Я приглашаю вас познакомиться с историей моего родного края, с историей наших народов, проживающих на этой благодатной земле. Жизнь как открытая книга, где каждый листок – жизнь целого поколения, даты, события, люди. И я предлагаю вместе со мной перелистать страницы этой книги, где сокрыта история моего родного края.
Простор земли моей широкой,
Небес высоких синева
Любовью чистой и глубокой
Люблю тебя земля моя.
Степные тропы и дороги,
Где дымкой стелется ковыль,
Хребтов гранитные отроги
Я с детства сердцем полюбил.
Весной в лугах желтеют маки
В степи душистая ая
Струится дымкою в овраги,
Здесь Цолга – родина моя!
У каждого человека есть малая родина: родимый дом, отчий край, к которому еще с колыбели, с материнским молоком впиталась эта любовь. На малой родине, которая по-бурятски называется «тоонто», наши предки издавна разводили очаг, ставили юрту и строили свое простое человеческое счастье.
Родная земля… Земля, которая орошена слезами счастья, радости и горя, впитала в себя страдания многих поколений. Земля, которая и во сне, и наяву, и в мечтах всегда желанна.
Много песен сложено в народе о приволье, красоте и богатстве Тугнуйской степи. Степь получила свое название от реки Тугнуй. Как указывают исследователи, само название реки Тугнуй имеет очень древнее происхождение. Беря начало с южных отрогов хребта Цаган-Дабан, недалеко от старинного улуса Улам – Шэбэр, река Тугнуй неторопливо течет на запад около 120 верст. И набрав силы от притоков Кусота, Хонхоло, Сутай, Галгатай, Зангин, Сухара и многих мелких, бесшумно впадает в Хилок бурливый.
Тугнуйскую степь издавна населяли буряты хоринских родов харгана, кубдут, батанаай, цаган, худай и небольшое количество шарайт, хальбин и гучит.
При поездке делегации хоринских родовых нойонов в 1703 г. в столицу России Москву к царю Петру I с челобитной (прошением), в её составе находилась единственная женщина молодая тугнуйская шаманка Эреэхэн из кубдутского рода, которая умерла на обратном пути домой. В бурятских хрониках её называют Абжаа Удаган. Интересно отметить, что членам этого рода запрещалось посещать её одинокую могилу, вернее то место, где захоронены её ритуальные атрибуты и одежда.
Первоначально делами тугнуйских бурят ведала Хото-горская мирская изба, переименованная в 1794 г. в Контору главного хоринского тайши. А в 1914 году были образованы две волости: Цолгинская и Бурун _Харганатская. Тугнуйские буряты жили зимой в распадках, где теплее, скот больше защищен от ветров и ветошь лучше. А летом откочевывали в степные просторы. Улусы состояли из 10-12 дворов. Наиболее богатые и зажиточные люди стали строить деревянные дома. Основное занятие было скотоводство.
В жизни тугнуйских бурят немалую роль сыграли дацаны. Ещё в середине XVIII века на тугнйском притоке Зангин было основано два деревянных дацана. Позднее их объединили и перенесли на речку Сулхару, а в 1786 году в Галтай. Цолгинский дацан на Тугнуе выстроен в 1831 г. (приложение 1) с разрешения барона Шиллинга фон Канштадта, ученого – физика в области электричества, члена-корреспондента РАН, посланного в Восточную Сибирь Министерством иностранных дел с целью изучения административного устройства ламаистской церкви.
В этих двух дацанах в 1914 году находилось свыше 400 лам и хувараков. Ровно 100 лет просуществовал этот дацан, имел свою типографию (у нас в музее хранятся буддийские книги, напечатанные в Цолгинском дацане). В годы становления Советской власти он был разрушен. Почти столетие стоят в степи две белых стены, все, что осталось от дацана, как укор, как память (приложение 2). Сейчас наши сельчане ведут работу по восстановлению этого дацана на прежнем месте.
У тугнуйских бурят сохранилась память о декабристах. В 1830 г. из Читы везли декабристов через Домну – Еравну - Аннинскую-Онохой-Верхнеудински – Тарбагатай-Мухоршибирь – Харауз во вновь отстроенную тюрьму в Петровском заводе. В своих воспоминаниях декабрист В.И. Штейнгель красочно описывает о ночёвке на реке Тугнуй, встречах с тамошними бурятами. Декабрист Н. Бестужев произвел здесь зарисовки бурятского улуса Барка и русского селения Хара-Шибирь. Недолгое время жили на поселении в Подлопатках братья-декабристы Борисовы.
Богатейшие люди из Цолги, три брата Добдоновы, обучались в русских школах, а их дети в университетах Петербурга и Владивостока. Хорошо владея грамотой по-русски и монгольски они служили во главе управ и волостей. Богатством отличались их усадьбы, загороженные забором на русский образец с воротами, покрашенными зеленой краской. Впереди усадьбы 11 сосен, символизирующих 11 хоринских родов. В верховьях речки Гашей выстроили мельницу, а в 1912 году, загородив Сулхару, протянули трехверстовую канаву для полива покосов, которая действует и в настоящее время.
Революция 1917 г. резко изменила размеренную жизнь населения. В 1929 году началась сплошная коллективизация, образовалась коммуна «Ошон», куда вошли семьи из 10 улусов: Норботон, Бухостан, Нурмай и т.д. Коммуна положила начало нашему селу – селу Цолга.
По словам сторожила нашего села Дамдина Тогошеевича Тогошеева (1907 года рождения), есть 2 предположения, почему оно было названо Цолгой.
Гипотеза 1.
По легенде, когда Чингисхан со своим войском проходил гору, у подножья которого позже основалось село, он остановился на ночлег. Достав таган, по-бурятски «hуулга», он начал готовить еду, готовиться к ночлегу. Чингисхан сказал, чтоб это место назвали «hуулга», но так как эти земли заселяли монголы, не умевшие выговаривать букву «h», село стало называться «Суулга». Отсюда и произошло название села.
Гипотеза 2.
В далекие суровые времена люди предполагали, что под этой землёй вечная мерзлота. Единственным источником питья, воды была протекающая близь села речка Сулхара. Так как цолгинцы воду набирали в речке, на ней образовалось множество прорубей, которые назывались «соолго». Отсюда село и получило такое название.
В долину Тугнуя постепенно поникает народное образование. В переписках Верхнеудинского училищного совета сообщается о начале работы Цолгинского бурятского приходского училища в 1859 году, второго в Хоринском ведомстве. Первым преподавателем училища был ученый-просветитель, автор первого бурятского букваря для детей и русско-бурятского словаря, ширетуй (настоятель) Цолгинского дацана Ринчен Номтоев, который получил право преподавания, сдав экзамены в Верхнеудинском уездном училище.
Столь знаменательное событие произошло ровно 150 лет тому назад, и эта первая светская двухклассная приходская школа была единственной на всю огромную территорию, простирающуюся по обширным долинам рек Тугнуя и Хилка, которая за прошедшее время стала полной средне-образовательной школой.
В этом году наша школа отмечает 150-летний юбилей.
«… В жизни каждого человека бывают встречи и события, ярко и зримо высвечивающие его связи с родной землей. Первые шаги в сознательной жизни человека становятся его судьбой. Таким судьбоносным событием в моей жизни стало поступление на учебу в первый класс Цолгинской начальной школы в 1931 году, которая в последующие годы моей жизни стала для меня счастливым трамплином в большую академическую науку. И не только для меня…», так вспоминает доктор филологических наук У.Ж. Дондуков.
Открытая по инициативе Ринчена Номтоева, материально была поддержана местным главой Батанай – Харганатского хошуна Цыдендамбы Дугданова.
Первый букварь старобурятского письменного языка и русского языка для бурятских школ был издан в 1860 году. Букварь был издан в Цолгинском дацане, где печатались не только книги клерикально-буддийского содержания, но и светского характера.
Кроме того, Цолгинский дацан славился еще и тем, что в нем впервые было начато изваяние различных буддийских божеств из латуни и бронзы. В этом была немалая заслуга цолгинских лам, искусных ваятелей скульптурных изображений бурханов, которые до сих пор сохранились во многих семьях цолгинских бурят.
Важным событием в истории Цолгинской светской приходской школы явилась работа в ней в качестве учителя Ринчена Номтоева. Причиной отречения от духовного сана и отказа от строгого выполнения ламаистских обетов Ринчена Номтоева послужило то, что он, вопреки строгим законам этических норм буддийского священнослужителя, женился на молодой красавице Дулме, родом из улуса Бильчир.
В 1920 году в Цолге открылась первая советская школа – первая учительница Балдама Шойдокова (приложение 3). В 1933 году в Цолге открылась амбулатория: заведующий – грузин Нодия В.Ф. Много было изменений, менялись названия колхозов, делилась территория, менялись председатели. Пока в 1959 году 11 декабря не образовался совхоз «Цолгинский» председателем, которого стал Л.Ц. Цыренов. Добрым словом вспоминают его односельчане, много сделал для развития села: построена средняя школа (приложение 4), больница, Дом культуры, совхоз превратился в высокоразвитое хозяйство, за что в 1967 году был награжден Почетным знаменем ЦК КПСС, Лыгден Цыренович был делегатом 27 съезда КПСС.
Эта страница нашей книги особая – посвящена Великой Отечественной войне.
145 цолгинских сыновей ушло на фронт, 73 из них не вернулись, Мы свято чтим их память. Восстанавливаем имена погибших, места их захоронения.
Раскидала фронтовая судьба земляков по разным фронтам. Прорывал блокаду Ленинграда Леонов Мартемьян Никифорович, грудью защитил Москву – Дашиев Дагба Дашиевич, Воробьев Василий Игнатьевич дошел до Эльбы, на своей полуторке Овчинников Селиверст Никифорович подвозил снаряды в кипящем Сталинграде, Дондуков Улзы-Жаргал Шойбонович на боевом коне въехал в Берлин. Еще 5 цолгинцев оставили свои автографы на стенах рейхстага. В музее мы бережно храним все, что связано с Великой Отечественной войной: документы, награды не только участников войны, но и тружеников тыла.
Следующие странички нашей книги еще не дописаны. Они посвящены нашим дням. С любовью мы собираем материал о своей школе, которой в этом году исполняется 150 лет. Меняются ученики, учителя, меняется и сама школа. Теперь её можно увидеть издалека, по блещущей на солнце крыше (приложение 5).
Таким образом, из проведенной выше исследовательской работы можно сделать вывод, что каждому из нас важно знать историю своего края, села, имена людей, которые внесли свой вклад в сохранение, развитие культуры родного края, ибо человек, не знающий историю своего Отечества, свою родословную, своих предков не может считать себя сыном или дочерью своей земли.
Комментарии