Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Обычное право Байкало-кударинских бурят

18 марта 2012

У моего народа, байкало - кударинских бурят,  был свой свод степных законов - «Положение о степных законах и обычаях между инородцами Забайкальской области Кудыринского племени существующих», выработанное в 1860-х годах и состоявшее из 151-й статьи, и который является ценным источником для изучения обычного права бурят 19 столетия».

 

У байкало-кударинских бурят был свой свод степных законов - «Положение о степных законах и обычаях между инородцами Забайкальской области Кудыринского племени существующих», выработанное в 1860-х годах и состоявшее из 151-й статьи.
 
Особенность этого свода законов заключается в том, что это единственный известный свод обычного права кударинских бурят и к тому же составлен значительно позднее аналогичных документов. «Положение» было составлено по инициативе главного тайши кударинских бурят Заяхана Хамаганова  и как отмечает Е.М. Залкинд, «свидетельствовало об оживлении интереса к кодификации обычного права, связанного не только с трудностями и произволом при решении судебных дел, на что указывают сами его составители, но и стремлением нойонства использовать старинные обычаи для укрепления своего положения, сильно поколебленного уже новыми процессами, протекавшими в бурятском улусе».
 
Следует заметить, что кударинцы, в отличие от других забайкальских бурят, не приняли ламаизма и остались верными шаманизму.  Однако в первой половине Х!Х столетия, среди кударинских бурят довольно интенсивно  стало распространяться христианское вероисповедание.. По данным Степной  думы, в 1859 году людей, «выкрестившихся из бурят и детей их»,  в Кударинском ведомстве числилось 176 (93 мужчины и 83 женщины).
 
Отличительной особенностью норм обычного права кударинских бурят является попытка утвердить шаманизм в качестве официального вероисповедания. Интерес представляет процесс божбы. Например, при недостатке доказательств и улик по устным спорным исковым делам или по проступкам против собственности частных лиц совершалась божба и допускалась только при согласии тяжущихся сторон. Согласно «Положению» божбу должен был принимать подозреваемый или вместо него родственник в присутствии людей, «не бывших под судом и совершенного возраста». Он  клялся, что «на сем обожаемом месте богом моим Бурхан, что я или такой-то родственник мой, не виноват в том, в чем опозорен и что на меня (или на него) выводят. Но если я принимаю божбу сию ложно, то меня по воле бога пусть постигнут все несчастия и ужасная смерть».
 
 Нормы обычного права  предусматривали разные наказания за совершение преступлений и правонарушений. Штрафы и удары розгами, которые назначались за оскорбления, нанесение телесных повреждений, кражи были самыми распространенными видами наказания.  По данным архивных материалов, 21 мая 1848 года  вышло распоряжение департамента полиции «относительно наказания преступником розгами», в котором подробно описывается процесс изготовления розог и к нему прилагался образец: «Розги для наказания преступников должны состоять из тонких березовых прутьев, длиной 1 аршина, а число от 10 до 15 так, чтобы общий объем их нижнем конце после соединения в пучок имел 1 вершка… После 10 ударов розги признаются негодными к дальнейшему употреблению и должны быть заменены другими».
 
В «Положении о степных законах» кударинских бурят с большой подробностью разработан порядок выбора на вакантную должность, в основе которого лежит строгое соблюдение принципа наследственности: «№3. главный родоначальник, Тайша, заседатели Степной думы и родовые Головы, старосты или наследуют свои должности поколенно, или избираются обществом, смотря по праву, какое они получили от предков… После смерти или вообще их выбытия их из службы в звание их заступает старший сын…» . Далее в документах говорится о том, что если старшего сына не имеется или он недостоин  работать в должности, то берут следующего меньшого брата, а « а за  неимением родных братьев место их заступают прочие родственники…».
 
  Интересные материалы  нашли по семейному праву - одного из отраслей
 
обычного права кударинских бурят. 4 ноября 1885 года Иван Заяханов, Тайша кударинской степной думы сделал  доклад на общественном собрании «о необходимости отмены калыма в кударинском обществе». Он обращается к общественному собранию с вопросом: «Почему у нас покупается невеста за денежную плату, именно калым из домашнего разного рода скота, а также денежной суммой от 300 до 700 рублей серебром. Этот обычай принят предками нашими, когда еще не было русских людей в нашей Сибири, в то время предки наши действительно невольно приводили женщин других племен для продажи их». Далее в обращении говорится о том, что «некоторые бедные буряты за уплатой вышеупомянутого калыма делаются неоплатными должниками другим состоятельным людям». Иван Хамаганов в этом обращении подчеркивает, что не наблюдается прироста населения, так как бедные буряты не могут оплатить калым за невесту, что «все люди дорожат своим потомством, которым мы должны увеличиваться в нашем отечестве». В заключении он обращается с такими словами:
 
 «если нам нежелательно изменить обычай первобытных наших предков, то почему же мы некоторыми обязательствами уже изменили их как-то: некоторые из среды нас построили русские дома и засевают хлеба, их употребляют в пищу, даже имеются самовары, которых у предков наших не было. Все это по преданию наших предков совершенно воспрещалось, даже воспрещалось носить русское платье…. Поэтому мы должны непременно обратить наше внимание на бракосочетание наших детей и принять правильный обычай родства. Такова семейная жизнь у нас бурят, доводящая до вырождения несчастный народ…».
 
Таким образом,  калымная форма брака порождала огромное количество исков, которые рассматривались в судах словесной расправы на основании норм обычного права. Это способствовало появлению со стороны влиятельных бурят инициатив по уменьшению калыма, изменению процедуры сватовства. Инициативы эти заключались в отмене калыма, ограничении пьянства на свадьбах, отмене некоторых свадебных обычаев и религиозных обрядов шаманства, которые плохо отражаются на экономическом положении бурят.
 
Сравнивая свадебные или иные обряды того периода и современного времени, я выяснил, что байкало-кударинские буряты все-таки придерживаются своих традиций. Хотя свадьбы проводятся так же, как у русских и большинства других народов России, основные обрядовые традиции сохранились. Например, предсвадебные обряды:«хадаг табиха», «ураг орохо», во время праздника « турын нэмэри», «худын туру» и т.д.
 
 
 
 
 
 

Просмотров: 2633

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Видео

Корсаково
04.09.2018
Корсаково

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -