Бурятские казаки вписали немало ярких страниц в историю России. В царствование Александра I (1801 – 1825 гг) были сделаны первые шаги по упорядочению службы забайкальцев. В 1822 году по предложению графа М.М. Сперанского, все пограничные казаки (более 3800 человек) были объединены в Забайкальское пограничное войско. В царствование императора Николая II (1825 – 1855 гг) начатые преобразования были доведены до логического конца – в 1851 на основании специального положения было сформировано Забайкальское казачье войско, состоящее из шести шестисотенных конных полков.
Казаки начинали службу в возрасте 17 лет и два года служили в разряде малолеток (выполняли станичные повинности), а с 19 лет, после зачисления в казаки и приведения к присяге, находились двадцать пять лет на полевой службе и пятнадцать лет на внутренней службе поочередно в конных полках или все сорок лет непрерывно на полевой в пеших батальонах. В отставку казак выходил только в 58 лет, но мог и получить досрочное увольнение из-за тяжелых ранений, а также если у него было трое сыновей, служивших в частях и живших с ним в одном доме. Важным событием для забайкальских казаков стало сокращение в 1866 году срока отбывания воинской повинности – 15 лет полевой и 7 лет внутренней службы. С неслужилых лиц стал взиматься сбор по 15 рублей с каждого.
Казачество представляло собой привилегированное военное сословие, которое обязано было нести службу со своим снаряжением, обмундированием, оружием. Тяжелым бременем на казака ложилась и действительная служба. Осенью уходила на полевую службу половина казаков в станицах возраста от 20 до 40 лет. Службу проходили в тех частях, к которым они были приписаны. В течение зимы казаки учили уставы, наставления, занимались строевой подготовкой, тактикой, огневой подготовкой, а весной уходили для несения службы в караулах по русско-китайской границе. В любую погоду казаки выполняли свои обязанности в дозорах и секретах по берегам приграничных рек, на вершинах сопок, в распадках и ущельях, выслеживая контрабандистов и наблюдая за границей. К весне следующего года казаки возвращались домой на двухгодичную льготу. Кому исполнялось 40 лет, переводились в разряд внутренней службы, а кому 60 и более – уходили в отставку. За несение воинской службы царь освобождал казаков от налогов и наделял из расчета 30 десятин на каждого из лиц мужского пола, начиная с 17 лет. На каждую казачью семью выдавали пособия для выполнения полевых работ. Три четверти всех казачьих хозяйств считались зажиточными и богатыми.
История заселения Селенгинской долины
Источники XVII в. сообщают сведения самого общего характера о коренном и пришлом населении долины реки Селенги и ее притоков, которые не дают возможности составить правильное представление о родоплеменном составе. Документы XVIII в. дают уже более подробные и точные сведения. С установлением русско-монгольской, границы в 1727 г. групповые перебежки через границу в ту и в другую сторону затрудняются и почти совершенно прекращаются к 1735 году. Это позволило вести более точный учет населения.
Одним из наиболее ранних документов, содержащих данные о родоплеменном составе селенгинских бурят, является "Ведомость у каких тайшей или зайсанов Селенгинского дистрикта брацкие и тунгуские ясашные в ведомстве состоят и сколько в каждом улусе порознь человек имеется ясашных плательщиков и значит ниже сего". Она была составлена в 1735 г. и отражает статистические данные 1732 года. В этой ведомости перечисляются семнадцать родов, приписанных к Селенгинску. В их числе два харанутских рода. В одном шуленга - Нагарай Жилбаев, ясашных людей 45, т.е. всего 230 человек, во втором роде зайсан - Сапбай, шуленга - Нехай, улусных людей -155, т.е. всего 785 человек.
П. С. Паллас по данным третьей ревизии 1766 года опубликовал список селенгинских бурятских и монгольских родов, в котором дается численность душ мужского пола - 7734. Ниже приводятся данные переписи 1766 года по Селенгинскому ведомству, представленные плац-майором В. Налабординым в Селенгинскую воеводскую канцелярию (по Румянцеву, 1965 г.). Разницу в числе селенгинских бурят Г.Н.Румянцев объясняет тем, что П. С. Паллас не учел бурят, зачисленных в Забайкальское казачье войско. В 1882 году численность иройско-харанутского рода составляла 650 человек (321 мужчин, 329 женщин), 1-й селенгинско-харанутский - 2633 (1276, 1362), 2-й селенгинско-харанутский - 701 (317, 384). Отсутствие чикойско-харанутского рода, а несколько ниже выпадение 2-го селенгинско-харанутского рода при рассмотрении ответвлений (костей), видимо, объясняется неполнотой и несовершенством годовых отчетов Селенгинской степной думы.
Административное деление, существовавшее в XVIII в., сохранялось без существенных изменений до начала XX века. В начале XX в. селенгинские буряты состояли из двадцати двух административных родов, в том числе четырех харанутских. Привожу список харанутских родов с указанием их численности и местожительства по переписи 1897 года с поправками 1912 года, приведенными в работе С. Патканова (по Румянцеву, 1965r.):
- Селенгинско-харанутский - З012 человек по речкам: Иволге (десятки: Шаралдайский, Буянский, Хошкеринский), Оронгою (Оронгойский десяток), Гильбире (Буянско-Абаганатский, Средне-Оронгойский десятки), Жаргалантуйское урочище при речке Убукуне (Буянский и Абаганатский десятки), Тохойское урочище при речке Убукуне (Жаргалантуйско-Буянский десяток), урочище Сутой при реке Селенге (Жаргалантуйско-Буянский десяток), Загустайское урочище при озере Гусиное (Загустайский десяток).
- 2-й селенгинско-харанутский - 559 человек в урочищах Селенгинский Енхор при р. Селенге и Тамчинский при р. Темнике (Ашабаганатский десяток), в урочище Баранье-Лугском при р. Чикое и Енхорском на р. Джиде (Ашабаганатский и Харанутскийдесятки).
-Иринско-харанутский - 1197 чел. в урочищах Иринско-Борогонское, Иринское и Самхакское при р. Иро (Иринский десяток), Урминское, Илигинское и Удунгинское на р. Темнике (Темникский десяток).
- Чикойско-харанутский - 862 чел. в урочищах Верхне-, Средне- и Нижне-Шаральджинское при речках с тем же названием (десятки неизвестны).
В 1764-1765 гг. из 14 селенгинских отоков было составлено четыре полка пограничного бурятского казачьего войска. Буряты-казаки расселились по станицам: Ара-Киретская (по рекам Кирети, Хилку, Myxopy, Окинке, Эдую, Чикою, Бичуре) -1732 чел.; Боргойская (по рекам Джиде, Боргою; Иро, Удунге, Темнику) -2663 чел.; Гигетуйская (по рекам Гигетую, Бургултаю, Нарыну, Цагатую, Ичетую, Торею)-3525 чел.; Селенгинская (по рекам Хилку, Чикою, Селенге, оз. Гусиное, Загустаю, Убукуну) - 2345 чел.; Харьякская (по рекам Чикою, Селенге, Субактую, Должингою) - 2152 чел.; Янгажинская (по рекам Гильбире, Убукуну, Оронгою, Селенге и Иволге) -1525 чел.
Бывший голова 1-го Селенгинско-Харанутскогр рода Будажап Будаев, в написанной им 20 февраля 1918 года летописи и переведенной со старомонгольского на русский язык Р. Ц. Найдановым, приводит следующую версию заселения Селенги предбайкальскими бурятами: 15 января 1689 года томский наместник Ф.А. Головин заключил договор с предводителями шести бурятских родов: алагуй, бабай-хурамша, бумал, ользон, харанут и шоно, проживающими в Предбайкалье. Согласно договору, они должны были выделить 500 семей путем разверстки по семьям и переселить их на левое побережье Селенги с целью несения караульной службы на монгольской границе, находясь в подчинении Селенгинской воеводской канцелярии. Важным условием было освобождение их от всех повинностей. В летописи отмечается, что в 1707 году 500 семей переселились в местности, начиная от Иволги до Чикоя и Иро. Но данные об означенном договоре и его осуществлении не упоминаются в исторических исследованиях по рассматриваемой теме, и сегодня весьма затруднительно подтвердить или опровергнуть этот факт.
Селенгинские харануты согласно историческим сведениям вышли из двух мест Предбайкалья: района рек Ока и Ангара и района рек Куды и Мурина. Некоторые исследователи считают, что первые имеют эвенкийское происхождение, а вторые - булагаты позднего времени (Батуев, Батуева, 1993 r.). С утверждением об эвенкийском происхождении харанутов не согласен Д.Д. Нимаев (1994 и 2000 гг.). Он связывает их генеалогию с монгольским этническим миром, так как харануты являются одним из основных родов халха-монголов и встречаются среди ойрат-монголов. Л. Л. Абаева считает, что в селенгинских харанутах есть эвенкийская примесь, и это, по ее мнению, заметно проявляется в их фенотипе. У Рашид-ад-дина харануты наряду с икиресами относятся к хунгиратскому племенному союзу. M. H. Мельхеев (1974 r.) считает харанутов выходцами из Джунгарии, примкнувшими к булагатам и другим племенам.
Янгажинская станица
Казаки бурятских полков назывались нерегулярными в отличие от казаков, прибывших из центра России. В каждом полке было шесть сотен по сто человек. Во главе их стоял главный войсковой старшина, во главе полка – избранный есаул, во главе сотни – избранный сотник. С 1779 года стали назначаться еще два атамана, в подчинении каждого из которых находились по два полка.
Такова структура:
Главный войсковой старшина
Атаман
Есаул полка
6 сотен
На протяжении 87 лет казаки по единому образцу носили косы, национальную бурятскую одежду и имели при себе роговый лук. Ящик (колчан) с запасом в 40 стрел. Раньше они при подготовке на полном скаку стреляли по целям, установленным через каждые 10 саженей.
В период царствования императора Николая I 17 марта 1851 года было создано Забайкальское казачье войско с включением бурятских полков. Эта дата с 1890 года была для забайкальских казаков как войсковой казачий праздник, который широко отмечался до 1917 года.
21 июня 1851 года вышло «Положение о конных казаках», где буряты были закреплены в казачьем сословии и, невзирая на вероисповедание, должны были нести службу наравне с русскими казаками. А численность в четырех бурятских казачьих полках должна составлять 1726 человек.
Казаки начинали службу с 17 лет и два года служили в разряде малолеток. С 19 лет после зачисления в казаки и приведения к присяге служили вместо 40 лет 22 года - 15 лет на полевой и 7 лет на внутренней службе. Поочередно в конных полках или непрерывно в полевых пеших батальонах. После этого казак нижнего чина выходил в отставку. Все казаки на службе были обязаны носить единую форму, установленную для забайкальского казачьего войска, состоящую из штанов-шароваров, шинели, фуражки, шапки-папахи. Первоначально существовали специальные школы-лагеря по подготовке начальников соснов – сотников. Там их обучали в течение нескольких лет до необходимого уровня, а затем объединяли несколько сомонов казаков, которых готовили те сотники. Тем временем, в школах, существовавших в Селенгинске, Улентуе, Киране, проводились маневры – учения.
Янгажинское станичное правление казаков подчинялось Военному отделу Забайкальского казачьего войска с резиденцией в Троицкосавске (Верхнеудинский полк).
Янгажинскому станичному правлению подчинялись селения:
Станица Янгажинская с 54 дворами
Оронгойское с 31 дворами
Иволгинское с 70 дворами
Сутойское с 34 дворами.
По данным 1895 года указывается: 6 сотня 5 полка располагалась в урочище Янгажин с урочищами Гильбира, Верхнее-Оронгой, Харгана, иволга, Нижнее-Оронгой, Сутой. В книге Н.Н. Смирнова «Забайкальское казачество» также упоминается, что 5 и 6 полк сформированы из 4 бурятских полков.
Во главе станичного правления стоял атаман урядник. Первым атаманом урядником был назначен Баирбиликтуев. В урочищах главенствовали урочищные атаманы.
Станичное правление состояло из атамана-урядника, двух станичных доверенных, станичного казначея. Атаман-урядник и урочищные атаманы следили за отбыванием натуральных повинностей. В их обязанности входило:
исправление дорог и мостов;
препровождение воинских команд и арестантских партий;
содержание перевозов и т.д.
В функцию атамана-урядника и урочищных атаманов входило взимание подушных податей, губернских земских сборов с земств и лесов.
Например, за 1903 г. казаками Янгажинской казачьей станицы уплачено подушной подати 132 рублей 70 копеек, губернского и земских сборов с земель и лесов 452 рубля 38 копеек.
В станице Янгажинской было создано в 1898 году приходское училище. Основал и содержал Янгажинское приходское училище на свои средства купец первой гильдии, почетный гражданин г. Верхнеудинска Петр Аввакумович Фролов. Об открытии этой школы написано в книге «Труды особого совещания по вопросам образования восточных инородцев», изданной в Санкт – Петербурге в 1905 году: «В 1898 году верхнеудинский благотворитель П.А.Фролов открыл в самом центре кочевий янгажинских бурят русско-бурятскую школу, а в 1903 году из этой школы было выпущено 13 человек со свидетельством об окончании полного курса. Обучаться могли в этом училище только дети казаков.
По данным 1903 года в нем учились: душ мужского пола – 28, женского – 2
Число грамотных составляло: 110 человек, из мужчин – 107, из женщин – 3
Запасные хлебные магазины имелись в Янгажинской станице и Сутойском урочище.
Местное население занималось скотоводством. В ведомости о состоянии скотоводства за 1903 год указано:
Лошадей – 749, рогатого скота -2370, овец простых – 4400, козлов – 114, свиней – 5. Работал один оспопривитель.
Самый поздний документ Янгажинской казачьей станицы датируется 1916 годом. Документы поступили в архив в 1925 г.
Большим испытанием для забайкальских казаков стали годы гражданской войны и коллективизации. Упразднялись казачество, казачьи войска, казачьи станицы: как например, по данным Селенгинской аймачной думы от 1 мая 1919 года по приговорам самих казаков были упразднены станицы: в Харьяской станице из 488 дворов – 445, Янгажинской из 361 двора – 308, в Боргойской - все 517 дворов, в Гигетуйской - все 849.
В дальнейшем, Янгажинская станица Оронгойской долины перешла в разряд несуществующих деревень со времен коллективизации.
XII Пандито Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов в судьбе казачества
Недалеко от станицы располагался Янгажинский дацан, с ним связано имя XII Пандито Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлова. По сохранившейся родословной, Даша Доржо Итигэлов родился в 1852 г. в местности Улзын-Добо. В середине шестидесятых годов в течение двадцати с лишним лет он обучался в Анинском дацане (ныне Хоринский район Республики Бурятия). Итигэлов был казачьего сословия и ширээтэ Хойто Ламхай – Аюшин Галдан обязал жителей сел Ойбонт-Тохорюкта, Нурэй и Могой по очереди платить его содержание, кроме того, на них была возложена обязанность выплаты отступных от воинской службы, которая выплачивалась в казну в течение двадцати лет. В 1896 г. Итигэлов вернулся на родину в Янгажинский дацан, в 1903 г. он назначается ширээтэ Янгажинского дацана. В этой должности он ведет активную общественную деятельность.
С началом русско-японской войны прихожане Янгажинского дацана и казаки Янгажинской станицы направляются к местам боевых действий. Итигэлов проводит обряды по защите уходящих на войну земляков. Во время войны в целях совершенствования добродетели для погибших и пострадавших воинов, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана, под руководством ширээтэ Итигэлова строятся Чойра дуган и Дэважин дуган.
В 1905 году под руководством Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова построен Диваажан дуган, в память убиенным в русско-японской войне. Даши-Доржо Итигэлов пожертвовал всё своё состояние: дом, домашних животных, одежду на сумму 15000 рублей, положив этим начало сбору пожертвований среди населения. Собрав деньги, он отправил трёх лам в Долоонор (Внутренняя Монголия), где китайские мастера сделали «Деважангын шутэн» (скульптурный комплекс Западного края Будды Амитабхи), после этого был возведён дуган.
В 1911 году, пройдя непростую процедуру выборов, Д.Д. Итигэлов был избран XII Пандито Хамбо Ламой.
После начала Первой Мировой Войны по инициативе Хамбо Ламы Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», в которое вошли около ста двадцати духовных и светских лиц. Благодаря деятельности этого общества было собрано сто тридцать тысяч рублей, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и организован в прифронтовой полосе лазарет.
В 1914 г. Пандито Хамбо Лама Итигэлов подписал приказ об учреждении 11 коек в Забайкальском госпитале для воинов Кавказского фронта и для Петроградского лазарета. Также были переданы пожертвования на усиление Военно-воздушного флота России.
В 1915 году Пандито Хамбо Лама Итигэлов с Дамби Хэшэктуевым, атаманом Янгажинской станицы, объехал все дацаны, на собранные деньги были приобретены одежда, обувь, продукты, товары повседневной потребности и отправлены к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненых были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсур Хамбо Ламой Иролтуевым.
Комментарии