Смолина Ольга Фёдоровна, зав. библиотекой МОУ Малокуналейская СОШ
Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал великий русский педагог В. А. Сухомлинский: «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава - чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека».
Пускай бураны злятся - всё напрасно!
Пускай зима четыре месяца в году!
А всё-таки земля моя прекрасна,
Другой такой я в мире не найду.
В Малом-Куналее первая изба – читальня была открыта в 1922 году. Заведовал ей Сукнев Илья Иванович, который работал в коммуне, а потом в колхозе им. Ворошилова. Избачём он работал без отрыва от производства, на общественных началах. Изба - читальня находилась в бывшем поповском доме. В читальне имелись книги, журналы, газеты: «Огонек», бурят-монгольская «Унэн», пользовалась спросом районная газета «Ленинский путь». Изба- читальня на селе была центром отдыха для старых и малых. На огонек горевшей лампы люди охотно тянулись сюда, особенно многолюдно было в воскресенье и праздничные дни.
Илья Иванович разъяснял односельчанам, что такое коллективизация, читал вслух сказки. Всем нравилось слушать сказку Пушкина «О попе и его работнике Балде», обычно с нее он и начинал. Народу собиралось много, кто жил близко приносили с собой скамейки или стулья. Книги размещались в небольшом шкафу, а журналы и газеты лежали на столах. Илья Иванович ходил по рядам с листом – ведомостью, карандашом и записывал книги, которые выдавал на дом. Потом он уехал в Бичуру по партийной линии в райзо, в 1929 году. Кроме чтения книг, журналов молодежь под балалайку и гармошку пели песни, плясали, ставили небольшие пьесы, под руководством активистов.
В 1930 – 1934 годах избачем был Глушков Иван Федорович. Он был направлен из Малеты. После него была учительница начальных классов Ольга Витальевна, это было в 1934 – 1935г. Она проводила мероприятия, организовывала танцы, игры, выдавала на дом книги, читала вслух книги. В 1939 году церковь переименовали в клуб, а изба – читальня стала библиотекой, которая тоже расположилась в клубе. В годы войны работа библиотеки приостановилась. Народ собирался в бывшей церкви послушать сводки информбюро. После войны работать стал Николай Александрович Смолин.
Он совмещал работу заведующего клубом и библиотекой. В конце 40-х годов в библиотеке работал Семенников Виктор Руфович. Большой дальнейший вклад в развитие библиотечного дела на селе внес Фомин Георгий Федорович, а филиалом детской библиотеки долгое время заведовала Галушина Тамара Ивановна. В настоящее время библиотека располагается в здании КСК «Колос», имеет большую востребованность у сельских жителей, с 1986 года по настоящий день там работает Трофимова Ирина Демидовна.
История школьной библиотеки началась со дня образования Малокуналейской средней школы в 1948 году. В послевоенные годы библиотечный фонд создавали учителя-энтузиасты. С каждым годом пополнялся книжный фонд. Согласно акту от 16 мая 1964 года библиотеку приняла КауроваТ.Т., проработав заведующей библиотекой до 1986 года. Традиции, сложившиеся в прежние годы сохранились и сегодня, ибо для сотрудников библиотека - не просто работа, а доброжелательность и сердечность. Долгое время главной задачей библиотеки Малокуналейской средней школы в рамках модели «Библиотека – центр общения» была активизация познавательной и творческой деятельности учащихся
Сегодня приоритетным направлением деятельности библиотеки является информационное обслуживание пользователей. А одна из основных задач - это создание библиотечно- информационного центра.
Так с 2007 г. в нашей библиотеке начат сознательный процесс исследования собственной истории, обусловленный поиском места библиотеки в изменившемся мире.
Одним из базовых принципов, отражающих специфику достижения целей и задач краеведческого образования – является принцип полноты информации.
Поэтому среди основных задач краеведческой работы школьной библиотеки рассматривается не только воспитание любви к родному краю, но и содействие пробуждению познавательных интересов детей, организация поисково-собирательской, исследовательской и творческой деятельности учащихся школы. Успешное же выполнение намеченных планов невозможно без поиска новых путей и методов в работе.
Основу краеведческой деятельности библиотеки составляют фонды краеведческих документов и местных изданий. Школьная библиотека систематически изучает фонды краеведческих документов не только у себя, но и в сельском филиале, там ведется «Летопись села».
В школьной библиотеке МОУ Малокуналейская СОШ имеется справочно-библиографический аппарат краеведческого фонда библиотеки. КСБА включает: библиографическую картотеку карточного каталога, краеведческая картотека, фонд справочных и библиографических изданий, фонд (архив) выполненных библиографических справок, электронная картотека периодических изданий.
В основной карточный каталог библиотеки входит и краеведческая картотека. Основные рубрики краеведческой картотеки «В КУНАЛЕЕ МЫ ЖИВЕМ» это: Экология Малого Куналея, , География Малого Куналея , Природа Малого Куналея , Люди Малого Куналея, История Малого Куналея , Образование, Культура , Произведения писателей Малого Куналея.
Имеется электронная картотека периодических изданий, где также включены документы местных изданий, изданий региона. Созданная краеведческая картотека является уникальным, особо ценным документом. Её пользователями являются учащиеся, педагогический состав школы.
В связи с введением в школьный компонент изучение культуры народов Бурятии в нашей школьной библиотеке ведется работа по справочно – библиографическому обслуживанию учащихся и педагогов. В этом участвуют все подразделения библиотеки (читальный зал, абонемент). Информацию, которую выдает школьная библиотека по краеведческим документам, является справкой. Справки выдает библиотека разного характера (библиографические, фактографические, уточняющие).
Все библиографические запросы и ответы на них обязательно учитываются в читальном зале школьной библиотеки (по единой форме) и регулярно анализируются в целях изучения фонда и получения объективных сведений о потребностях в краеведческой информации. В школьной библиотеке ведется книга отказов на документы краеведческого содержания.
Справочно-библиографическое обслуживание по краеведческим документам библиотека ведет как письменные по специальной форме так и в устной форме. Письменные - это списки литературы. Кроме выдачи библиографических справок школьная библиотека проводит консультации.
Библиографическая консультация - ответ на запрос, содержащий советы, рекомендации по самостоятельному использованию каталога и картотеки краеведческих документов, поиску нужной информации. Иногда бывает и отказ на запрос читателя.
Цель нашего справочно-библиографического краеведческого обслуживания не только удовлетворять запросы наших читателей, но и их библиографическое обучение, чтобы привлечь школьников к непосредственному самостоятельному библиографическому поиску краеведческой информации.
Одним из актуальных направлений работы школьной библиотеки является краеведческая деятельность. Поэтому задача школьной библиотеки - вести библиографическое информирование потребителей краеведческой информации, давать информацию об имеющихся в школьной библиотеке краеведческих документах республики. Библиографическое информирование потребителей краеведческой информации осуществляем в зоне обслуживания (читальный зал, абонемент, на педагогическом совете, производственном совещании).
Библиографическое информирование (массовое, групповое) библиотека ведет в следующих направлениях: в помощь учебному процессу, изучению родного края. Применяет разные формы массового информирования краеведческой литературы для всех учащихся школы, а также учителей школы это: информационные списки (бюллетени), выставка новых книг «Бурятия – родная сторона», с использованием интерактивных элементов, выставка периодических изданий «Что принес нам почтальон?», электронная выставка-просмотр новых поступлений «Новые книги о Бурятии» с использованием информационных технологий. Такая выставка – просмотр пользуется большим успехом. Очень хорошо решают вопросы информирования краеведческой литературы в библиотеке – это библиотечные плакаты, которые выпускает школьная библиотека. С помощью библиотечного плаката библиотека оповещает учащихся и учителей о новых поступлениях краеведческих документов.
Для учащихся разных возрастных групп в связи с изучением литературы о родном крае информирование краеведческих документов осуществляется через оформление выставки: «Изучаем родной край», «Литературное краеведение». При групповом информировании краеведческих документов в библиотеке используем тематические папки: «Люди нашего села», «Боль земли родной», «Мой любимое село», которые систематически пополняем газетно-журнальными статьями.
Школьная библиотека в обслуживании потребителей краеведческой литературы использует все формы и методы библиотечного обслуживания. Библиотека ежегодно проводит экскурсии, беседы, книжные выставки. К 75-летию Бичурского района библиотека подготовила постоянно действующую развернутую выставку по пяти разделам «Мой край Бурятия» (история), «Природа и богатство района», «Культура и быт народов Бурятии», «Печатной строкой о нашем селе», «Литературное краеведение». Выставка пользуется большим спросом, она носит информационный характер, выставка имеет интерактивные элементы: загадки по рисункам народов Бурятии, кроссворды, викторины, с помощью которых хорошо изучается край.
Библиотека школы тесно сотрудничает с сельским филиалом, там также накоплен богатый опыт в изучении нашего края, ведь успех любой краеведческой деятельности, зависит от степени заинтересованности каждого, кто ею занимается. Интерес является движущей силой в поиске нужных сведений, а их изучение расширяет круг Ваших знаний. Знающий человек всегда сможет рассказать интересно, доступно, порекомендовать какой-либо интересный краеведческий документ. А это очень важно в краеведческой деятельности с детьми, ведь им всегда интересно узнать о крае, и круг вопросов довольно широкий.
Заключение.
“Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо при помощи книг” - эти слова М.В.Ломоносова являются девизом деятельности школьной библиотеки в области краеведения. Но, по словам историка С.О.Шмидта, “подлинное краеведение – всегда краелюбие. Оно подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края, о сохранении его культурного и природного наследия”.
Комментарии