Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Старинная одежда байкало-кударинских бурят

4 марта 2012

Прежде чем стать музейным экспонатом,  предметы быта, культуры проживают свою жизнь. Они свидетели  и действующие «лица» не только истории, но и различных обрядов, которые сегодня зачастую безвозвратно уходят вместе с  укладом жизни,  который постоянно меняется. А еще  у музейного экспоната есть история его пути от «дома» до музея. И она может порой рассказать о культуре и традиции народа не меньше, чем сами предметы.

 

Из дневниковых записей двадцатилетнего офицера – порученца Иркутского губернатора, будущего известного анархиста Петра Алексеевича Кропоткина о байкало-кударинских бурятах, записанных в 1862 году:

 

«Ярмарка в Кударе не особенно людна. Она несколько своеобразна, так как оживлена бурятами, особенно их женами. Бурятихи  расфранчены донельзя, пуговиц на них навешано несметное количество, кораллы на шее, и кольца большие серебряные, привешанные к волосам, с первого раза они похожи на громадные серьги. Носят они шапки вроде наших кучерских высоких с кистью наверху, в зубах сигара или трубка большая, висящая книзу, или гальца, медная трубочка на две затяжки, надетая на чубук, длиною около шести вершков… »

 

В нашем школьном краеведческом музее байкало - кударинских бурят хранится старинный женский костюм. Он был принят в дар в 1997 году, в год образования музея,  от Ильиновой  Татьяны Дархановны, 1953 года рождения, жительницы  села Корсаково. Халат принадлежал её родной бабушке Харжеевой Екатерине Ихиритовне, 1887 года рождения, время создания костюма датируется 1913 годом. Женский костюм состоит из нательной и верхней одежды, головного убора и обуви. Сохранились некоторые разнообразные украшения, дополняющие костюм.

 

Дэгэлэй (безрукавка) с глубоко вырезанными проймами, узенькой спинкой, с прямым разрезом спереди, со сходящимися поликами, была обязательной частью одежды замужних женщин, как  праздничной, так и будничной. В народе считалось, что женщина не должна показывать волосы и спину небу – поэтому голова женщины всегда была покрыта шапочкой, а спина – безрукавкой. Дэгэлэй у байкало - кударинских бурят, так же как у предбайкальских бурят,  были  длиннополыми.  Материалом служили шелк, сукно или хлопчатобумажная ткань. Места соединения верха и низа безрукавки украшали декоративной отделкой, тесьмой с бахромой. 

 

Дэгэлэй соответствовало возрасту женщин и менялась с переходом из одного возраста в другой, а также с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, нарядные - из шелка. С возрастом лет менялись прическа и покрой девичьего платья. Оно становилось отрезным по линии талии, декоративная тесьма тууза закрывала линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка. Женский свадебный наряд дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым. Шили дэгэлэй из сукна, парчи.

Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. В одежде хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобладают округлые формы: на плечах рукава - буфы, на запястьях были узкие, по сравнению с рукавами забайкальских дэгэлэй, и  присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого цвета и различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов. Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощенностью форм и украшений. Старые женщины шили будничные халаты из тканей попроще и подешевле и темных оттенков, рукава были простыми. Безрукавка, как дополнение костюма, сохранялась.

 

Мужчина,
Чтобы замысел воплотить,
Жизнь не пожалеет отдать.
Женщина,

Чтобы из выкроенного сшить,
Палец на руке готова отдать.

 

Надо сказать, что бурятские женщины очень любили украшать себя и свою одежду. Национальные женские украшения являются концентрированным отражением истории народа; символической моделью культурно-исторических связей. Они использовали старинные монеты для подвесок на шапочке, чередуя их с кораллами и другими украшениями, опуская тяжелые нити до самого пояса.  Украшения, в отличие от одежды имеют знаковую функцию: с их помощью человек стремится как-то выделиться, показать свою индивидуальность, быть замеченным. Украшения могут быть знаком социального отличия, символом благополучия и богатства.

Просмотров: 3552

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Видео

Корсаково
04.09.2018
Корсаково
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -