Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История улуса Шанай

20 марта 2012

На левом берегу реки Зун-Мурино расположено улус Шанай, небольшое, но имеющее богатую и славную историю.

 

Ещё в 1750 году здесь были небольшие селения по 25-30 дворов, такие как Нарhан – Нуга, Нижний и Средний Шанай, Маргасан. Жители сёл занимались скотоводством, охотой.

 

В феврале 1930 года в улусе Шанай образовалась сельскохозяйственная коммуна КИМ, которую создавала молодёжь Зун-Муринской партийной и комсомольской ячеек. В неё вошли Жамнин, Буда и Тудып Онхоновы, Тушин Зарбуев, Ширип и Агбан Прушеновы, Гарма Фролова, Долгор и Тотхон Молокшоновы, Даша Ахухаев, Ошор Дальбаков и другие.

 

Большую работу среди улусников по вовлечению их в коммуну провели Хайдап и Иринчин Мантуровы, Содном Дригенов, Дагба Ангарёнов.

 

Спустя год все мелкие коммуны объединились в три хозяйства «Улан Шанай», «Осоавиахим» и «КИМ».

 

25 октября 1935 года все три артели слились в одно хозяйство «Улан-Шанай», председателем правления избрали Шагдыра Ирильжиновича Фролова. Люди, оставив привычные родовые утуги-усадьбы, съезжались и обустраивались в деревнях. Под умелым руководством Шагдыра Ирильжиновича хозяйство в 40-50-е годы превратилось в сильное, многоотраслевое, не только в районе, но и в республике. Мастеровые люди за короткий срок построили клуб, контору колхоза, складские помещения, коровники, телятники, овчарни.

 

Энтузиазм был огромным. Не забыли построить даже спортивную площадку. Строили на совесть, помещения были добротными. Разводили овец, свиней, кур и лошадей. Овцетоварную ферму возглавляла активистка колхозного движения Бильтагурова Иринчин Дашеевна. Передовыми чабанами являлись Малхиева Сэсэрэн Базаровна, Таранова Бизья Сыбиковна, Ангарёнова Дулма Хабаевна. Свиноферму и птицеферму возглавляли Екатерина Попова, Буда Шенхорова. Коневодами работали Молокшонова Долгор Шараевна, Парпаева Сэбжит Бадмаевна, Тохорова Иринца Аюшеевна. Основным направлением было выращивание хлеба . Плодородные земли Шабартуя давали хороший урожай. Шагдар Ирильжинович особое внимание уделял подготовке посевных полей для сева. Горе тому пахарю или трактористу, допустившему брак при пахоте. Землю обрабатывали , в основном, конными плугами, боронами, сеяли также конными сеялками.

 

Имелись два колёсных трактора, которые часто ломались. Хлеб осенью убирали, в основном, конными жатками. Трактористами в годы войны работали, выучившиеся на курсах в Татаурово, молодые девушки Бадма Саргаева, Радна – Даря Хулзанова, Должод Парханчикова.. Комбайнёрами были Гыргенов Сэрэн-Доржо, Онхонов Бадма. На зерноуборочной жатке больше всех скашивал Жалсарай Хорбухонов. По сто с лишним снопов вязали Гыргенова Даря, Удаева Гарма и другие. Хозяйство получало стабильные урожаи зерновых, сдавали не менее 2-х годовых плановых заданий по сдаче зерна. В войну люди жили с хлебом. За всю войну не было случая, чтобы кого-либо за кражу зерна лишали свободы. Если были единичные случаи, то Шагдар Ирильжинович , собрав в клубе колхозников, стыдил виновного или брал клятвенное обещание, что впредь не допустит подобное.. Зимой колхозники вывозили лес для дров и ремонта. Многие уезжали для ввоза груза в соседний Окинский район, на санях, телегах возили со станции Култук горюче-смазочные материалы.

 

Во время войны, работая по 12-13 часов, полуголодные, усталые женщины, старики и дети после трудового дня делали домашнюю работу, вязали для фронта носки, тёплые вещи, собирали продукты, деньги на постройку танковой колонны и самолёта. Трудились самоотверженно, упорно, лишь бы скорее закончилась война и пришли отцы, мужья, братья, сыновья.

 

Колхозники внесли большой вклад в разгром фашистских захватчиков. Под личным руководством председателя внесли деньги на строительство танковой колонны и боевого самолёта, собрали в помощь фронту 820 голов скота, 33200 пудов хлеба. За это в 1944 году колхоз получил телеграммы – благодарности от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина за помощь фронту.

 

«Передайте колхозникам и колхозницам колхоза «Улан-Шанай», собравшим 250 тысяч рублей на строительство боевого самолёта, мой фронтовой привет и благодарность Красной Армии».

 

Иосиф Сталин, 10 июня 1944г

 

«Председателю колхоза т.Фролову, секретарю партийной организации т. Молокшонову, секретарю комсомольской организации т. Прушеновой.

 

Передайте колхозникам и колхозницам колхоза «Улан-Шанай», собравшим 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны, мой братский привет и благодарность Красной Армии».

 

Иосиф Сталин

 

В декабре 1945г Фролова Ш.И. отправили на республиканское совещание передовиков животноводства от Тункинского аймака за перевыполнение государственного плана развития животноводства: по лошадям на 107%, по крупному рогатому скоту – 102%, за досрочное выполнение по поставкам животноводческих продуктов. Также на это совещание был отправлен Ангарёнов Шойдон Сыбенович –табунщик колхоза. В 1945 году он получил от кобылиц 10 жеребят при хорошей упитанности маток и жеребят.

 

Несмотря на тяжёлые годы войны, люди находили силы собираться вечерами в новом просторном клубе. Ставили сценки, пели песни, танцевали ёхор.

 

Из маленького села Шанай на войну ушло более 90 человек. Многие земляки отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины. Вот некоторые из них: Зарбуев Цыретор Дугароваич, Эрдэни Гулгонов, Жадамба Удаев, Гомбо, Мандарагша Ангорёновы, Даша, Жамнян Онхоновы, Доржо Мархуев… . В честь павших на войне шанайцев был воздвигнут обелиск, где в день Победы проходят митинги.

 

В 1952 году произошло слияние колхоза «Улан-Шанай» и колхоза им. Верховного Совета БМАССР. Председателем правления объединенного колхоза имени Ленина был избран Шагдыр Ирильжинович Фролов. Село Шанай получило статус отделения колхоза. Управляющим Шанайского отделения был избран Фролов Лопсон И. После объединения колхозов птицеферму перевели в Зун-Муринское отделение. Шанайское отделение продолжало разводить коров, лошадей, овец. Доярками работали Ангарёнова Cэбэк, Махеева Дудари Будаевна, Конякова Иринца Гомбоевна и др.Молоко сепарировали, сбивали масло, топили и возили сдавать в с. Торы. Кроме выращивания хлеба занимались разведением крупного рогатого скота, свиней, лошадей, овец, были построены свиноферма, конеферма, овцеферма, молочно-товарные фермы. Заведовал конефермой Саргаев Радна Павлович. Сбруи, хомуты, сёдла делал и чинил Гибидуллин Калим. Выращивали специально коноплю, из неё плели вожжи, верёвки для хозяйственных нужд, изготавливали большие маты для укрытия парников. Хозяйство выращивало овощи: огурцы, помидоры, лук, капусту, репу, морковь и получали хороший урожай. Заведовал этим Ангарёнов Дагба Шойдонович. Вместе с ним работали Гундын Борхонов, Ошор Дальбаков. Им помогали их семьи. По настоянию Шагдара Ирилжиновича были завезены несколько ульев пчёл из Мухор-Шибири для колхоза «Улан-Шанай». Первым пчеловодом в колхозе стал Григорий Фёдорович Васяев. После него заведующим пасекой стал Ахухаев Гомбо-Лудып Дашеевич, впоследствии- Зарбуев Гомпил.

 

Вот имена передовиков нашего колхоза, которые в годы войны трудились не щадя себя – Бигтагирова Марьям, Гулгонова Долгор, Дальбакова Дулма, Дригенова Насан, Зарбуева Даря, Гергенова Даря, Мантурова Гарма, Петушкеева Дулма, Тохорова Сэндэ, Дылгерова Аюша, Мантуров Антон, Зарбуев Иван, Салданова Таряша, Саргаев Радна, Фролов Дамбай и многие другие.

 

В 1958 году колхоз первым электрифицировал село, установив трофейную дизельную электростанцию, также провёл радио.

 

Несмотря на тяжёлые послевоенные годы, надо было обучать детей. Начальная четырёхлетняя школа открылась в 1951г. Первым учителем была Бельгаева Бадма Цыбиковна, Мадагаева Буда Гонгоровна, Моглоева Евдокия Шаглаевна, Евгения Бажеевна. Первыми учениками посчастливилось быть Прушенову Валерию Бадмаевичу, Дальбакову Сывану , Бахалхановой Сырен-Ханде, Фролову Андрею Матвеевичу и др. В 1956г приехал работать Дригенов Доржо Бадмаевич, в 1957 году - Роза Лопсоновна.

 

В своё время работали Базарова Дарья Бадмаевна, Тонтоева Елизавета Жаповна, Саргаева Алла Борисовна, Шалдушкеева Валентина Бадмаевна, Мухуева Анна Мункуевна, Манзарханова Любовь Баторовна, Забухтаева .Валентина Владимировна, Аюшеева Буда-Ханда.

 

Четыре класса учились в двух кабинетах, по два класса в одном кабинете.

 

Во время перемены дети пили горячий чай. Техничкой долгое время работала Дригенова Дулма, затем Удаева Гарма Ошоровна.

 

Фельдшерским пунктом заведовала_много лет Сороковикова Ольга Ильинична. До сих пор люди вспоминают её добрым словом. И в снег, и в дождь она всегда спешила на помощь людям, помогала и делом, и словом. В разные годы работали фельдшерами Кулсыгерова Валентина Доржеевна, Лисицына Наталья Ивановна, Илтакова Оксана Матвеевна, Манзарханова Дыжид Ивановна.

 

В новом построенном клубе были большой зал, сцена, библиотека. В клубе показывали кино, приезжали артисты с города, сами жители организовывали концерты к праздникам, вечерами собирались на танцы, игры. Заведовали работой клуба в разные годы Яхонова Долгор Ошоровна, Соломинова Сэсэг Cандановна.

 

Продовольственными товарами жителей снабжал магазин. Он находился в маленьком домике, но вполне удовлетворял шанайцев. Продавцом работала Андрёнова Дулма Сывановна. Вскоре, в 1969году построили новый каменный магазин, в котором продавались продукты, товары повседневного спроса. Продавцами в разные годы работали Гулгонова Буда, Ангарёнова Галина Дагбаевна, Дарбакова Екатерина Гармаевна, Мылесгеева Аюша Санжаевна.

 

В колхозной пекарне стряпали хлеб Бигтогирова Марьям Калимовна, Дарбакова Аюр Шагдыровна. Завхозом работал Мархуев Сырен Данзанович. Заведующим в то время был Онхонов Радна Мармактаевич, впоследствии работали Хандиров Владимир Мармактаевич, Илтаков Матвей Сыренович. Коневодами работали Манжиков Нима, Дарбаков Гарма, Мантуров Антон Кузьмич, в то время отделение имело самое большое поголовье лошадей. На машинах самыми первыми работали Гыргенов Таряша Лопсонович, Удаев Шойроп Сыбенович, Дальбаков Лопсон Содномович.

 

В 1961году Шанай, Зун-Мурино, Торы, Шулуты объединились в единое хозяйство – колхоз имени Ленина. Объединение отрицательно сказалось на жизни сельчан: уменьшилось поголовье коней, овец, из села перевезли птицеферму. Позднее перевезли в Зун-Мурино большой шанайский клуб, мельницу, фельдшерский пункт, здание конторы, добротные складские помещения разобрали и увезли. Шанайское отделение продолжало разводить овец, лошадей, выращивать капусту, картофель, остались посевные площади. На выращивании капусты самоотверженно трудились Бигтогирова Сабира Гарафутдиновна, Дальбакова Дулма Содномовна, Яхонова Долгор Ошоровна, ________

 

В 60-е годы выросла новая плеяда передовиков производства из Шаная: старейший чабан Мархуев Бадма Данзанович, заслуженный работник сельского хозяйства Илтаков Матвей Сыренович, заслуженный механизатор Бурятской АССР Бигтагиров Равиль Калимович, комбайнер Байшников Шагдар Сыренович, награждённый Орденом Трудового Красного Знамени.

 

Летом 1971 года после продолжительных дождей случилось большое наводнение. Оно во многом изменило жизнь шанайцев, многим семьям принесло горе. Разбушевавшаяся стихия не пожалела никого и ничего. Потоки воды были настолько стремительны и сильны, что не могли устоять дома. Очень много домов снесло в местности Бургасник, которая находится перед мостом. Некоторые дома рушились сразу, некоторые плыли целиком, потом разбивались об мост. Погибли около 6-7 человек, много скота. Полностью смыло огороды населения и колхоза (морковь и капусту). Снесло небольшую часть дороги возле моста. На помощь прилетали вертолёты и снимали людей с домов, с деревьев. В Оёр-Шанаа до наводнения было 31домов. После наводнения все семьи перевезли свои дома в Верхний Шанай, поближе к трассе. В Оёр-Шанаа осталось 2 дома.

 

Жители местности Бургасник перевезли свои дома в Зун-Мурино. В Бургаснике не осталось домов, только голая пустырь.

 

Несмотря на такое бедствие, жители Шаная продолжали трудиться. В следующем году посадили овощи, картофель, продолжали сеять овёс, пшеницу. В 1990 году шанайская тракторная бригада возродила былую славу шанайцев, с 1200 гектаров пашни собрала 30 тысяч центнеров зерна, по 25 центнеров с гектара, а с некоторых полей по 35-40 центнеров. Впоследствии много лет механизаторы шанайского отделения добивались высоких результатов по выращиванию зерновых культур в районе. Бригадиром тракторной бригады работал Удаев Сэдэн – Дамба Шойропович. Он начиная с 1986г до сегодняшнего дня работает управляющим отделения.

 

В числе передовых механизаторов были комбайнёры Молокшонов Сырен-Доржо, Кулсыгеров Сырен-Доржо, Онхонов Борис, Шакталаев Ким, Мантуров Константин, Дальбаков Александр, Молокшонов Бавасан, Шалдушкеев Константин, кузнецом-наладчиком работал Мархуев Аюша, агрономом работал Шакталаев Роберт.

 

В 1987году старая школа была перевезена в Верхний-Шанай,

 

реконструирована, приделали пристрой для детского сада и открылась новая школа-сад. Много лет директором школы-сада была Петушкеева Таисия Кирилловна. В данное время директором является Мархуева Ирина Кимовна. Первыми учителями работали Шакталаева Венера Цыреновна, Мантурова Любовь Гомпиловна. На данное время школа выпустила 225 учеников.

 

В настоящее время в селе Шанай проживает 212 человек.

 

Население намного уменьшилось: молодёжь уезжает из села, старожилы уходят из жизни. На сегодняшний день не осталось ни одного ветерана войны, ветеранов труда всего Дальбакова Иринчин Ошоровна, Илтаков Матвей Сыренович, Дальбакова Мария Ошоровна, Петушкеева Бадма Доржеевна, Шалдушкеев Николай Данзанович, Шалдушкеева Любовь Данзановна, Биктагирова Сабира Гарафутдиновна, Шобоева Валентина Арзухаевна, Ангарёнова Галина Дагбаевна.

 

Сейчас в Шанае трудятся всего 6-7 механизаторов во главе с Удаевым С-Д.Ш. Не хватает средств, трактора ломаются, на запчасти не хватает денег. Намного сократились и посевные площади, необработанные площади зарастают деревьями. Сейчас механизаторы обрабатывают всего 100 гектаров земли.

 

Несмотря на малочисленность населения, люди очень дружные, помогают друг другу в беде, молодое поколение с уважением относится к старшим, старшие учат молодых всему, чему научили их тяжёлые послевоенные годы.

 

В 1990 году село Шанай являлось одним из претендентов на звание «Село образцового порядка»,так как здесь в том году не замечено было правонарушений.

 

Маленькое село Шанай может гордиться своей историей, своими людьми, прославляющими свой родной край. Это Зарбуев Цыретор Дугарович, поэт, комсомолец, погибший во время войны совсем молодым. В 1940 году он участвовал в первой декаде бурятского искусства и литературы в Москве. Двести человек, в их числе Ц Зарбуев, были приглашены в Кремль на правительственный приём у Сталина и у руководителей партии. До начала войны Цыретор Зарбуев работал в Бурятском радиокомитете. Он написал слова песни «Буряад орон», ставшей впоследствии позывными бурятского радио. Это профессор Фролов Дамнин Шагдурович – первый ректор Восточно-Сибирского государственного университета, возглавлявший его три десятка лет, участник Великой Отечественной войны. Это Гыргенова Дарима Таряшиевна – артистка ансамбля «Байкал», заслуженная артистка Бурятской АССР. Это Дригенов Николай –артист ансамбля «Тюльпан», заслуженный артист Калмыкии и член Союза журналистов.

 

Несмотря на все преобразования, тяготы, маленькое село Шанай не умирает. В селе есть пилорама, люди строятся, действует клуб, школа-сад, СПК «Зун-Муринский», построен магазин продовольственных товаров «Слава», в 1997г был построен новый большой клуб, планируется достроить заброшенное здание школы и открыть там спортивный комплекс.

 

Мы надеемся, что небольшое село Шанай будет процветать. На благодатной земле Шаная вырастет не одно поколение достойных своих предков сынов и дочерей.

 

Номинация «История села»

 

Тема «История села Шанай»

 

Автор: Шакталаева Венера Цыреновна, учитель начальных классов Тункинский район с. Шанай, 2012г

 

1. Творческая часть.

 

Чтец. Восьмое марта-звонкий день

 

Капель, концерты, смех…

 

Восьмое марта – женский день

 

Но праздник – то у всех!

 

Ведущий.

 

-Этот праздник придуман немецкой революционеркой Кларой Цеткин. В России его отмечают как праздник Весны, Любви, Красоты. Весной, когда пробуждается земля и всё живое на ней, наполняются нежностью и благодарностью сердца людей, ожидающих самый тёплый и сердечный праздник – 8 Марта. Это особый день, когда все наши чувства выражаются в словах благодарности самым близким , самым дорогим на свете людям – нашим мамам.

 

Чтец. Примите наши поздравления

 

В международный женский день!

 

Пусть будет ваше настроение

 

Всегда цветущим, как сирень.

 

Пусть будет жизнь прекрасна Ваша,

 

И дети счастливы всегда,

 

Пусть дом Ваш будет полной чашей!

 

Удачи, счастья и добра!

 

Чтец Мы с мамой нашей большие друзья,

 

Добра и заботлива мама моя.

 

Куда бы ни поехать,

 

Куда бы ни пойти,

 

Нам друга лучше мамы

 

Нигде не найти!

 

Нас мама хорошему учит всегда,

 

Утешит, когда приключится беда.

 

Она поёт нам песни,

 

Расскажет рассказ,

 

То книжки, то книжки

 

Достанет для нас.

 

У мамы немало забот и хлопот.

 

Мы знаем, что она устаёт.

 

И маме любимой мы слово даём,

 

Что будем помогать ей

 

Всегда и во всём!

 

Мама- слово дорогое,

 

В слове том тепло и свет,

 

В славный день Восьмого марта

 

Нашим мамам – наш привет!

 

Чтец С вас, родные наши мамы,

 

Будем брать пример во всём.

 

Пусть звенят повсюду песни

 

Про любимых наших мам,

 

Мы за всё, за всё, родные,

 

Говорим: «Спасибо вам!»

 

- 8 Марта праздник не только наших мам, но и праздник бабушек и девочек. Поэтому мы поздравляем ещё наших бабушек.

 

Бабушка наша очень добра.

 

Бабушка наша стала стара.

 

Много морщинок у бабушки нашей,

 

С ними она ещё лучше и краше.

 

Бабушка тёплые варежки свяжет,

 

Бабушка вечером сказку расскажет.

 

Слушать её мы готовы часами,

 

Что позабудет- доскажем мы сами.

 

Маму очень я люблю,

 

Ей привет горячий шлю.

 

Но не только ей одной-

 

И бабуленьке родной!

 

Поздравляем!( 3 раза) Вручение подарков.

 

-8 Марта – праздник всех девочек. Поэтому мальчики поздравят девочек.

 

___________

 

Мы весёлые ребята,

 

Поздравляем вас, девчата,

 

С милым праздником весны,

 

Нежности и красоты.

 

Мы читаем и считаем,

 

Бывает, двойки получаем.

 

Вам желаем только пять

 

На уроках получать.

 

Все привыкли мы к порядку,

 

Утром делаем зарядку,

 

Чтобы сильными расти,

 

Если нужно- вас спасти.

 

Старших все мы уважаем,

 

Девочек не обижаем.

 

С вами мы хотим дружить,

 

Этой дружбой дорожить.

 

Рассказывать кончаем,

 

Лучше стать вам обещаем:

 

Чтоб со временем у вас

 

Гордость родилась за нас!

 

Вот так девочки у нас супер-супер!Высший класс!

 

(вручение подарков)

 

-Дорогие наши мальчики! Поздравляем вас с прошедшим праздником,желаем вам хорошо учиться

 

- не болеть

 

- не пропускать уроки

 

- не хулиганить

 

- не дразниться

 

- не обижать девочек

 

- не обижать слабых.

 

(Вручение подарков)

 

-Вот вы получили подарки. Подарки дарят на праздники, на дни рождения.

 

Подарки бывают разные. Как вы должны принимать подарки? Мы поговорим об этом.

 

Если подарок не очень обрадовал вас, то вы… (не покажете недовольства)

 

Получив подарок, вы …(развернёте его и покажете, что очень рады подарку)

 

Если вам подарили цветы, то вы…(поставите их в вазу)

 

Если вам подарили сладости, то вы .. (угостите ими гостей за чаем)

 

Можно ли отказываться от подарка? (отказаться – значит обидеть дарящего)

 

Если кто-то из гостей пришёл без подарка, то …(поприветствовать его так же сердечно, как и остальных)

 

Если кто-то принёс очень дорогой подарок, то помните …(выражая благодарность за него, вы не должны сконфузить гостей, явившихся с более скромными подарками)

 

-Мама! Это самый близкий и любимый человек. Это доброе солнышко, которое несёт свет и тепло. Мать всегда поймёт и простит своего ребёнка. Она настоящий друг своих детей, даст правильный совет, укажет правильный путь.

 

- А теперь ответьте на следующие вопросы.

 

- Если ты попал в беду, к кому в первую очередь ты обратился бы?

 

- Кто по профессии твоя мама?

 

- Приходилось ли тебе скрывать что-нибудь от мамы?

 

- Что тебе нравится в твоей маме?

 

- Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для мамы?

 

- Наказывала ли мама тебя и за что?

 

- Что бы ты пожелал своей маме?

 

- Что любит твоя мама?

 

- О чём она мечтает?

 

Сегодня в день весны

 

Приятно видеть нам,

 

Как удивительно милы

 

Улыбки наших мам!

 

Мы желаем нашим мамам

 

Никогда не унывать.

 

С каждым годом быть всё краше

 

И поменьше нас ругать.

 

Вам желаем, дорогие,

 

Быть здоровыми всегда.

 

Чтоб вы жили долго-долго,

 

Не старея никогда!

 

Пусть для вас сияет солнце,

 

Лишь для вас цветёт сирень!

 

И пусть долго-долго длится

 

Самый женский в мире день.

 

Концерт для наших мам.

 

Конкурсы.

 

-Дорогие мамы! Вспомните какие-нибудь стихи, вы ведь тоже учились в школе.

 

- А теперь наши мамы покажут свой артистизм. Вы должны изобразить животных, а дети будут отгадывать.

 

Вручение маленьких призов для мам.

 

- На этом торжественная часть нашего вечера закончилась. Сейчас наши мамы накроют стол и пригласят вас на чаепитие.

 

Почему не на уроках школьники с утра?

 

Почему в парадной форме нынче детвора?

 

Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет.

 

Все взволнованы немножко: в чём секрет?

 

Школьники

 

Дочитали эту книгу мы ещё вчера,

 

А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.

 

Учитель

 

Вы в школе полгода почти отучились,

 

Вы много успели и много узнали.

 

Писать и читать вы уже научились

 

И первые книги свои прочитали.

 

А верным помощником в этом вам стала

 

Первая главная книжка.

 

Вы прочитаете хороших книг немало,

 

Пускай пройдут года и много, много дней.

 

Вам Азбука хорошим другом стала.

 

Мы этот праздник посвящаем ей.

 

Школьники

 

Мы в нарядах нынче новых,

 

И у всех счастливый вид:

 

Ведь сегодня мы досрочно

 

Изучили алфавит.

 

Букв сначала мы не знали,

 

Мамы сказки нам читали.

 

А теперь читаем сами,

 

Подружились сказки с нами.

 

Я с этой книжкой в первый раз

 

Пришёл в свой первый светлый класс.

 

Я эту книжку полюбил,

 

Я в ней все буквы изучил.

 

И как мне радостно сказать:

 

«Умею я теперь читать».

 

Как хорошо уметь читать!

 

Не надо к маме приставать,

 

Не надо бабушку просить:

 

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

 

Не надо умолять сестрицу:

 

«Ну прочитай ещё страницу!»

 

Не надо звать,

 

Не надо ждать,

 

А можно взять и прочитать!

 

Вбегает домовёнок Кузя:

 

- Караул! Обокрали! Мой волшебный сундучок! Какой беспорядок!

 

- Что случилось, Кузя?

 

- Сундучок пропал, а в нём мои буквы чудесные, сказки волшебные.

 

- Ребята, вы не видели сундучок Кузи?

 

- Мой сундучок Баба-Яга украла. Как жить дальше? Какой непорядок! Помогите мне, а то мне без букв моих сказки не прочитать.

 

- Поможем ребята Кузе? Для этого надо вспомнить все буквы, а если вспомним, буквы сами перебегут к нам в школу.

 

Дети хором:

 

А – начало алфавита,

 

Тем она и знаменита,

 

А узнать её легко:

 

Ноги ставит широко.

 

Буква Б с большим брюшком,

 

В кепке с длинным козырьком.

 

Палочка, рядом две ровные дужки

 

Вот и готовы очки для лягушки.

 

Перед нами буква Г

 

Стоит, подобно кочерге.

 

Видны за окнами дома

 

И дети на дорожке,

 

А вот сама и буква Д

 

На самоварных ножках.

 

Е и Ё родные сёстры,

 

Различить сестёр непросто.

 

Но у буквы Ё две точки,

 

Словно к лесенке гвоздочки.

 

Эта буква широка (все)

 

И похожа на жука.

 

И при этом, словно жук,

 

Издаёт жужжащий звук.

 

На эту букву посмотри-

 

Она совсем как цифра три.

 

На калитку посмотри:

 

Чем она не буква И?

 

Между двух простых досок

 

Одна легла наискосок.

 

Букву Й зовут и краткой,

 

Й- как И в твоей тетрадке.

 

Чтобы Й не путать с И,

 

Сверху галочку пиши.

 

Сигнальщик держит два флажка

 

С флажками он как буква К.

 

Алфавит продолжит наш

 

Буква Л – лесной шалаш.

 

Все

 

Взявшись за руки мы встали.

 

И на М похожи стали.

 

На букве Н я, как на лесенке,

 

Сижу и распеваю песенки.

 

В этой букве нет угла,

 

Оттого она кругла.

 

До того она кругла,

 

Покатиться бы могла.

 

Влез на букву озорник,

 

Он решил, что П – турник.

 

«Дрожу от страха до сих пор»-

 

Воскликнуло полено.

 

Похожа буква на топор-

 

Расколет непременно.

 

Полумесяц в небе тёмном

 

Буквой С повис над домом.

 

Буква Т стоит на крыше,

 

Телевизор в доме том.

 

Т в антенну превратилась

 

И на крыше очутилась.

 

Удобная буква: удобно в ней то,

 

Что можно на букву повесить пальто.

 

Всем известно без подсказки:

 

Буква Ф – как ключ от сказки.

 

Никогда его у нас

 

Не отнимет Карабас.

 

Х – забавная игрушка,

 

Деревянная вертушка.

 

Деревянная вертушка-

 

Ветру вольная подружка.

 

Буква Ц – внизу крючок,

 

Словно с краником бачок.

 

Все:

 

Да! Вы правильно решили:

 

Ч похожа на четыре.

 

Только с цифрами, друзья,

 

Буквы путать нам нельзя.

 

Посмотри на букву Ш:

 

Буква очень хороша,

 

Потому что из неё

 

Можно сделать Е и Ё.

 

На расчёску Щ похожа,

 

Три зубца всего. Ну что же?

 

Из ведра не просто так

 

Нам воды напиться.

 

Нужен ковшик – твёрдый знак,

 

Чтобы не облиться.

 

А бедняжка буква Ы

 

Ходит с палочкой. Увы!

 

Буква Р перевернулась

 

Мягким знаком обернулась.

 

Это Э с открытым ртом

 

И с больщущим языком.

 

На арене укротитель-

 

Грозных тигров повелитель.

 

Он, как буква Ю, с кольцом

 

К тиграм смело встал лицом.

 

Буква Я

 

-Молодцы, ребята!

 

Баба Яга

 

- Это кто все мои буквы к себе переманил?

 

Кузя

 

- Конечно, я и ребята. Зачем ты украла мой сундучок?

 

-Яхонтовый мой! Я же хотела тебя вернуть, чтоб ты в моей избушке на курьих ножках хозяином был, меня богатой, умной сделал.

 

Учитель

 

- Умными в школе становятся, когда буквы выучат и красиво писать научатся. А красивыми и богатыми становятс

 

я те, кто терпелив, старателен, аккуратен, дружелюбен.

 

Баба Яга

 

- Я буквы уже выучила, а если ребята меня научат писать и считать,то отдам волшебный сундучок. Сначала скажите, сколько букв в алфавите?

 

- Расскажите о них.

 

Тридцать три родных сестрицы

 

Писаных красавицы

 

На одной живут странице,

 

И повсюду славятся.

 

К вам сейчас они спешат,

 

Славные сестрицы,

 

Очень просят всех ребят

 

С ними подружиться!

 

Буквы наши опоздали-

 

Заигрались в прятки,

 

А теперь все буквы встали

 

В азбучном порядке.

 

Познакомьтесь с ними, дети,

 

Вот они стоят рядком.

 

Очень плохо жить на свете

 

Тем, кто с ними не знаком.

 

-Хорошо. Про азбуку знаете. А про цифры рассказать слабо?

 

Вот лентяйка единица

 

Не хочу я с ней водиться!

 

Не люблю и цифру два,

 

Цифру три терплю едва.

 

Ай да умница четыре!

 

Ну, а всех любимей- пять!

 

Вот всегда бы пять – в тетрадь.

 

Кузя

 

- Пора, Баба Яга, обещание своё выполнять! Отдавай сундучок!

 

- Ладно. Только вы меня в школе уму разуму, доброте и красоте научите!

 

Учитель

 

- Вот и вернулись к тебе буквы, Кузя. Береги свой волшебный сундучок!

 

Кузя

 

- Спасибо, ребята! Теперь волшебные буквы, как и прежде, смогут читать мне сказки.

 

Книгу первую мою

 

Берегу я и люблю.

 

Хоть пока и по слогам

 

Я ее читаю сам –

 

И в конце, и в серединке

 

В ней красивые картинки.

 

Ученик5.

 

Говорила мышке мышка:

 

– До чего люблю я книжки!

 

Не могу я их прочесть,

 

Но зато могу их съесть!

 

Ученик6.

 

Если мамы дома нет,

 

То не стану я скучать:

 

Я зажгу настольный свет,

 

Чтобы книжку прочитать.

 

Книга добрая, живая,

 

Чудеса она творит!

 

Азбука.

 

За ребят я очень рада!

 

Вижу, учатся всему –

 

Счету, грамоте, письму.

 

Хоть малы еще на вид –

 

Знают русский алфавит.

 

- А ну-ка, прочитайте, что здесь написано?

 

Книга – друг человека.

 

Любите книгу!

 

Берегите книгу!

 

Книга – источник знаний.

 

Баба-Яга

 

- А у меня для вас задание потруднее. Я несла вам слова, но по пути споткнулась и упала, слова рассыпались. Дети, помогите собрать слова.

 

1 команда- ро, ча, та, щу, ща, кри, све, чу.

 

2 команда – ту, кру, чу, ча, ка, ща, щу, пи.

 

3 команда – чаш, чу, ща, щу, до, чи, кА, вель.

 

Кузя

 

- Я тоже хочу проверить ребят, задать им задание. Попробуйте отгадать мой кроссворд.

 

1) День и ночь стоит на крыше

 

Этот чудо- постовой.

 

Всё увидит, всё услышит,

 

Всем поделится с тобой.(антенна)

 

2) Круглый, сладкий, очень вкусный,

 

Спрятал дольки он искусно.

 

В золотой кожуре

 

К нам приходит в октябре.(апельсин)

 

3) На окошке – пруд

 

В нём рыбёшки живут.

 

У стеклянных берегов

 

Не бывает берегов.(аквариум)

 

4) Кафтан на нём зелёный,

 

А сердце, как кумач.

 

На вкус, как сахар, сладок,

 

А сам похож на мяч.(арбуз)

 

Азбука

 

-Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Читать научились, умеете отгадывать загадки, составлять слова. Теперь пришло время с вами расставаться. На прощание я хочу подарить вам книжки. Любите книги, читайте, они вас научат многому.

 

Школьники

 

До свиданья, Азбука!

 

Грустно нам расставаться с тобой.

 

Книг других ты милей и родней,

 

Мы читали тебя много дней.

 

Цели: систематизация и обобщение изученного материала; развитие речи, памяти, творческого мышления; воспитание нравственно-эстетических чувств, интереса и любви к родному языку.

 

Оборудование: компьютер, проектор, слоги, костюмы персонажей, книжки.

 

Токуренова Туяна Георгиевна, директор школы 

Автор: Moderator
Просмотров: 7845

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -