Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История койморского дацана

12 марта 2012
История койморского дацана

Буддизм – одна из мировых религий – возник в Индии в 6 веке до нашей эры. В 18 веке буддизм проникает через Тибет и Монголию в Россию, где распространяется в бурят-монгольской, калмыцкой, тувинской среде.

 

Как  известно, официальной датой признания этой мировой религии в России считается Указ императрицы Елизаветы Петровны о ламаистской церкви в Российской империи от 1741 года. С этой даты начался процесс становления буддизма в России. В 1764 году бурятский лама Дамба-Даржаа Заяев получает от Иркутского областного управления должностной статус «Пандита Хамбо-Ламы» - высший титул бурят-монгольского духовенства.

 

На территории, входящей ныне в состав Тункинского района Республики Бурятии, первый буддийский дацан (Кыренский) был основан в 1817 году. А ровно через 100 лет в местности Хандагайта при активном содействии цанит-хамбо Агвана Доржиева был открыт ещё один буддийский дацан Хандагатайский (Койморский).

После Октябрьской революции деятельность буддийской конфессии была прервана, дацаны были разрушены, священно служители репрессированы.

 

В годы перестройки и особенно после распада СССР началось возрождение религиозных традиций и строительство дацанов.

 

Время возникновения

 

1916год. Первая Мировая война по буддийскому летоисчислению это год огненной змеи. В этот весенний период в Кыренском дацане проводились самые ответственные хуралы, типа Шойро и Шогеной. Богослужение выполняли 482 лам, поэтому население долины решило, что нужен второй дацан, потому что число лам и верующих всё возрастало. Настоятель Кыренского дацана Лубсан-Базар Сундуб Дандарай и художник-архитектор Ринчин Шойжолын составили план-проект нового дацана. Параллельно  Сыбден-лама созвал большой хурал с приглашением глав 15 улусов и ознакомил с программой постройки нового дацана. Представитель из Коймор лама Сундуб Дандарай предложил хуралу пригласить Хамбо-ламу Агвана Доржиева, чтобы определить место строительства нового дацана.

 

Торский глава Батын Дугар, кыренский меценат Бурыца Аюшын, койморский глава Шандин Дагба, глава шошологского рода Харласаан, представитель аймака Дарма поддержали предложение пригласить Агвана Доржиева. Вскоре приехавший хамбо заявил, что новый дацан надо строить на новом месте, а здесь в Кыренском дацане нужно провести хурал с очищением и освящением.

 

Решили построить 2 дацана в Торах и Койморах. Агвану Доржиеву было предложено 6 мест для нового второго дацана, он как предсказатель- астролог, обследовав предложенные места, выбрал местность Хандагайта в Койморах  вблизи источников Папий и Субарга. Эта местность у подножия  Восточных Саян была чистой и подходящей.

 

Для стройки Хандагайского дацана население собрало 300 голов крупного рогатого скота. Кроме этого было внесено денег и золота. Казначеем (нирваном) назначили Баторай Лодона. Одна из школ города Иркутска преподнесла хадак с деньгами для открытия русско-монголо-тибетской школы при дацане.

 

В 1917 году в период Зула хурала (в ноябре) провели богослужение. В 1917 году в дацане служили 103 ламы, спустя 3 года число лам возросло до 213 человек. В 1925 число лам сократилось до 107 человек. В 1936 осталось из них всего 6 лам.

 

Предлагается неполный список настоятелей Хандагайского дацана:

  1. Жигжидэй  Содном Жамцо - 1917-1920гг.
  2. Сампилай Щойжил Лодой – 1920- 1925гг. (Ага)
  3.  Шойжин Хамба   –                1925- 1928гг.

С этого времени дацан фактически остался без настоятеля. До 1936 года здесь проводились молебны и богослужения. В этом же году дацан был закрыт представителями власти.

 

Генин-Дарма Нацов

 Декабрь 1936 года НАРБ

 

Служба дацана

 

По замыслу богослова-ученого Цанит хамбы, далеко до октября, сохраняя основные принципы буддизма, был составлен новый устав дацана, по которому все ламы должны жить коллективом, всё имущество передаваться дацанской коммуне, книги - в библиотеку, питание общественное, ламы должны заниматься  хозяйственной работой: сеять хлеб, сажать картошку, держать скот и т.д.

 

Однако идеи нового устава были встречены основными дацанами отрицательно, на основе чего произошел раскол. Между обновленческими и консервативными направлениями шла определённая борьба.

 

 

Равнай (освящение) был совершен в 1924 году Цанит хамбой Агваном Доржиевыми.

 

С 1917 года проводились регулярные молебны и хуралы. Население Коймор  постоянно посещали дацан и приглашали лам домой. Среди местного населения существовало неписанное правило - одного из сыновей отдавать в хувараки. Поэтому многие мальчики получили образование в дацане. Например, Майдархановы Гарма-Жамса и Нинжи, Шалбаев Паршин, Баторов  Шойдор, Ангаскиев Агван, Манзаев Ширип из Толтоя, Яптуев Ринчин-Базар, Баторов Лопсон, Самбялов  Балжин из Галбая и многие другие.

 

По новому уставу Агвану Доржиеву удалось кое-что осуществить на практике, а именно молодые ламы и хувараки учились хозяйственному ремеслу, началась разработка земли в нижних  Баданах. За дацаном на площади 7-8 га (открытое место), руководством было решено для заготовки кормов для животных. Местность Булуу использовали для содержания скота. В местности Болдорун в 3 километрах от дацана был построен «Шабгансын хороон», где жили престарелые матери лам на полном  содержании дацана.

 

Школы при дацане

 

 а) Хандагайская национальная  школа

 

В 1923 году по решению Тункинского Аймоно открылась школа первой ступени при Хандагайском дацане. Учителем тибетской грамоты был назначен Ломбо Санжеев

45-ти лет. Учителем бурят-монгольского языка – Табхай Сыбыков, а заведующим назначен Бадма Цыремпилов.

 

Список учеников состоит  из 75-ти детей от 10 до 16 лет:

От  4 февраля 1923 года

3 отделение монгольской грамоты

 

1) Цыренов Лопсон 13 лет

2) Шалбаева Ханда 13 лет

3)Ангархаев Доржа 12 лет

4) Садаев Цырен-Доржо 13 лет

5) Ябтуев Бизья 12 лет

 

2 отделение

 

6) Молонова Санжай 13 лет

7) Лыгденова Долгор 13 лет

8) Соктуева Будашка  14 лет

9) Матрухаева Шойнхор 12 лет

10) Арданов Ринчин 14 лет

11) Башинова Гындын 14 лет

12) Мормонов Балжир 15 лет

13) Аюшеев Агван-Шойдор 16 лет

14) Дармаев Лодон-Жамца 13 лет

15) Дариев Тая-Жамца 16 лет

16) Гонгоров Балбыр-Жамца 13 лет

17) Намдаков Шинреб-Жамца 14 лет

18) Дашеев Дыба-Жамца 12 лет

19) Зундуев Агван-Жалсарай 12 лет

20) Жапов Агван-Шинзей 15 лет

21)Папиева Санжа 15 лет

22) Дамбиев Шириб-Жамца 16 лет

 

1 отделение

 

23) Молонова  Сында 12 лет

24) Манзаранова Дыжит 10 лет

25)Самбялова Цырен 12 лет

26) Соктуев Дымбырын 12 лет

27) Шарнаев Шагдар 16 лет

28) Габанова Дулма 15 лет

29) Габанова Сосор 12 лет

30) Шалбаева Сыдыб 12 лет

31) Ангаев Дагба 13 лет

32) Бодеева Ханда 12 лет

33) Гомбоев Бабу 12 лет

34) Башинова Сыдып 10 лет

35) Гунценов Паршин-Жамца 12лет

36) Базаров Султым-Жамца 15 лет

37) Шалданов Ёндон од 12 лет

38) Булутов Шагжа од  13 лет

39)Жалсанов Зундой-Жамца 12 лет

40) Намсараев Санжн-Жамца 14 лет

41) Дагбаев  Ойдоб-Жамца 16 лет

42) Ангаев Дымбрын 12 лет

43) Шагдуров Лопсон-Лудув 16  лет

44) Сыденов Ринчин-Жамца 16 лет

45) Жапов Агван-Сандып 16 лет

46) Дамбаев Дандыр-Жамца 16 лет

47) Жалсараев Лодой-Жамца 12 лет

48) Жалсанов Ойдоб-Жамца 15 лет

49) Данзанов Норпыл-Жамца 13 лет

50) Намсараев Сыдып- иша 12 лет

51) Цыренов Буда

52) Дандаров Агван-Шоймшон

 

Тибетской грамоты 1 отделение:

 

53) Гунценов Тудуб-Жамца

54) Лопсонов Шойжи-Дагба

55) Жамбалов Даша

56) Хамаганов Аюша

57) Жалсанов Сымжит

58) Самбуев Шойжи-Одсыр

59) Дариев Дагба

60) Аюшеев Цырен

61) Эрдыев Тогошо

62) Аюшеев Бабасан

63) Добшонов Галсан-Жамца

64) Лыгденов Одсыр

65) Дондоков Дампи-Жамца

66) Насанов Дондок-Жамца

67) Дамбаев Агван-Лыгшит

68) Жапов Агван-Хайдаб

69) Доржиев Гарма

70) Шангинов Лопсон-Тогмит

71) Аюшеев Лопсон- Шириб

72)Доржеев Шириб-Жамца

73) Намсараев Дамдын-Жамца

74) Аюшеев Дагба

75) Лопсонов Гарма-Жамца

 

Итого 75 человек посещают в Хандагайской Бурят-монгольской и Тибетской грамоты.    

 

Зав. Школы Бадма Цыремпилов.

 

Эти дети были из Койморских улусов. Ученики научились читать и писать, что было очень нужно для того времени.

                 

Ангархаев Доржа  получил среднее образование, воевал в звании лейтенанта. Дети: Ида, Валентина, Венера, Москвин.

Шарнаев Шагдар из Галбая, работал учетчиком, фуражиром, милиционером, сын Владимир сейчас проживает в Галбае.

Соктуев Дымбрын из Тагархая. Фронтовик, передовик колхозного производства, сын Владимир, дочь Светлана.

Молонова Сында из Таблангута умела читать и писать по-тибетски, хорошо знала мантры и умела подсказать собеседникам нужные молитвы.

 

б) Хандагайская школа ликбеза  для  взрослых

 

Работала также с 1923 года.

 

Список  включает  31 ученик от 18 до 49 лет.

 

Справка НАРБ.

 

Протокол

 

«11 октября 1922 года состоялось собрание Койморского хошуна, созванное на основании постановления хошисплкома о содержании Хандагайской национальной школы. В   протоколе говорится о делегатах собрания:

 

3  Хонгодорский сомон – Иша Тулаев (отец Героя), Жанчиб Зурбанов, Тушин Андыков, Сойсорон Ангаев, Даша Лыгденов (отец Народного учителя РБ Д.Д.Лыгденова и Заслуженной артистки РСФСР В.Д.Лыгденовой);

2  Хонгодорский сомон –  Доржо Хандеев, Гунцын Бандеев, Булут Аянов, Даша Хандиров (отец Отличника Просвещения М.Д,Хандировой);

Бадарханский сомон – Ханда Булутов, Онгор Булутов, Сымпил Донхоров, Дамби Фомкин, Даша Табхаев;

Шеренхонского рода – Шагдыр Галанов, Ирды Молонов,

Дагба Молонов, Мормон Баторов, Насын Салданов;

Тальского общества – Дмитрий Сороковиков, Афанасий Сороковиков;

Представитель от Хандагайского дацана Ломбо Санжеев.

 

 

Решение Собрания:

1. Сохранить тип национальной школы с преподаванием монгольской, тибетской грамоты;

2.   В следующем учебном году преобразовать по типу низших сельскохозяйственных  школ с преподаванием ремесел;

3.   Произвести ремонт школы, приобрести учебные пособия, также обеспечить содержание учителей;

4.  Произвести обложение бурятского населения на нужды школы.

 

Собрание ходатайствует перед Аймоно о назначении учителем монгольского языка гражданина  Агинского аймака  Шойжи-Гомбо Базарова».

Школы Хандагайского дацана имели большое значение для населения Коймор. Койморцы старались во всем помогать школе.

 

Закрытие дацана


В 1936 году Хандагайский дацан закрыли. Имущество дацана было передано колхозам Сталина (Тагархай), имени ЦК ВКП (б) (Толтой), имени 17-го партсъезда (Галбай), курорту «Аршан»

 

Основное здание дацана  перевезено под здание клуба Галбая, которое впоследствии сгорело. Клуб в Аршане – это одно из зданий дацана, которое также сгорело. Дома, где жили ламы (байшан) стали квартирами учителей Тальской семилетней школы.

 

В 20-ые годы верующие койморцы построили и подарили Агвану Доржиеву дом, где он останавливался во время приезда в Тунку. Этот дом перевезли в Толтой и открыли в нем почту. В 1992 году колхоз «Восточные Саяны» отдал  Койморскому дацану. Сейчас в нем живут ламы.

 

Основные священные книги были спрятаны в пещере в горах. Хранителем этой тайны был лама Булгутов Лопсон-Сырен, который не успел рассказать людям. Некоторые книги были сданы в архив.

 

Почти все ламы подверглись репрессиям. Ламы, которые уцелели и вернулись из тюрем и лагерей, свято хранили традиции Хандагайского дацана. Они тайно продолжали молиться, выполнять все священные ритуалы и обряды.

 

Возрождение Койморского дацана

 

В 90-е годы взаимоотношения между государством и церковью кардинально меняются. В Бурятии в короткий срок восстанавливаются буддийские дацаны, православные церкви. В Тункинском районе, в местности «святая поляна» в окрестностях курорта «Аршан» верующие Коймора сёл: Толтой, Тагархай, Галбай, Таблангут, Улбугай, Тунка, Аршан в 1991 году восстановили Койморский буддийский дацан. Строили его всем миром  на пожертвования населения, меценатов. Разрешение на строительство и открытие  дацана получил религиозный активист, ветеран войны и труда Ункуев Владимир Доржеевич в Москве.

 

С 1996 года лама Даша Шаглахаев является настоятелем дацана. Койморский буддийский дацан «Бодхидхарма» зарегистрирован 3 марта 1997 года Министерством юстиции РБ.

 

«Бодхидхарма» в переводе с санскритского на русский язык означает обитель благостного святого учения Будды.

 

Дацан ежедневно проводит службы по расписанию, где присутствуют много верующих, отдыхающих и туристов.

 

Персоналии


1)Агван Доржиев  родился в 1854 в местности Хара - Шибирь Хоринского ведомства. До 18-ти лет жил на родине, служил писарем в канцелярии Степной думы. Затем он отправился усовершенствовать буддийское образование. В 34 года удостоился  ученого звания лхарамба. В числе 7 ученых лхарамб был учителем Далай-ламы 13-го (тогда еще в юном возрасте 12-ти лет). Преподавал буддийскую философию и литературу. Агван Доржиев - основатель Санкт-Петербургского дацана. Во время пути из Тибета в Санкт-Петербург он останавливался у Молонова Момоо из рода Шуранхан. В 20-е годы цанит – хамбо отправил 9 одаренных бурятских мальчиков, среди них был Лыгден-Нима Аржигаров из рода Хулшайтан;

 

2) Лыгден-Нима  Жалсанович Аржигаров – ученый лама в звании Геше, настоятель Гоман дацана в Тибете. После оккупации Тибета Китаем был осужден и подвергнут пыткам, от которых скончался. Перерожденец Лыгдена Римбоче - Тэнзин Чоглам Римбоче (родом из Непала) посетил  Койморы в сентябре 2007 года.

 

3) Булгутов Лопсон-Сырен - лама;

 

4) Байминов Субан – эмчи-лама;

 

5)Манзайн Габжа – ученый лама 19 века;

 

6) Молонов Данзан Габжа - ученый лама, соратник Агвана Доржиева;

 

7)Баторов Шойнзод Аюшеевич – ученик Агвана Доржиева, лама-художник Санкт- Петербургского дацана, был арестован в 1937 году.

 

8) Шалбаев Паршин Сындеевич  -  ученик Агвана Доржиева, лама;

 

9)  Баторов Шойдор Аюшеевич – лама;

 

10) Замбалов Зунды Замбалович – гэбшэ-лама; последний гусхы дацана;

 

11)  Хусаев Лопсон Доржиевич – прораб дацана;

 

12) Ункуев Владимир Доржиевич – религиозный активист,  способствовавший возрождению Койморского дацана;

 

13) Манзаев Ширип Доржеевич – лама.

 

Словарь

  • Цанит – профессор буддизма;
  • Хошун – административная единица, состоящая из нескольких улусов;
  • Хошисполком  – хошунный исполнительный комитет;
  • Обоо  - обряд поклонения местным духам;
  • Аймоно  –  аймачный отдел народного образования;
  • Мантра  - короткие молитвы;
  • Геше -  доктор  Буддийской философии;
  • Гусхы -  хозяйственный руководитель дацана;
  • Конфессия – вероисповедание;
  • Хуварак – ученик ламы;
  • Гелонг  - лама, давший обет безбрачия;
  • Хамбо – настоятель большого дацана;
  • Габжа – высшее духовное образование;
  • НАРБ – Национальный Архив Республики Бурятия;

 

Работая над докладом, я узнала много нового из истории Коймора, об Агване Доржиеве, о Лыгдене Аржигарове и других  известных ламах. Я считаю, что Хандагатайский дацан являлся духовным центром всего Коймора в начале 20-го века. Во время работы над докладом, я изучила несколько архивных документов из НАРБ. Узнала, что сталинские репрессии коснулись койморских лам. Нам с руководителем довелось беседовать с настоятелем Койморского дацана  Даши-лама Шаглахаевым, с человеком преданным своему делу, выпускником и спонсором нашей школы.

Мне было интересно работать над данной темой, потому  что это история моей малой родины и моих предков, которые были ламами.

Я  выбрала тему Койморского дацана так, как духовная жизнь народа возрождается.

 

Байдаева Соелма, руководитель Лобанова М.Д.

 

 

 

                         

 

 

 

 

Просмотров: 7606

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -