Градообразующим предприятием Ильки когда -то был Илькинский авторемонтный завод. Распоряжением Совета Министров Бурят-Монгольской АССР от 23 ноября 1951 года и приказом министра лесной промышленности СССР от 22 февраля 1952 года было принято решение о строительстве рядом со шпалозаводом Эрийского ЛПХ и его железнодорожным тупиком Улан-Удэнских ЦРММ для производства капитального ремонта автомобилей, передвижных электростанций, электропил, электромоторов. В 1952 году начали расти стены будущего Илькинского авторемонтного завода.
Вот что говорит один из первых его строителей Иван Хамхалович Степанов: «Задача была поставлена конкретно и ясно - во второй половине 1953 года сдать в эксплуатацию первую очередь ремонтных мастерских и приступить к ремонту техники. До 18 июня 1952 года коллектив строителей, кроме меня состоял из трёх человек. Это Остапенко, Крауялис и Спиридонов, который до пенсии работал в столярной мастерской завода. С каждым днём бригада пополнялась. Принимали всех, кто хоть немного имел понятие в плотницком деле, да крепко держал топор. Так вскоре нас набралось 22 человека».
За год с небольшим были построены намеченные объекты: главный корпус щитовой конструкции, кузнечно-сварочный цех, гараж на 2 автомашины, столярка, пожарное депо, котельная, электростанция, материально-технический склад, склад ГСМ, контора с проходной. Всё в деревянном исполнении.
Строители с поставленной задачей справились успешно. И уже в октябре 1953 года из ворот главного корпуса ЦРММ вышла первая, капитально отремонтированная машина марки ЗИС-21 с газогенераторной установкой.На «пятачке» главного корпуса площадью в 1370 квадратных метров размещались цеха: автосборочный, моторный, механический, электроцех, инструментальная кладовая. Мощность ЦРММ намечалась в 390 условных единиц капитальных ремонтов в год.
С 1953 по 1959 годы Илькинские мастерские вели ремонт автомобилей ЗИС-5, ЗИС-21, ЗИС-50, ЗИЛ-151; автопогрузчиков марки 4000, 4000М, 40003 и 4045; автомобильных двигателей - ЗИС-5, ЗИЛ-120, ГАЗ-МК, ГАЗ-51. А также: передвижных электростанций ПЭС-12-200, электропил К-5 и К-6, электросучкорезок, генераторов, автоэлектрокранов. На базе ЗИС-5 изготовлялся автофургон Т-82 для перевозки рабочих.
С 1 января 1959 года Постановлением Бурятского Совнархоза Илькинские ЦРММ были переименованы в Илькинский авторемонтный завод. С 1959 по 1972 годы на заводе построен главный новый корпус, разборо-моечный, инструментальный, кузнечнопрессовой цеха, корпус сварных металлоконструкций, котельная, компрессорная, электроподстанция, ацетиленовая станция, материальные склады, прирельсовая погрузочно-разгрузочная площадка с краном ККУ-7,5 и другое.
В результате проведённого строительства и реконструкции мощность завода в 1972 году по сравнению с 1954 годом увеличилась в 9 раз. В соответствии с ростом мощности в 19,6 раза возрос объём выпуска товарной продукции.
Комментарии