Иванова Галина, 11 класс. Шаралдайская средняя школа
Руководитель: Муликова Светлана Ефимовна
В 1882 г. В селе Шаралдай насчитывалось населения: православных 215 человек (114 мужского пола и 101 женского пола), имеющих 37 домов. Они селились в «верхнем конце» Большой улицы и имели свою головню. Улица Большая – самая старая в селе. На ней до сих пор находятся дома 1 года постройки. Много испытаний выпало на эту улицу. Она сгорала только два раза. Первый раз от неосторожности девочки, которой было поручено истопить баню к вечеру. Все работоспособное население было в поле, спички являлись большим дефицитом, чтобы растопить баню, она несла угли из дома, а один из угольков сдуло, начался пожар. Тушить пожар было некому, и вся улица сгорела, остался только один дом Павлуцкого.
Улица Большая – самая старая в селе
Второй раз в 1818 году, когда пришли японцы. Им приказали сжечь четвертую улицу в Шаралдае, на которой распологался партизанский штаб, но просчитались и сожгли не четвертую, а пятую. Четвертую позже назовут Партизанской. Большой улице уже многим более 150 лет. Нужно отдать должное семейским Забайкалья, хотя они и были ущемлены в своих правах на публичное оправление богослужения, блестяще использовали свои, хотя и малые возможности.
В 1827году, по данным М.М. Шмулева, поповцев в Верхнеудинском уезде проживало 12100 человек, беспоповцев – 609 человек. Основными центрами поповщины за Байкалом стали многие поселения, в т.ч. и Шаралдай.
Старообрядцы Куналея и окрестных сел Феофан Черных и Ануфрий Горбатых собирали деньги на постройку церкви Михаила Архангеля в селе Шаралдайском Мухоршибирского ведомства. Из разных сел от доходов было собрано более 800 рублей. В государственном архиве Иркутской области, в форд Иркутской духовной консистории лежат документы, где старообрядцы Верхнеудинского и Иркутской консистории на строительство церкви в деревне Большой Куналей или в селе Шаралдай.
В конечном итоге иркутская консистория, согласовав этот вопрос с правительственным сенотом, дала официальное разрешение на строительство церкви по выбору самих старообрядцев, где они пожелают в Куналее или в Шаралдае, но строительство именно идной церкви, так и не было начато.
Из воспоминаний Павлуцкой Елены степановны: «Моя свекровь Павлуцкая (Суменкова) Афимия Семеновна 1890 г.р.рассказывала, что веры у них на «поповского полка», а ее сестра Надежда Семеновна числилась в «темноверах», по этому поводу у них часто возникали споры. В часовне службу вел поп, в молебенных домах – уставщики ».
До сих пор в селе сохранены традиции, различающие представителей веры: православных (сибиряков) и семейских. «Щепоть» и «двуперстие»во время осенения себя крестом на молитве, обряд крещения, в обряде похорон и помина, небольшие, но отличия на нательном и обрядовом кресте Господне.(Об этом большое отдельное изучение и обработка материала) а я продолжу повествование о самых главных моментах истории села.
С приходом Советской власти в с.Шаралдай начинаются притеснения верующих, жгут иконы, книги, сочиняют презрительные частушки. Из воспоминаний Гороховской Агнии Ивановны 1918г.р.: «Отец у меня был в то время комсомольцем, однажды придя домой, развел во дворе костер и начал выносить иконы с «красного угла» и жечь их. Мама не согла остановить отца. Было непривычно видеть угол дома пустым, «голым», как называла его мать ».
В документах ПП ОГПУ от 1 апреля 1932г. по ст. 58-2 и 58-2УК РСФСР были присуждены к 10 годам лишения в числе прочих уставщик Фетисов Михаил Яковлевич 1886г.р., и к 5 годам – Захаров Е.А.
Появление других улиц
В Шаралдае в то время было 8 улиц:
Солонцовская – Комарова,
Партизанская,
Нижняя Сухаринская – Калашникова,
Верхняя Сухаринская – Школьная- Калашникова,
Большая,
Малая заречная – Заречная,
Большая заречная(Степная) – Гагарина,
Болотная.
Шаралдай состоял из трех частей: Верх (деревня), Низ (Сухара) и степь (Зарека). В деревне жили преимущественно сибиряки, на Сухаре семейские, а в степи количество тех и других было примерно одинаково. Поэтому в Шаралдае была одна часовня (сейчас там стоит водокачка) – для семейских и два молитвенных дома – для сибиряков и темноверых.
17 мая 1936 г. Председателем Мухоршибирского РИКА тов . Фроловым были отправлены в Шаралдайский сельский совет выписки из протокола заседание президиума ЦИКАБМ АССР за № 61 п.21 и п. 22 об удовлетворение ходатайства о закрытии часовни .
22.09.1938 г. в Шаралдае на общем собрании жителей под председательством Пескова О.И. секретаря Иванова Анисима Был поставлен вопрос о закрытии молебных домов .
Все присутствующие проголосовали «за» и подписали документы о закрытии культовых зданий.
Улица имени Калашникова
История берет свое начало с 1767г, когда были основаны первое поселения семейских в Шаралдае, и носила совсем другое название.
С приходом советской власти в таежный край, когда начали открываться школы, а позднее в домах репрессированных односельчан поселились учителя – улица получила название Школьная.
А в 1967г. к 50-летию Октябрьской Революции была переименована в Юбилейную. И только в 1991г.эти две улицы объединили в одну, и она стала носить имя И.Калашникова, в 2011 году ей исполнилось 20 лет.
В этой улице – история нашего села. Сегодня эта улица – главная, именно на ней находятся все административные здания села.
Жилище и хозяйственные постройки семейских
Если бегло осмотреть крестьянский дом, начиная с улицы до телятника, то поражаешься неиссякаемой энергии труженика-старообрядца, понимаешь его
настоящее бессмертие в его делах. Постройки семейских – это большие, рубленные из толстого леса избы – связи или пятистенные с сенцами и крыты
крыльцом. Покрывали избы драньем. Сверху дранье скрепляли охлопнем.
Нижние концы положены в желоба, которые придерживались толстыми деревянными крючьями, называемые «курицами». Окна украшались красивыми наличниками (резьбой), и непременно закрывались ставнями. Рамы были одинарными, и чтобы они сильно не промерзали от жгучих чикойских морозов, их на ночь прикрывали ставнями.
В окна в место стекла (из-за отсутствия последнего) вставляли бычие пузыри или проолифиную холстину. Жилые дома строились с теплыми или полутеплыми сенцами. В сенях находилась казенка, место для хранения сундуков с имуществом и разной утварью. В ограду вели высокие ворота, которым испокон века придавалось символическое значение. Поэтому чаще всего их делали крытыми, с причудливыми украшениями в виде зверей, птиц, цветов и иных изображений.
В доме всегда чистота и порядок. Чисто вымытый пол застилали половиками или же посыпали чистым речным песочком. Каждое утро песок сметался и настилался новый. «Идешь, бывало по полу, а под ногами легонько песок похрустывает», Сетов Г.М. 1932 г.р.7
В избе, прежде всего, бросался в глаза «передний угол». В котором устроена божница-киот, весь заставленный иконами старинного письма – своеобразная домашняя картинная галерея, с изображениями Николая Угодника, Божьей матери, Георгия Победоносца и других святых угодников. Иконы в ризах и без риз. Написанные прямо на досках. Кроме деревянных икон, много медных, складных с распятием Христа. Иконы бережно хранились и передавались, как семейные реликвия и родительское благословение на супружество, на службу в армии.
В углу, у порога стояли деревянная кровать, передняя ее головка украшалась резьбой. Над кроватью под самым потолком – палати, на которых зимой спала большая часть семейства.
Тут же у порога, в другом углу, большая битая русская печь. Ее сбивали из глины, это была очень трудоемкая работа, для которой использовалась глина определенного качества. Часть избы перед печью называлась кутью. За печью, у самого потолка тоже были палати, которые назывались гобцами. На них хранились лук и домашняя утварь. Перед печью расположен лаз в «подполье», где хранились соления и картошка.
Подполье изнутри иногда было обито досками, в нем устраивались полки для посуды и выкапывалась яма для овощей. В подполье также очень чисто и прибрано, на полках расставлена- «молосная» посуда в посты, «постная» в мясоед. Семейские не использовали в пост горшки, чугуны, сковороды и тарелки, которые были в обиходе в мясоед.
Здесь же в кути вешали на очип зыбку для грудного ребенка. Кормили его из рога, на который надевали сосок из коровьего вымени.
Внутреннему уюту и целесообразности дома соответствует и устройство надворных построек. Двор был разделен на передний и задний. Передний двор – это широкая ограда, где хранились поленницы дров, а в сарае (завозне) сельскохозяйственный инвентарь. Имелось в переднем дворе и сушило для сушки зерна. Заканчивался передний двор воротами на огород.
Задний двор был предназначен для скота с открытым горожником. Рядом с ним строился пригон для коров, сарай для лошадей, хлев для баран. Тут же пристроен мерлог – теплый хлев для свиней.
В огороде отдельно от пристроек стояла баня. Топилась она обычно по черному, то есть не имела трубы для выхода дыма, топилась каменкой (печкой из горного камня). Баня, кроме своего прямого назначения, служила еще чем-то вроде овина для сушки конопли. Около бани стояла мялка и прочий инвентарь для первичной обработки конопли.
Сейчас в Шаралдае таких домов (т.е. пятистенные, с сенцами) осталось очень мало. Сохранились и семейские традиции во внешнем виде села Шаралдай. До сих пор в нашем селе встречаются ярко украшенные дома, ворота. Эти росписи поражают своей красочностью, сочностью цветов.
Несмотря на все сложности, село живет. Оптимизм семейских от самого переселения до сегодняшних дней жив, и этим объясняется живучесть семейских. На длинных, ухоженных улицах села отстроены добротные дома, особенно по улице И.Калашникова. Конечно, есть дома, которые украшены резными наличниками, элементами декора оформлены сам дом и ворота. Постройки принято красить разноцветными красками, что не только помогает сохранить дом на долгие годы в хорошем состоянии, но и радует глаз, создает особое настроение праздника.
Наше село сохраняет самобытность, культуру и традиции своих предков.
Комментарии