Данный материал представляет результат исследовательской работы НОУ (Научного Общества Учащихся), в котором представлены этапы развития школы и образования в улусе Шибертуй.
История образования в небольшом селе Шибертуй, которое раскинулось в отрогах Заганского Хребта, в долине реки Хилок, на юге Бурятии, неразрывно связана с историей российского образования. Школа во все времена была зеркалом своего времени, и система образования в селе связана как с общими изменениями, которые происходили в стране, так и с особенностями данной образовательной территории, уклада жизни села, с его традициями. Все это можно проследить, изучая пожелтевшие листы различных документов, оживляя старые фотографии, воспоминания учителей и выпускников школы разных лет. Каждому человеку дорого именно то время, в которое он живет, каким бы оно не было. Попробуем в данной работе представить живую историю и добрую ауру нашей школы, жизненные достижения наших выпускников, которые сегодня во многом определяют лицо не только нашего села, но и района, Республики.
В 2012 году наша школа будет отмечать свое 90-летие. В свете этого события весьма актуальным становится данное исследование, так как, не зная прошлого, невозможно создавать новое. Знакомство с историей школы позволит нам увидеть тот вклад, который был внесен предшественниками, односельчанами, учителями в историю родной школы, будет способствовать формированию у учащихся ответственности за дела школы. К тому же материал, собранный мной, неизвестен науке.
У истоков образования в улусе
В начале ХХ века улуса Шибертуй как такового не было, а были жалкие юрты, разбросанные по степи то там, то сям, и отельные дома улусных богачей, называвшиеся хотонами, в которых проживали представители одного рода: Нохойтон, Топхонтон, hоодортон, Шарайтан, и др. Насчитывалось около 200 человек, что составляло 60 дворов. Основным занятием было интенсивное скотоводство и примитивное земледелие. Землю делили по душам, на душу - десятину, т.е. 3200м2. Скот держали по возможностям: у кого-то 1 корова и 30 овец, у другого 10 коров, 60 овец. [3]
В дореволюционные годы в бичурских улусах не было ни одной школы, почти все население было неграмотным. Только некоторые мужчины из богатых семей имели возможность изучать русскую и старомонгольскую грамоту, которую распространяли бродячие ламы из Амгалантуйского дацана. Так, представитель рода Салдай – Бандыев Намдык обучался старомонгольской грамоте у ламы Амгалантуйского дацана Ринчинова Бадмацырена, а затем поступил в Новоникольскую церковно-приходскую школу, после чего он окончил два класса Читинской гимназии.
Бандыев Намдык с Жигмытовым Сыретором, овладевшим русской грамотой во время ссылки на остров Сахалин, обучали детей старомонгольскому и русскому языкам. Из воспоминаний Зандраевой Н.Д.: «Мой отец рассказывал: «Один из сельских грамотеев за плату обучал детей местных богачей старомонгольской письменности и арифметическим вычислениям, основам астрологии и летоисчислению. Ламы жили в семьях учеников, читали молитвы, предсказывали судьбу, составляя «зурхай». Обучение было очень строгим, в основном уроки учили наизусть – «сээжээр». За ослушание или невыполнение задания строго наказывали»
В то время местное население больше знало старомонгольскую грамоту, чем русскую. Население, проживающее по правому берегу реки Хилок относилось к одной образовательной территории, поскольку основную часть составляли буряты, центром которой был улус Шибертуй. Со временем, когда русская грамота стала распространяться больше, дети из некоторых зажиточных семей стали выезжать в соседнюю русскую церковно-приходскую двухклассную школу в село Никольское. Число учащихся из бурятских улусов не превышало там 5-6 человек, вскоре оно стало увеличиваться, некоторые способные учащиеся были отправлены в гимназию. [3]
Среди них были Цыденжап Дондубон (Ц.Дон) – будущий министр просвещения БМАССР и известный писатель-прозаик, один из основоположников бурятской литературы и сын шанагинского бедняка Сыбен Цыренов, который успешно закончив Иркутскую гимназию, поступил в Московский университет, его считали в нашей местности самым грамотным и образованным человеком во всем нашем округе.
Немало было среди улусных ребятишек способных и талантливых, желавших учиться, но жизнь была такова, что не каждому это было доступно. В начале двадцатых годов ХХ века грамотных людей можно было перечесть по пальцам. Во многих селах о школе можно было только мечтать. Такое положение нужно было исправлять.
Начальная школа
Осенью 1922 г. в селах российской глубинки стали открываться начальные школы. В бичурских улусах впервые были открыты начальные школы: в Шибертуе, в Унго и Хайцагаре. Школы не имели своего помещения, поэтому хошунное управление ежегодно арендовало частные дома за 5 – 6 пудов ярицы. В одном из протоколов заседания Гочитского хошунного управления, от 1 сентября 1922 г., указывается, что «Хошунуправлением в Шибертуйском улусе под школу за 5 пудов арендован дом гражданина Цыренова Нимы, дом гражданина Натрова Данзана и под учительскую квартиру, тоже за 5 пудов хлеба, дом гражданина Шойдонова Жигжита». [3]
Первыми учителями начальной школы были Мункоев Дашинима Мункоевич и Васильева Любовь Карловна. Они не только обучали грамоте детей, но и вели большую просветительскую работу среди взрослого населения. В 1926 году народ оказал доверие Д.М. Мункоеву и избрал его народным судьей В школах того времени не было школьных программ, также не хватало учителей.
К тому же многие учителя испытывали серьезные материальные лишения. Дальнейшая судьба Любови Карловны нам неизвестна, а вот Мункоев Д.М. был выдвинут на высокий пост - главным судьей Бурятской АССР и наркомом юстиции. Спустя некоторое время он избирается членом президиума Восточно –Сибирского краевого суда и председателем судебной коллегии по гражданским делам. А затем становится министром юстиции. [1]
В Мухоршибирском райархиве, ф.1, оп1. Гочитский Хошисполком. д. №3 (протокол заседания ХИКа за 1922 г) л. 64-65 нашли заявление Марии Рассохиной – учительницы начальных классов Шибертуйской школы от 1922 г. «Прошу хошунский комитет выдать мне хотя бы из хошунских средств аванс в размере месячного жалованья.
Ощущается острая нужда, про которую умалчивать дальше не приходится. У меня нет обуви, и я не в состоянии продолжать занятия в школе. Вот уже полтора месяца хожу в рванной обуви, а жалованья все нет и нет. Вы не можете представить мое положение. Положительно ничего нет. Нет платья, нет белья, нет обуви, нет соли, чаю, спичек. С меня требуют долги, а что я могу дать, что у меня есть? Как же жить и работать?» [3]
Вместо зарплаты учителя получали продукты. Родители школьников помогали им одеждой, обувью. Тем не менее, не взирая на трудности, учителя оставались в улусах, и занятия в школах продолжались, родителей, желавших отдать детей в школы учиться грамоте становилось все больше. И, несмотря на то, что не хватало учебников и бумага была большим дефицитом, желание учиться у детей было огромное.
В 1926 году школа стала школой первой ступени и заведующим был назначен Петунов П. А., уроженец Иркутской области. К тому времени школа занимала три здания, учитывая возросшее количество учащихся -110 человек, было решено построить еще три.
В Шибертуе учились дети из других улусов района. Трудные это были годы в жизни семей учащихся. Если и был достаток в некоторых семьях, он доставался дорогой ценой. Все сельхозработы проводились вручную, вскоре стали появляться ТОЗы, началась массовая коллективизация крестьянских хозяйств. Большие трудности испытывала и сельская школа. Все дети школьного возраста помогали своим родителям, многие не смогли продолжить свою учебу после начальной школы из-за материальных трудностей. В тяжелые 30-е годы дети, едва научившись читать и писать, наравне со взрослыми взваливали на себя нелегкое бремя забот, обеспечивая жизнеспособность своей семьи.
В 1929 году в нашу школу был направлен директором Константин Павлович Елаев.
К. П. Елаев родился в 1903 году в с.Шаралдай Боханского района Иркутской области в семье крестьянина. Константин в родном селе окончил начальную школу, в Бохане высшее начальное училище, затем в Иркутске педагогический техникум. После этого поступил на ветеринарный факультет Томского университета. В 1928 году по комсомольской путевке направлен в Шибертуй в качестве учителя местной школы. Он приехал в пору коллективизации и активно включился в агитационно-массовую работу. В марте 1930 года вспыхнул кулацкий мятеж и вместе с колхозными активистами мятежники схватили Константина Елаева. После зверских пыток пятеро коммунаров, в их числе и Константин Елаев, были убиты на окраине села Буй. Сегодня именем Елаева названа улица села, на которой расположена сельская школа. [5]
Крупные изменения происходили в образовании в 30-е годы. Грамотность населения к тому времени возрастала, скорейшее осуществление всеобщего обучения детей стало неотложной задачей государства. Это коснулось и нашего села. Закон обязывал посылать детей в школы. Появлялись и новые формы обучения детей. По воспоминаниям учащихся конца 30-х годов, обучались они на практике: для них организовывались экскурсии в поле, на огород, учили измерять площади земли прямо на месте.
С марта 1930 года по июнь 1933 года заведующим школой работал Ильин Семен Иннокентьевич. В эти годы были построены еще четыре здания, учащихся стало 170. [5]
Сельская кустовая
В 1932 году школа стала Шибертуйской сельской кустовой пятиклассной. В школе занимались не только учебной деятельностью, свободное время уделяли интеллектуальным играм, например, шахматам, уделялось внимание внеклассной работе. В 1935 г. школа преобразована в семилетнюю, как важное следствие курса государства на повышение образовательного уровня населения. Директором назначен Намсараев Дамба Намсараевич – эрудированный молодой педагог. За два года на пустом месте было построено типовое здание школы. На работе школ благотворно сказалось улучшение материального положения бурятского крестьянства: большинство детей стало учиться.
В 1936 – 39 гг. в семилетней школе число учащихся достигало 260 – 270 человек. Было три пятых, два шестых и один седьмой класс, кроме начальных классов. Учительский коллектив состоял из 13 человек. За ввод семилетней школы в 1938 году директор был награжден путевкой на ВДНХ г. Москва. Эти факты нам предоставил из семейного архива В.Д. Намсараев – сын Дамбы Намсараевича.
Учащиеся тех лет (Данзанова Б.Д, Жамьянов Д.С.) вспоминают, что под руководством учителя Сускина Федора Федоровича организовали художественный кружок, который в течение ряда лет занимал первые места на районных и республиканских смотрах школьной самодеятельности. Была популярна художественная гимнастика, в школе часто устраивались литературно-концертные вечера, работали предметные кружки.
В 1938 – 39 гг. стал осуществляться переход ко всеобщему среднему обучению всех детей школьного возраста. Коллектив пополнился новыми молодыми учителями: Магбанова Евгения Магбановна, Дагбаев Юмжап Дагбаевич, Митыпов Чимит Митыпович, Бадмаева Вера Балдановна, Башкуев Василий Николаевич, Майорова М. Михайловна, Махутов Михаил Семенович, Миронова Зинаида Михайловна, Миронов Семен Николаевич. После уроков ученики 6-7 классов со своими учителями ездили на санях в лес и готовили дрова. Привозили, кололи и ставили поленницы. [5]
Школа в военные годы
Началась война. Школа испытывала большие трудности. С конца 1943 г. начался массовый отсев учащихся, особенно много выбыло учеников 5-го, 6-го и 7-го классов Шибертуйской средней школы. Впоследствии эти трудности военных лет сказались в том, что молодежь 1929-32-х годов рождения остались с четырех-, пяти-, и шестиклассным образованием.
Из воспоминаний Гомбожаповой Цыпилмы Гомбожаповны : (1923 г.р.)
« Родилась я в 1923 году, в семье из трех детей была старшей. Мама умерла рано, и забота о младших брате и сестре легла на мои плечи. Отец наш с утра и до позднего вечера работал, мы оставались дома. Зимой на улицу не выходили – не было теплой обуви. Иногда не доедали. Во сколько лет пошла в школу – не помню, но хорошо запомнила заботу и ласку своей первой учительницы Бадмаевой Веры Балдановны. Позже учила нас Цыбикова Феодора Алексеевна – учительница строгая, но справедливая. Я училась хорошо. В такое трудное время все учащиеся старались учиться хорошо, у всех было стремление получить образование. В пору уже нашей юности началась эта проклятая война. Нам пришлось тяжело. Мужчины все ушли на фронт. Мы выполняли все работы: смотрели за скотом, пахали землю – девушки учились на курсах трактористов и садились на трактора и комбайны во время страды. Они выполняли свои нормы по пахоте и получали благодарственные письма от правительства, которые бережно хранят до сегодняшних дней. Особенно напряженно работали во время сеноуборки: с раннего утра за бригадой косарей копнили и стоговали сено: каждому давали норму – 100 копешек в день. Вечером за мной были закреплены 15 голов коров, которых я должна была подоить». Дети военной поры, измученные голодом и холодом, испытавшие все тяготы того времени, все же сохраняли любовь к знаниям, учились".
Уходили на фронт педагоги школы: Банзаров Д. Б. – учитель начальных классов, Бодонов Н. Т.- учитель русского языка, Цырендашин М. Г.- учитель начальных классов, Дагбаев Ю. Д. – директор, Митыпов Ч.М. – директор, Санжижапов Б. Ш. – учитель.
Уходили и выпускники. Из выпускников 1941 года ушли на фронт 11 человек, вернулись 6. Скидок на войну школа не делала, она продолжала работать. Вместе со всем народом не доедали, не досыпали, теряли родных и близких и своим самоотверженным трудом приближали победу. С фронта учителям писали ученики.
Вот некоторые строки одного из писем:
«10.02.1942 г. Здравствуйте, Феодора Алексеевна! Примите от меня горячий красноармейский привет, с пожеланием всего хорошего и счастливого… Я служу и живу в рядах Красной Армии хорошо. Здоровье мое, как у всякого бойца закаленное. Находимся мы от г. Москвы 20-30 км. ….мы усиленно занимаемся по парашютному и по всем остальным. Мы готовимся для того, чтобы в скором времени были готовы выполнять боевую задачу, поставленную нашим командованием. Скором времени нас поднимут в воздух наши Сталинские соколы. Мне очень много помогало то знание, которое я получил у вас. Мне сейчас помнится ваши слова, которые вы говорили во время занятия. Что слушайте внимательно, знание, которые получите, пригодятся вам. Я помню, что не слушался вас. За это простите. Вы меня отлично учили решать задачу, знать физику, геометрию. Вы, учителя Шибертуйской НСШ., воспитывали меня в духе коммунизма и в духе преданности своей Родине. Я заверяю вас, что в грядущих боях за Родину-мать буду сражаться умело, мужественно не жалея своих сил, если потребуется и жизни....Желаю вам успеха. Пишите. С приветом ваш ученик Цыренжап Цыремпилов» [2 ]
Учащиеся, которые учились в военное время, вспоминают, что в школе ни на день не прекращалась учеба и общественная деятельность, принимали участие во всех акциях «Помоги фронту». Работали кружки, больше всего воспоминаний о художественной самодеятельности. Постепенно повышалось и качество обучения в результате введения устойчивой школьной системы: предметного обучения, преемственности.
Трудные военные годы легли на плечи директоров, которые преодолевали их, невзирая ни на что. Это Дугаржабон Д.Н. (1943 – 1944 г.), Степанов Ф. М. (1944-1946 г.) [4]
1945 год. Победа! Эта долгожданная весть дошла до шибертуйцев из уст выпускника нашей школы Зандраева Цыденжапа, который в то время работал диктором Бурятского радио. По сообщениям его дочери Зандраевой Ж.Ц. ему выпала честь объявить бурятскому народу об окончании войны.
Трудные послевоенные
После войны возвращались с фронта учителя, выпускники, их ждал мирный труд. Послевоенные годы – это годы работы директоров школы Митыпова Чимита Митыповича и Степанова Леонида Николаевича. Душой и организатором всего был молодой преподаватель истории и географии, вчерашний офицер с боевыми наградами Митыпов Чимит Митыпович. С его приходом в школе начали действовать стрелковый, технический кружки, фотодело, регулярно проводились лекции и беседы о международном положении, о развитии науки и техники, самолетостроении. На пришкольном участке стали выращивать овощи.
В эти же годы школа начала строительство своей электростанции.
Организатором этого был Митыпов Ч. М. Выжившая в тяжелую из войн, не прекращавшая своей работы ни на один день, школа залечивала свои раны и вместе с огромной страной возвращалась к мирному укладу жизни. В 1949 году был осуществлен переход ко всеобщему семилетнему образованию, а в 1954 году состоялся последний выпуск семилетней школы, в 1955 году школа преобразована в среднюю, и в 1956 году состоялся ее первый выпуск, среди которых известный бурятский поэт Д.Улзытуев и многие известные люди нашего села, ставшие достойными людьми, почетными гражданами не только нашего села, но и района, Республики. В то время каждый выпускник школы, получив образование, обязательно стремился поступить в ВУЗы или по крайней мере – в техникумы. Выпуски 50-х – тому подтверждение.
«В школе учились не только дети из всех бурятских сел района: Кирети, Харлуна, Хаяна, Алтачея, Шанаги и Хонхолоя. Мы жили в пришкольном интернате, который располагался в отдельных домах, сами топили печи, привозили из дома продукты, занимались часто по одному учебнику на всех одноклассников из интерната.Каждую неделю сами готовили дрова, проводили санитарные обработки помещений в интернате», - рассказывает Дондукова В.Д.
В 1956 году директором школы назначена Аюева Агафья Васильевна.
Приоритетным направлением работы школы стала внеклассная воспитательная работа. Молодежные детские организации приобретают особый статус: октябрята (1-4 кл.), пионерская организация (5-7кл.) и комсомольская организация (8-10 кл). Пионерской организации присвоено звание имени Олега Кошевого – Героя Советского Союза, молодогвардейца.
В 1957 году в связи с переводом Аюевой А.В. в другую школу директором был назначен Молонов Геннадий Цыденович. Молодой одаренный педагог, талантливый организатор снискал любовь и уважение всего школьного сообщества. С зажигательной энергией, Геннадий Цыденович органично влился в коллектив единомышленников. Школа в тот период занимала первые места в районе в смотрах художественной самодеятельности, во велосипедных гонках, в легкой атлетике.
Под руководством Геннадия Цыденовича. был заложен фундамент 20×20 мастерских на бутокаменной основе. Невдомек было тогдашним учителям и ученикам, что рядом с ними работает будущий известный маститый ученый, доктор педагогических наук, профессор, президент ассоциации ученых педагогов монголоязычных народов и наставник множества молодых ученых республики Молонов Геннадий Цыденович с множествами регалий не поддающимися перечню. [5]
1957 год был богат новыми учителями, настоящими педагогами по призванию, Болдонова Дарима Евдокимовна–учитель математики ( в последствии работала в родном Хоринском районе), Алексеева А.М. – учитель начальных классов, Молонова Надежда Яковлевна–учитель математики, Комарова Агния Александровна – историк, Перельман Тамара Леонидовна–математик из далекого города Сормово, Кротова Валентина Дмитриевна – учитель физики (в последствие выехала в Казахстан), Банеева Александра Андреевна–учитель иностранного языка. Энергичные молодые учителя проводили различные мероприятия, предметные вечера, занимали учеников в кружках. Летом работали вместе с учениками на пришкольном участке- выращивали овощи, на овцеферме – ухаживали за ягнятами, выращивали цыплят – фронт работ был разнообразным.
После отъезда Молонова Г.Ц. в 1959 году директором назначили бывшего выпускника школы, неутомимого Батуева Цыдена Цыбикжаповича, который проявил кипучую деятельность: огородил с учителями и учениками несколько гектаров земли, засеяли их злаковыми культурами и овощами, завели пасеку, занялись кролиководством. Хозяйственным способом достроили здание мастерских. Жизнь в школе приобрела производственный характер, все были вовлечены в эту деятельность. Для того времени это были новые веяния.
Новая школа
В середине 60-х годов началось строительство нового типового здания школы. И в 1967 году школа переезжает в новое здание. Учеников было около 600 и учились в две смены. В этом же году директором был назначен Санжиев А.Б.
Новое здание школы и его открытие – знаменательное событие для села: взрослых, детей, учителей. И вот уже прошло сорок лет с тех пор, а школа живет в нем, развивается, видоизменяется и добрая аура этого здания до сих пор в судьбах шибертуйцев, которые подрастали и взрослели здесь в разные годы.
«Для Вас школа – это…, Останутся навсегда в памяти…, Ваш любимый учитель…, Памятные школьные события… » - вот вопросы моей анкеты, которые я задавала многим ученикам прошлых лет, сегодня уже вполне зрелым и достопочтенным людям, за чьими плечами длинная жизненная дорога, и тем, кто окончил школу пять, десять лет назад, и каждый из них считает школьные годы самыми светлыми в своей жизни.
По результатам анкеты можно сделать вывод, что это огромная заслуга сельской школы, простых сельских учителей. Школа оставалась одним из самых притягательных мест для детей, «домом», с которым связано множество приятных воспоминаний, волнующих событий, несмотря на то, что не только достижения были на пути развития школы, но и огромные трудности. Ведь школа прошла свой путь в ногу с историей страны, и она - зеркало, в которой общество наиболее отчетливо видит и свои достоинства, и свои недостатки.
Жизнь сегодняшней школы – это материал другого исследования и в рамках данного мне удалось отобразить истоки обычной сельской школы, которая достойно выполняет свою миссию.
Со временем возникают новые проблемы. Для решения проблем в школе разработаны экспериментальные проекты: «Тоонто» (Родина), «Эрмэлзэл» (Стремление), «Тамир» (Здоровье) «Аянга» («Храним язык и культуру бурят»), результатом успешной защиты которых, школа в данное время является республиканской экспериментальной площадкой по темам: «Агроэтноэкологическая школа как фактор социального партнерства», «Сельская школа-территория социализации учащихся».
Опрашивая некоторых школьников, я поставила перед собой задачу - выявить роль школы в развитии учащихся. По данным проведенного мною исследования, все интервьюированные едины в своем мнении – школа приносит неоценимую практическую пользу: развивают таланты, умения и интеллект и дает все, что нужно современному выпускнику. Вывод: в рамках проектов, реализуемых в школе создана территория детей, в котором есть простор для мысли, свобода движения, где открываются новые возможности.
Эта работа является попыткой исследования путей развития, начиная с ее истоков, сельской школы, миссией которого всегда было создание условий для подготовки детей, молодежи к успешной жизни, развитие личности каждого обучающегося, оздоровление обстановки в селе. Основная идея этой работы рефлексия естественного хода истории, осознание разрыва связи времени, на этом осознании построение шага развития новой школы, способной дать возможность всем участникам ощутить себя достойными людьми.
Собранные мной материалы об истории нашей школы дадут возможность нынешним учащимся узнать многое из прошлого не только школы, но и села, будет существенным дополнением материалов школьного музея.
На основании изученных документов об истории школьного образования в Шибертуе и воспоминаний выпускников были сделаны следующие выводы:
- Система образования в селе Шибертуй переживала в разные десятилетия существенные изменения. Они были связаны с общими изменениями, которые происходили в стране в ходе реформирования образования;
- С каждым прожитым годом школа становится все ближе и родней ее выпускникам, Памятные школьные события, учителя, жизненные достижения ее выпускников – это уникальный материал, масштабы и результаты которого с течением времени становятся более весомыми;
- Основной целью школы было всегда воспитание конкурентноспособных выпускников. О том, насколько была реализована эта цель, можно проследить по данным материала стендов в школе «Наши знаменитые выпускники», «Наши медалисты» и по журналу учета выпускников, в котором указано где в данное время проживают и кем стали.
- Воспитание школьников происходит через внутришкольные мероприятия, давно уже ставшие традициями.
- Среди шибертуйцев всегда было много грамотных людей, трепетное отношение и стремление получить образование было характерно для наших земляков селян. Среди выпускников много известных не только в Республике, но и в стране людей
- Опыт показывает, что сельская школа, которая знает, чего она хочет, опираясь на таких могучих воспитателей как труд, искусство, народные традиции, может осовременить образовательную работу.
И наша гипотеза о том, что за все годы существования школа развивалась и становилась такой школой, которая может обеспечить своим воспитанникам все условия для развития личности – подтверждается.
Использованная литература и другие материалы:
- Бальбуров Ф. Мункоев Даши Мункоевич , «Правда Бурятии», 2001
- Коробенкова Н.Д. Привет с фронта! Челябинск-Улан-Удэ, 1998
- Рандалов Ю.Б. Социалистическое преобразование хозяйства, быта и культуры бурятского улуса за годы советской власти, Улан – Удэ, 1967.
- Цыренжапова Б.Ц. «75 лет нашей школе» (Из воспоминаний) Бичурский хлебороб, № 23, 1997 .
- Материалы школьного музея
Комментарии