област. изд-во, 1937

 

Тугутов Р. Ф.Наскальные изображения в Кяхтинском аймаке // Записки Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры, XII.— Улан-Удэ, 1951

 

Диков Н. Н.Бронзовый век Забайкалья.— Улан-Удэ, 1958

 

Окладников А. П.Палеолит Забайкалья // Археологический сборник, I.— Улан-Удэ, 1959

 

Элиасов Л.Е.Фольклорные записи Я.С. Смолева // Труды Кяхтинского музея краеведения им. академика В.А. Обручева и Кяхтинского отдела географического общества СССР , том 18. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1961. - Стр. 108

 

Окладников А. П., Запорожская В. Д.Петроглифы Забайкалья.— Л., 1969.— Ч 1

 

Окладников А. П., Запорожская В. Д.Петроглифы Забайкалья.— Л., 1970.— Ч 2

 

Хамзина Е. А.Археологические памятники Западного Забайкалья (поздние кочевники).— Улан-Удэ, 1970

 

Познанский В.С.Очерки истории вооруженной борьбы Советов Сибири с контрреволюцией в 1917-1918 гг. – Новосибирск: издательство «Наука» - Сибирское отделение, 1973 г. – С. 133

 

Коновалов П.Б.Хунну в Забайкалье (погребальные памятники).— Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1976. 248 с.

 

Окладников А. П.История и культура Бурятии. Сборник статей.— Улан-Удэ: Бурятское книжн. изд-во, 1976.— С. 268, 272, 385, 390-392

 

Тиваненко А. В.Древнее наскальное искусство Бурятии: новые памятники.— Новосибирск, 1990

 

Тиваненко А. В.Древние святилища Восточной Сибири в эпоху раннего средневековья.— Новосибирск, 1994

 

Лбова Л. В., Хамзина Е.А.Древности Бурятии: карта археологических памятников.— Улан-Удэ, 1999

 

Цыбиктаров В. А.Петроглифы Забайкалья (вопросы формирования источниковой базы, историографии и культурно-исторической интерпретации)//Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук.— Новосибирск, 2006

 

Жалсараев А.Д.Время. События. Люди. Хронологический перечень дат и фактов из истории этнической Бурятии (эпоха палеолита - 2010 год)— Улан-Удэ: издательство "Республиканская типография", 2011. - С. 256

 

Справочники

 

Туристский путеводитель «Байкал».— М.: издательство VIZA, 2009. стр. 122—123

 

Историко-культурный атлас Бурятии.— М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2001. стр. 59, 90, 91, 96, 97, 109, 126.

 

Туристский путеводитель «Байкал».— М.: издательство VIZA, 2010. стр. 123

 

СМИ

 

Диков Н.Писаницы горы Бага-Зараа // Бурят-Монгольская правда, 19 сентября 1948г.

 

Тугутов Р. Ф.Село Усть-Кяхта // Знамя Ленина, 26 и 28 февраля, 12 марта 1958г.

 

Тугутов Р. Ф.Наскальные изображения в Кяхтинcком аймаке // Знамя Ленина №91 (2913), 27 июля 1958г.

 

Зарубин Н., Вяткин Я.Село Зарубино // Джидинский колхозник, 7 ноября 1959г.

 

Екатерина Хыртыгеева.Тайны гуннских курганов // Номер один, 19 августа 2009г.

 

Булат Цыденешеев, Дмитрий Бердников.Тайная гробница // Тивиком, 17 августа 2009г.

 

Татьяна Анхонова.Зарубины из села Зарубино // Информ Полис, 4 ноября 2009

 

Аркадий Зарубин.Клондайк для селян // Байкал-гид, №1 (22), март 2010г.

 

Аркадий Зарубин. Государственный Эрмитаж проведет археологические раскопки на юге Бурятии // Информ Полис онлайн, 22 июля 2010

 

Виктор Васильев. Судостроительный завод— на плаву // Новая Бурятия, 9 августа 2010

 

Эрмитаж занялся бурятской древностью // Новая Бурятия, 13 августа 2010

 

Надежда Сахаровская. В Бурятии обнаружено крупное захоронение гуннского времени // телекомпания Ариг Ус, 16 августа 2010

 

Аркадий Зарубин. В Бурятию прибыла научная экспедиция Государственного Эрмитажа // Информ Полис онлайн, 20 июля 2011

 

Аркадий Зарубин. Зарубино— месторождение культуры на юге Бурятии //TVдубль, 31 августа 2011

 

Таисия Пашинская. К тайнам княжеского кургана // TVдубль, 31 августа 2011

 

Эрмитаж ищет волонтеров в экспедицию в Джиде // Агентство социальной информации в Бурятии, 20 июля 2011

Автор: arzar
Просмотров: 2975

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -