Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Восстание 1930 года в улусе Шибертуй

26 февраля 2012

В данной работе представлен доклад, прочитанный на научно-пратической конференции школьников, как результат исследовательской работы НОУ Шибертуйской средней школы.


Причины крестьянского восстания

 

В предвоенные десятилетия по всей нашей стране проводилась массовая сталинская коллективизация. В итоге она привела к созданию колхозов и одновременно - разорению и исчезновению самой жизнеспособной и работящей части крестьянства. С 1929 года в бурятских улусах началось массовое колхозное движение. Проходило оно в условиях острой борьбы с кулачеством.

 

Классовая борьба обострялась в связи с тем, что движение совпало с начавшейся в республике земельной реформой. В ходе осуществления реформы у кулаков были изъяты их земельные угодия. В первые годы коллективизации одной из особенностей колхозного движения в Шибертуйском улусе являлось стремление организовать маленькие коммуны и артели на базе небольших поселений - хотонов, объединявших в основном родственников. Например, группа родственных семей хотона Бэлшэр организовала коммуну «Улан-Одон» [4.стр.65]. Таким образом,  возникли различные ТОЗы, небольшие артели, колхозы.  В дальнейшем созданные колхозы пережили многочисленные слияния, разделения, переименования: «Х лет Бурреспублики», «Буркавполк», колхоз им. Крупской, им. К.Маркса, КИМ и т.п.

 

История и жизнь колхозов известны достаточно хорошо, но долгие годы масштабы и характер раскулачивания крестьян  Шибертуя  скрывались под грифом «секретно». Как нам известно из рассказов и показывают документы, в  Шибертуе было разорено 19 домохозяина, а вместе с детьми, жёнами, престарелыми родителями общее число их составляет более  25 человек. Раскулачивание проводилось в форме конфискации имущества, продажи его с молотка, лишения избирательных прав. Многие  крестьяне оказались осуждены, другие высылались за пределы своих мест, бежали, скрывались.

 

Так насильственно ломался  веками складывавшийся уклад, образ жизни и труда селян, что и явилось причиной создания различных подпольных организаций, выступавших против такой политики Советской власти. Один из активных участников Бичурского восстания указал причины выступления даже по-пунктно (цитируется по неправленому протоколу допроса): «причины к созданию организации для свержения Соввласти через восстание послужили: 1. налоговая политика; 2. отбрание всего хлеба; 3. политика Соввласти в отношении кулаков – их раскулачивание путем отбрания у них имущества, вот, что было двигателем к восстанию…» [2, стр. 57].

 

Ход восстания

   

На территории современного Бичурского района, разделенного в то время на три части,  входившие в состав различных административных  образований – Малетинского района  Читинского округа, Мухоршибирского и Кяхтинского аймаков  БМАССР  восстание вспыхнуло в начале марта 1930 года.

  

Подготовку и проведение восстания осуществила  подпольная повстанческая организация, имевшая разветвленную  сеть своих ячеек   в селах и улусах  этих аймаков. Эта организация возглавлялась бывшим кулаком Тюрюхановым М.Г. (с. Бичура).  

 

В  конце  1928 – в начале 1929 годов в селах района стихийно возникали разрозненные и практически не связанные между собой подпольные группы  крестьян, в дальнейшем  объединившиеся в одну большую организацию, численность которого составляла около 150 человек,  в абсолютном своем большинстве середняки. Многие в прошлом были красными партизанами.   [3, стр. 114] Из  улусов Заганского сомона в руководство этой повстанческой организации входили Арьян Конечных, Антонов Гонгор., Дамбаев Ж., Чимытов Гомбо., Цынгуев Д., Санжиев Д.

 

Подготовка к восстанию велась по трем основным направлениям – агитационная работа среди населения, вербовка новых членов и сбор оружия. «Агитаторы» организации ездили по селам и улусам и обосновывали необходимость восстания, одновременно занимаясь вербовкой.

 

Однако детального плана выступления не было, только накануне поздним вечером 2 марта на заимке «Гутай» Малокуналейского сельсовета состоялось последнее конспиративное собрание представителей всех ячеек, на котором было решено выступить в ночь со 2 на 3 марта, были утверждены составы боеотрядов,  назначены командиры и выработана тактика проведения вооруженного выступления. Приняли решение начать с атаки на села Малый Куналей, Сухой Ручей и улус Дабатуй, а затем на село Бичура. [3. стр.116].

 

В своей монографии Д.Л.Доржиев подробно описывает ход Бичурского восстания. И в частности о ходе восстания в наших  селах  пишет:


«Восстание в Заганском  сомоне протекало следующим образом. В ночь со 2 на 3 марта отряд повстанцев Заганского и Бодонгутского  сомонов (около 50 человек) под командой А. Конечных, Г.Антонова, Ж. Дамбаева, Г. Чимитова, Д. Цынгуева и Д. Доржиева, осуществил захват целого ряда улусов Заганского сомона – без боя были взяты Дабатуй, превращенный  в местный штаб восстания, и еще 7 улусов.

 

Затем, после полудня 3 марта, повстанцы двинулись  к административному центру сомона – Заганскому Станку, каковым и овладели, причем опять без единого выстрела. Активисты и совработники Станка, как и всех вышеперечисленных улусов, оказались застигнутыми врасплох и не  оказывали никакого сопротивления.  Большинство сумело избежать ареста и скрыться, но некоторые были схвачены.  Одного из них, участкового милиционера из улуса Шибертуй Платонова, расстреляли на месте.

 

Общее число арестованных по Заганскому сомону составило 27 человек. Их почти непрерывно избивали прикладами, «вообще, чем попало» и водили из улуса в улус, до самого Станка. Позже, уже на следствии, активисты и коммунары показывали, что доставалось  им и от населения улусов – люди припоминали все причиненные властью обиды и притеснения. Коммунара Ц.Базарова, к примеру, ранили выстрелом «из толпы». Уже после подавления восстания от побоев  и ран умерли  комсомольцы Д.Цыдыпов и Л. Ленхобоев. 

 

После взятия Станка всех арестованных  «под конвоем погнали» в село Буй – к месту последней стоянки основных сил повстанцев, где затем четверых  из них, по приговору штаба восстания, немедленно расстреляли. Этими оказались – Ш.Гармаев, «избач» Б.Арсаланов, учителя Заганской школы К.Елаев и Д.Дамбаев С взятием Заганского Станка задача отряда по овладению сомоном оказалась,  в принципе, выполненной.» [1,стр.119] К вечеру 4 марта отряд ОГПУ занял все охваченные восстанием села и улусы.

 

Это восстание в воспоминаниях жителей села Дабатуй трактуется так:

 

В ночь со 2 на 3 марта 1930 года отряд повстанцев под командой А. Конечных, Г.Антонова, Ж. Дамбаева, Г. Чимитова, Д. Цынгуева и Д. Доржиева осуществляли захват коммуны. Без боя был взят дом в Дабатуе, превращенный в местный штаб восстания. В плен были захвачены активисты улуса Бумбуша Цыдыпов, Буда Бадмацыренов, Шойнхор Бадмацыренов, Ширип Санжиев, Данзан Султумов и др. Их жестоко избивали. По дороге в Буй повстанцы в улусе Бобхой загнали их в дом и хотели поджечь. Все было готово для этого. Одна из старожилов села, бабушка Мухудай обратилась к повстанцам с просьбой не брать  грех  на душу и не учинять казнь под священной горой Хайранга. Этим она спасла многих от мучительной смерти.  

 

В описаниях кулацкого мятежа в  материалах  музея мы читаем:  «Чего только не вытворяли бандиты, подвергая  изуверским пыткам беззащитных юношей. Вырезали на теле звезды, отрезали уши, снимали кожу,  пробовали даже пилить. Истерзанных, еле живых расстреляли на берегу Хилка.  Тела погибших комсомольцев привезли в Шибертуй. Даже родственники не сразу  могли опознать своих.  Погибших в неравной схватке с почестями похоронили в Мухоршибири – райцентре на тот момент. И теперь  там стоит памятник на их могиле. Так закончилось восстание в нашем селе. Но отголоски его не прошли бесследно для жителей села.

 

Жизнь и судьба участников мартовских событий

 

Жизнь и судьба участников восстания – это часть истории нашего села. Ведь живы потомки этих людей, которые не жалели своей жизни для всеобщего человеческого счастья в их понимании.  Каковы же их судьбы? 

 

Из подборок  архивных  материалов следственных дел ОГПУ, заведенных по фактам крестьянских восстаний, имевших место в Бурятии  в конце 20-х – начале 30-х годов мы узнаем, что общих цифр потерь повстанцев и коммунаров  не указано. 

 

Следствием по делу о бичурском восстании было установлено, что в восстании принимало участие до тысячи человек. По данному  уголовному делу № 171/ 2231  проходило 393 человек.  По уголовному делу №346 проходило 171 человек, 68 человекам предъявлено обвинение по статье 58-2: 18 человек приговорили к расстрелу, 16 – к заключению на 10 лет в концлагере, 1 человек – к лишению свободы на срок 5 лет и 33 человека к условной мере наказания, сроком на 5 лет. В отношении  еще 350 участников Бичурского восстания уголовное дело органами ОГПУ было прекращено  за отсутствием состава преступления или за недоказанностью вины. Тогда еще такое было возможно.  [2, стр 63]

 

А сколько из них было шибертуйцев? Хотелось бы узнать о судьбах людей, проходивших по документам сухим языком цифр. Но материалов об участниках  восстаний,  как коммунаров, так и повстанцев не очень-то и много.

 

В октябре 1989 г и в ноябре 1990 года КГБ Бурятии и прокуратура произвели пересмотр этих дел.

 

В отношении лиц, причастных к убийствам советских граждан  и в отношении руководителей восстания реабилитация не применялась. После поражения повстанческий боеотряд был распущен, часть их вернулась в свои села и улусы. Другая часть из 11 человек направилась в сторону Монголии, однако у села Мухоршибирь была остановлена,  и во время схваток с разведгруппой был убит и опознан руководитель отряда повстанцев Заганского сомона  А.Конечных. [3, стр.122]. О судьбе остальных мы не узнаем, так как результаты опознаний убитых и раненных отсутствуют.

 

В ходе пересмотра дел выяснилось, что большинству из подследственных обвинения  предъявлялись без достаточных доказательств их вины, без учета обстоятельств. Доказательством этому является рассказ учителя нашей школы Цырен-Дондока Шоболоевича, записанный со слов Б.Султумова.

 

«Во время следствия перед отправкой в тюрьму на место наказания Гомбо Чимитов встретил в следственном изоляторе в Мухоршибири  своего младшего брата Бальжиниму Чимитова, который попал туда за кражу муки из дома Степанова Николая. Двум братьям удалось встретиться и поговорить. Старший брат сказал младшему, что он уже не вернется домой, а тот  скоро выйдет на свободу и должен остаться за старшего,  помогать семье. Узнав,  таким образом,  о том, как попал в тюрьму его брат, решил в отместку оговорить Николая Степанова. На следствии во время допросов он сказал, что в доме Николая у них был нелегальный штаб, что он помогал повстанцам во время подготовки к восстанию. В результате чего  Николай Степанов был признан виновным, так как реабилитировать себя не смог в виду того, что не умел говорить по-русски. На очной ставке с Чимитовым только и повторял: «Болииш Гомбо! Болииш Гомбо!», что означало «Перестань, Гомбо! Не может быть, брось это!»   


Среди подследственных оказались и такие, которые вообще не участвовали в восстании,  но были арестованы как  кулаки из чисто классовых соображений.

В очерке «Из поколения несгибаемых»  Е Голубева,  кандидата философских наук  подробно описана биография одного из коммунаров, расстрелянных в то время. Это Бадма Арсаланов. О нем же мы узнаем из очерка М.Зонхиева, напечатанного в газете «Буряд Yнэн» в 2007 году.


О Константине   Елаеве  кроме того, что он был учителем школы, и очень много делал для просвещения наших односельчан мы знаем очень мало. Арсаланов, Елаев, Николай Платонов - милиционер, Дамдинжап  Дамбаев,– секретарь комсомольской ячейки, навечно остались в памяти шибертуйцев, ибо их именами названы улицы села. О жизни и деятельности  Ширапа Гармаева -  заместителя председателя Заганского сомсовета, и  всех, убитых во время восстания нам надо знать и узнать. Их имена нельзя выкинуть из истории села.


Несомненно то, что события тех лет  оказали  влияние на историю села.  В начале 30-х годов наблюдалось существенное изменение в жизни и быту населения Шибертуя. Под влиянием местной интеллигенции (Арсаланова, Елаева) в селе впервые стали носить городскую одежду, [4, стр.105], активизировалась общественная работа, включились в нее и женщины, особенно молодые.

 

«Наша работа в то время была очень разнообразной и ответственной, - вспоминает бывшая комсомолка-активистка Бальжитцу Цыренова. – комсомольцы обязаны были посещать все собрания бедняков, безбожников, кресткомов и женделегаток.» [4, стр123].

 

Постепенно изменялись сознание, культурные взгляды и вкусы людей, а вместе с тем и бытовые условия. Но политика партии была таковой, что конкретные шаги социализации проводились насильственными методами. Крестьян просто загоняли в организуемые колхозы и коммуны,  в принудительном порядке отнимали то, что составляло смысл жизни сельчан. Это и явилось причиной восстания крестьян, как это называли кулацким мятежом.


 В последующие годы официальная история и пропаганда приложили немало усилий для очернения вышеописанных событий. Мои исследования показали, что общественное сознание сельчан находится еще под влиянием однозначно- негативных оценок событий рассматриваемого события. У наших односельчан даже нет желания разобраться в природе тех событий. Почти для всего населения  крестьяне – участники волнений по-прежнему обыкновенные бандиты, «озверевшее кулачье». В рассказах односельчан коммунары пользовались большим уважением. И,  конечно же,  они остались в народной памяти.

 

Например,  об Арсаланове говорили, что он много выступал перед населением с докладами «Что дала Советская власть трудящимся Бурят-монголам». « В Шибертуйской избе-читальне всегда было многолюдно, - рассказывает уроженец улуса Шагдаржап Улзытуев. – Стены читальни украшали большие, красиво написанные лозунги, плакаты, портреты вождей. На длинных столах, покрытых красным сукном, лежали аккуратно разложенные кипы газет, бюллетеней, различные книги на старомонгольском языке и журналы в красивых обложках. Но большинство людей приходило сюда не читать, а слушать выступления и доклады избача, учителей и кого-нибудь.

 

Мне сейчас хорошо вспоминается случай, произошедший с известным писателем Дондубоном. Он прочитал в избе-читальне интересный доклад о жизни и творчестве А.М.Горького, но многие слушатели никак не могли взять в толк: почему его прозвали Гашуун-Максимом ( т.е  Горьким Максимом). Наконец под всеобщее одобрение и веселый гул вопрос был разрешен,  все довольные, разошлись по домам» [1, стр. 150]


События тех лет естественно коснулись почти все семьи нашего села. Прошло с тех пор почти 80 лет, и уже фактически в живых не осталось ни одного человека, который бы мог нам рассказать о тех днях. Сегодняшнее старшее поколение – дети участников тех событий,  воспитанные в советское время,  и привыкшие умалчивать из этических соображений некоторые факты -  уже отпадает как источниковая база исследований в виду того, что они не могут  помнить, разве что, только по рассказам своих родителей. Таковых людей я не нашла.

 

Сегодня уже  общеизвестно, что  события 1920-1930-х годов - процесс сложный и неоднозначный, поэтому рассмат­ривать его нужно в совокупности положительных моментов  и  нега­тивных фактов. Все это ставит перед нами задачу воссоздания по возможности более объективной картины. Что и попыталась я сделать. В ходе исследования выявлено, что история нашего села является частью истории Бурятии, России и причины крестьянского мятежа и его масштабы равно как и во всей стране одинаковы.

 

Весь ход восстания  полностью восстановлен с помощью различных источников. Поскольку обнародованы архивные материалы, касаемые   рассматриваемых  событий, и известны списки  участников, то можно исследования продолжить, для того чтобы пополнить страницы истории нашего села. Чем я и буду заниматься в будущем.

 

В ходе своей работы я выявила, что наши односельчане фактически находятся еще под влиянием упрощенных и однозначных оценок крестьянских волнений того времени. В памяти народной коммунары  остались как уважаемые люди, сделавшие много хорошего для нашего села.


Мною собраны фотографии тех лет, материалы из биографии некоторых участников, которые были переданы в школьный музей.

Если говорить о влиянии этого события на жизнь и историю  села, то проблема самоутверждения крестьянства таким образом не могла не изменить направления установок государственных органов по отношению к сельчанам.

 

В дальнейшем колхозное строительство получило развитие на новой основе. Анкетирование жителей села и учащихся нашей школы показало, что более 50% учащихся не имеют представления о том, кем являлись те люди, в честь которых названы наши улицы. Взрослое население Шибертуя о судьбах коммунаров знают больше, так как в период их  учебы в школе проводились различные мероприятия в честь коммунаров, первых комсомольцев, коммунистов нашего села, отмечались праздники, юбилеи. О  трагической судьбе своих односельчан, участников тех событий,   должны знать и помнить нынешние и будущие поколения  шибертуйцев.

 

Каковой бы ни была историческая правда, рассматриваемая тема сложна и деликатна. Мы не вправе кого-либо обвинять или оправдывать, каждый участник в их собственном понимании не жалел свою жизнь для общего человеческого счастья.  А  историческая  правда такова, что восстание – это прямое следствие устремлений правящей партии.

 

И этот горький опыт показывает, что государство наше должно обратить внимание на сегодняшние проблемы села.

 

Использованная литература

  1. Базаров Б.В. и др., История Бурятии. Часть 1, ХХ век. Улан-Удэ. 1993.
  2. Доржиев Д.Л.  Крестьянские мятежи и восстания в Бурятии в 20-30 годы. Улан-Удэ. 1993 г
  3. Доржиев Д.Л.  Социально-политический протест и вооруженные выступления крестьянства в Бурятии на рубеже 1920-1930–х годов. Улан-Удэ. 1996.
  4. Зонхиев М. Шибертуйско-Буйская трагедия.  Буряд Yнэн. 2007 г.
  5. Рандалов Ю.Б. Социалистическое преобразование хозяйства, быта и культуры      бурятского улуса за годы советской власти, Улан – Удэ. 1967.
  6. Архив музея Шибертуйской средней школы 

Информанты

  1. Бадмаев Цырен Бадмаевич. 1919 г. рождения  у. Шибертуй
  2. Зандраев Цырен-Дондок Шоболоевич. 1952 г. рождения  у. Шибертуй
  3. Улзытуев Бато Булатович. 1948 г. рождения    у. Шибертуй

 

Просмотров: 8117

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -