Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Илька- твоей истории строки

7 февраля 2012
Илька- твоей истории строки

История места расположения  Илька исходит из далекой древности. На протяжении веков по берегам реки Илька кочевало бурят-монгольское племя худан из племени хори. Первое упоминание о них относится к 17 веку. Илька в переводе с бурятского языка – пески. Да это и понятно, земли здесь в большей степени песчаные. Буряты – скотоводы обживали эти места отдельными заимками. Освоение берегов Ильки особенно быстро пошло с появлением русскоязычных поселений.

 

Крестьяне сел Мухор-Тала, Ташелан, Новая Брянь начали поиски и распашку земли, вступили в контакты с бурятским населением. Активное проникновение в сторону Ильки началось в 19 веке. Связано это было с ростом населения и увеличением поголовья скота.

 

Начиная с 1904 года, жители Ильки становятся свидетелями, а затем и участниками больших событий. В 1905 году в Ильку были сосланы участники февральской революции. В Ильку прибыли 9 человек: Дмитрий Васильевич Кочнев, Михаил Богачев, Василий Екутов, Гавриил Пальченко, Василий Иванов, Тимофей Алексеевич Першин, Иван Егорович Комков, Алексей Головунин. Отбывая ссылку, часть из них завели семьи и пополнили поселение Ильки. Земля в то время наделялась по количеству душ мужского пола.

 

Большие семейские семьи стали испытывать нехватку продовольствия из-за малоземелья, поэтому и началось освоение лесных площадей вдали от Новой Бряни. Площади освобождались от леса, земли окультуривались, вспахивались. Титаническими усилиями люди очищали горельник и пахали земли в Эрии, привлекли земли и в Кундулюне. Сложно было с покосами. Приходилось договариваться с местными бурятами о покосах с «половины». Семейские семьи отдавали половину сена бурятам.

 

Впрочем, эта практика существовала и при колхозах - косьба с процентов. Прослышав о строительстве железной дороги,  в Ильку на заработки пошли и крестьяне - бедняки из близких деревень. Это дало мощный импульс освоению здешних мест. На строительство железной магистрали хлынула масса бедного люда, мечтающего на новом  месте устроить свою жизнь. Ехали не только из соседних деревень, ехали со всей России. Через несколько лет здесь образовался полустанок с двумя  - тремя десятками домишек. Строили дорогу, ну и одновременно -  жилища. А дорога шла дальше на Восток, оставляя населенные пункты до самого Тихого океана.

 

«Золотой жилой» стало для сметливых, предприимчивых крестьян Новой Бряни строительство железной дороги. Без тягловой силы строительство было бы невозможным. Начальство обратилось к крестьянам, и те откликнулись. Наиболее инициативные стали подрядчиками. Вербовались крестьяне с лошадьми. Оплата доходила до трех рублей. В то время это были большие деньги. Старообрядцам приходилось вступать в контакт с православными, отступая от прежних запретов и обычаев.

 

Работающим на железной дороге негласно было разрешено, даже в великий пост, есть мясо, так как работа была не из легких. Значительного состояния добились подрядчики: Е.Е. Заиграев, А.А. Афанасьев, Е. Заиграев. Они и привлекли к деловым контактам односельчан. Новобрянцы стали строить  дома в Ильке. Большую работу по строительству станции кроме Евстигнея  Заиграева проделал десятник А.С. Шурыгин.

 

Из средней полосы России приехали  Бушмелевы, Рябцевы, Кучумовы, Поляковы, Чикаши, Лаптевы, Овчинниковы, Нагорные, Хомутовы, Худорожко, Балаганские, Мурзины и др. Их потомки и сейчас живут в Ильке. Дежурным по станции был Рябцев, мастером - Чикаш. Нагорнов и Данилов имели свои лавки, Ананьины занимались торговлей скота и лошадей из Монголии через Кяхту. Имея значительный доход, они поставили большие дома в Ильке. Славились Ананьевы лошадьми – рысаками. Был в Ильке и свой полицейский -  Хомутов. Под горой, известной в Ильке как Пьяная, появилась цепочка домов по улице  Подгорной. В народе до сих пор она зовётся «Хутор».

 

Леспромхоз

 

В начале 30-х годов  вдоль железной дороги стали организовываться леспромхозы. Открылся леспромхоз и в Ильке под названием Улан-Удэнский. Первым директором был орденоносец  - Александр Степанович Воеводов. В 1932 году были открыты лесоучастки Улентуй, Дарданкул, Тибигуты, а в 1937 году - Эрия. С той поры леспромхоз стал называться Эрийским. В это время шло большое индивидуальное строительство. Разрослась улица Большая, переименованная впоследствии  в Железнодорожную. Появились улицы, названные в духе того времени Стахановская, Трактовая, Школьная, Профсоюзная. Леспромхоз строил двухквартирные дома, некоторые из них стоят и до сих пор. 

 

На строительство лес вывозился по лежнёвкам конной тягой. С водой было напряжение - близко находились грунтовые воды. Вода была жёсткой, без настоя золы бельё не простираешь. Воду носили через железнодорожные пути с водокачки. По улице Советской стояли ИТР-овские дома, и у дома директора выкопали очень глубокий колодец. Вода там оказалась очень вкусной. Прозвали тот колодец - Воеводовским. Так его и зовут старожилы до сих пор.

 

Леспромхозом руководил Иван Феликсович Закревский. Пока строились,  техники никакой не было, лес пилили вручную. Орудиями труда были топоры, пилы да лопаты. Стали появляться первые газогенераторные  автомашины «газгены». Они заменили лошадей. В это же время ближе к железной дороге строятся нижний склад, шпалозавод. Шпалы были нужны для прокладки железнодорожных ответвлений и тупиков к предприятию. Вывозка леса увеличивалась.  Стало расти население Ильки.

 

Памятен и директор ЛПХ, сменивший Закревского И.Ф. В Ильку приехал ещё один орденоносец - Белинский С.А., с именным револьвером от командования  армии. Немного из биографии Степана Антоновича. Родился он в 1903 году в Горхоне. Его сестра Анна Антоновна Суняшкина-Белинская родилась в 1900 году. С.А. Белинского знали как в районе, так и в республике, как командира партизанского отряда в Забайкалье. С 1935 по 1937 годы он был председателем колхоза в Мухор-Тале. Позже С.А. Белинского отправили помогать в открытии Хандагатайского  механизированного лесопункта на базе узкоколейки. Ответственный, талантливый руководитель С.А. Белинский был занесён в Книгу Почёта Бурят-Монголии. Предки А.С. Белинского  когда-то были тоже высланы в Сибирь из средней полосы Российской губернии.

 

Было открыто пять участков  Эрийского ЛПХ: Дарданкул, Улентуй, Тибигуты, Кундулюн и Эрия. Леспромхоз становился одним из передовых в республике. Ещё один из запомнившихся директоров ЛПХ - Афанасьев Сергей Мефодьевич. Строятся объекты соцкультбыта. Начато строительство нового двухэтажного деревянного здания клуба, где наверху была библиотека. На открытие клуба свободных мест не было. Были приглашены артисты театра оперы и балета. Лхасарана Линховоина и соло из балета Ларисы Сахьяновой. Бурятия поистине песенная республика.

 

1957 год. Уже закрыт лесоучасток Тибигуты.  Рабочие отправлены по другим оставшимся участкам. Бывший начальник отдела кадров  Ц.Д. Дондуков был отправлен на учёбу директоров предприятий. На время повышения квалификации за него оставалась главный инженер Шатилова Евгения Ивановна. Эта волевая женщина в руководстве не уступала мужчине. Участки работали слаженно и почти всегда получали всесоюзные премии. Начальники менялись, а вот мастерский состав до закрытия ЛПХ работали без замены. Начальники участков: Клевцов Ф.В., Тимченко И.А., технорук Щербаков, механик И. Шевелёв,  мастер на тракторной трелёвке Александр Трищенко.

 

Пока Дондуков  учился, послали нам нового директора по фамилии Смирнов. Окончив учёбу, Дондуков Ц.Д.  вернулся в свой родной ЛПХ. В то время  готовили лес в урочище Ехи-Горхон. После  Великой Отечественной войны, население Сибири и Забайкалья выросло  за счёт ссыльных узбеков, туркменов, татар, молдаван, грузинов, литовцев и украинцев. Так в Эрии преобладали литовцы. Мастеру Надежде Петровне Никуловой-Матвеевой запомнились трактористы - Альберт Арамовичус, Марцинкевичус, Галкин; вальщики леса - Альгис Арамовичус, Баублис Стасис, С. Барташус, Масленников, Лукин, Валеевы, Степан Григорьев; сучкорубы - Баублите, Галкин, Маркевичуте, Николай Васильев; сторож - Маркевичус. Завхозом был Анвар Шамаев, пекарями Посметюк и два его сына.

 

Работали, считай, на весь леспромхоз, выпекали круглый подовой хлеб, вкусней которого не было. Позже на пекарне работал Степан Клыков. Если в Эрии работали в основном сосланные в 1946 году, то в Кундулюне трудилось больше русских: Иван Добрынин, Илья и Николай Ковалёвы, братья Борис и Степан Сокоревы, Марков, Михаил и Григорий Терентьевы, Василий Постоялко, Гузаковы, Николай Степанов, большая семья Егора Овсянникова растила 11 детей, два брата Болоневых, Кузьмин. Конюхом работал Аносов, мастером - Иван Михайлович Асташов, позже завхоз ЛПХ.

 

Кадры ЛПХ были подобраны. Начальником отдела кадров был Н.Д. Дабаин, бывший 3-й  секретарь РК КПСС Дульдургинского района Читинской области, инспектором ОК - Ирина Наволоцкая. Планово-экономическим отделом руководил бывший директор школы Н.М. Пацкевич, после него - В.Г. Иржавская, плановиком  была Абубакирова. Производство возглавлял И.В. Фрыгин. Инженером-лесоводом работал  Алексей Николаевич Бушмелев. Инженером по технике безопасности - П.Н. Бойчевская, после неё - Г.А. Зубакина. И.В. Фрыгина заменил В.А. Евсюков. Отдел главного механика возглавлял  Г.В. Бойчевский. Парторгом - Петров, главным бухгалтером - М.Г. Бугуславский, после него - Г.С. Пшеничникова. Бухгалтерами работали В.И. Фролович, Н.И. Инхеев, статистом - Е.С. Кубышкина-Мороз.

 

Нижний склад возглавлял кумир футбола - Лев Шурыгин, точнее Леонид Антонович Шурыгин, позже - П.В. Афанасьев и Г.Ф. Вставский.  Главным бухгалтером был Д.С. Муркин, бухгалтерами работали  Г.Н. Перевалова, В.Ф. Баранова, Н.М. Асташова. Мастерами работали: по раскряжёвке  - Е.И. Ёлкина-Афанасьева, на погрузке - Г.Х. Шурыгин, Л. Иржевский. Шпалозавод - А.И. Тютрин, второй мастер Г.А. Зубакина вела смену шпалозавода и тарного цеха. Помогали в работе цехов бригадиры Н. Асташова и А. Иванов. Тарный цех вели  два бригадира..

 

Автогараж в разное время возглавляли: Владимир Шатилов, М.М. Ситников, Г.Д. Жерлов, Г. Худорожко. Вулканизаторщиками работали К.Ф. Александров, электриками - Н.К. Шитин, братья Заиграевы. Крановщиками - Г. Галкин, Сурвило, Е. Казаргиз. Кузнецами - П.А. Зубакин, Н.Ф. Афанасьев, Н. Васильчук, В. Безденежных.   Дорожным   мастером работал  Я.Ф. Афанасьев. Ранее, когда лес вывозили  на «газгенах», он работал мастером по заготовке чурочек. Последним дорожным мастером работала Л. Майдобура-Шитина. Бульдозеристом - В.Д. Жерлов.

 

Вывозка леса производилась в три смены. Водительский состав был профессиональным.  Они начинали с ЗИС-21 (Жариков П.А.), ЗИС-5, ЗИС-150 и ЗИЛ-151..  А. Котельников, Е.Е. Кашин, Д.И. Неупокоев, Д. Дронов, И.Кривошеев, Ф.Д. Никонов, А.М. Ельчин, В.З. Шитин, П. Стрежнев, Р.П. Мороз, В. Степаненко, В. Иванов, В. Авдеев, Л. А. Иванов, братья Самойловы, Кушнаревы, В. Эрдынеев, Марк Фролов, Н. Фролович, П.И. Шаторный, В. Худорожко, П.Д. Савватеев. Из грузчиков запомнились Б. Ораздурдыев и А.Л. Будников.

Просмотров: 8139

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -