Духовный и культурный мир был тесно связан с религией и хозяйственной деятельностью. Завершение важных и трудоемких дел всегда приурочивали к какому-либо религиозному празднику. Праздники проводили широко. Особое предпочтение отдавали Пасхе, Масленице, Троице, Рождеству. В дни празднования все население отдыхали. Родственники гостили друг у друга, ходили из дома в дом, либо выходили на улицу и продолжали веселиться; пели песни, плясали, играли в различные игры. Молодежь иногда собиралась на посиделки, которые организовывали в отдельных домах, чаще всего у одиноких женщин, у стариков. В летнее время гуляли на Крутой горе, за околицей, на завалинках. На праздниках молодые девчата и парни водили хороводы, играли в «лапту», в «городки» и другие игры. Дети из зажиточных семей на праздники устраивали катание на «тройках», украшенных дорогой сбруей.
Рукописи и книги, изданные ещё до раскола, бережно хранились в каждой семье и передавались из поколения в поколение. Большую часть бытовавших в Забайкальском регионе славяно-русских книг составляют печатные издания.
Музыкальных инструментов в селе почти не было, за исключением нескольких балалаек и 1-2 гармоней.
Семейские очень любят петь. В протяжных песнях раскрываются самобытные черты - многоголосное исполнение и использование внутриголосовых распевов. Протяжная многоголосная песня - основное достояние фольклорной культуры семейских, их гордость, то, что они сохранили и пронесли сквозь века.
АРХИТЕКТУРА И ДОМОВАЯ РОСПИСЬ
Самобытность культуры семейских в полной мере отразилась в архитектуре. В ряду сибирских поселений живописные семейские села имеют особый «лик», узнаваемый даже неискушенным наблюдателем. Длинные многокилометровые улицы, повторяющие причудливые изгибы естественного ландшафта, застроенные добротно срубленными жилыми домами, обнесенные высокими заплотами, создают неповторимый колорит семейского поселения. Феномен этой архитектуры невозможно объяснить одними только архитектурными формами или глубокими исторически сложившимися строительными традициями. В элементах декоративного убранства жилых домов - оконных наличниках, про-пильных подзорах карнизов, рельефной резьбе - зачастую узнается «почерк» городских мастеров или мастеров из близлежащих русских старожильческих и бурятских поселений. Шестистенные дома-связи, или пятистенки, так им полюбившиеся, повсеместно встречаются в сибирских деревнях и селах.
Сибирская домовая роспись - одно из интереснейших явлений в русской крестьянской живописи. Росписью занимались в большей степени женщины. Покрывали стены дома и сеней, перегородки, деревянные опечки, потолки, полы, матицы. Наиболее распространенными в этих росписях являлись круги в разнообразных вариациях. Круги вписаны друг в друга в количестве от 3 до 10 и даже более. Ширина и размеры круга брались произвольные. Вписанные круги соединяли между собой прямыми, волнообразными, ломаными линиями и крючками. Круги изображали одиночными, как центральный мотив, часто без соблюдения симметрии и пропорции.
Росписью украшали все - предметы труда, быта, посуду, ворота, крыльцо, игрушки. Особенность искусства семейских в том, что геометрическая роспись хорошо гармонирует с яркой традиционной одеждой и внутренним убранством жилища. Хозяйка, умеющая украсить свой дом росписью, пользовалась большим уважением у семейских. Для семейских деревень характерно заимствование основных мотивов и деталей друг у друга, однако каждый мастер вносил свою долю, сообразно своим вкусам. Проживая рядом с бурятами, семейские заимствовали многие мотивы бурятского орнамента.
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Резные украшения размещались на основных частях и деталях дома. Охлупень, венчающий крышу жилища, старались сделать резным, часто вырезали в форме конской головы, головы оленя, барана и петуха (конек). Кронштейны и крючья-курицы, наличники, проемы крылец и полотнища ворот делали при помощи топора, ножа, долота, коловорота, лобзика - по принципу от простого к сложному.
Полотнища ворот - особая форма отделки - резная апплике, рельефные многолепестковые розетки, каплевидные лепестки, ребристые лучевые розетки. Примером могут служить прекрасные резные ворота в Этнографическом музее г. Улан-Удэ, установленные на односторонней улице семейского комплекса. Хотя они и не принадлежали хозяину дома в прошлом. Дом перевезен из с. Куйтун, а ворота из с. Новая Брянь. Но они характерны для семейского села XIX - начала XX века.
Ножки всех столов делались точеными. Рельефная профильная резьба на наличниках комодов почти совпадает с резными наличниками окон. Резьбой оформлялись предметы труда (прялки, самопрялки). Из сосны, кедра, пихты делались кадушки, водняки, лагуны, ушаты, квашенки. Деревянные игрушки с большой любовью дедушки мастерили своим внучатам («чечки» - по-местному).
БЫТ
В избах и забайкальских старообрядцев всегда очень чисто и опрятно. Чистота посуды – правило всех хозяек. В прошлые времена семейские боялись заразы. Для непрошенного гостя, прохожего хранилась другая посуда. Если человеку дали ковш воды или накормили его обедом, после хозяйка тщательно мыла эту посуду, шоркала песком или пеплом, тарелки и чашки (они же чаще были деревянные), полоскала чистой водой, ошпаривала кипятком, просушивала и снова ставила отдельно от семейной посуды - это спасало семьи от заразных болезней, инфекций и эпидемий.
Особое место занимал красный угол, в котором размещались иконы. Тут же, на угловом столике стояла кадильница, лежали свечи, на стене висели «лестовки» (четки) и «подрушники» - подручники, сшитые из лоскутков четырехугольные подушечки, которыми пользовались при земных поклонах. Вправо и влево от божницы идут широкие деревянные лавки или расставлены стулья. Перед ними стоит обеденный стол. У стены, в стороне, обычно стоит столик, накрытый «базарской» скатертью, перед столиком висит зеркало, по обеим сторонам которого свисают концы «рушника» - полотенца.
В углу у входа стоит кровать, украшенная рисунками и резьбой. Над кроватью - высокие полати, на которых зимой спала большая часть семейства. В противоположном углу, как правило, находилась большая русская печь, опечек которой разрисовывался разными цветами и птицами. Помещение перед печью - куть - часто отделялось «заборкой» - перегородкой из досок или занавеской. Между печью «боковой стеной было небольшое помещение - «запечка», где хранилась вся необходимая домашняя посуда. Большим уважением в семейских селах пользовались мастера-печники, мастера по строительству мельниц и сами мельники, кузнецы. До сих пор в селах живут мастера-умельцы, которые делают изделия из бересты, дерева, металла, из талового прута. А туеса и сейчас пользуются у хозяек широким спросом. В них хранят соль, молоко, простоквашу, сметану, творог, сыпучие товары, различные крупы. Летом на сенокосе молоко сохраняется лучше, чем в другой посуде.
Сколько нужно было в селе выполнить разных работ: бондари делали бочки, шорники шили и чинили сбрую, мастера делали телеги и сани, веялки, сеялки, бороны, вилы, грабли. Мастерицы ткали и вязали домашние ковры, дорожки и половики.
Обычаи наших предков были простыми от раскрытой души, от доверия к каждому. Многое из этого заимствованно у бурят, живших бок о бок. При входе в дом не стучались. После поклона иконам вошедший крестился, здоровался. Пришедших гостей после беседы угощали чаем.
Верили сельские жители в порчу, сглаз, «хомут», вещие сны, заговоры, приметы, ворожбу. Особая страсть - сказки, легенды, предания.
Многие в деревне имели прозвища, клички. Любили подтрунивать над лодырями, неряхами, передразнивали скупых и злых.
Чистота в доме, во дворе, порядок на пашне и в огороде были залогом здоровья семьи. Все домочадцы знали свои обязанности и выполняли их без понуканий - этот неписанный закон сохраняется и поныне.
Одежда.
Одежду обычно производили сами. У некоторых сельчан были ткацкие станки, на которых ткали полотенца, половики, подвязки, пояса и т.д. Такие мастерицы, как Домна Терентьевна Иванова, Марфа Евстигнеевна Варфоломеева, Секлетинья Пахомовна Варфоломеева и многие другие.
Обувь была своего производства. Возделывали кожи и шили ичиги, пимы. Порой мужчины носили брюки из телячьей кожи или из овчины. Не у многих были сапоги или ботинки, а уж если были, то их носили десятилетиями, по праздникам.
Рабочей обувью были ичиги, под которые надевали теплые носки, связанные в «одну иголку» с толстой овечьей пряжи. Носки вязали без пятки, что позволяло надевать их, поворачивая каждый раз, это продлевало срок носки. Для зимней работы использовали утепленную обувь - пимы, которую одевали поверх ичигов. Шапки шили из собачьих шкур, шкур лесных зверей.
В праздничные дни люди принаряжались в шелковые, кашемировые, бархатные одежды, разных оттенков.
Мужской наряд состоял из рубахи, типично- русской косоворотки. Шили из ткани «далембы» черного, синего цвета- рабочие рубахи. Праздничные рубахи шили из однотонных цветов из ситца, сатина. Порой использовали ткань красного цвета. Рубаху подпоясывали широкими кушаками. Штаны украинско-белорусского типа. Верхней одеждой служил домотканый зипун, овчинный полушубок.
Одежда семейских отличается своей яркостью, опрятностью, расшитыми головными уборами и сарафанами, сходными с одеждой русских крестьянок средней полосы России.
У семейских в силу приверженности старине и религиозных воззрений очень долго сохранялись старинные формы национальной одежды. Одежда семейских представляла собой своеобразный вариант русского национального костюма, отличный по ряду деталей от одежды сибиряков и сходный с одеждой других двух старообрядческих групп, поселившихся на Алтае. Наиболее существенным отличием семейского комплекта являются женские головные уборы и прямой сарафан (ранее косоклинный), который не встречался у старожилов Восточной Сибири.
Одежда семейских приняла свой окончательный вид в конце ХVII – начале ХVIII вв., когда староверы проживали в Польше. Она включала в себя не только северо-великорусские особенности наряда (прямой сарафан в шесть полос и кичку), но и некоторые элементы польского, белорусского, украинского костюмов (гачи, шаровары, ношение корольков, различные способы повязывания платков). Имелись в них и южно-великорусские черты одежды: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, «дутые» бусы. Яркость тканей, украшения цветами (живыми и искусственными) и птичьими перьями.
Отличительной особенностью одежды семейских главным образом у женщин, является ее яркость, красочность. Наряд в праздничные дни состоял из рубашки с прямыми полами, цветными рукавами, поверх которой надевался яркий цветной, отделанный лента-мисарафан на «проймах» (лямках). В будничные дни носили темный одноцветный сарафан, без лент или с лентами, пришитыми в два или три ряда почти у самого низа. Ленты были яркими и обязательно отличались по цвету от сарафана. Для крепости «добрый», т.е. из дорогой материи, сарафан с изнанки подшивался другим материалом. Под сарафан на рубаху надевалась юбка. К юбке пришивалась «станушка» (низ) из грубой материи и рукава из фабричной цветной ткани.
Поверх сарафана чуть выше талии подвязывался пояс, тканый в старину из шерсти, позже - из шелковых или бумажных ниток. Пояса были красиво отделаны геометрическими фигурами из разноцветных ниток. Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили деньги, носовой платок, наперсток и т.д.
Поверх сарафана спереди на шею надевался цветастый «запон» - фартук с грудкой, по подолу украшенный лентами, подвязанный по талии ленточками или шнурками.
На шею на гайтане (шнурке или тесемке) вешали медный восьмиконечный крестик и прятали его под одежду. Грудь у женщин, особенно в праздники, была украшена бусами - «янтарями», которые очень ценились.
Верхней одеждой служил халат, надевавшийся на накидку, рукава же свисали сзади. Зимой также носили меховые шубки и плисовые бекеши. На службы в церковь надевали длинные халаты. Халат покороче служил для дома. Позже стали носить «курмушки» - подобие жакета с клиньями.
Наряд девушек отличался от наряда замужней женщины только отсутствием кичек. Кичка - незаменимая деталь одежды семейского костюма. Она вышивалась под золото выпуклой гладью. Пояска - неширокая полоска внизу кички вышивалась бисером в восемь ярусов. Отделкой кичек занималась самые искусные мастерицы. Вверху кички (посередине) пришивали украшение из цветных ниток - пучек.
Комплект мужской одежды у семейских смешанный: рубаха-косоворотка чисто великорусская, а штаны - украинско-белорусского типа.
Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Холщевая рубашка без воротника, с разрезом с левой стороны и с «ластовкой» (вставка под мышками) низко подпоясывалась широким кушаком. В конце XIX в. были распространены косоворотки со стоячим воротником, появились ситцевые рубахи; богатые носили шерстяные, плисовые и бурсовые рубахи.
Штаны носили широкие (шаровары), иногда цветные. На голову надевалась круглая войлочная или самодельная шерстяная шляпа. Были в моде шапки лисьи или бобровые с лентами на макушке. В конце XIX в. появились «курашки» - картузы.
На ноги обували сапоги, унты, «боретки», ичиги, пимы, катанки. Самым популярным видом обуви были ичиги, которые шили из сыромятной или дубленой кожи с внутренним швом, а затем выворачивали. Голенища их были до колен и выше и перевязывались у щиколотки подвязками (тканой вязаной тесьмой или ремешками). Летом ичиги носили с портянками, зимой - с беспятными шерстяными носками.
Были распространены шубы из овчины, полушубки, тулупы. Доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды, шилась из собачьего или гураньего меха. В будни носили «шамели» - зипуны, сшитые из самодельного сукна, а по праздникам - лисовые «курмушки», бекеши, борчатки. На руки зимой надевали «варьги» - варежки из шерсти овечьей и коровьей, связанные одной иглой, а также обыкновенной вязки - пятью иголками. Иногда для крепости шерсть пряли совместно с пенькой.
Женский наряд.
Сарафан своеобразного покроя, где передняя часть сарафана намного выше задней. Сарафан очень широкий, присборенный с верху, возле широких бретелек. Для шитья сарафана взрослой женщины использовали 3-4м. ткани. Шили сарафан с подкладом. Праздничные сарафаны шили с яркой, обычно с крупными цветами, кашемировой ткани. Рабочую одежду шили не настолько яркой, из ткани отечественного производства; сатина, ситца. Под сарафан надевали рубаху, к которой пришивалась юбка, называлась она «станушка». Праздничные рубахи шили из атласа, шелка, украшали мелкой вышивкой воротник-стойку, рукава, вырез. Подпоясывали сарафан кушаком. Поверх сарафана надевали фартук, который называется «запон».
Сарафан и запон украшали по подолу лентами разных цветов или ажурными кружевами, вязанными в ручную. На голове носили кичку, которая представляла собой специально сшитое приспособление в виде шапочки с уплотнением-рожком впереди, за который крепился платок. Концами платок обвивали вокруг головы и крепили булавками, один конец свисал свободно позади головы. На праздник кичку делали из нарядных кашемировых и атласных больших платков. Украшали кичку цветами, брошами. Под кичку надевали специальное приспособление «кучери», которые пришивали к шапочке. Они были видны из-под платка, придавая видимость кудрей. На кучери нашивали бисер или смазанные маслом и высушенные перья. Под рубаху, под воротник надевали «подзатыльник», сшитый из парчи. Надевали его с целью, чтобы меньше загрязнялась рубаха. На шею надевали мониста в несколько рядов, янтарные бусы.
Верхней одеждой служила поддевка, плюшевые жакетки. Рабочей одеждой служила стеганая куртка – «курмушка». Кичку женщина одевала, когда выходила замуж. В девичестве носила платок. Заплетала одну косу, в замужестве – две. Семейские являются хранителями уникальных форм древнерусской одежды. Исследователи находят в одежде черты юго-западных областей России, а также украинско-белорусские. Увлечение семейских яркими цветами в костюме, узорами, обилием украшений, применению различных лент, кружевов, подвязыванию дополнительного платка, обычаю украшать головные уборы цветами – все это близко к украинской традиции.
Головной убор – кичка.
У семейских более чем у других, нашли применение китайские ткани даба, далемба, шелка - бурс, канфа, чесуча и др. И если в Приангарье в конце XIX в. шелковье вышло из моды и его распродавали и жертвовали в церковь, то в Забайкалье старинные шелковые ткани использовались для праздничной одежды и после Октябрьской революции. Бумажные ткани, шелковые платки - атласы и тонкие шерстяные кашемировые шали - изделия русских фабрик -также находили здесь широкий сбыт.
КУХНЯ СТАРООБРЯДЦЕВ
Кухня семейских состоит строго из скоромной (мясной) в мясоеды и постной в посты еды. Главным продуктом питания считается хлеб ржаной, пшеничный. В большом количестве употребляются картофель, капуста и другие овощи, особенно осенью и зимой.
В мясоеды питание состоит из баранины, свинины, говядины, мяса диких коз и изюбрей. Едят мясо жареным и тушеным, мясные щи (шти), суп, похлебку, яичницу на сале, молоко, масло, сметану, творог, простоквашу, картофель на масле, картофель с салом, пельмени, суп-лапшу с мясом, пирожки с печенью, студень и другие блюда. По средам и пятницам, считающимися постными днями, пища скуднее: хлеб, блюда из муки, толченый картофель с растительным маслом (бульбишня) или «в мундире» (с кожурой), капуста, постные щи, суп, ботвинья с луком, кисель, разные каши.
В пост пекут пирог с луком, грибами, морковью, иногда с рыбой, лепешки с ягодами. Любят печь пироженики (пирожки) с разной начинкой: черемухой, морковью, яйцом и др.
Особенно обильной и вкусной бывает пища по праздникам: пирожки с мясом, пельмени, жареные поросята, лапша с мясом или молоком, картофель с мясом, яйца вареные, яичница, сдобная стряпня. Из рыбы особенно ценятся омуль и кета. В чай добавляют дикорастущие растения: бадан, иван-чай, брусничник, листья смородины, листья малины, шульту (сердцевину березы), чагу (березовый нарост), ревень, чай с «забелкою» (с молоком), готовят ботвинью и квас.
Чай семейские долго не принимали, считали за грех. Хотя перевозками его занимались из Кяхты. Использовали чагу (березовые наросты-шарики), их в разные годы называли по-разному: шульта, а ныне это бифунген, рекомендован в народной медицине в микстурах и кремах-мазях при опухолевых новообразованиях, варикозных расширениях вен, многих кожных заболеваниях - панацея от многих заболеваний.
Туеса, корзина, кадки.
Хозяйственные принадлежности.
Среди Никольского населения были неплохие умельцы: плотники, столяры, бондари, кузнецы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся предметы: телеги (шарабаны), ткацкие станки, деревянные кровати, туеса, ложки, резьба на оконных наличниках, воротах и т.д.
Колодцы рыли вручную, глубина до 3-4 м. Воду зачерпывали «цепней», которая крепилась на трос. Трос прикручивали к «журавлю», на втором конце которого прикрепляли противовес, с помощью противовеса легче вынимать цепню с водой.
Праздники
Главный праздник христиан – Пасха – день, когда вновь переживается событие, не только изменившее ход истории, но и наполнившее новым содержанием взаимоотношение человека с Богом. Дата празднования Пасхи устанавливается в первое воскресение после весеннего полнолуния (которое наступает после или в день весеннего равноденствия), если это воскресение приходится после дня еврейской Пасхи. В противном случае, православная Пасха переносится на первый воскресный день после еврейской. Получается, что празднование Светлого Воскресения происходит в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. Дата празднования должна соответствовать евангельским событиям.
Важнейшими праздниками после Пасхи являются Двунадесятые. Они посвящены событиям земной жизни Христа и Богородицы и делятся на неподвижные (в соответствии с хронологией церковного года, начинающегося 1 сентября) и подвижные (соответствующие хронологии пасхального круга). Неподвижные праздники: 8(21)сентября – Рождество Богородицы;
14(27) сентября – Воздвижение Креста Господня,
21 ноября (4 декабря) – Введение во храм Пресвятой Богородицы,
25 декабря (7января) Рождество Христово,
6(19) января – Крещение Господне (Богоявление),
2(15) февраля – Сретение Господне,
25 марта (7 апреля) – Благовещение ПресвятойБогородицы,
6(19) августа – Успение Богородицы.
Подвижные праздники: за неделю до Пасхи – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение),
40-й день после Пасхи – День Святой Троицы (Пятидесятница).
Варфоломеева З.К.
Комментарии