Каждый гордится своей малой родиной. Но мало кто в мельчайших подробностях знает историю происхождения своего села или города. А ведь из историй таких малых сел и городов строится и состоит государство Российское. Как и у человека, рождение села у каждого имеет свою историю. Вот и мне хочется рассказать об истории своего родного села Нижний Жирим.
Ничем село наше неприметное, даже можно сказать одно из тысяч, каких немало в России. Естественно происхождение села и его название уже давно обросли легендами, которых немало. Расскажу только две из них.
«Изучая предков, мы узнаем самих себя.
Без знаний истории мы должны признать себя
случайностями, незнающими, как и зачем
мы пришли в мир, как и для чего мы в нем
живем, как и к чему мы должны стремиться.»
В.О.Ключевской.
История села
Каждый гордится своей малой родиной. Но мало кто в мельчайших подробностях знает историю происхождения своего села или города. А ведь из историй таких малых сел и городов строится и состоит государство Российское. Как и у человека, рождение села у каждого имеет свою историю. Вот и мне хочется рассказать об истории своего родного села Нижний Жирим.
Ничем село наше неприметное, даже можно сказать одно из тысяч, каких немало в России. Естественно происхождение села и его название уже давно обросли легендами, которых немало. Расскажу только две из них.
Легенда первая.
«В тедалекие давние времена, когда Россией правила Екатерина, не по нраву пришелся ей народ староверы, со своей верой, традициями и обрядами. Чтобы сломить этот сильный, крепкий духом народ, издала Указ о переселении всех старообрядцев в глушь Сибирскую за Байкал. И сослали бедный народ в город Верхнеудинск, а там, в разные стороны. Шли они, шлии пришли в низину, окруженную добротным лесом. Было здесь и озеро, много дичи, небольшая речка. В верстах пяти – шести текла могучая река Селенга. В этом месте в небольшой избушке жил пожилой тала (бурят). Спросив у хозяина разрешения на поселение, стали обживать эту местность. Далее, увидев добротные дома и обжитые места, стал народ стекаться сюда семьями. Так образовалась целая деревня и имя ей дали в честь гостеприимного талы Жэрэм. Дома строили на высотной стороне речки, «чтобы и мельницы устроить можно было, и с учловием, «чтобы водою не топило». С тех самых пор, а именно с 1765 – 70 годов произошло образование деревни Жирим.»
Легенда вторая.
«Когда-то в те дальние, дальние времена, когда повсюду росли вековые сосны, наш брат бурят занимался скотоводством и коневодством. Места для постоянного жительства у него не было, и он вел кочевой образ жизни, постоянно кочуя, меняя свои стойбища. Конный путь в Тугнуйские степи пролегал через местность, которая впоследствии стало селением. На пути по тракту в степи стояла избушка, в которой путники останавливались на ночлег. От постоянной езды упряжь приходила в негодность и именно в этом месте происходила замена седельной подпруги. Чтобы лучше ориентироваться в местностях братья буряты давали им названия. Вот и тут местность с избушкой путники стали называть «Жэрем»: «Доедешь до «жэрема», там и отдохнешь и коню свободы дашь».
Исследователь русских говоров Забайкалья Л.Е. Элиассов в своем «Словаре русских говоров» зафиксировал это слово так: «Жирим – это седельная подпруга, обшитая тканью». Следовательно, слово Жирим является трансформацией бурятского слова «жэрэм», что означает подпруга.
Большую часть информации, касающейся истории образования села Нижний Жирим, мы черпаем, изучая труды Ф.Ф. Болонева, работая в архивах как районном, так и Национальном. Оказывается, что первоначально деревня называлась Чиримская и речка Чиримка. По каким-то неизвестным причинам буква «Ч» в слове Чиримское селение, заменена на букву «Ж». Есть запись ведомости, учиненная по силе повеления его превосходительства господина генерала- майора Лариона Тимофеевича о живущих в Верхнеудинской округе старообрядцах-посельщинах, выведенных из Польши в разных селениях и в каких именно, и в которых ведомствах о том значится числе февраля 1795 года.
«Чиримская деревня 1765 г.
Поселение их наперво в разных селениях.
Потом переведены на речку Чирим
Под названием Чиримской деревни состояло: 1 мужск; 1 женск;
По 4-ой ревизии состояло: 3 мужск; 1 женск.
Ныне вновь рожденные: 2 мужск; 2 женск
Все оные старообрядцы
В той же Чиримской деревне из разных Тарбагатайского ведомства селений при поселении состояло: 3 мужск; 2 женск.
По 4-ой ревизии состояло: 6 мужск; 5 женск.
Ныне вновь рожденные: 6 мужск; 5 женск.
Все оные называются беспоповщина и старообрядцам не согласны
Подлинно записал земский исправник Иван Фон Швейден.»
Если рассматривать ведомость, учиненную со взятых от посельщиков старообрядцев объяснений, кои мы единогласно показали, что все они выведены в прошлом 1764 году из Польши.
«Тарбагатайская волость в Жиримской деревне числилось домов: 3; число людей – муж: 15; женск: 12. – согласия беспоповщины. Выведены из Винницы в 1765 г.
Протопоп Ливерий Мордовский, 30 лет».
Изучая архивные документы, делаю вывод, что первые жиримцы сами отошли из Бурнашевского селения. Смею предположить, что кто-то из бурнашевских мужиков, занимаясь охотой, направился по хребтам и спустился к речке Жиримке, которая в ту пору была многоводной. Оценив всю обстановку, срубил себе жилье, перевез семью. Затем из Бурнашево переехали еще несколько семей. На новом месте жительства шел процесс внутренних миграций. С каждым годом село пополнялось новыми семьями, пришедшими из разных волостей. Первые заимки были Петровых, затем прикочевали Калашниковы из Никольска, Покацкие из Хонхолоя, Русины из Окино-Ключей. Шилины, Дорофеевы, Емельяновы прибыли из селения Бурнашево. На переселение в другую местность людей толкала нехватка хлебопашенных земель. Поэтому искали земли получше и побогаче.
Постепенно Жирим строился, разрастался. Появилась острая необходимость в строительстве магазина в селе. Факт открытия хлебного магазина в Жириме подтверждает документ из Национального Архива РБ:
«Из прошения крестьян Жиримской деревни в Тарбагатайское волостное правление об открытии экономического магазина от 2 августа 1805 года.
С прошлого 1800 года приобщен наш достаток с 39-ми душами к Бурнашевской деревни с 58-ми душами для постройки экономического магазина и собрания в оном хлеба, с того времени собрано с нашего десятка с каждой души руги (1 хлебная руга- хлебная повинность в пользу церковных служителей) ярицы 109пудов (пуд – мера веса = 16.38 кг), 20 фунтов (фунт = 409502 гр) ярового <…>, по повелению начальства на посев и пропитание бедным и неимущим крестьянам выдача производится не только недостаточно, но и затруднительно <….>, не додано из того магазина 39 пудов, коим бурнашевские довольствуются без расчета, посему и согласились, весь жиримский десяток, <….> в Жиримской деревне устроить экономический магазин особо для наполнения такового сбором хлеба, который уже приготовлен. Того ради, волостное правление покорнейше прошу о разделе с бурнашевским десятком по расчислению душ с 1800 года. <….>.
К сему прошению селением выборного Семена Русинова и просьбою старшин крестьян Федор Русин руку приложил.»
В ГАИО обнаружена выписка о часовнях и молитвенных домах. В ней приведены даты постройки культовых зданий у старообрядцев. В 1811 году в Жириме была открыта первая часовня для свершения треб и молитв.
В дальнейшем, работая в архивах, мне встречаются документы, касающиеся только численности населения в селе.
Согласно ведомости, отправленной из Тарбагатайской волости в земский суд от 2 октября 1818 года, в Верхнеудинском уезде Тарбагатайской волости живущих поселян казенного ведомства и разных наименований принадлежащих селениям и мельниц и хозяйственных заведений числилось:
В деревне Жиримской(брались только мужские души):
- государевых крестьян – число душ – 64;, число дворов – 21; мукомольных мельниц – 4;
- ясашных число душ – 3; число дворов 2;
- не платящих налоги --------;
Отставных солдат число душ -1; число дворов 1;
- пропитанных число душ -5; число дворов – 2.
Из данной таблицы видим, что в 1818 году в селении Жиримском было 26 дворов. 4 мукомольных мельницы, 73 душ мужского пола.
Согласно ведомости, учиненной в Тарбагатайском волостном правлении о старообрядцах и раскольниках разных сословий и сект, в 1939 году в селении Жиримском проживает 360 человек. А в 1850 году численность населения составляет 378 человек.
С каждым годом шел прирост населения. Очень большой демографический скачок произошел в 1869 году за счет переселения каторжников сибиряков. Численность населения на тот момент составляет 1061 человек. Жители занимаются производством, разного рода торговли, но в самом незначительно количестве. Часто занимаются промышленностью кто звероловством, кто рыбной ловлей.
В 1876 году отЖирима отделяется часть жителей и образовывается новое село Верхний Жирим. Нижний Жирим продолжает развиваться и в 1886 году в нем уже проживает 1118 человек.
Из воспоминаний жителя села Якова Милентьевича Петрова 1904 г.р.: «До революции в селе жили хорошо, богато. В селе было около 300 дворов. Жили каждый своим хозяйством. Каждый хозяин имел одну лошадь, корову, овец, телегу и пр. Работали много, ведь у каждого была своя пашня. Надо косить, хлеб убирать, продавать излишки. Женщины дома работали, мужики в поле. Посты соблюдались. В амбарах всего было много. Зимой ямщичили. Собираются бывало по три-четыре подводы грузились зерном, сеном, кто чем мог и отправлялись в Кяхту. В Кяхте затаваривались чаем, маслом, шерстью, кожей…»
«Мы наш, мы новый мир построим…»
После революции 17 года прошлого столетия началась новая история села. Борьба с белогвардейцами, интервентами. Бой на Омулевке, в котором принимали участие жители и Нижнего Жирима. Все позади. В селах устанавливалась советская власть. Одним из этапов становления власти является всеобщая коллективизация. Не прошли такие события и мимо нашего села. В конце20-х годов в селе стали организовываться небольшие артели и в 29 году в Жириме их насчитывалось 3: артель «Красная заря», «Красное знамя», «Красный партизан». Жители села привыкшие жить единолично не доверяли и не спешили вступать в ряды коммунаров. Первыми коммунарами были: Петров Григорий Поликарпович, Ревцов Корней Аксентьевич, Петров Ипат Поликарпович, Михалев Сергей Савельевич, Русин Мартемьян Григорьевич. Для артелей были отведены участки земли. Каждая артель имела лошадей, плуги, конные молотилки, жатки.
До установления советской власти образование и быт соответствовали обычаям и традициям староверов в духе религиозной обособленности и сопротивления всему новому. Первая начальная школа в селе открывается 10 октября 1921 года. Это известие сельчане приняли с настороженностью, и поэтому первыми учениками в школе были дети коммунаров, коммунистов, а дети единоличников не спешили получать азы грамотности. Лишь спустя некоторое время и требования властей о ликвидации безграмотности учащихся в школе стало 162 человека. В связи с ликбезом в селе открывается изба — читальня. По вечерам в ней собирался народ и заведующий избой читал при свете керосиновых ламп. Первыми заведующими избой читальней, как правило, становились грамотные люди. У нас этот человек был Покацкий Марк Иванович.
Не прошли стороной наше село и репрессии 1937 года.Из села были арестованы и расстреляны 14 человек. Семьям репрессированных надолго будет приклеен ярлык «враги народа». Из домов выселенных селян собрали большую школу. Часть красивых, пятистенных, шестистенных домов ушли на бараки и общежития на МТФ, ОТФ. По утверждению жителей несколько домов погорело. Видимо хозяева не хотели расставаться с домами и подожгли.
В 1940 году в районе насчитывалось 20 колхозов и артелей. На территории Нижнежиримского сельского совета было по-прежнему 3 артели: «Красная заря», «Красное знамя», «Красный партизан». Слияние трех артелей в одно хозяйство, дало толчок развития селу. При слиянии артелей образовался колхоз имени «Калинина». Председателем стал Ревцов Исаак Аксентьевич. Работу разделили на 7 бригад. За каждой бригадой была закреплена определенная работа. Разработали устав колхоза.Работали с одним условием: взаимовыручка друг другу. 1- ая бригада строительно-дорожная - занималась строительством дорог и плотницкой работой; 2 — ая бригада - кормодобывающая, занималась обеспечением кормов на фермы; 3-я бригада овощная — занималась выращиванием овощей; к 4 — ой бригаде относилась работа на МТФ; 5-ая бригада занималась разведением свиней, птиц, лисиц и песцов, пчел; 6 -ая бригада полеводческая — занималась пахотой и уборкой зерновых; 7-я бригада занималась ОТФ и СТФ.
В колхозе жизнь понемногу налаживалась, строились планы на будущее, многое загадывалось, но не всему удалось сбыться. 1941 год… Над страной нависла черная туча войны. Далек Нижний Жирим от Бреста, Смоленска, Киева, но и сюда докатилось грозное эхо войны. То было самое трудное время. Немецкие войска рвались к сердцу нашей Родины – Москве.На фронт из нашего села ушло 250 человек, что заняло З место в районе по мобилизации 41 года. 152 человека вернулось в родное село, не вернулось98 человек.
Всякая работа в военное время почетна и полезна для победы. Победа куется не только на фронте, но и в тылу. Примеры трудовых подвигов можно видеть и в нашем колхозе им. Калинина, где работники от мала до велика работают единой дружной семьей. Покацкий Изот Павлович — 65 летний старичок, работает конюхом. На его попечении находятся племенные лошади, которые все хорошей упитанности. Калашников Роман Федорович — семьдесяти лет работает и постоянно перевыполняет норму выработки. Русин Поликарп Ульянович и Покацкий Иван Титович, имеющие на двоих 148 лет, давно уже не считали себя работниками, но в дни Великой Отечественной войны решили, что отдыхать сейчас не время, могут принести пользу, и взялись за работу. Поликарп Ульянович сторожит, а Иван Титович вьёт веревки для колхозного хозяйства и продукция его хорошего качества.В 1943 году вернулся с фронта и вновь возглавил колхоз Ревцов Исак Аксентьевич. За подвиги на фронте он награжден орденом Славы. Председателем сельского совета того времени является Русин Никон Амосович.
Совместными усилиями шло восстановление колхоза в военное и послевоенное время. Но здоровье Ревцова И.А. не позволяло заниматься управлением, и на его замену в 47 году пришел Покацкий Семен Изотович. В 1949 году Нижнежиримский сельский совет становится победителем социалистических соревнований под управлением Калашникова Андрея Осиповича.
В связи с рождаемостью большего количества детей решено открыть семилетнюю школу, с 2-мя пятыми классами. Количество учеников достигло 174 человека. Школа для взрослых, которая была создана усилиями директора школы Соловьева Василия, насчитывала 50 человек. В это же время на селе открывается фельдшерско-акушерский пункт, которым заведует Хожеева Вера Павловна. Открывается и коммутатор для связи с районом.
Не все шло так хорошо, как хотелось бы. В связи с засухой и постоянно дующими ветрами в колхозе в зимнее время случился большой падеж КРС. Только с приходом председателя колхоза Максимова Кузьмы Яковлевича начинается расцвет колхоза имени «Калинина». Отстроена птицеферма на 1000 птиц, отстроен зерносклад, построен автопарк на 8 машин, 6 из которых приобретены в этом же году..
Вслед за огромным строительством начинается озеленение села. Каждому хозяйству выделен штакетник для облагораживания территории возле усадьбы. Начинается посадка зеленых насаждений — кустов черемухи, сирени, берез. Возле крупных зданий рассажены тополя. 200 штук тополей было рассажено по всему селу и за его пределами. За селом приводят в порядок запущенный колхозный сад, где в ближайшие 6 лет ожидаются первые плоды. Заведующим садом становиться Калашникова Зинаида.
В начале шестидесятых годов, в связи с тем, что в Бурятской АССР есть более крупный колхоз имени «Калинина», райисполкомом Тарбагатайского района было предложено переименовать в «Восход». На территории села вместо одного сельпо было запущено З магазина. В 1968 году закончилось строительство красивейшего высотного здания клуба и библиотеки. От пятилетки к пятилетки росла и укреплялась материальная база села. Вместе с нею становились богаче и колхозники.
В 1970 году колхоз возглавил молодой, грамотный, энергичный человек Ревцов Афанасий Исакович. Его идеи поддерживала председатель сельского с овета Русина Галина Андреевна. Полный энергии, энтузиазма Афанасий Исакович затевает грандиозную стройку детского сада на 90 мест. В 1987 году сад пущен в эксплуатацию. Отстроена МТФ на 600 дойных голов. Это под его руководством были выстроены и введены в эксплуатацию 40 квартир для молодых семей, улицы были снабжены водой, пробурены водяные скважины. При его правлении колхоз получил переходящее Красное знамя, победившее в социалистических соревнованиях, были перевыполнены планы по производству зерна на 130 %, картофель 134%, овощи 151%, мяса 101%, шерсти 110%. Обеспеченность рабочими местами, постоянными заработными платами, жильем, жителям жилось хорошо. Стали появляться личные средства передвижения. Лошадей сменили на мотоциклы и машины. Пришел век железного коня.
Все в прошлом
С наступлением перестройки планомерно рушилась Советская власть, колхозы стали приходить в упадок. Смертность стала превышать рождаемость.
В селе произошли изменения. Стал вопрос об объединении колхоза «Восход» с Тарбагатайским СПК «Колосом». Принято решение любыми путями выжить и объединение, тогда казалось самым лучшим вариантом. Слияние двух колхозов результатов не дало. Была потеряна почти основная часть техники, всего КРС, овец и свиней. На данное время в 2012 году на селе имеется КФХ — 2 шт, ИП — 4 шт, 502 жителя села. В хорошем техническом состоянии школа, 2 магазина. Сельский дом культуры имеется, но он закрыт по причине отсутствия средств в бюджете поселения. Клуб и библиотека сейчас находятся в здании администрации.
Как это не банально звучит, но это история с хорошим началом и плохим концом. Численность населения по сравнению с 1886 годом уменьшилась в два раза. Из трех колхозов мы не смогли сохранить не одного. В связи с отсутствием рабочих мест на селе идет большая миграция молодого поколения. Идет большой отток населения в близлежащие села и города. Из 287 хозяйств на селе осталось около 200 хозяйств. Становится страшно от одной мысли, что наше село исчезнет с карт района как исчезли когда то такие села как Каравановка, Талецкая Ветка, Усть -Хилок. О них помнят только старожилы, а молодое поколение удивляются, что они вообще существовали.
Калашникова Наталья Юрьевна, заведующаяНижнежиримской библиотекой
Комментарии