Верхнеторейская долина расположена в бассейне реки Джида, несущей свои воды по территории Западного Забайкалья и Прибайкалья - это северная окраина ЦентральнойАзии.
В древний средневековые периоды своей истории указанный огромный регион былтем центром, в котором складывались и потом распадались крупные родоплеменные объединения, громадныеключевые империи. Центр и окраина находились в постоянномвзаимодействии, но центр всегда доминировал и оказывал решающее влияние на окраину,вовлекая ее в сферу своего развития. Из сказанного следует, что как нет и не может бытьистории окраины без центра, так и нет и не может быть истории окраины без центра. В этой связи нельзя не согласиться с утверждениями в Бурятии исследователя Т.М.Михайлова:
« Тщательное изучение всех видов источников, новое их прочтение, отход от стереотипов мышления приводят к выводу о том, что древняя и средневековая история Бурятии и бурятского народа является частью истории Монголии и монгольского этнического сообщества».
Археологическими исследованиями ныне доказано, что территория Центральной Азии, включая земли вокруг Байкала, еще в глубокой древности была заселена первобытными людьми. В долинах рек Селенга, Уда, Джида, Чикой, Онон, Шилка, Ангара и других найдены свыше сорока их стоянок. Изучение памятников материальной и духовной культуры этих стоянок позволили ученым сделать вывод о том, что они относятся к периоду, примерно, 40-35 тысяч лет тому назад. Следовательно, в Забайкалье, в частности, в Джидинской долине, еще в седой древности, так далеко отдаленной от нашего времени, во мгле веков и тысячелетий обитали древние люди.
Первобытная эпоха. В центральной Азии продолжаласьв течение многихтысячелетий. Затем, приблизительно 3300-3200 лет тому назад здесь появились ответвления кочевых племен плиточных могил и сооружений курганного типа. Начиная с III века до нашей эры, к указанным ответвлениям племён присоединились ответвления гуннских племён. В последующих веках на основе этих ответвлений племён, по- видимому, сформировалось протомоногольское племя баргутов (байырку в тюркских надписях или байегу - в китайских летописях) [Коновалов, 1990, с. 7]. Как известно, впоследствии на их основе сложились хори-туматские, а затем и хори – бурятскиеплемена.
В дальнейшем, в Центральной Азии началось усиление монголо-язычных племен, возглавляемых Темучином. В 1206 году он был провозглашен ханом великогоМонгольского государства. Ему было присвоено имя Чингисхан. Вскоре он утвердил свою верховную власть на всей территории Центральной Азии. На севере в коренной удел государства вошли Забайкалье и Прибайкалье. Во главе этой части страны (Ара Монгол) был поставлен сын Чингисхана Тулуй.
После образования единого централизованного государства все монгольские родоплеменные объединения, носившие доселе различные названия, получили единое название-монголы. В XIII—XIV веках в рамках единого централизованного государства сложилась монгольская народность. В среде и гуще населения страны прочно утвердились такие понятия, как монгольский язык, письменность, литература, искусство, культура, монгольские традиции, обычаи и образ жизни.
«История каждого народа начинается только тогда, когда глухие, таящиеся в глубинах душ, народные стремления находят кого- нибудь гениального выразителя, крупную личность, героя из его среды. Только тогда «племя», «род» становятся народом, только тогда с памятью об этом пробуждается в умах народа сознание о своем единстве в пространстве и времени. Таким героем монгольского народа был Чингисхан; до его появления монгольского народа как единого целого, каковым узнала его всемирная история, не было» (Даван,1991,с.36,50).
В XIII—XIV веках Забайкалье и Прибайкалье являлись северной окраиной Великого Монгольского Государства. Эту часть страны тогда называли Северной Монголией (Ара Монгол). В указанный период в Забайкалье, включая Джидинскую долину, продолжался развиваться процесс монголизации края на основе монголо-язычных баргутов, хори, баютов, кереитов и выходцев из других племен. Здесь же вместе с ними жили потомки тюркоязычных кыргызов (хакасов).
С конца XIV века Монголия вступила в период феодальной раздробленности. Произошло разделение страны на три крупные части:
1.Южная Монголия (Внутренняя),
2.Западная Монголия (Джунгария, Ойраты)
3.Северная Монголия (Халха).
Прибайкалье и Забайкалье относились к Северной Монголии. В свою очередь эти три части страны распались на множество мелких ханств. В экономическом и политическом отношениях все они стали фактически независимыми, в значительной мере были нарушены и культурные связи между ними. В XVII веке Южная Монголия состояла из сорока девяти ханств. В Северной Монголии насчитывалось четыре ханства. Их правителями были Засагта хан, Тушээтэ хан, Цэцэн хан и Сайн Ноен хан. Четыре ханства Западной Монголии возглавляли Цырен-Дондок хан (ойрат), Цэвэн Рабдан хан (зунгар), Аюка хан (торгуты) и Галдан Бошокто хан.
В XIV -XVII веках на территории северо-восточного нынешнего Китая сложилось и усилилось Маньчжурское военно-феодальное государство. Его правители, воспользовавшись феодальной раздробленностью Монголии, в течение примерно 130 лет шаг за шагом осуществили завоевание земель всех трех частей страны. В этот же период произошло присоединение к России и ее Северной части Прибайкалья и Забайкалья. Россия и Китай заключили соглашения, закрепившие раздел между ними значительной части территории Монголии. С политической карты мира, таким образом, исчезло крупное центрально-азиатское государство- держава монголов.
Между монгольскими ханствами происходили характерные для феодальной эпохи изнурительные бесконечные войны. Беззаконие и хаос в стране были отягощены интервенцией и захватом монгольских земель маньчжуро-китайскими завоевателями. Западно-Монгольский Галдан Бошогто хан попытался объединить в единое централизованное государство ханство страны, чтобы дать отпор совместными усилиями иностранной агрессии. Монгольские ханы не поддержали его цели и действия. Войска Галдан Бошогто хана были разгромлены и объединительное движение в стране потерпело поражение. Этот период вошел в историю Монголии под названием «смутного времени» - «Сайн хаанай самаргаан, Бошогто хаанай бусаргаан».
Произвол и беззаконие в стране делали жизнь ее населения тяжелой, невыносимой. В поисках более или менее спокойных мест обитания развернулась перемещение огромных масс людей. Несколько раньше «смутного времени» переселилась на берега Каспийского моря и низовья реки Волги большая группа монголов - Илийские черные торгуты. На новом месте жительства ими было создано калмыцкое ханство. Начиная приблизительно с первой четверти XVII века, значительное количество монголов различных племен и родов, главным образом, подданные четырех северо-монгольских и отчасти некоторых западно-монгольских ханств, устремились на север, на территорию России - Прибайкалье и Забайкалье. Определяя их примерное количество «...Б.Бимбаев назвал 34 наиболее известных монгольских рода. С Балдаев перечисляет 62 монгольских родов или групп. Ц Цыдендамбаев в состав селенгинцев включает более 80 этнических элементов» (Онохоев, 1997)
Исторические документы и литература свидетельствует, что на земли Западного Забайкалья переселились в основном выходцы из восьми западных (найман баруу) и шести восточных (зуун зургаан) родов Монголии. К первым относились атаганы, ашабагаты, сартулы, табангуты, цонголы, удзоны, хатагины и подгородние, ко вторым - роды харанутский, алагуевский, бабай-хурамшинский, готол-бумальский, ользонский и чиноевский. Известны нижеследующие даты переселения монголов на север:
1.В 1630 году самыми первыми переселились на территорию Прибайкалья и Забайкалья сартулы Цэцэн хана.
2.В 1665 году - сайн-ноеновские атаганы.
3.В 1684 году - тушету-хановские цонголы.
4.В 1700 году - подгородние (мелкие различные группы) (Богданов, 1926, с. 6-8. 74-75, 215-216).
Переселившихся в 1630 году в Западное Забайкалье сартулов возглавлял их племенной вождь Хулэг. Указанная группа состояла из людей семи ответвлений (Долоон эсэгын хубууд) рода сартуулов и осела на землях девяти долин бассейна реки Джиды. В последующие годы XVII века сартулы, а также выходцы из других монгольских родов группами по 40-50 человек непрерывно продолжали прибывать в эти же места. В 1690 году их количество превысило 1200 человек. (Менжегиин Д.Д. 1994.С.6) По данным переписи населения 1766 года В Селенгинском ведомстве по состоянию на этот же год уже числилось сартулов только мужского пола 995 человек (Румянцев Г.Н. 1965. с.92) Спустя более чем сто лет, в 1882 году, в Селенгинском ведомстве общее количество сартулов достигл
Комментарии