История двух сёл.название которых : Старое Татаурово и Татаурово. Здесь представлены версии наших поисков .
Для начала следует разъяснить, о каком Татаурово, собственно идет речь. Нынешняя станция Татаурово, можно сказать, «присвоила» название, принадлежавшее другому селу, которое сегодня называется Старое Татаурово. Поэтому, когда уважаемый автор «Топонимики Бурятии» пишет о том, что название населенного пункта происходит от бурятского «татуур» (заводь), где действительно имеется заводь или « затон», он ошибается, по крайней мере, дважды. Заводь должна быть (и есть) возле Старого Татаурова, а не нынешнего, которое переняло существовавшее название. А во-вторых, местные жители склонны вообще считать, что название происходит от фамилии некоего благодетеля Татаурова, либо от русского слова «татаур», означающего: боярский пояс, верхняя казачья подпруга.
(Эта версия изложена в книге М.Н.Мельхеева) [83]. По другой – название села произошло от фамилии богатого купца Татаурова, некогда останавливавшегося проездом в основывающемся селе и пожертвовавшего немалую сумму денег на его дальнейшее строительство и развитие.[84]
Итак, Татаурово спокон веку стояло на месте нынешнего Старого Татаурово, потому и называется оно теперь – Старым. Станция же возникла в последнее десятилетие XIX века на территории Таловского сельского общества Троицкой волости Верхнеудинского уезда Иркутской губернии. До начала застройки ст.Татаурово центр общества находился в селе Поповичи (на топографических картах начала ХХ века так называлась деревенька, находившаяся в двух км западнее ст.Татаурово). На месте же нынешнего Татаурова на рубеже XIX-XX веков была почтовая станция из двух домов и кордон, дом для отдыха арестантов, закованных в кандалы.
В годы Гражданской войны, в короткий период существования буферного государства Дальневосточной Республики (ДВР) Татаурово было пограничной станцией. Здесь была таможня и расквартирован пограничный батальон. Граница между ДВР и РСФСР проходила по железнодорожному мосту через Селенгу (Мостовой), от железнодорожного моста на восток правобережье Селенги относилось к ДВР, левобережье – к Советской республике.
В 1919 году здесь находились отряды атамана Семенова. На станции Татаурово в июле 1919 г. белочехами проводились расстрелы борцов за власть Советов. В 1918-1919 гг. на ст.Татаурово находилась и команда американских военнослужащих. В Татаурове некоторое время находились также японские военнослужащие. По воспоминаниям очевидцев, они проводили здесь не только военные операции, но и производили топографические съемки даже в зимнее время (надо полагать, составленные ими карты предполагалось использовать в будущих войнах). В начале 1920 года через село проходили части конного корпуса генерала Каппеля.
Таким образом, маленькое забайкальское село много повидало на своем небольшом веку.
В начале тридцатых годов в Татаурове было организовано транспортное управление, «Союззолото», которое сыграло большую роль в развитии села, население которого выросло в несколько раз. Были построены конторы, общежитие для возчиков, пекарня, столовая, магазины, прирельсовые склады, конюшни. Часть домов была перевезена из других сельсоветов. В 1937 г. «Союззолото» было переведено в с.Романовка. В освободившихся помещениях была размещена школа сельскохозяйственных кадров. Часть строений перешла к только что организованной Итанцинской МТС.
Сегодня Татаурово - центр Татауровской сельской администрации, к которой относятся также села Еловка и Старое Татаурово. Расстояние от Улан-Удэ – 45 км, до райцентра – 18 км. Расположено на берегу Селенги. В селе 726 дворов и 2114 жителей. Татауровский автореммаш до 2002 г. производил ремонт автомашин, выпускал автоприцепы, деревообрабатывающие станки и металлопродукцию. Татауровское профессиональное училище обучает молодежь профессиям сельских механизаторов, швей, поваров, стенографистов и другим специальностям). Имеются базы АО «Агротехника» и Кабанского ДРСУ. Есть столовая, средняя школа, почта, телеграф, телефон, больница. В момент образования района здесь было 54 двора и 195 жителей. Здесь находился колхоз «Первое Мая».
Из села Татаурово начинался тракт в Баргузин и далее на север, на золотые прииски. Большие нетронутые запасы древесины в пойме реки Итанца, недалеко от ст. Татаурово, и проходящий через Татаурово Старо-Московский тракт обусловили строительство железнодорожной станции именно в этом месте. С началом строительства железнодорожной станции началось переселение жителей из деревни Поповичи (в двух километрах западнее) и из села Ильинка в Татаурово. К 1920 году в селе было 20 дворов, 6 железнодорожных казарм и действующая железнодорожная станция. Позже, с введением новой экономической политики, через Татаурово увеличился поток пассажиров, едущих на курорт Горячинск, на Баргузинские золотые прииски.
С открытием регулярного железнодорожного движения площадь между станцией и Старо-Московским трактом от восточной до западной водокачек была завалена древесиной, заготавливаемой в бассейне речки Итанца и сплавляемой по ней же до Устья (ныне с. Острог). Потом, в зимнее время древесина перевозилась на лошадях в Татаурово, где частично разделывалась на шпалы и распиливалась на дрова. Дрова загружались на грузовые платформы, и паровозы отправлялись по назначению. Таким образом, в Татаурове в то время была крупная (по тем временам и масштабам) лесоперевалочная и лесоперерабатывающая база. С пуском Ильинского лесозавода отгрузка леса через Татаурово прекратилась.
Руководитель работы .Масливченко Т.Ф.
Комментарии