С древнейших времен буряты в первый летний месяц, в прекрасную теплую пору, когда расцветает степь, когда молочная река льется в изобилии, под синью вечного неба на благодатной земле – матери устраивали поклонения обоо и бурхану, участвовали в дацанских цамах и праздниках.
Мужчины одевали собольи шапки, синие шелковые терлики – халаты, подпоясывались красными гарусными поясами, женщины также одевали все самое лучшее – парчовые уужи (жилеты), серебряные украшения.
В 20-30 гг. прошлого века в Янгажинском дацане в средний летний месяц устраивался хурал с цамами, имеющие целью скорое пришествие будущего Будды - Майтрейи, а после официальных торжеств проходил праздник. Во время поклонения обоо на священной горе воскуривали благовоние санзай, приносили дары, возливая и возлагая на огонь, пенистого айрака, лучших кусков мяса, готовили из муки шамар. Затем выставляли в специальном месте далга, белый и черный сэржэм (молоко и водку), возжигали зула (лампада), благовонные палочки и санзай, развешивали лоскутки из разноцветной ткани, хии мори, совершали тройное гороо (обход) обоо, молились о благополучии семьи и детей.
Ламы читали молебны, обращаясь к хозяевам священных гор, читали молебны, посвященные 1-2 сахюусанам (хранителям религии). По окончании молений снимали далга (подношения) и приговаривали магические слова: «Счастья и благополучие, прибыли! Снизошли благоденствие и покой! Все желаемое нами свершилось благим образом! Аа – хууры – ы! Аа- хууры – ы!»
Поклоняющиеся обоо получали благословление у лам и адис, бросали частично далга в сан, этим самым они совершали подношение священным горам. После совершения ритуала спускались на поляну, где устраивали празднества с тремя игрищами мужчин.
К югу от Кяхтинского тракта в 40-50 км. от г.Улан-Удэ рсаположено Олоной – обоо. Такое имя это обоо получило от хамбо ламы Итыгилова. С тех пор ему поклоняются прихожане Янгажинского дацана. Здесь устраивались соревнования по борьбе, стрелбе из лука, конным скачкам жителей 2-3 долин. Победившему скакуну пели соло – магтал.
В Оронгое к северу от Саган нуура (Белого озера) находится Баялаан ( богатый ).
Дав обоо такое имя, Хамбо- лама Итыгилов дал клятву: «Поглядывая за южными жителями, буду полезен нойонам и сайитам. В наше время совершаем поклонения обоо, пригласив из Иволгинского дацана 3-4 лам».
Жители Оронгоя, Гильбиры, Иволги и Харганы на Олоной обоо установили субурган в сентябре 1994г., освятили его. Это Жанчуб Шодон (субурган), символизирующий милосердие Бурхан багши, с тех пор жители четырех сел собираясь во множестве, поклоняются обоо и устраивают празднества. И да будет так в будущем!
Летом 1995г. заложены священные сосуды- бумбэ в Оронгойские обоо – Баялаан, Боошхото, Талын, Тапхарай. На обоо Наран- уула возведен Жанчуб Шодон в июле 1993г. В местности Культура построен дуган длиной в 3 метра, шириной 2 метра, в 1996г. Еши Лодой Римпоче со своим учеником совершил обряд освящения.
В прошлом Хамбо лама Итыгилов заложил в четырех сторонах Оронгоя бумбэ – священные сосуды, которые каждый год освящаются.
Комментарии