Автор Тимофеев Павел Климович, учитель истории МОУ Малокуналейская СОШ, руководитель школьного музея и клуба "Поиск"
Дореволюционная школа
До 1842 года на территории Хилокской долины не было ни одного учебного заведения. Не смотря на это, некоторые жители умели читать и писать. В то время церковь была не только религиозным центром, но и решала задачи обучения грамоте населения, подготовки писарей и других младших чиновников для управления на местах.
В архивах Республики Бурятия сохранились записки иркутского архиепископа Нила за 1842 год генерал-губернатору Восточной Сибири, в которых он обосновывает необходимость организации школ в Забайкалье. «В конце 30-х – начале 40-х годов XIX века в Западном Забайкалье были открыты 8 церковно-приходских училищ», в том числе и в 1842 году Хилокское при Богородско-Владимирской церкви, что в деревне Хилокской (Куналейской)… Детей обучали Закону Божьему, чтению, письму, арифметике, истории и географии Российской империи.
В 1860 году в Хилокском училище начинает свою педагогическую деятельность Ефевролия Ивановна Ситнова, выпускница Троицкосавского женского училища, имевшая свидетельство на звание начальной учительницы. Архивные документы гласят:«Ситнова Ефевролия Ивановна православного вероисповедания, девица. Жалование положено 150 рублей».
В Государственном архиве Читинской области, в документах фонда Забайкальской областной епархии Верхнеудинского уезда говорится, что в 1885 году учителями работали священник Александр Миловидов, окончивший курс Иркутской духовной семинарии и солдатский сын Молчанов Иван Александрович. По данным учета Малокуналейского волостного управления за 1892 год имеются такие сведения: в церковно-приходской школе обучалось 29 учащихся, из них 23 мальчика и 6 девочек. В 1898-1899 учебном году в школе училось уже 59 мальчиков и 11 девочек. Следовательно, возрастали заинтересованность и стремление малокуналейцев обучать своих детей.
Правительство почти не отпускало средств на существование школ. Поэтому крестьяне, пожелавшие дать своим детям образование, должны были собирать деньги и за свой счет содержать школу. Недостаточно было подготовленных учительских кадров. Преподавателями были священники, дьяки, выпускники гимназий и духовных семинарий, отставные солдаты. Школа не имела учебного помещения, дети занимались в крестьянских избах без учебного оборудования и наглядных пособий. Лишь немногие ученики могли продолжать дальнейшее образование в гимназии и выше. В начале ХХ века в Малокуналейской церковно-приходской школе учителями работали священник Еверилин Миловидов и сын священника Иннокентий Михайлович Рыщиков. Попечителем школы являлся крестьянин Алексей Георгиевич Ромаков. В школе обучалось 46 мальчиков и 20 девочек (ГАЧО ф. 7 оп. 2 д. 162). В дальнейшем ее преобразовали в двухклассную. Выпускник этой школы Абрам Степанович Лобанов, работая в Буйском церковно-приходском училище, обращался к инспектору Народных училищ Верхнеудинского и Баргузинского уездов с прошением назначить его на должность старшего учителя в Малый Куналей. Просьба А.С. Лобанова была удовлетворена. В последующие годы он работает в Иркутской, Новосибирской областях. Трудной в дальнейшем сложится жизнь нашего земляка. В 20-е годы – эмиграция в Китай, после Великой Отечественной войны депортирован в Советский Союз и репрессирован.
Перед I-ой мировой войной в школе работали Абрам Степанович Лобанова, учитель Голубев, священники Миловидов и Боголюбов. В Кукунской начальной школе учил детей Александр Семенович Асеев. Он из крестьянской семьи деревни Топка. Его предками по отцовской линии были выходцы из Курской губернии, предки по матери – буряты. Александр Семенович отлично окончил одноклассную Топкинскую школу, затем учился в Троицкосавском городском четырехклассном училище, где получил аттестат и похвальный лист. Работал учителем в Зардаме, Нижнем Нарыме Читинской области и в Малом Куналее. Участник гражданской войны. В 1910 году в Куналее работала Мария Васильевна Демидова – выпускница Троицкосавской женской гимназии.
Таким образом, в дореволюционный период совместными усилиями духовных и светских учителей были заложены основы школьного образования в Малом Куналее.
Становление и развитие советской школы
В первые годы советской власти наркомат народного просвещения отдал распоряжение не допускать преподавание вероучения во всех учебных заведениях республики. Однако в Куналейской школе продолжались уроки Закона Божьего у первоклассников. Не успев освоить азбуку, они хорошо пели «Достойно ведь», «Спаси господи» и другие церковные молитвы.
Газета «Бурят-монгольская правда» от 20 сентября 1923 года напечатала статью о жизни села Малый Куналей:«Местным учителем был организован культпросвет, куда вошло 20 человек. Молодежь сперва работала охотно, было поставлено несколько спектаклей. Гражданин Иванов Михаил, известный местный кулак (бывший депутат Учредительного собрания), желая остановить работу кружка, начал брюзжать, что, мол, молодежь вместо того, чтобы посещать церковь, ходит в школу, ставит спектакли и вообще проводит время в грехах, а не в молитве. Отцы взялись «за ум», и приток молодежи на собрания культпросвета прекратился. Работа культпросвета была отложена до осени».Подпись под заметкой – «Знающий». Часто от такой острой борьбы между старым и новым страдали дети. И все же, несмотря на трудности и проблемы, школа развивалась.
На общем собрании жителей села Малый Куналей 23 сентября 1923 года было принято решение купить здание под школу иутвердить таковую в память борца за революцию и власть Советов Смолина Абрама Прокопьевича».В газетной заметке под названием «Давно бы пора» сообщалось:«Наконец, волисполком приказал попу Брянскому освободить дом, но поп, нужно заметить, не так охотно на это согласился. Однако пришлось выбраться на другую квартиру, отведенную ему верующими. Поповский дом отходит под школу, так как существующее помещение вмещало только восемьдесят человек, а учиться будет больше ста человек. Лозунг «Долой безграмотность» живуч среди сознательных куналейцев и по мере сил и возможностей проводится ими в жизнь».Заметку подписал «Местный».
В 1924 году в школе обучалось 160 детей, учила их Лидия Яковлевна Орлова. Заведующим был Иван Орлов. Позднее приезжает учитель Федор Никифорович Вахмянин, затем его переводят в Буйскую школу. Василий Сергеевич Волков, уроженец Тамбовской области приехал, приехал по направлению в Малый Куналей в 1927 году. Преподавал в начальных классах. Был активистом, пользовался уважением односельчан. Его приглашали на колхозные собрания оформлять протоколы, выступать с лекциями. Проживал по улице Советская, дом № 3. В марте 1930 года во время восстания погибли и Ф.Н. Вахмянин, и В.С. Волков.
В 1932 году заведующим Куналейской школой назначен Афанасий Данилович Марков. Учителями работали А.Е. Вокина, М.Е. Черняев, Е.Ф. Осколкова, В.И. Демченко, Н.И. Беляева, Л.А. Тенесенко. Афанасий Данилович, пройдя через трудные военные годы финской и Великой Отечественной войн, работал секретарем райкома партии в Прибайкалье, семнадцать лет возглавлял Министерство социального обеспечения Бурятии. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны, Знак Почета, Трудового Красного знамени, медалями «За освоение целины», «За трудовое отличие».
В 1936 году в Малый Куналей из западных областей страны по направлению приезжают учителя: А.П. Чистяков, Т.Е. Зинченко, Ф.П. Попов, Калинин Василий Федорович. Последний назначается заведующим школой. На сходе села в 1938 году было решено построить новую, двухэтажную школу. На это потребовался всего год. Из многих соседних колхозов мужчины зимой возили на лошадях лес. В ноябре 1939 года школа распахнула двери для учащихся Малого Куналея, Поселья, Слободы, Буя, Узкого Луга, Шибертуя. В этом же году В.Ф. Калинина призывают в армию. Директором школы назначается Михаил Афанасьевич Соловьев (направлен из Калининской области). Он так же через год был призван в армию, участвовал в Великой Отечественной войне. После войны работал в Москве министром кинофикации СССР.
В военное время знания детям давали учителя: Козлов, Молчанов, Засорин, Е.М. Маркова. Трудно сосчитать, сколько уроков дала Екатерина Моисеевна Маркова за свою сорокалетнюю педагогическую деятельность. Первый звонок для нее, как учителя начальных классов, прозвенел в 1932 году в селе Слобода. А с 1933 года она стала работать в Малом Куналее. Е.М. Маркова за плодотворный и добросовестный труд награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», знаком «Отличник народного просвещения РСФСР».
В трудные военные годы руководство школой легло на плечи Лидии Михайловны Помяловой – жены М.А. Соловьева. На протяжении всего военного времени методическую работу вели А.П. Чайванова – математик и А.И. Куприянова – учитель начальных классов.
Малокуналейская школа в 1942 году становится победителем социалистического соревнования и награждается переходящим Красным Знаменем областного комитета партии, ЦИК республики, областного комитета комсомола, а также библиотекой на сумму 2500 рублей. Знамя находится на хранении в школьном музее.
В 1945 году школа награждена грамотой Наркомпроса Бурятии.
Школьное образование в Малом Куналее
в послевоенное время
В 1945 году начинают свою трудовую деятельность в родной школе выпускники Кяхтинского педучилища: Таисия Корниловна Смолина, Татьяна Георгиевна Никитина, Антонида Абрамовна Фалилеева. С 1945 по 1953 гг. директорами школы работали А.В. Дьяконов, Ф.М. Степанов, П.П. Киселев, М.Ф. Баженов. В 50-е годы в школу прибыли выпускники Бурятского пединститута: Степан Иванович Фалилеев и Лидия Ивановна Фокина – учителя русского языка и литературы, Валентин Прокопьевич Конечных и Владимир Матвеевич Смирнов – учителя истории, Ольга Михайловна Загрядская – учитель химии, Екатерина Моисеевна Баринова – учитель математики, а также выпускница педучилища Валентина Петровна Фурманова.
По направлению из западных областей приехали Екатерина Гавриловна Ширяева и Мария Васильевна Смолина – учителя начальных классов. Они начали свою педагогическую деятельность в Малокуналейском детском доме, а затем были переведены в школу.
В последствии все они станут мастерами педагогического труда, будут принимать самое активное участие в жизни села, выступать с лекциями и докладами по различным темам перед населением. Их активность замечалась, и они становились рукоодителями школ и других производств.
В.М. Смирнов некоторое время работал завучем, директором школы, секретарем партийной организации колхоза «Победа». В.П. Конечных – третьим секретарем Бичурского райкома партии, секретарем парторганизации Восточно-Сибирского технологического института.
Большую роль сыграл коллектив Малокуналейской средней школы в становлении и развитии детского дома, особенно в воспитательном и образовательном процессах.
Детский дом был открыт в 1946 году. Именно тогда он стал родным для многих осиротевших детей. Воспитатели и няни заменили им отцов и матерей, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны или безвременно ушедших из жизни. Государство взяло на себя заботу о сиротах. 60 детей поселились в старых крестьянских избах. Было очень трудно, однако все вместе обживались, готовили дрова, помогали колхозу, учились побеждать невзгоды. Первым директором детского дома стал Фалилеев Николай Иванович, коренной куналеец, вернувшийся после демобилизации в родную деревню.
Школа и детский дом дали путевку в жизнь многим своим воспитанникам, наставляя их на правильный путь. У многих осуществилась мечта, каждый нашел свое место в жизни, став учителем, врачом, летчиком, моряком, ученым или рабочим. Например, Виктор Яньков, выпускник школы 1963 года стал кандидатом физико-математических наук, лауреатом Государственной премии. Он с благодарностью вспоминает своих воспитателей и учителей из Малого Куналея. В 1953-1957 гг. школой руководил Павел Степанович Дырхеев, затем он был директором школы № 4 г. Улан-Удэ, учился в аспирантуре, стал кандидатом исторических наук, доцентом, Заслуженнымй работник культуры Бурятской АССР.
Позже педколлектив возглавляли Заслуженные учителя РСФСР Леонид Афанасьевич Мясников, Иван Илларионович Коновалов, Отличник просвещения СССР – Семен Георгиевич Семенников.
В 1970-1971 учебном году директором работала Екатерина Гавриловна Ширяева – Отличник народного просвещения РСФСР.
В 1971-1983 гг. педагогический коллектив возглавлял Николай Николаевич Юдин, с марта 1983 г. он был назначен директором Бичурской швейной фабрики. Имеет почетное звание «Заслуженный работник промышленности РБ».
В середине 50-х годов школа выступила одним из инициаторов организации ученических производственных бригад в Бурятии. В 1957 году школьная производственная бригада признана лучшей в республике и награждена путевкой на ВДНХ.
В 1976 году в местности «Черемошник» создан стационарный лагерь «Романтик». Бригада школьников выращивала куузику, добивалась высоких урожаев, тем самым оказывала большую помощь колхозу «Победа» в заготовке кормов. По итогам работы группы в 30 человек ежегодно награждались бесплатной путевкой-поездкой по городам страны. Существовал «Романтик» до начала 90-х годов.
В 1984 году школа справила свое новоселье в трехэтажном здании. Она стала технически оснащенней. Педколектив работал по центрам (методобъединениям). Все знания и душу вкладывали во внеклассную работу завучи – Светлана Петровна Протасова, Надежда Павловна Сидорова, Надежда Митрофановна Кондратьева, Татьяна Иннокентьевна Попова, Ольга Степановна Литвинцева, вожатой работала Людмила Павловна Куликова.
Учебно-воспитательный процесс в школе постоянно совершенствовался. Распоряжением администрации Бичурского района от 23 ноября 1992 года на базе Малокуналейской школы создан учебно-воспитательный комплекс художественно-эстетического цикла (школа – детский сад – музыкальная школа). Соответствующая база и специалисты были. Опыт тоже. Была введена хореография, иностранный язык стал преподаваться в начальных классах и в подготовительных группах детского сада. Это была первая экспериментальная площадка в районе. Дети обучались в музыкальной школе. Искусство хореографии преподавала Н.П. Воронцова, работали и классы прикладного искусства (чеканка, роспись и резьба по дереву). Их возглавили Б.Б. Тубанов и П.И. Гонтов. Большой охват детей осуществлялся детской спортивной школой, а в школе секции вели А.А. Борзых и Н.И. Поломошнов. Для детей был большой выбор занятий во внеурочное время.
Интерес к миру музыки прививали Л.И. Уварова и М.П. Смолина, внося заметный вклад в развитие художественной самодеятельности.
Из тридцати лет педагогического стажа двадцать отдала Галина Валентиновна Смолина трудовому воспитанию, своему любимому делу. Благодаря ей девочки получали нужные знания и умения по швейному делу, вязанию и кулинарии. Они учились в прекрасных, с любовью оформленных мастерских, свои изделия экспонировали на районных и республиканских выставках, выполняли изделия на заказ населению. Дело своего наставника успешно продолжает учитель технологии Ольга Анатольевна Поломошнова, Заслуженный учитель Бурятии. Под ее руководством учащиеся занимают призовые места на республиканских олимпиадах по технологии.
1993 год стал юбилейным, праздновали 150 лет со дня основания школы. Поступали телеграммы и письма со всех концов нашей необъятной России. Собрались более 400 выпускников из разных уголков нашей Родины. Время было тяжелое, постперестроечное, убеленные сединами ученики и учителя выражали надежду на лучшее будущее родной школы, села и жизни в целом.
В 1953 году состоялся первый выпуск школы, хотя она была реорганизована в среднюю в 1943 году. Экзамены сдавали на аттестат зрелости до 1952 года в Бичурской школе. Первый выпуск состоял из семнадцати выпускников, двенадцать из которых получили высшее образование. Из них восемь стали педагогами: С.Г. Семенников, М.М. Серявина, К.П. Конечных, В.Ф. Плюснина, В.Ф. Миронова, С.И. Фомин, В.Г. Лобанова, Д.М. Казакова. Четверо стали геологами. М.Д. Кислов, окончив Бурятский сельхозинститут, работал зоотехником в колхозе, затем в районе.
Многие выпускники школы стали учеными, преподавателями вузов: Григорий Лукич Антонов, братья Фомины: Виктор Александрович и Владимир Александрович, братья Фалилеевы: Михаил Николаевич и Григорий Николаевич, братья Плюснины: Виктор Петрович и Алексей Петрович, Клим Григорьевич Смолин, Александр Владимирович Смолин, Василий Платонович Малков, Владимир Иванович Семенников, Ольга Георгиевна Непомнящих, Татьяна Ивановна Некипелова и другие. Первые выпускники заложили славные традиции – хорошо учиться, быть целеустремленными и добиваться поставленных задач. Этому стараются следовать и все последующие поколения.
Много славных дел в Малокуналейской средней школе, но самым главным на протяжении всей её истории остается воспитание человека умного, трудолюбивого, красивого. Учителя всех лет вкладывали и вкладывают в воспитание детей жар сердца и всю свою душу. В этом отношении и современное поколение учителей ничем не отличается от своих предшественников.
В настоящее время в школе Малого Куналея 35 учителей обучают 289 детей, 18 учителей – выпускники школы разных лет. Коллектив школы постоянно находится в поиске новых форм и методов обучения и воспитания.
Директора Малокуналейской школы
1.Орлов Иван Петрович 1924-1932
2.Марков Афанасий Данилович 1932-1936
3.Калинин Василий Фёдорович 1936-1939
4.Соловьёв Михаил Афанасьевич 1939-1940
5.Березовский Николай Фёдорович 1940
6.Олейников 1941
7.Помялова Лидия Михайловна 1941-1945
8.Дьяконов Василий Алексеевич 1945-1946
9.Степанов Фёдор Михайлович 1946-1948
10.Киселёв Павел Павлович 1948-1951
11.Баженов Марк Фёдорович 1951-1953
12.Дырхеев Павел Степанович 1953-1957
13.Смирнов Владимир Матвеевич 1957-1959
14.Мясников Леонид Афанасьевич 1959-1962
15.Коновалов Иван Илларионович 1962-1966
16.Семенников Семен Георгиевич 1966-1970
17.Ширяева Екатерина Гавриловна 1970-1971
18.Юдин Николай Николаевич 1971-1983
19.Тимофеев Павел Климович 1983-1997
20.Смолина Татьяна Анатольевна 1997-2000
21.Смолина Тамара Александровна 2000
Из книги П.К. Тимофеева Малый Куналей: История и судьбы. 2009г.
Комментарии