Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История Цолгинского дацана

12 марта 2012
История Цолгинского дацана

Буддизм является самой древней из трех наиболее распространенных и влиятельных мировых религий, к числу которых относятся также христианство и ислам. Возникнув в VI в. до н. э. в древней Индии, учение Будды вобрало в себя и творчески переработало огромный духовный и интеллектуальный потенциал, накопленный в течение многих предшествующих столетий другими, еще более древними религиозно-философскими учениями и всей древнеиндийской культурной традицией.


Болдохонова Юлия, ученица 10 класса
Руководитель: учитель истории и обществознания  Дардаева М.В.
 
Формирование толерантного сознания в этнополитической среде.
 
21 век рассматривается как время личностей, способных принимать решения в ситуации неопределенности, политических и экономических  катаклизмов. Одной из главных целей воспитания молодого поколения является формирование активной жизненной позиции, которая неотделима от мировоззрения личности.

Толерантность, как одно из выражений нравственного сознания и социальной сущности человека, возникла на определенной ступени развития человеческого общества и, следовательно, носит этнополитический характер. Она возникает в соответствии с потребностями человеческого общежития, социальными отношениями людей в процессе их общественно-трудовой практики.
 
Проблема формирования толерантного сознания, по сути, является   проблемой социальной философии, так как рост открытой нетерпимости наблюдается по всему миру. Развитие и дальнейшее  существование человечества – одна из главных задач современного мира. Каждый народ самостоятельно решает эту сложную проблему.

Единственный способ сохранения, развития и самореализации человека – это контакты с окружением для передачи своего лучшего опыта и принятия достойного чужого. В результате такого обмена опытом обогащаются  обе стороны, проявляется единение народов и культур мира. Для формирования толерантного сознания, организации солидарных действий большинства членов российского общества необходимо преодоление экономического и духовного кризиса.
 
Суть современных духовных противоречий в российском обществе в целом в том, что люди утратили способность находить смысл жизни в деятельности, что влечет за собой утрату культурной идентичности. Культурная идентичность личности сохраняется там, где есть преемственность поколений. На современном этапе произошло ослабление духовно-нравственного иммунитета, а в связи с этим и переоценка ценностей.
 
Ключевые ценности глобального коллективного сознания уже сформированы и провозглашены. Неотчуждаемыми, всеобщими и фундаментальными правами человеческой личности признаны равенство, свобода и справедливость, мир, братство и терпимость, основанные на внутреннем достоинстве человека, без какого-либо различия расы, цвета, пола, языка, религии, национального и социального происхождения, политических или иных убеждений.
 
Одним из основных факторов формирования личностной культуры является то, что каждый этнос независимо от его численности - огромная ценность всего человечества.
 
Мы молодежь являемся  чутким барометром общественного развития. По тому, как проявляет себя молодежь в том, или ином обществе, какие ценности признаются молодежью приоритетными, можно дать адекватную оценку нравственного содержания общества.
 
Толерантность сознания – это особый философский взгляд, способный понимать связь мира, многообразие культур, идеологий, убеждений,

В современных  условиях изучение нравственных ценностей фольклора, толерантного опыта того или иного народа, накопленного на протяжении столетий, имеет и сугубо практическое значение. В настоящее время мы не можем сказать, что нравственные ценности, накопленные народами, в должной мере влияют на практическую работу по толерантному воспитанию.
 
Изучение этнополитической среды, раскрывающей культурное своеобразие региона, позволяет глубже знакомиться с духовной культурой, художественным творчеством, толерантным сознанием.
 
Для постепенного распространения в российском обществе духа и принципа толерантности важное  значение имеет утверждение в нем свободы совести, терпимого отношения к последователям любого религиозного или светского течения, мировоззренческих систем без их дискриминации, ущемления прав по вероисповеданию и мировоззренческому признаку.
 
Толерантное сознание – всеобщая ценность, модель взаимоотношений людей, народов, стран.
  
Роль культурно-исторического наследия буддизма в формировании личности
 
Буддизм является самой древней из трех наиболее распространенных и влиятельных мировых религий, к числу которых относятся также христианство и ислам. Возникнув в VI в. до н. э. в древней Индии, учение Будды вобрало в себя и творчески переработало огромный духовный и интеллектуальный потенциал, накопленный в течение многих предшествующих столетий другими, еще более древними религиозно-философскими учениями и всей древнеиндийской культурной традицией.
 
Вместе с тем буддизм до настоящего времени остается одной из самых влиятельных мировых религий, представляющей собой традиционное вероисповедание многих народов Южной, Юго-Восточной Азии.
 
В последние годы наблюдается резкое усиление влияния восточного учения в странах Запада - США, Канаде, Западной Европе, Австралии, Латинской Америке и в других регионах мира. Более того, в историческом плане буддизм можно считать самой влиятельной и распространенной мировой религией, оказавшей длительной и мощное воздействие на развитие духовной культуры едва ли не половины человечества. Когда христианство еще только начало формироваться как самостоятельная религиозная традиция, буддизм уже распространился по всей Индии и стал проникать в сопредельные страны, с течением времени охватив своим влиянием обширные пространства Евразии от Тихого океана до Каспийского моря, от Шри-Ланки до Байкала, от Волги до островов Индонезии. Последователями учения Будды стали и этносы России - буряты, калмыки, тувинцы, а в начале XX в. в столице Российского государства г. Санкт-Петербурге был построен буддийский храм (дацан), что ознаменовало собой активной продвижение этого учения в западном регионе страны.
 
При этом буддизм не только оказывал влияние на духовное и культурное развитие народов Востока, но и вступал в активное взаимодействие с местными религиозно-философскими учениями и культурными традициями, народными верованиями и культами, обогащая свое учение, духовную практику и культуру лучшими достижениями культуры этих народов. В процессе такого взаимодействия в культуре восточных народов сложилось богатое и разнообразное наследие, тесно связанное с различными аспектами буддийского учения и охватывающее все стороны духовной жизни человека и его практической деятельности - философия, психология, литература, живопись, архитектура, медицина, прикладное искусство и ремесла и т.д.
 
В настоящее время, большую актуальность приобретает изучение и освоение многовекового культурно-исторического наследия буддизма, вобравшего в себя интеллектуальный, духовный и практический опыт древнейших цивилизаций. Особенно актуально это для Республики Бурятия, где буддизм существует, в виде живой религиозной традиции в течение нескольких столетий и стал органичной составной частью народной культуры, традиций, жизненных представлений и духовных ценностей народа, мировоззрения, мировосприятия.
 
Важное значение имеют следующие характерные особенности буддизма:
 
  1. Миролюбие, гибкость и толерантность по отношению к другим религиозно-философским учениям и социально-культурным традициям.
 
  2. Экологичность и этическое (нравственное) отношение к природе и всем «живым существам».
 
  3. Уважительное отношение к знанию и к Учению как носителю высшей мудрости,
 
преклонение перед учителем-наставником.
 
  4. Стремление к морально-психологическому и духовному самосовершенствованию, развитию
 
творческих способностей и эстетических потребностей.

 

И хотя современный молодой человек мало вникает (или не вникает вообще и в целом) в содержание, последовательность и глубину конкретного буддийского обряда или ритуала, а тем более их символику, образ жизни его предков на протяжении веков, совершавших данные конкретные обряды, обусловливает его толерантное поведение.
 
Первые буддийские дацаны хори-бурят
 
Первыми буддийскими дацанами хори – бурят были Аннинский и Тугно – Галтайский кумирни. Если аннинский первоначально располагался войлочной юрте Главного тайши Аннинской ясашной избы, то в 1730 –е годы на притоке Тугнуя и Зандина были построены два деревянных дацана: один находился на северной стороне старинного тугнуйского улуса Зандин Хабсагай. Первыми их священнослужителями были два монаха из числа 150 монгольских и тибетских лам, прибывших в 1712 году в Бурятию. По тугнуйским преданиям богослужения они проводили порознь, меж собой не ладили, по ночам в небо пускали зажженные стрелы, удивляя и пугая местных жителей. Среди населения вскоре стали распространяться разного рода слухи и небылицы, будто в дацанах объявились «шудхэры» и «шулмусы» и там нельзя проводить молебны.

 

По всей вероятности, началом различных толков послужила неприязнь между ламами из-за прихода мирян, которые обеспечивали бы поступление дохода. Но нельзя забывать, что в то время шла нешуточная борьба между представителями древней религии бурят – шаманами и носителями новой религии. И шаманы вполне могли воспользоваться столь удачными обстоятельствами, вызванными склоками между ламами, чтобы вернуть в лоно древней веры своих земляков.
 
В 1753 году тугнуйские буряты перенесли те два дацана на северную сторону притока Тугнуя Сулхару (Сухара) и построили новый деревянный дацан под названием Сураблин, утвержденный приказом от 12 марта 1773 года № 606 Иркутским и Колыванским генерал - губернатором Брилем. Его первым ширетуем стал лама Лубсан Сампил. Местные старожилы, знатоки старины, склонялись к тому, что он все же был тибетцем или монголом.
 
В связи с распространением буддийской религии число её приверженцев среди тугнуйских бурят росло. Так как месторасположение дацана не соответствовало своему назначению, оно находилось в стороне от большинства населения Тугнуя, то было решено перенести его в центр Тугнуйской степи, чтобы прилечь более широкий круг людей к новой вере. В 1786 году дацан перевезли на устье тугнуйского притока Галгатай (Галтая) и дали название Даши Чойнхорлиг. Существует легенда, согласно которой вначале место было выбрано другое, чуть восточнее, к речке Буреэн, но при переезде у первого груженного воза сломалась тележная ось и суеверные тугнуйцы решили строить дацан именно в этом месте. В некоторых источниках и архивных документах он назывался Тугногольским дацаном.
 
Вокруг основного дацана были построены 4 сумэ: в 1805 году – «Аюша» и «Гунрик», а в 1831 году – «Хурдэ» и «Докшид». В начале XIX века ширетуем дацана был Сунграб Сэлтэйн из Барун-Хуацайкого рода, он обучался в Кодунском дацане у ундэр гэлуна Лубсан-Дондуба, монгола по национальности.

Дацаны стали играть немалую роль в жизни тугнуйских бурят. Еще в середине XVIII века на тугнуйском притоке Зандин было основано два деревянных дацана. Позднее их объединили и перенесли на речку Сулхару, а в 1786 году в Галтай.
 
История Цолгинского дацана

 
Почти 200 лет назад в благодатной Тугнуйской Долине появился один из первых дацанов хори - бурятских родов «Сунграб Шейраблинг» он славился высокой ученостью лам и богатейшей библиотекой духовной литературы и даже своей типографией.

 

Цолгинский дацан на Тугнуе выстроен в 1831 году с разрешения барона Шиллинга фон Кронштадта, ученого физика в области электричества, члена корреспондента Российской Академии наук, посланного в Восточную Сибирь министерством иностранных дел с целью изучения административного устройства ламаиской церкви. В этих двух дацанах в 1914 году находились свыше четырехсот лам и хувараков. Дацаны являлись крупными землевладельцами, обладая более 1,5 тысяч десятин полезной земли, сдавали её в аренду. Наряду с этим они занимались ростовщичеством, выдавая из дацанской казны ссуды под проценты.

 

Дацаны служили интересам нойнов и богачей, благословляли самодержавие. Во время введения волостной реформ ламы призывали своих прихожан не волноваться, а подчиниться требованиям властей. В 1912 году в Тугногалтайском дацане был отслужен «горячий молебен всех бурханов» в честь Александра I , по случаю столетия победы над Наполеоном, а годом позже в двух дацанах широко отмечалось 300-летие царствующего дома Романовых.

Архивная справка
 
ПРЕДПИСАНИЕ ВОЕННОГО ГУБЕРНАТОРА ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ВЕРХНЕУДИНСКОМУ УЕЗДНОМУ НАЧАЛЬНИКУ ОБ ИМПЕРАТОРСКОМ ДАРЕ «ЦОЛГИНСКОМУ ДАЦАНУ».
 
11 декабря 1907 г.
 
Для выстроенного в ознаменование дня рождения наследника цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича при «Цолгинском дацане» на средства инородца-бурята Дабданова здания молитвенного сумэ – читальни Его величеству Государю императору благоугодно было всемилостивейшее пожаловать портреты – лично Его величества, Государынь императриц, а также наследника цесаревича и Великого князя Алексе Николаевича – в рамках.
 
Сообщаем об этом и препровождая вместе с сим в особой посылке портреты их Величеств и его Величества, предписываю портреты немедленно поставить в указанную сумэ-читальню и об исполнении мне донести.
 
На документе имеется запись: «Подлинное предписание отослано ширетую «Цолгинского дацана» Цоктоеву для хранения при делах читальни 2 марта 1908 г. ? 164».                 

 

Подлинное подписал военный губернатор, генерал-лейтенант Эбелов
 
Скрепил      Управляющий отделением В. Юринский
 
НАРБ.Ф.10.Оп.2.Д.1034. Л. 4 – 4 об. Заверенная копия.
 
ПИСЬМО УПРАВЛЯЮЩЕГО I-ЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ПРАВЛЕНИЯ МВД ВЕРХНЕУДИНСКОМУ УЕЗДНОМУ НАЧАЛЬНИКУ ОБ ОТПРАВКЕ ПОРТРЕТОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ В ДАР «ЦОЛГИНСКОМУ ДАЦАНУ».
 
15 ФЕВРАЛЯ 1908 Г.
 
При отношении экзекутора и казначея Забайкальского областного правления Пушкина от 7 февраля ?194 отосланы Вам по железной дороге, малой скоростью, всемилостивейшее пожалованные Его величеством Государем императором, для выстроенного в ознаменование для рождения наследника цесаревича и Великого князи Алексея Николаевича при «Цолгинком дацане» на средства инородца – бурята Дабданова здание молитвенного сумэ-читальни, портреты Государя императора, Государыни императрицы, а также наследника цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича в рамах.
 
На пересылку портретов произведен названный казначеем расход из канцелярских сумм Забайкальского областного правления в сумме 1 руб. 90 копеек.
 
Вследствие сего I-е отделение областного правления просит Ваше высокоблагородие взыскать с «Цолгинского дацана» полностью 1 руб. 90 копеек, каковые прислать в отделение.
 
На документе имеется приписка: «Справка: уплачено из канцелярских сумм полиции по накладной железной дороги 1 руб. 57 коп. и за доставку с вокзала до полиции 1 руб. всего 2 руб. 57 коп. Верно: секретарь подпись ».
 
Управляющий отделением
 
Столоначальник К. Петров.
 
Как видно из истории Цолгинский дацан с самого зарождения был религиозным центром не только для тугнуйских бурят, но для всей  Бурятии. Это был один из первых каменных дацанов, камни для него собирались по всей Бурятии, раствор для скрепления камней, также был уникален, его изготавливали из особой травы, которую собирали в местности Улзытэ, варили в молоке, добавляли яйца. Цолгинский дацан в те времена являлся центром литья из цветного металла, имел собственную типографию, а это была большая редкость, так как на открытие типографии требовалось разрешение губернских властей.
 
Ширетуй Цолгинского дацана Ринчин Номтоев (1821 – 1907 гг.) был известным филологом-монголоведом, переводчиком, талантливым писателем. Им обработано большое количество субхажид – назидательно-дидактических сочинений, также он активно занимался переводческо - комментаторской работой, благодаря его переводам буряты познакомились с произведениями крупнейших индийских мыслителей, со сказаниями, легендами и преданиями народов Азии. Ринчин Номтоев отличался редкой для своего времени образованностью, он мог дать ответ на любой вопрос, касающийся и философии буддизма, и проблем повседневной жизни. Он является автором тибетско-монгольского и русско-монгольского словарей.
 
В 1859 году при Цолгинском дацане было открыто первое приходское училище, первыми учениками стали 8 мальчиков бурят, а в 1864 году в типографии Казанского университета издан первый бурят-монгольский букварь «Самоучитель, или российская азбука с переводом на монгольский язык для учеников монгол-бурятских» автором которого был Ринчин Номтоев.
 
Эту двухклассную школу окончили известные люди своего времени:
 
Цуваен Цыренов – делегат XVI партсъезда ВКП (б) (Всероссийская Коммунистическая партия большевиков),
 
Бата-Далай Тымитов – первый кандидат философских наук в Бурятии, директор Бурят-Монгольского Государственного института языка, литературы и истории.
 
Такие известные люди Бурятии как: Хоца Намсараев, Чойжи – Нима Генинов, Цыренжап Сампилов получили свое начальное образование в Цолгинском дацане, здесь они были хувараками.
 
К сожалению, в 20-30 годы наш дацан, как и тысячи других религиозных центров  был подвергнут разрушению, а ламы и хувараки были репрессированы.

 
Заключение
 
Свою работу я посвящаю восстановлению Цолгинского дацана. Исследуя эту тему, я открыла для себя много познавательного и интересного в истории нашей малой Родины. Из таких малых крупиц складывается высокий духовный уровень  нашего народа.
 
Зная, культуру, обычаи традиции своего народа  мы развиваем своё национальное самосознание, глубже понимаем и ценим многообразие и мощь Российского государства.
 
В настоящее время проводится марафон по сбору средств на восстановление Цолгинского дацана. В этом мероприятии под руководством Главы традиционной буддийской сангхи Пандидо Хамбо-ламы Д. Аюшеева участвуют не только религиозные центры Бурятии, но и практически вся светская  Бурятия.
 
Мы гордимся славным прошлым своего Отечества. 
 
Список литературы
 
1.     Архивный материал.
 
2.     «Большая Российская энциклопедия», Москва, Научное издательство «Большая Российская  энциклопедия», 2006 год, стр.297-307.
 
3.     Дашибалов Б.Б. «Очерки по истории древних и ранних монголов», г.Улан-Удэ, Учебное пособие, издательство «Бэлиг», 2008 год.
 
4.     Материал школьного краеведческого музея, собранный Оленниковой Г.М., основателем музея МОУ «Цолгинская СОШ»

Автор: Цолга
Просмотров: 5867

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -