Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

ТОПОНИМИКА И ЛЕГЕНДЫ ЗАГУСТАЯ

10 февраля 2012

АРБУЗОВО – с момента организации почты (ула) в 1240 году третий сын Чингисхана Угэдэйхан по всей стране установил почтовые ямы (ула), для предоставления лошадей, жилья и обслуживания посланцев высших органов от хана. Каждый посланец имел при себе пальцы сэсэ (золотые, серебряные, медные), по этим рангам обслуживали служивых людей. После развала империи Чингисхана почты (ямы) сохранились при Российском государстве. Местность Уртон-Булак (ямный ключ) находится в Урто (постоялый ямный двор) и до установления почты в 20-х годах прошлого века на этом Урто обслуживала семья Арбузовых – 4 поколения, отсюда и название – Арбузово.

ТОХОЙ – от бурятского слова изгиб руки, (тохолог – локоть), река Убукун, текущая на юг, резко поворачивает налево, образует крутой поворот.

 

Речка в верхнем течении поворачиваясь на восток почти под прямым углом, в очертании имела вид согнутого локтя, а локоть по –бурятски –тохой. На месте этого поворота расположен улус Тохой.

 

УБУКУН (убухэн) – от слова бух, бухэн, темный, непробиваемая глушь, берущий начало в глухой (темной) тайге. Река Убукун берет начало в отрогах Хамар-Дабана, между двух гольцов, издали похожих на горбы верблюда, по-бурятски бухэн.

 

Поэтому речка получила название Бухэн, искаженно Убукун. Есть другие толкования: название Убукун производят от слова Убугун (старик), бухэ (борец, силач).

 

ХАМАР –ДАБАН – (Хамар – Дабан), ореховый дава (хребет) – (hамартэ дава) –ореховый хребет, при неправильной транскрипции получился – хамартэ (носовой)  хребет. Из орехового получился носовой хребет.

 

ЗАГУСТАЙ – рыбный- загастай, рыбная речка, речка с рыбой; легенда гласит: название дал старший сын Чингисхана – Джучи, когда он шел завоевывать Забайкалье и Прибайкалье.

 

НУДЭЛЬШЭ -  место переселенцев

По 1-ой версии в конце 18 века неверные (восстание, стачки) из Западной России (Волынь) были переселены в эти места.

2-ая версия – в начале 20 века царское правительство из центральных областей (Московской и Санкт-Петербургской) выслали группу революционеров с семьями, среди них были большевики, эсеры, меньшевики и др.

 

 Пришельцы в 1921 году организовали коммуну им.Ленина, одним из организаторов был Козлов Алексей Сафронович.

 

Члены коммуны: семьи Злыгостевых, Шаповых, Черепановых, Буерачных, Карповых, Кравцовых, Бердняковых, Севергиных, Корякиных, Кокориных.

 

Часть переселенцев жили в Верхнем Убукуне (ниже Ардасана на окраине лесной опушки): семьи Батышевых, Чурских, Григорьевых, Селецких, Ваньчуковых, Шергиных, Бухольцевых, Костылевых, Игумновых, Соколовых, Аносовых, Герасимовых, Ефимовых, Токаренко, Орловых и др.

 

(со слов и воспоминания уроженцев здешних мест Козлова Геннадия Степановича, участника ВОВ, живет в г.Гусиноозерске  и Мезенина).

 

Переселенцы в Нудэльшэ провели оросительный канал, выращивали овощи, имели сенокосные угодья в районе Круглого и Черного озер, часть пахотных земель в Степи. 

 

АГСУРГА – аг – камень, глыба (монг.); cуу – вода, вытекающая из под камня (монг.); со времен развития буддизма в Бурятии (с 1670 и последующие годы) в этой местности буддийский священнослужитель (лама) уединился в глухой тайге для медитации возле источника.

 

В народной молве, дошедшей до нас из глубокой старины, рассказывается о том, что целебные свойства воды обнаружил охотник, который охотился в тех местах.

 

Он подранил косулю и упустил. Через некоторое время он вновь в этих местах вспугнул косулю, которая слегка прихрамывая, убежала. Охотникам категорически запрещалось добивать раненых зверей. Он пошел на то место, откуда она убежала, и обнаружил там лежбище  со следами крови с волосами животных, которое находилось в грязи.

 

Охотник понял, что звери приходят сюда лечиться, и что эта вода лечебная.

 

ТУЖА - окраина лесного массива. Редколесье.

 

БУЛАК – ключ (бур.), вытекающий из - под горы Баин -Улаа (Баин Улан) – богатый хребет, гора – было местом поклонения со времен до буддизма местных жителей (жертвоприношения)

 

БУЛАН – угол, краюшка, река Загустай, протекая с севера на юг резко поворачивает вправо, образуя угол в сторону оз.Гусиное.

 

ЗУН – ТОХОЙ – жители левой стороны реки

БАРУН – ТОХОЙ – жители правой стороны реки

 

АРШАН – ХУШУ – (хушу –угловая впадина, из под носа) вытекает: в предгорье левобережной реки Селенги с северной стороны протекает (протекал) ключ.

 

Местные жители за чистоту и прозрачность воды назвали его Аршаном - целительной водой. По легенде жил очень богатый человек, который сильно болел.

 

Ему не могли помочь знахари, он был неверующий, но обратился к ламе, который рекомендовал ему пить эту воду,  до еды  подогретую несколько раз в день. Этот человек излечился. Сейчас этого ключа нет, вода ушла в песок, вытекает возле Арбузово.

 

ТАШАГАЙ НЮРУ – наклоны, нагорье

 

ЗУН ТАШАГАЙ левый наклон

 

БАРУН ТАШАГАЙ – правый наклон, как продолжение нагорья Загустайского обоо

 

ЗАГУСТАЙСКИЙ ОБОО (Ехэ обоо) поклонялись жители Загустая, Тохоя, Жаргаланты. Загустайские казаки перед походом на войну с Японией в 1904 году сложили специальный молебен на этом обоо.

 

ШИХЭРТЭ ДОБО – горочка, местность поклонения духам, до образования колхозов стоял субурган (есть остатки до сих пор), проезжающие ( пахать или убирать) механизаторы и сейчас подносят свои дары (спичку, конфетку, копейку)

 

ШАРГОЙ УНДЭР-(Шаргай Ундэр) – высокий, высь; хозяин горы; с развитием буддизма был назван именем Даша Балбар (Даша – счастье, Балбар –сияние, сияющий) – сияющее счастье – хребет, к которому ежегодно совершается молебен в одно и то же время, в один день – первый летний месяц, 22 числа по лунному календарю.

 

БАЯН УЛАН – богатая, красная ( возможно из-за цветения сараны) местность.

 

ХООЛЭ –(холэшка) – место для купания в р.Убукун, река по горло, узкий проход, река сужается в этом месте под ж/д мост.

 

ТАМЧА – бурятское название, Танчу – тибетское слово

 

Автор: Карпова Намсалма Гомбоевна – учитель физики и ИВТ., с.Загустай, Кижингинского  р-на

 

Автор: Moderator
Просмотров: 5578

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -