На территории поселка Саган-нур во время строительства разреза найдены большие чугунные плиты с загадочными письменами, текст которых до сих пор не разгадан. Это большое поле деятельности для историков и ученых.
Разнообразие современного рельефа, широкий набор магматических, осадочных и метамофических горных пород и минералов, пласты каменного угля с остатками древних растений на Тугнуйском угольном разрезе невольно заставляют задуматься о вопросах истории геологического развития территории нашего района. Вулканогенные минералы и горные породы свидетельствуют о том, что в далеком прошлом в нашей местности извергались грозные вулканы, происходили катастрофические землетрясения. Отпечатки теплолюбивых папоротников в пластах каменного угля говорят о совершенно ином, чем современный, климате, господствовавшем в Тугнуйской долине в мезозойское время.
Ландшафт того времени был, очевидно, похожим на экваториальные заболоченные низменности долины Конго или Амазонки. А останки мамонта и шерстистого носорога, найденные в четвертичных суглинках учащимися средней школы и подаренные ими музею нашего разреза – свидетели сурового ледникового периода. На территории поселка Саган-нур во время строительства разреза найдены большие чугунные плиты с загадочными письменами, текст которых до сих пор не разгадан. Это большое поле деятельности для историков и ученых. Без головного предприятия – Тугнуйского угольного разреза не было бы и поселка. 2 февраля 1981 года был подписан приказ о начале строительства ТУРа.
Проект выполнил институт «Востсибгипрошахт». Главный инженер Георгий Прохорович Григорьев посвятил своему детищу вальс и победил в конкурсе на лучшую эмблему разреза. 1 сентября 1984 года образовали дирекцию строящегося предприятия, начальником назначили Владимира Ивановича Иванова. В 1987 году организована предпусковая дирекция ТУРа, возглавил которую Борис Степанович Оселедец. В 1988 году приехали первые специалисты-горняки. 29 апреля был отгружен первый ковш вскрышных пород, 20 ноября – первая тонна угля, а к концу года на склад отгружены 16 тысяч тонн «черного золота». 20 февраля 1989 года предпусковую дирекцию ликвидировали и официально было объявлено о создании Тугнуйского угольного разреза, первым директором которого стал Владимир Петрович Смагин. В 1991 году вышли на проектную мощность в 1 млн. тонн угля в год.
В 1992 году разрез досрочно выполнил план по добыче угля, значительно расширил производственную базу. В 1994 году на смену В.П.Смагину, назначенному первым замом гендиректора АО «Востсибуголь», пришел Валерий Иванович Кравец, при котором были значительно увеличены производственные мощности и на 300 тысяч тонн в год возросла добыча угля. 18 марта открыли движение по железной дороге Челутай-Тугнуй. До этого уголь вывозили по железной дороге Челутаевского леспромхоза.
В 1996 году директором разреза стал Николай Геннадьевич Малеев. При нем в 1997 году ТУР за высокие производственные показатели получил приз «Золотой орел», учрежденный международной программой «Сотрудничество ради прогресса», а в 2000-м получил звание лауреата Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия». На посту директора Николая Геннадьевича после его назначения техническим директором Иркутского филиала сменил Николай Яныч Калашников. На его долю выпало проведение реформ, направленных на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности. При нем ТУР вошел в СУЭК и стал одним из его первых добывающих предприятий. Сегодня поселок Саган-Нур – экономически и стратегически важный объект района, Республики так как на территории поселка находится одно из немногих действующих предприятий, на которых построена экономика Бурятии и России в условиях становления рыночных отношений. современного рельефа, широкий набор магматических, осадочных и метамофических горных пород и минералов, пласты каменного угля с остатками древних растений на Тугнуйском угольном разрезе невольно заставляют задуматься о вопросах истории геологического развития территории нашего района.
Вулканогенные минералы и горные породы свидетельствуют о том, что в далеком прошлом в нашей местности извергались грозные вулканы, происходили катастрофические землетрясения. Отпечатки теплолюбивых папоротников в пластах каменного угля говорят о совершенно ином, чем современный, климате, господствовавшем в Тугнуйской долине в мезозойское время. Ландшафт того времени был, очевидно, похожим на экваториальные заболоченные низменности долины Конго или Амазонки. А останки мамонта и шерстистого носорога, найденные в четвертичных суглинках учащимися средней школы и подаренные ими музею нашего разреза – свидетели сурового ледникового периода.
На территории поселка Саган-нур во время строительства разреза найдены большие чугунные плиты с загадочными письменами, текст которых до сих пор не разгадан. Это большое поле деятельности для историков и ученых.
Без головного предприятия – Тугнуйского угольного разреза не было бы и поселка. 2 февраля 1981 года был подписан приказ о начале строительства ТУРа. Проект выполнил институт «Востсибгипрошахт». Главный инженер Георгий Прохорович Григорьев посвятил своему детищу вальс и победил в конкурсе на лучшую эмблему разреза.
1 сентября 1984 года образовали дирекцию строящегося предприятия, начальником назначили Владимира Ивановича Иванова. В 1987 году организована предпусковая дирекция ТУРа, возглавил которую Борис Степанович Оселедец. В 1988 году приехали первые специалисты-горняки. 29 апреля был отгружен первый ковш вскрышных пород, 20 ноября – первая тонна угля, а к концу года на склад отгружены 16 тысяч тонн «черного золота».
20 февраля 1989 года предпусковую дирекцию ликвидировали и официально было объявлено о создании Тугнуйского угольного разреза, первым директором которого стал Владимир Петрович Смагин. В 1991 году вышли на проектную мощность в 1 млн. тонн угля в год. В 1992 году разрез досрочно выполнил план по добыче угля, значительно расширил производственную базу.
В 1994 году на смену В.П.Смагину, назначенному первым замом гендиректора АО «Востсибуголь», пришел Валерий Иванович Кравец, при котором были значительно увеличены производственные мощности и на 300 тысяч тонн в год возросла добыча угля. 18 марта открыли движение по железной дороге Челутай-Тугнуй. До этого уголь вывозили по железной дороге Челутаевского леспромхоза.
В 1996 году директором разреза стал Николай Геннадьевич Малеев. При нем в 1997 году ТУР за высокие производственные показатели получил приз «Золотой орел», учрежденный международной программой «Сотрудничество ради прогресса», а в 2000-м получил звание лауреата Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия».
На посту директора Николая Геннадьевича после его назначения техническим директором Иркутского филиала сменил Николай Яныч Калашников. На его долю выпало проведение реформ, направленных на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности. При нем ТУР вошел в СУЭК и стал одним из его первых добывающих предприятий.
Сегодня поселок Саган-Нур – экономически и стратегически важный объект района, Республики так как на территории поселка находится одно из немногих действующих предприятий, на которых построена экономика Бурятии и России в условиях становления рыночных отношений.
Комментарии