Нет в районе жителя, который не проезжал бы через улус Хонхино по республиканской трассе Улан-Удэ – Курумкан. Каждый раз проезжая село восхищаемся, его уютному месторасположению, во всех смыслах предназначенного для ведения любого хозяйства. Это маленькое село со звучным бурятским названием Хонхино, что означает в дословном переводе «звени». Взяло оно свое название от речки Хонхино, которая протекает по каменистому дну через поляну с подножий Баргузинского хребта.
Говоря Хонхино, мы неразрывно представляем вместе с ним речку Улааганта, удивительно красивые и богатые ягодами леса Зун Бутуй и Барун Бутуй, богатое рыбой озеро Зугэйтэ, Арбунские луга, Туракинские степи. У малого села Хонхино непростая биография. У него есть немало добрых традиций. На примере этого маленького села можно проследить всю историю России: от коренных жителей местности – эвенков, бурят и первых переселенцев до наших дней.
Когда и кем основано это село? На этот вопрос уже трудно дать точный ответ. Но ясно одно: здесь жили и работали в середине XIX в начале XX столетия трудолюбивые и энергичные люди, которые облюбовали эти места по природно-климатическим условиям для постоянного места жительства. Богатый травостой, обширные степи и луга для летнего отгона скота позволяли развивать свое личное хозяйство. Рассказ об истории Хонхино следует начать с переселения самих бурят в эти места. Есть достоверный рассказ – родословная В.А.Будаева – уроженца с. Хонхино: «Мой дед Буда Пиртанов родился в Арбуне, знаменитый ямщик и скотогон на золотые прииски Баунта, г.Чита, рассказывал, что наш род происходит из племени хори, рода Галзут.
В 1740 под предводительством родового князя Ондрея Шибшеева с западной стороны озера Байкал, с верховья реки Лена с урочища Анга приехали 100 семей. Среди них были два брата Ходо и Хэбэн из рода Галзут. У Хэбэна родились сыновья Хубан, Тэхнэг, Улуксей, Солхон, Хамня. Хубан обосновался в Арбуне и от него пошло наше семейное родословие: Хубан – Нулха – Перхон(1809-1892гг.) – Пиртан(1846-1890гг.) – Буда(1879-1958гг.) – Анпил (1901-1944гг.), который является моим отцом»До переселения бурят всю долину занимали эвенки. В летописи Баргузинского тайши Цэдэбжаба Сахарова говорится, что переселение бурят не нравилось эвенкам и они причиняли притеснения: «Когда буряты, размножаясь, снова во множестве стали перекочевывать с северо-западной стороны Байкала, эвенки заставили бурят построить так называемую Ута хуреэ (длинная изгородь)<…>. Если за пределы отведенных земель переходил скот, то эвенки разбоем захватывали весь скот, а хозяев избивали». Арбунские и Туракинские степи входили в эту изгородь.
В числе первых жителей с.Хонхино встречаются фамилии: Щербаковых, Зверьковых, Оскорбиных, Макиных, Будаевых, Кушеевых, Очировых, Нимаевых, Пиртановых, Цыбиковых, Баянаевых, Буянтуевых. Бурятская часть жителей села, до коллективизации, в основном жила в местности Арбун, и здесь она занималась скотоводством, земледелием, рыбалкой и охотой. Богатые сенокосные угодья, наличие озер позволяли жителям Арбуна заниматься и торговлей. Интересна история Михаила Щербакова, первого русского переселенца в местность, именуемой сейчас Хонхино. Перебрался он в наши края с южного побережья Байкала. Мотивы переселения русских на территории, заселенные эвенками и бурятами, потомки объясняют сейчас просто – предки пришли в поисках лучшей доли.
Правнук Михаила Щербакова – Виктор Мифодьевич, знает о своем прадеде из рассказов отца и деда. По приезду сюда Михаил Щербаков купил у местных земли – пашню и покосы, скот, лошадей. Начал выращивать хлеб, урожай всегда получался хороший, судя по меркам того времени, человек он был небедный. И встал перед ним вопрос строительства водяной мельницы, и за короткое время он его построил. В середине XIX века для бурята это было в диковинку. Лишь в военное время они смогли по достоинству оценить это техническое сооружение, которое спасало людей от голода. Да и послевоенные годы щербаковская мельница, как его прозвали местные, служила им верой и правдой до 1960 года. Из рассказов своего отца Виктор Мефодьевич запомнил, сепаратор, стекло, мясорубка в Хонхино появились с приездом Михаила Щербакова.
В средней части долины Баргузина в местности Арбун, в самом центре, довольно возвышенном месте, издавна находится бурятский молебен – мунхан. Построенный в начале прошлого века по желанию местных жителей – арбунцев, хорошо сохранился и продолжает притягивать верующих. Время, годы потрясений не тронули его. Народ бережно хранил его, обновлял. Последним настоятелем был эмчи лама Будаев Дана – знаток тибетской медицины, много помогавший жителям всей долины. По преданиям и свидетельству хонхинойцев, инициатором строительства мунхана был Буда Пиртанов. Он получил разрешение от ширетуя Баргузинского дацана, его святейшества Сэдэна Соодоева. Место для строительства было освящено самим ширетуем. Строительство его велось силами и средствами Буды Пиртанова и Аханая Ангабаева под непостредственным руководством эмчи-ламы Гэбши Даны Будаева (1896-1971гг). Несущую кедровую стойку заготовил и принес на себе, не опуская на землю, из места, где берет начало горная речка Соробхи Буда Цыбиков прозванный в народе Зураанай. Мунхан уцелел до сегодняшнего дня благодаря гэбши ламе Дана Будаеву, активными хранителями были местные жители Буда Пиртанов, Эрдыни Ятобаев, Буда Цыбиков (Зураанай), Надмит Очиров и мн.другие.
Уроженец с.Хонхино Б.-М.Р.Очиров в своей статье «Все думы о тебе, мое Хонхино» вспоминает: «Хонхинойцы в начале ХХ века дружили с золотопромышленником Абрамом Новомейским, поставляли живсырье золотодобытчикам Ципикана, Карафтита. Время от времени ездили в другие русские села обменивать излишки продуктов – молоко, масло, сметану, мясо, шерсть на картофель, чай, сахар и другие товары. Надо сказать, что хонхинойцы – русские, буряты, китайцы, татары жили дружно, помогая друг другу в различных хозяйственных делах и в устройстве быта».
Из воспоминаний Б.Г.Кушеева, уроженца местности Арбун, опубликованной в его же книге «Моя жизнь в истории малой родины»: Мои родители вели до 1931 года свое индивидуальное, единоличное хозяйство в 14 стельных коров с молодняком, десятки овец и трех лошадей. Они относились к среднему сословию крестьян – скотоводов, но по документу значились бедняками. Вспоминаю как мы и наши соседи жили на летниках, где было все привольно, как паслись стада коров, табун лошадей, огромное облако овец неизменные их спутники – сторожевые лайки. Как иногда ночью подкрадывались волки к заборам, в которых содержался скот, как их отгоняли с помощью горн (морских раковин), как летом лились ливневые дожди и многое другое – памятные явления в природе и повседневной жизни.
Интересным событием был праздник «Сурхарбаан», который проводился в Харгане, где размещались три дацана, посередине высокий и красивый, сбоку два низковатых. Эти дацаны виднелись издалека, словно освещая своим позолоченным шпилем окружающую местность. Такой привольный образ жизни скотоводов прекратился в связи с коллективизацией. В то время, как и во всей стране, эта работа проходила с большими перекосами – насильственным путем, большую часть зажиточных крестьян – середняков, создавших свое хозяйство неутомимым трудом, не используя труд наемных работников, незаслуженно раскулачили – отнимали у них все нажитое, и некоторых из них сослали. Это было бедствие. При обобществлении скота с личных подворий сельских жителей, на базе урочищ более состоятельных семей, по всей местности постепенно велось строительство около десятка новых животноводческих ферм.
В 1931 году был организован колхоз «Зорик» с центральной усадьбой в с. Хонхино, где тогда преимущественно проживали русские». С другой стороны с установлением советской власти преобразовалось родное село. Оно расширилось в границах, много стало новых домов, стали возводиться объекты социально – культурного значения: школа, клуб, фельдшерский пункт и другие. Первая школа была организована в 1931 году в местности Арбун в маленькой старой избушке, где учились грамоте и взрослые и дети, обучали старомонгольской письменности, учителем которой был Зуртанов Санжи Бадмаевич, активный борец за становление новой жизни и народный просветитель, старейшина из династии учителей Санжиевых. Школу, в 1933 году перенесли в центральную усадьбу колхоза, сначала на опушку села, позже было перенесено ближе к улице.
Школа была четырехклассная. В русской группе преподавала Якушева Анна Ивановна. И хотя она была русской по национальности, в совершенстве знала бурятский язык и преподавала и в бурятской группе. Много учителей прошло через начальную школу с.Хонхино, все они начинали здесь свою педагогическую деятельность. Вот что вспоминает о том времени Бимба Гатапович Кушеев в своей книге «Моя жизнь в истории малой родины»: «Я, как старший из сыновей, причем, долгожданный родителями и родившийся шестым ребенком после пятерых девчонок, находился в несколько привилегированном положении, а поэтому меня баловали и вместе с тем с 3-4 лет учили арифметике и грамоте – алфавиту по букварю, ведь было большое желание у отца, чтобы я получил хорошее образование, а не так, как было у него, в отместку за то, что он был малограмотным. Моим первым учителем по арифметике был отец, хотя он не знал, каким образом получить числа от умножения двух –и трехзначных чисел.
По букварю меня учил сын соседа Самбилов Нима Кукузиевич, который ранее учился в начальной школе в Арбуне и работал дома по хозяйству. Он частенько бывал у нас, наблюдал, как папа столярничает и плотничает и вместе с тем охотно учил меня по букварю алфавиту. С ноября 1933 года мы переехали на постоянное место жительства в русское село Хонхино – центральную усадьбу колхоза «Зорик» и вместе с тем закончился наш кочевой образ жизни». В разные годы в Хонхинойской начальной школе работали такие учителя как, Цыренова Н.Г., Гергенова Т.Д., Шадаева Э.О., Цыбиков Х.Т. – отличник народного просвещения РСФСР, СССР, Раднаева Х.Р., Аюшеева Ц.О., Сундарон С.Б.– заслуженный учитель РСФСР, Бухаев О.М., Раднаева Л.Н., Будаева Ц.Ц.- отличник народного просвещения, Цыдыпова С.Г., Кушеева С.Г., Будаева З.Б., Хорганова Ц.Ц., Гармаева Р.Э., Банаева В.Ш., Хорганова Х.Ц., Эрдыниев О.Б., Буралова И.М., Будаева Д.Б., Бадмаева С.С., Иванов С.М., Цыбиков У., Яковлева Д.А. В 1980 году школа была закрыта в связи с бесперспективностью малакомплектных школ.
Мы всегда гордимся нашими прославленными земляками это– Харпухаева Цыцык Бухаевна – заслуженный врач РФ, Сундарон Сэндэма Бухаевна – заслуженный учитель РФ, врачи – Санданова Чимит Нимаевна, Шангин Виталий Яковлевич, Сундарон Дарима Доржиевна, заслуженные агрономы РФ и РБ – Будаев Владмир Аймпилович, Гармаев Батомунхо Цыренович, заслуженные энергетики – Бэлигто Кушеев, Хобито Дугарович Базаров, Учителя – Кушеева Самажап Гатаповна, Хорганова Цырма Цыжиповна, Чимитцыренов Цыренжап Ширеторович – отличник народного просвещения, артисты - Саян Раднаев - Наролный артист РФ, Баир Базаров с супругой Викторией, Владимир Бухаев, заслуженный работник связи РБ, РФ Очиров Владимир Ринчинович, фронтовики братья Данжуровы, чьими именами названа улица села и на их призы проводятся традиционные соревнования по волейболу республиканского масштаба.
Хонхино
Угэнь: Дулгар Доржиева
Хугжэмынь: Владлен Пантаев
Баян талынгаа дуулимда
Бардам солоео дуудаалби
Баабай эжынгээ гуламтые
Баясан хаража ябаалби.
Припев:
Хонхино, Хонхино, Хонхиномнай
Хонгео дуунууднай зэдэлнэ.
Хонхино, Хонхино, Хонхиномнай
Шамдаа зурхэмнай тэгуулнэ.
Мойhон шугыншни шууяанда
hайхан аялгаа олоолби
Сэлмэг hунииншни дууряанда
Сэдьхэл бодолоо шагнаалби.
Припев:
Домог туухыншни сууряанда
Омог хабаяа харалби.
Элдин тэнюун нютагаа
Эжы абаяа магтаалши.
Ешонова Инесса Баяртуевна, библиотекарь
Комментарии