Наше село Улзар расположено в живописной местности, где сливаются в единую торейскую долину две пади: Зуун Торей и Баруун Торей Образовавшаяся на их месте равнина называется «Улзаром – встреча».
Именно на этом месте в 30-е годы XX века хозяйства трех долин: Зуун Торей, Баруун Торей и Хундулун Номто объединились в колхоз «Улаан Номто». Первым председателем колхоза был Гармаев Жабаа Гармаевич. Затем его сменили Буянтуев Шарап, Балтатаров Цыбекжап Ринчинович. Общими усилиями в быстром темпе стали обустраивать село: были возведены клуб, контора, хлебопекарня, зерносклад, магазин, школа. В тридцатые годы колхоз «Улаан Номто», в основном, занимался разведением крупного рогатого скота, овец, лошадей. За короткий срок колхоз стал крупнейшим хозяйством района.
«Поголовье крупного рогатого скота насчитывалось в то время 2400 голов, табунных лошадей – 1400 голов, рабочих лошадей около 80, овец -1300 голов, животноводческие стоянки были почти повсеместно: Эреэн даба, Бальжин тугле, Улаан хадын хаяа, Одоо убэльжоо, Тапхайн убэльжоо, Цагаан чулуутын адаг, Хундулун Номто, Горьхон и др.», - так рассказывал нам в 90–ые годы ветеран Великой Отечественной войны Ванданов Жунды Данзанович. В 1939 и в 1940 гг. номтойцы участвовали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке за выполнение и перевыполнение плана развития по всем видам животноводства. На этой выставке принимали участие доярки: Тучинова Ханда Цыденовна, Цыбденова (Дашиева) Долгор, Жапова Пагма – Дари; табунщики: Жамбалов Лубсан, Сосоров Цыден, Аюшеев Цыденжап. В 40 – ые годы, во время войны, во главе колхоза стоял Мункуев Пурбо Мункуевич, который вошел в историю как председатель колхоза, подаривший фронту средства на строительство военного самолета.
слева П.М.Мункуев в период передачи именного самолета на фронте в 1944 году.
Название «Номто» (возможно от «»номтой – образованный) свидетельствует о том, что уроженцы этой местности являются грамотными, образованными, талантливыми людьми. Действительно, наши жители вправе гордиться своими выходцами – учеными, квалифицированными специалистами, артистами, религиозными деятелями. Одним из них является видный религиозный деятель, просветитель, крупный ученый монголоязычного мира, один из основателей Монгольской Академии Наук Гэлэг Жамца Цэвэгийн, который в первой трети XX века в сфере религиозной, просветительской и научной деятельности добился выдающихся результатов. Среди мирян он известен как Мархаа дооромбо. Кроме него было еще немало религиозных деятелей, которые в свое время были наиболее грамотными людьми. Многие из них служили в Сартуул Булагском дацане.
Говоря об истории села, невозможно не затронуть историю Улзарской начальной школы. Ведь она, со дня возникновения, всегда была центром всех общественных мероприятий. По словам одного из первых учеников школы Гармаева Тимофея Занаевича, уже в конце 20 – х годов, не имея специального здания под школу, в так называемом лек.пункте, стал обучать детей грамоте на старомонгольском языке учитель Бадмацыренов. По архивным данным Национального архива Республики Бурятии школа в селе была открыта в 1931 году. В перевезенном доме, принадлежащему Гэндэнжэбы Ломбо, официально была открыта школа. Первым учителем был Баинов Дамче Мункуевич, уроженец села Верхний Бургалтай Джидинского района. Достойными людьми выросли его воспитанники. Это полковник, ветеран органов государственной безопасности Тимофей Занаевич Гармаев; летчик, учитель, руководитель Алексей Тапхаевич Бадмаев; ветеран педагогического труда Михаил Дугарович Цаганов; ветеран труда Михаил Жалцанович Жалцанов и другие. Почти все они являются участниками Великой Отечественной войны.
В середине тридцатых годов учителем данной школы работал Шагжи Гомбоевич Дугарон из с. Жемчуг Тункинского района, а во второй половине 30 – ых годов здесь началась трудовая деятельность учителя Тугдэна Чагдуровича Намсараева. Он был талантливым педагогом, пользовался непререкаемым авторитетом среди жителей села, его с уважением титуловали «Тугдэн багша». С началом войны он отправился на фронт, откуда не вернулся. В трудные годы войны школа приостановила обучение детей. Сразу же после войны большое количество разновозрастных детей сели за парты, и благодаря неустанной, терпеливой работе учителей Цыдыпова Доржи Очировича и Гомбожаповой Надежды Доржижаповны, школьная жизнь вновь вошла в мирное русло. Именно Доржи Очировичем был сдан в архив в 1949 году паспорт Улзарской начальной школы, по которому была установлена дата открытия школы и была документально подтверждена Национальным Архивом РБ.
Свою трудовую деятельность в качестве учителя в нашей школе начали: Найданова Д.Р.(1947 г), Ангаева Н.Е.(1954 г.), Раднаева Е.Б.(1963 г.), Токтохоева Е.С.(1963 г.), Цыремпилова С.С.(1964), Цырен – Дулма Дашиевна (1963). В разные годы учителями работали Айсуева Н.Г, Найданов С.Н., Тумурова Х.Г., Имегенова Д.-С.Л., Доржиева Г.Л., Бадмаева Р.Д., Батуева Н.Д, Дари Дондоковна. В 70-ые годы XX века, когда шло укрупнение центральных усадеб, начальная школа была закрыта. Тем самым вызвало активное переселение жителей села в соседнее село Верхний Торей. В итоге в Улзаре остались жить несколько семей. И вот в 1988 году, выполняя правительственную программу возрождения малых сел, заново на другом месте был построен современный комплекс « начальная школа – детский сад – интернат», с круглосуточным проживанием детей. Возглавляли строительство директор школы Данзанова Светлана Лодоевна и управляющий отделением совхоза Ринчинов Сергей Норбоевич. С 1990 года директорами школы работали Шаристепанов В.Ц., Нанзутова Н.С., Банзаракцаева С.Б., Жалцанова Д.Б. Свою трудовую деятельность здесь начали учителя Тучинова Цырен – Долгор Амоглоновна, Цыденова Туяна Мункожаргаловна, Нанзутова Баярма Пурбожаповна, Лубсанова Ханда Баировна.
В настоящее время в селе Улзар насчитывается около тридцати дворов. Ведение личного подсобного хозяйства – основное занятие населения. Кроме этого жители охотятся, занимаются сбором ягод, орехов, лесных даров. В Улзаре до сих пор сохранены многие черты старинного быта. Жители села до сих пор используют старинные технологии изготовления национальных блюд: зоохой (жирная сметана), урмэ (сушенные молочные пенки), обжаренные в масле боовы (печенье), кисломолочные тараг, айраг. Жители села сохранили бытовые традиции, элементы материальной и духовной культуры, обрядов и праздников, навыков изготовления традиционной утвари, предметов домашнего обихода, технологии изготовления национальных блюд.
Уникальность улзарцев, и вообще сартулов в том, что до сегодня сохранили старомонгольский говор, в отличие от других бурятских родов и племен. Для пропаганды, ознакомления и применения в повседневной жизни, а так же в целях привлечения туристов 18 июля 2007 года в селе Улзар прошла презентация этнодеревни. Данный проект занял третье место в рамках VIII международного бурятского национального фестиваля «Алтаргана 2008» в выставке – конкурсе проектов этнотуристических центров «Бурятское поселение»; выставка «Этнодеревня Улзар» заняла 1 место в номинации « »на VI Республиканской вставке – ярмарке «Туризм и отдых в Бурятии - 2009» в рамках Байкальской экономической конференции.
Комментарии