Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Этногенез Оронгойских бурят

7 февраля 2012

В решении вопроса об этногенезе Оронгойских бурят одно из главных мест занимает археологический материал. Археологические исследования Оронгойской долины проводили ученые: А.П.Окладников, Е.К.Хамзина, А.В.Тиваненко, Л.В.Лбов. Значительный вклад в изучении археологических и этнографических памятников внес наш земляк, краевед Галдан Ленхобоев, которому удалось записать целый цикл преданий с уст оронгойских старожилов. 

Г.Л.Ленхобоев отмечал, что места археологических памятников, будь это наскальные рисунки, керексуры, или старомонгольская надпись оронгойские старики держали в большой тайне. Они были убеждены, что за разглашение табу виновного настигнет кара. Эти убеждения сильны и в настоящее время.

В книге А.В.Тиваненко «Древние святилища Восточной  Сибири в эпоху камня и бронзы» показана взаимосвязь археологических памятников с местами шаманского культа – обоо.

 

Первые поселения древних людей появились в Оронгойской долине примерно 2000 лет до н.э.

Начальный этап истории развития шаманизма восходит к первобытнообщинному строю, когда охота, рыболовство и собирательство были основными средствами добывания пищи. Об этом свидетельствуют рисунки в пещере Тапхар, в пещере Айраг, которые являлись временным прибежищем древних кочевников, а также комплекс неолита – стоянка Кибалино.

 

Памятники эпохи бронзы и раннего железа отмечены в Тапхаре, Нарса-толгой.

 Также в Оронгойской долине имеются памятники  10-16 веков н.э. периодов средневековья и поздних кочевников – в местности Янгажинского Тапхара и Баян Улан.

 

В 17 веке роды племен Эхирит (Шоно, Олзон, Хамнай) и Булагат (Готол, Бумал, Харанут) поселились в оронгойской долине, об этом говорит обширный материал этнографии (Домог – родословная, легенды, предания). Наши предки издревле исповедовали  языческую религию – шаманизм.

 

Главное и характерное в этой религии – обоготворение сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и что с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, благополучия и здоровья, отвращение беды. Религиозные обряды проводились в наиболее  примечательных местах: на возвышенном скалистом берегу реки Оронгой, как Наран – Уула, в сосновом чистом лесу или на горе с лесом у места выхода целебных родников, как Ута-Булаг, на зеленой луговой поляне, как Жаргал-обоо.

 

Каждая местность, гора, река, скала, дерево имеет своего эзээна, что означает бог или дух. Эти места у бурят считаются священными, заповедными, где ни в коем случае не полагалось рубить кустарники, деревья, осквернять местность. В оронгойской долине насчитывается 14 обоо.

Также у оронгойских бурят существуют онгоны в двух формах: 

 

В виде изображения старомонгольской надписи

В виде дерева и животных

 

Каждая семья имела свой набор онгонов, которые выполняли свою функцию и назначение, и их полагалось периодически «кормить», «ублажать» с помощью шаманов. С онгонами были связаны разные обряды и запреты, они считались священными предметами, данными богами и становились оберегами в семье. Полагалось дважды в год совершать обряд молебна, отдавая дань уважения земле, на которой выросли и жили наши предки. 

 

Примечание: В 1689 году 500 бурятских семей перекочевали из Предбайкалья в долину Оронгоя для охраны границы по Селенге от Верхнеудинска до Селенгинского острога. Это были буряты шести родов.

Улзы был из рода «Байгал дээрээЬээ буужа ерэпэн готол-буумал» племени Булагат. Он предок Этигэлэ хамбо и моей семьи по мужской линии.

 

Хэнгэлдэ это младший сын Улзы из 4-х его сыновей. У него не было детей, т.к. молодым был унесён старцем на небеса.

 

Этигэлэ хамбо в 1916 году, призвав бурят на тыловые работы, устранил причину для погромов бурят Иркутской области черносотенцами Архангела Михаила.(См. «Э.-Д. Ринчино. Биография «документы»)

Скала с пещерой, где буряты поклонялись Хэнгэлдэ, находится за Селенгой напротив села Ганзурино.

«Модото хадын эзэн Монгол бабай Улзын хубуун Хэнгэлдээ Моринойм жоло бу алдул»-произносили они заклинания.

Автор: Moderator
Просмотров: 3045

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -