Мою прабабушку звали Чойжит Цырендашиевна. Отец моей прабабушки Жамбаа Цырендаши был старостой урядником в местности Жаргаланта.
Он хорошо рисовал, по тем временам был грамотным человеком. Художник самоучка Жамбаа Цырендаши оформлял буддийские книги, например «Молонтойн туужа». Это книга хранится в историческом музее города Улан-Удэ. В исторических летописях есть запись, что художник самоучка Жамбалдоржиев Цырендаши вместе со знаменитым Агваном Доржиевым ездил в Санкт-Петербург для оформления первого дацана в европейской части России. По дороге домой заезжали в Элисту – это Калмыкия. Семья старосты урядника была большая, 14 детей. Но после революции активисты коллективизации погнали всю семью на станция Джида, для отправки на ссылку.
Главу семьи как врага народа заставили работать на тяжелых работах. Организм не молодого человека не выдержал, он умер. Тогда свирепствовал головной тиф и другие страшные болезни. После мытарств от большой семьи остались лишь трое: это моя прабабушка, ее мать и младший брат Сосор. Когда вернулись они домой у них ничего не было, ни скота, ни земли, ни работы. Прабабушка вышла замуж за комсомольца, бригадира Чагдурова Лубсан-Жимбэ. Чтобы прокормить свою мать, младшего брата приходилось работать от зари до зари.
Время шло быстро. Началась Великая Отечественная война. Брат Сосор ушел восемнадцатилетним мальчишкой добровольцем на фронт и пропал без вести. У прадедушки также младший брат пропал без вести на фронте. Прадедушка Лубсан-Жимбэ Чагдуров работал во время войны председателем колхоза, затем председателем сомонного совета. Его по состоянию здоровья не призвали в армию. Прабабушка с прадедушкой воспитали пятерых детей: два сына и три дочери. У них у всех взрослые дети и у них пошли уже внуки и правнуки. По рассказам моей мамы Пагмажап Лубсанжимбеевны, история семьи моей прабабушки тесно связана с историей нашей страны. И по ее рассказам добрее, умнее ее бабушки никого не встречала в этой жизни.
Комментарии