Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Летопись села Шаралдай

16 марта 2012

Загадка названия села (факты и легенды)

В далекие, далекие древние времена, когда на территории южного Забайкалья, в т.ч. и Мухоршибирского района проживали племена разных народов, обитал на нашей земле и «шаралдаевский род». На Сухару: где сейчас расположено село Шаралдай, получившее свое название в память о тех прежних шаралдаев, их род пришел из мест прежнего обитания в долине Куды (Приангарье), откуда их вытеснили более сильные и воинственные сэнэгуты. Но из — за враждебности других племен, ненадолго удалось оставаться здесь шаралдаевскому роду, и они вернулись в ранее обжитые места.

 

После долгих гонений, шаралдаевцы осели в верхнем течение реки Иды, в нынешнем Боханском районе, одно из сел в котором тоже носит имяШаралдай. Поэтому можно сделать вывод, что название нашего села, происходит именно от шаралдаевского рода. По некоторым расчетам получается, что род человека, по имени Шаралдай, жил в здешних местах не многим более 300 лет назад — перед приходом сюда первых поселенцев.
 
А в селе до сих пор живет легенда, передаваемая из поколения в поколение, о добром буряте Шаралдай, который подружился с русскими и умирая, завещал весь свой скот друзьям. И в память о славном человеке осталось название Шаралдай, что в переводе звучит как «желтые пески».
 
Русские в Шаралдае.
 
Русские стали проникать в Забайкалье в 30-40 годах 17 века. Это были казаки, различные служивые, торговые, промышленные люди и крестьяне. Одни были направлены сюда воеводами, другие бежали от крепостного гнета в поисках вольных земель, пушнины и т.д.
 
В 17 и в начале 18 в. русских в Бурятии, а особенно на территории нашего района было мало. Село Мухоршибирь было основано в начале 1740-х годов. В начале же 30 — х годов (а именно
 
 в 1732 г) известный ученый и путешественник Г.Ф. Миллер не зная таких ученных сел и упоминая в своих записях только «урочище Мухоршибирь речки» и однодворку служивого человека Игнатия Завьялова, писал: «За деревней И. Завьялова, примерно в 15 верстах западнее современной Мухоршибири, на речке Цулхаре (Сухаре) Миллер упоминает двухдворку селенгинского посадского человека Алексея Чулкова. Вероятно, именно, на этом месте было основано село Шаралдай. О том, что речка Сухара стала заселяться русскими только в начале 30 =х годов 18 века, говорит и тот факт,что Миллер знал только бурятское название речки Целхара.
 
Шли годы, население упаминавшихся сел и других возникающих по Сухаре, Тугную и Хилку русских сел будущей Мухоршибирской волости постепенно росло и умножалось. Причем не только, за счет нарождающихся детей старожилов, а большей частью из — за того, что к ним подселялись разного рода сосланные сюда жители Европейской части России.
 
В первые годы они нанимались у местных бурят пасти скот, живя в таких же войлочных юртах, как и они. Впоследствии они женились на бурятах. Между тем женитьба русских поселенцев на бурятских крестьянках была характерным явлением для того времени, так как русских женщин в крае было очень мало.
 
Неудивительно, что многие потомки старожилов местных сел до сих пор отличаются от других русских природной смуглостью, узким разрезом темных глаз и прочими характерными для восточных народов чертами лица. Данное явление мы можем наблюдать у жителей нашего села.
 
Также все еще бытуют семейные прозвища, которые из поколения в поколение обычно «величают» тех или иных односельчан прочие жители указывая на их происхождение.
 
В с.Шаралдай до сих пор имеются свои «Сонголы» — Калашниковы, «Тугуты» - Яковлевы и распространенные по Забайкалью «карымы»Носковы показали сами буряты своих перешедших в православную веру или вступивших с русскими в семейный брак соплеменниками».
  
Место Шаралдая в истории России
 
Благодаря трудолюбию, упорству семейских, земли Забайкалья были освоены. В те годы долины Сухары и Тугнуя заселились довольно быстро и уже к 1795 г .в с. Шаралдай было 40 православных дворов и 254 старообрядческих. Земли, для ведения хозяйства, резко не хватает. Спор о земельных угодьях по речке Сухара между жителями с Шаралдайи бурятами барун Хубдутского и рарун Харганатского родов пришлось разбирать самому царю с царицей. Эта тяжба возникала еще в 18 в., но тогда буряты и русские дружески договорились о том, что левая сторона Сухары будет принадлежать русским, а правая бурятам однако с. Шаралдай быстро росло и земель шаралдайцам стало понемногу стали осваивать правобережья Сухары, и в 1834 г. даже добились решение Иркутской казенной палаты о том, что эти земли отходят к ним уже в законном порядке. Население села растет в 184б году оно составляет 1224 человека, из них 894 старообрядца, 207 православных, 43 единоверца и 83 представителя других религий.
 
В 1861г. российский сенат на жалобу тугнуйцев отменил решение
 
Иркутской казенной палаты 1834г. и передан правый берег Сухары опять бурятам. Но уже через 15 лет по требованию военного губернатора забайкальские области иркутский губернии суд вынес решение «Спорные земли, находятся по обе стороны речки Сухары, признать пустопорожними землями», оставив их т.о. в пользование Шаралдайским крестьянам. И данное решение суда в 1885 г. было утверждено российским сенатом.
 
Японцы в Шаралдае
 
Великая Октябрьская социалистическая революция эхом отозвалась в нашем селе. Вот что рассказывал Родионов Емельян Стефанович «Японцы наше село захватили в январе 1918 г.Во главе партизан нашего села стоял Трофим Спиридонович Калашников. Партизаны ушли из села, что они могли сделать с охотничьими ружьями против хорошо вооруженных японцев.
 
Японцы были всего один день, но что они наделали... Жгли хозяйства, резали свиней, издевались над людьми. У Суменкова И.М. сожгли дом, а его самого поставили во дворе и начали стрелять по ногам». Из воспоминаний Соловьевой Матрены Ильиничны «Через дорогу от нашего дома было гумно, там, в складах (скирдах) хлеб, японцы его сожгли. У моей невестки Любы японец весь дом исколол штыком, искал партизан. Весь день их отряд грабил жителей, у деда Анатолия Антонова стали забирать сало, а он не хотел отдать, так они его «пырнули» штыком. А потом жгли? Сало, резали кабанов и тоже жгли, дым шел черный, густой.

 

У Соловьевой Елены месячного ребенка подняли на штыки и смеялись. Сколько всего пережили за этот день. Из воспоминаний Братеньковой Р.П. «Павла Константиновича Степных, который спас многих красноармейцев, избили, возили по селу, а потом повесили на воротах в с. Шаралдай, а вместе с ним повесили за отца 17летнего Веню Павлуцкого. По приказу сожгли одну из улиц — Большую. Многие, тогда молодые ребята, ушли в партизаны. «Наш односельчанин, вспоминает его невестка Архипова Вера Федоровна сражался в отряде Сергея Лазо и дошел с ним до Дальнего Востока» .Вот такие страшные события коснулись моего села.
 
Народное хозяйство и социально-культурное развитие села.
 
После изгнания с территории Забайкалья белогвардейцев, семеновских банд и иностранных интервентов трудящиеся с Шаралдай приступили к восстановлению разрушенного хозяйства. Население села уже составляет 3100 человек ( из 470 домов — 70 православных).
 
В 1919 году создается партячейка из 3-х человек: Володин Г.Ф.— секретарь и два члена Ребягин Д.И. и Антонов О.И.. В 1920 г. зарождается комсомол. Первыми активистами становятся Захаров Демьян Федорович и Калашников Демьян Фомич. Став комсомольцем, Захаров Д.Ф. открыл в селе первый красный уголок, он был зачинщиком спектаклей, организатором хора.
 
В 1922 г. проходят первые выборы в местные Советы, где председателем избран Михайлов Михаил Иванович. Особое внимание сельский Совет уделял сельскому хозяйству, основные производители хлеба: середняцкие и бедняцкие крестьянские хозяйства.
 
В 1928 -1929 гг. становится вопрос о коллективизации хозяйств. В 1930 г. создается коммуна «Борец», в общей сложности в нее вошло около 50 семей. Руководило коммуной правление, избранное на общем собрании во главе с председателем Яковлевым Малофеем Матвеевичем. Кроме коммуны в селе были созданы две сельхозартели «Красный ударник» и «Пятилетка».
 
До 1941 г. произошло объединение хозяйств и образовался колхоз «Ворошилов» на пост председателя был избран Павлуцкий Елифер, который руководил хозяйством более 10 лет. Наряду с развитием колхозного движения, открываются школы, в 1930 г. в селе развернулось движение за ликвидацию неграмотности. В 1940 г. школа размещалась в купеческой лавке, в купеческом доме, т.к. классных комнат не хватало, к зданию были сделаны пристройки. Занимались дети и в бывшей часовне. Всего было 5 классных комнат, шестая разделена на 2 части. Учителем приходилось работать в 2 смены и вести по 2 класса.
 
В 1940-1941 гг. директором школы был В.М. Акинин, завучем М.М. Кулешов. Как и раньше, существовало две школы: для детей семейских (называлась Шаралдайская неполная школа) и для сибиряков (Сухаринская). На восьмой сессии Шаралдайского сельсовета Мухоршибирского района БМ АССР состоявшийся 25.11.1955 г. было принято решение о строительственовой школы. Вести строительство было решено методом народной стройки. В октябре 1959 г. Шаралдайская средняя школа была пущена в эксплуатацию. В 1932 году создается Гашейский МТС, которая располагается на конце деревни и занимается ремонтом техники. Многие шаралдайцы трудятся в ее цехах. За годы Советской власти в селе произошли значительные перемены. Ушли на фронт и не вернулись 138 односельчан, горе коснулось почти каждой семьи.

 

Отец, брат или сын, а то и сразу несколько человек не вернулись в семью. После войны с трудом приходилось поднимать хозяйство, не хватало рабочих рук, не хватало машин, но люди выстояли, перешагнули трудности и начали новую «светлую жизнь». Образованный в 1950 г колхоз «Гигант» в 1959 г. объединился с совхозом «Калинин»в один крупный колхоз «Забайкалец». Позже колхоз был преобразован в совхоз «Забайкалец» и включен в состав треста «Птицепром». К 50-летию Советской власти совхоз запустил 2-х этажное здание Дома культуры на 300 мест, здесь будет библиотека, спортивный зал, продолжается строительство индивидуального жилья, в 1975 г. открывается детский сад на 90 мест. В 1980 г. введено в эксплуатацию новое здание Шаралдайской средней школы на 480 мест, открывается памятник погибшим войнам. В 1992 г. в день 60-летия рождения И. К. Калашникова проходит открытие музея- усадьбы писателя — земляка.
 
 

Просмотров: 9475

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -