Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Рукописный журнал "Ошон" - документальное отражение моментов истории

28 февраля 2012

Наше прошлое, каким бы далеким оно не казалось, находится  рядом с нами.

Много сведений можно почерпнуть из материалов, хранящих документальное отражение моментов истории. Одним из таких материалов является рукописный журнал «Ошон» (бурят. искра),  литературного кружка Шибертуйской средней школы, выпущенный в феврале 1955 года и хранящийся в школьном музее.

По материалам данного кружка мне захотелось реально представить уклад школьной жизни  в те годы

 

В связи с подготовкой к печати книги об  истории нашей школы написание данной работы становится весьма актуальной. На мой взгляд, использование лучших традиций школы прошлого, опыта работы кружков может иметь большое значение для последующих поколений.

 

Историками создано много научных трудов на основе источников, подобных нашему. Много трудов написано о  Дондоке Улзытуеве,  Цырен-Дондоке Хамаеве. Но,  ни один из них не анализировал, то, что обнаружено нами:  моменты, эпизоды школьной  жизни, которые так или иначе способствовали самоопределению, развитию талантов  великих (я не побоюсь сказать этого) бурятских поэтов и писателей.   Этот материал не был включен в научный оборот, а это значит, что еще не до конца изучены их жизнь  и деятельность Соответственно, мы внесли свою лепту в изучение данного исторического документа

 

О кружке «Ошон»


Каждая личность имеет право на самореализацию, определению своего места в жизни, на развитие своих талантов и способностей. Школа,  безусловно,  должна помогать  своим воспитанникам определяться в жизни, в которую они окунуться после окончания школы. В любой школе для решения  этой задачи создаются условия для развития личности,   и одним из этих условий является создание объединений на основе общих интересов и способностей учащихся.

 

В пятидесятые годы в школе работало много кружков, одним из них являлся литературный кружок «Ошон».

 

«В этот период приехала в Шибертуйскую среднюю школу молодая учительница бурятского языка и литературы Намдакова Цырегма Намдаковна. Энергичный талантливый педагог объединила вокруг себя способных, творчески одаренных детей в кружок любителей родного языка «Ошон» В него вошли тогда юные никому еще неизвестные дарования Дондок Улзытуев, Цырен-Дондок Хамаев (Петя Саможапов), Владимир Жалсанов, Бальжинима Намдаков, Цырендондок Шагжиев, Дамдин Дамбиев, и многие другие, увлеченные родным языком и литературой. В школьном музее хранится рукописный журнал этого кружка, в котором опубликованы первые стихи, пьесы, рассказы, басни, написанные учащимися того времени. Некоторые из них иллюстрировали свое сочинение

 

В правлении писателей Бурятии  их  в последствие шутливо называли «Бичурской могучей кучкой». И это не случайно. Все они самобытной прозой и вдохновенными стихами прославили свое родное «тоонто» и обессмертили свои имена, а их друг Дамбиев Дамдин создал портрет знаменитого уже земляка Дондока Улзытуева, воспевшего Шибертуй – Страну «Ая-ганга», - так написано в книге  истории Шибертуйской средней школы, которая готовится к выпуску.  

 

О страничках журнала


И вот в моих руках тот самый рукописный журнал. Тетрадь состоит из 32 тетрадных страниц. К сожалению,  нет первых и последних страниц, но,  тем не менее,  эта обыкновенная школьная тетрадь является  источником важной информации об истории нашей школы. На странице, с которой начинается тетрадь,  часть стихотворения о Сталине, где говорится о том, что бурятский народ никогда не забудет его имя, ибо он «разбудил, заблудший в густом тумане бурятский народ» («БYтYY  манан соо төөрижэ ябаhан, Бурят арад орониием hэргээhыинь»). На следующей странице  «ХYршымни басаган илдамхан» - стихотворение (песня) о соседской девушке -  объекте любви автора.  Авторы этих стихов не указаны.

 

На последующих страницах напечатаны стихи В. Борхоева, ученика 5 класса, Д.Дондокжапова (6 класс), Ц-Д. Хамаева (8 класс), А.Дашиева (7 класс), В Ширипова      (7 класс), К. Степанова, Очира Дашиева (класс не указан), Д.Улзытуева (9 класс)

 

Здесь же рассказ Бориса Базарова - ученика 6 класса, пьеса В. Жалсанова, басня Б-Н. Намдакова  - ученика 9 класса, сатира Д.Улзытуева.

 

Сделаны иллюстрации к сатире «Хаарташад» («Картежники») Д. Улзытуева, к басне «Петух», к веселому стихотворению «Охотники» («Ангуушад»), и к рассказу «Нэгэ  Yдэрэй агнуури». Все рисунки сделаны Дондоком Улзытуевым, о чем мы узнаем из того, что под каждым рисунком стоит надпись «рис. Д.Улзытуева».

 

На последних страницах мы читаем просьбу  редколлегии написать свои мнения об этом номере журнала и стоит дата -  23 февраля 1955 год.

 

В конце тетради на двух страницах написал свое мнение об этом номере рукописного журнала Д.Д. Мункуев. Кто он? По содержанию записи это возможно учитель – руководитель аналогичного кружка Кяхтинской школы.  Мы сделали такой вывод, поскольку в тетради имеется сообщение: «Марта hарада Кяхтын hургуули гаргаха. Хундэтэ уншагшад! hанамжануудаа ба бэшэhэн юмэеэ  өөhэдөө нютагтаа хэлеэжэ Yзээд, тиишэ эльгээгты». (бурят., в марте выпустит Кяхтинская школа Уважаемые  читатели! Сначала свои мнения и сочинения покажите в своей деревне и потом отправляйте туда)

 

Из воспоминаний


По этой тетради, по результатам опроса свидетелей событий тех времен, я попытался составить список кружковцев. Кроме тех 11 участников – авторов произведений, напечатанных  в журнале, в кружке занимались: Бадма Цыдыпов (о нем упоминается на последней страничке журнала), Вера Жамсаранова (это ее рукой записаны стихи Ц-Д. Хамаева, А. Дашиева, В Ширипова, Н.Степанова), Дамби Пурбуев (по сообщениям интервьюированных).

 

Когда я начал исследование, то столкнулся с трудностями. Оказалось, что нет в живых ни одного участника кружка, стихи и рассказы которых напечатаны в журнале. Поэтому мне пришлось выяснять,  с кем они учились,  и кто мне может рассказать о деятельности кружка.  Мне удалось встретиться с Верой Жамсарановной Данзановой, с Балмой Цыбикдоржиевной Цыбикдоржиевой, Дармаевой Дулмой Дармаевной и др., беседы с которыми оказались очень интересными. Из их рассказов мне удалось узнать многое о деятельности кружка и об их участниках. 

 

Нет сильнее мотива, чем что-то создать, придумать и воплотить собственный замысел, достичь уровня культурных образцов и сравнить себя с гениями. Поэтому, когда в школе что-то творческое, это всегда событие. Когда начал действовать литературный кружок под руководством  учителя русского и бурятского языков Цырегмы Намдаковны, желающих работать в кружке было много, но вскоре остались в нем только действительно интересующиеся  бурятской литературой.  Под руководством молодой талантливой учительницы учащиеся  5 – 9 классов знакомились с биографиями бурятских писателей,  с историей изучения бурятского фольклора, изучали жанры фольклора, собирали фольклорные произведения. К сожалению,  собранные материалы не сохранились. Они собирали загадки, песни, сказки, легенды. Наибольшую активность проявляли   все те, о ком я повествую.

 

Из воспоминаний Улзытуева Бато Булатовича, выпускника нашей школы: «Характерной чертой жизни учеников Шибертуйской школы была любовь к чтению, все они  были заядлыми читателями школьной и совхозной библиотек. Перед нашими глазами протекала жизнь плеяды великих шибертуйцев – поэтов Д.Улзытуева, Ц.Д.Хамаева, Бальжинимы  Намдыкова Ц-Д Шагжиева и Жалсанова.

Моему поколению посчастливилось быть зрителями пьесы, где автором текста и музыки песен был Дондок Улзытуев. Однажды наши старшие шибертуйцы провели новогоднюю елку в клубе по собственному сценарию, где вместо Деда Мороза действовал Убгэн Буурай, роль которого великолепно исполнял Бадма Цыдыпов.

 

Это поколение шибертуйцев ввело моду носить стопки книг в руках, носить прическу под Маяковского и с шиком фотографироваться на фоне нашего ельника  у заказанного фотографа с фотоаппаратом на треноге»

Кружок вел большую благородную  и плодотворную работу, они своими силами проводили литературные  вечера,  выпускали стенгазету, рукописный журнал «Ошон», один экземпляр которого чудом сохранился и занимает достойное место в школьном музее. [4]

 

В своих произведениях они писали о себе,  о своих играх, о занятиях в свободное время или высмеивали  лодырей, нерадивых людей, отражали успехи.  Подтверждением  является их творчество, выраженное в рукописном журнале, например,   басня «Петух» Б-Н. Намдакова, сатира Д.Улзытуева «Хаарташад» (бурят. картежники). Использованы в творческих работах учащихся различные жанры, начиная с лирики (Д.Улзытуева, Ц-Д Хамаева) , заканчивая пьесой (В. Жалсанова) . Все это говорит о том, что на занятиях кружка они силой художественного слова формировали ценности, которые отражали авторское отношение к миру, к жизненным явлениям, к каким-то событиям. 

 

Опрашивая респондентов, я поставил задачу выявить роль кружка в развитии талантов,  интеллектуальных способностей их участников.

 

Балма Цыбикдоржиевна   рассказала мне о том, что члены кружка часто собирались дома у Дондока Улзытуева. В то время она – ученица 6 класса - временно жила у них, поскольку пришкольный интернат, где жили дети из соседних  сел, закрывался по какой-то причине. Она родом с Хонхолоя, а училась в Шибертуе так же, как и другие дети. Однажды она была свидетельницей спора четырех друзей - членов кружка: Улзытуева Дондока, Пурбуева  Дамби, Цырен-Дондока Хамаева и Владимира Жалсанова.  Электричества почему-то не было, они при коптилке что-то писали,   обсуждали написанное. «Сейчас,  по происшествии,  времени я поняла смысл спора. Видно они в то время вели разговоры о выборе стиля речи и соответствующем отборе речи,  вытекающих из этого требованиях к создаваемому тексту, о типе речи и о соответствующем отборе сведений и языковых средств, о связи отдельных частей текста. Я помню отрывки разговора: «так надо писать», «Цырегма Намдаковна так говорила нам», и т. п.» - вспоминая,  говорила Балма Цыбикдоржиевна, отвечая на мой вопрос о роли кружка в развитии талантов. [5] Это же подтвердила и Вера Жамсарановна – одноклассница Д.Улзытуева: «Цырегма Намдаковна учила нас писать сочинения, думать, видеть и четко выражать свое отношение к событиям, давать оценку поступкам действующих лиц, обдумывая каждое свое слово» [2]

 

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом ребенке. В высший момент творчества человек полностью поглощен предметом труда. Такой вывод позволяет мне сделать деятельность литературного кружка, и приведенный фактический материал – рукописный журнал, который явился результатом творческого труда.

 

Мне кажется, что название «Ошон» (бурят., искра) очень подходит к деятельности кружка. Здесь «из искры возгорелось пламя». Многие из членов кружка стали известными людьми республики, и не только республики. Имя Дондока Улзытуева  знают далеко за пределами Бурятии.

 

Наш народ вправе гордиться ими. Введение в оборот данного материала поможет пополнить галерею исторических портретов людей, олицетворяющих свое время, без которой невозможно понимание самой истории.

 

Кем же они стали?


Дондок Улзытуев  (1936-1972)

После окончания школы в 1956 году Дондок Улзытуев поступает в Московский литературный институт имени М.Горького. Будучи еще студентом,  он  написал «15 песен» -  15 стихотворений, объединённых в один сборник и напечатанных в журнале «Дружба народов» в переводе Евгения Евтушенко. За свою очень короткую жизнь он успел выпустить 11 книг на бурятском языке. В 1961 году стал членом Союза писателей, впоследствии работал в редакции газеты «Бурят Унэн», журнала «Байкал». Он был самым талантливым из всех членов кружка и недаром его любовно  называли жаворонком, жемчужиной бурятской поэзии.  Именно он смог прославить свою родину - Шибертуй, назвав её  Страной  Ая - Ганга. 

 

Земляки чтят память вдохновенного певца родной земли. В день рождение поэта проходит ежегодный радостный праздник Поэзии - Улзытуевские чтения, концерты, конкурсы стихов, инсценировки. Школьный музей  «Тоонто» носит имя Д. Улзытуева.

 

Цырен-Дондок  Хамаев  (1937-1992)

Не менее ярко на литературном небосклоне  Бурятии    сверкала звезда  нашего знаменитого земляка Цырен-Дондока  Хамаевича  Хамаева. Природа одарила его щедро, он был наделён мощным литературным дарованием. Из-под его пера с одинаковым блеском появлялись на свет звонкие стихи,  прекрасные песни, рассказы и повести,  серьезные романы. Искрометный юмор, богатая лексика, дружелюбный характер – всё это свидетельствует о том, что он был неординарной личностью. 


Цырен-Дондок Шагжиев  (1938-1968)

Цырен-Дондок  Шагжиевич Шагжиев -  один из членов   Шибертуйской  «могучей кучки»  пятидесятых. Был журналистом,    работал учителем. К большому сожалению, жизнь самобытного   поэта оборвалась, когда ему было всего 30 лет. Будучи журналистом он также писал стихи. Стих его краток,   но,  сколько в нем смысла:

 

Владимир Жалсанов  (1936-1962)

Будучи школьником, он начал писать стихи, пьесы.    В 1957 году вышел первый сборник стихотворений  «Суранзан - магнит», посвященный детям. Обещал стать замечательным детским поэтом. Но тяжелая болезнь оборвала  жизнь совсем молодого Владимира. Так же, как и все его друзья-поэты, он горячо любил свою родину, писал о ней.

 

Бальжи-Нима Намдаков (1935-1976)

Бальжи-Нима Намдаков - один из членов «могучей кучки» Шибертуя. Начал писать стихи, басни, будучи школьником. После окончания    педагогических курсов в Бичуре, работал учителем в Тункинском районе, затем - в редакции газеты «Саяны». Долгое время работал в редакции газеты «Бурят Унэн» в городе Улан-Удэ. Так же, как и другим  шибертуйским поэтам,  ему не суждена была долгая жизнь.

 

Арья Дашиев

Арьяжап Батоцыренович Дашиев – автор многих фильмов,  родился в 1938 году в селе Харлун Бичурского района. Детство и юность провёл в родном селении. После окончания  школы трудовую деятельность начал с работы в  сберкассе, а затем перешел  в редакцию местной газеты корреспондентом. Был избран  секретарем   Бичурского райкома  комсомола, в это же время он серьезно начал писать стихи и рассказы. В 1959 году поехал в Москву поступать в МГИМО, волею судьбы оказался  во ВГИКе. Во время учебы с третьего курса факультета драматургии перевелся на  второй курс режиссерского факультета. Еще во время учебы мечтал  снять фильм про родной край. Эту свою мечту  он осуществил лишь в 1975 году, над фильмом «Три солнца» он работал на протяжении 9 лет. Арьяжап Дашиев был первым бурятом, который окончил ВГИК. Работал в «Монголкино» и в «Казахфильме». За свои заслуги, за свой огромный вклад в  развитие культуры был удостоен звания Почетного кинематографиста России, стал Заслуженным работником  культуры Бурятии, за вклад культуру Монголии был награжден орденом Чингисхана.

 

Владимир Ширипов

Стал после окончания школы учителем, много лет работал директором школы, заведующим районным отделом образования Мухоршибирского района [6]

 

Николай Степанов.

После школы он остался в Шибертуе, отслужил в армии, работал в совхозе. [4]

 

Даша  Дондокжапов  

после окончания школы уехал в город  Якутск, где стал прекрасным мастером ювелирных дел. Прожил всю свою жизнь вдали от родины в городе Якутск, умер в 1994 году. Там теперь живут его дети. [3]

 

Очир Дашиев  

остался после окончания в Шибертуе, работал в совхозе. Также ушел из жизни рано.

 

Валерий  Борхоев  

Валерий Борхоев родился в 1941 году. После  окончания Шибертуйской семилетней школы он поступает  в Бичурский  педагогический класс. Окончив его,   был направлен в село Харлун  учителем,  а затем   работал  бригадиром в совхозе «Бичурский» [1]

 

Борис  Базаров

Автор рассказа «Ангуушад», напечатанного в рукописном журнале, Борис Базаров окончил  технологический институт, стал инженером  - строителем. Многие годы работал  заместителем начальника Бурятского  Жилводхозстроя,  заместителем  председателя Национального банка  РБ. Его имя  в списках лучших  выпускников нашей школы [2]

 

Дамбиев Дамдин  стал после окончания школы художником. Портреты знаменитых земляков, написанные им,   висят в школьном музее. 

 

Таковы судьбы членов кружка «Ошон»

 

Мне хочется перевести все странички журнала на русский язык. Переводить текст очень трудно, не всегда можно найти эквиваленты на русском языке, я постараюсь насколько возможно приблизиться оригиналу. Ну, а это следующий этап моей работы.

 

Странички обыкновенной школьной тетради для меня стали источником важной информации о жизни школы в пятидесятые годы. Работать было интересно, как с тетрадкой, так и с односельчанами – свидетелями тех событий.

 

Талант и способности ребят могли остаться втуне, если бы не кружок. Они получили редкий шанс раскрыться, реализовать свои творческие задатки, оставив след в истории своего народа.  Те, которые посвятили свою жизнь литературе,  создавали труды, становившиеся известными в литературном мире.

 

Моя гипотеза (кружок – объединение детей по интересам  является одной из лучших форм образования и воспитания и может способствовать развитию талантов и способностей учащихся) верна.

Выдающиеся успехи этих ребят были предопределены главным образом тем, что они получили соответствующее образование и воспитание, которое дала Шибертуйская школа, создавая оптимальные условия для самореализации, самоопределения.  Только в такой школе  развиваются таланты, интеллект.

 

Информанты:

  1. Борхоева Цыпилма Борхоевна, 1934 г рожд., у. Шибертуй
  2. Данзанова Вера Жамсарановна, 1936 г. рожд., г. Улан-Удэ.
  3. Дармаева Дулма Дармаевна, 1938 г. рожд., у.Шибертуй
  4. Улзытуев Бато Булатович, 1946 г. рожд., у. Шибертуй
  5. Цыбикдоржиева Балма Цыбикдоржиевна, 1938 года рожд., у. Шибертуй
  6. Шоймполова Чимитцо Шоймполовна, 1934 г. рожд., у. Шибертуй
Просмотров: 3649

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -