Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История села

7 февраля 2012

Иволгинские буряты в составе 500 семей впервые переселились сюда в 1702 году из–за Байкала, из нынешнего Эхирит – Булагатского района Иркутской области и обосновались в 17 различных местах  по долинам рек Иволги, Оронго, Гильбира (второе название Баян – Гол,  Янгажан), а также по Северной долине нынешнего Селенгинского района.

 

Многие буряты – новоселы позднее были определены в казачье сословие, особенно, в нынешнем Селенгинском районе, а у нас в Янгажине и Нижней – Иволге. Например, сегодняшний 18 км (бывший колхоз «Коминтерн») всего несколько десятилетий назад старики называли не иначе как «казачьим поселением» (хасак - селен).

 

Уужамхан  нугаараа  оршоhон

Улаанхан- Удэеэ  тушэhэн

Илдамхан  эжыгэйм  шарайтай

Ивалгын  адагтаа  нютагтайб.

Хамар – Дабаан  хаяатай

Хамаг  зондоо  хэшэгтэй

Халюутын  аршанhаа  сэржэмтэйб

Халюун  буурал  тоонтотойб.

 

Село Нижняя-Иволга расположено в 18 км от города Улан-удэ. В широком створе Иволгинской долины, где р. Иволга вливается в полноводную Селенгу, с давних времен разбрелись кочевья (отог, бууса) нижне – иволгинских бурят – Хэлтэгээ, hужаа, Намаг, Шабарта и другие, которые позднее в 1930 – х годах объединились в более крупные поселения – улусы (Нурселение, Хойто – Бэе, Хубисхал).

 

Это самая благодатная, приустьевая часть долины обрамлена с юга живописными отрогами Ганзуринского кряжа (горы – Отошо, Мандал, Байлан, Тапхар), а северной стороны подступают передовые гряды могучего Хамар – Дабана.

 

Иволгинская долина – как маленькая бусинка в серебряном ожерелье Селенгинской Даурии, несет в себе всю прелесть и красоту Южной Бурятии. Здесь прекрасно представлены ландшафты горной лесостепи, где в степях яркой желтизной выделяются цветущие караганы (Алтаргана). Не менее прекрасна природа самой долины Иволги, где впечатляет разнообразие прирусловые ивовые заросли, могучие вейниковые, кочковатые, осоковые луга.

 

Особую ценность составляют ячменеве - полевые, костровые луга – богатейшие сенокосы таких знакомых каждому нижнеиволгинцу урочищ (Дээдэ Намаг, Хулhанай нуга, Бадков и т.д). Особое значение имели в хозяйстве нижнеиволгинских бурят использование ивняков с островов и отмелей р. Селенги, они служили материалом для плетения изгородей, а также в качестве летних дров.

 

Не менее богат животный мир долины, уникальным являются голубые сороки в горах Отошо, которые обитают кроме этого на Дальнем Востоке (Корея, Япония) и на Пиренеях (Испания, Португалия). В прибрежных тальниках Селенги (урочища Баруун и Зуун нуга), на листьях разных видов ив можно встретить самую изящную и красивую древесную лягушку Азии – квакшу дальневосточную.

 

И, наконец, в распадке урочища Зобоохо, к югу от шаманских гор (Отошо) имеется самая северная в Сибири популяция монгольского тарбагана (сурка). Богатство живых обитателей долины дополняют другие, не менее легендарные ценности – это целебные источники, которые из глубин недр несут свои волшебные воды. Таков наш Халютинский источник – краса и гордость долины.

 

Веками здесь лечились, набирались сил нижнеиволгинцы. Ныне это святое место в отрогах Хамар – Дабана, в верховьях неугомонной горной реки Халюта – стала местом паломничества людей со всех окрестностей. Серебряная вода Халюты многим вернула здоровье. Рассказывают случаи, когда тяжелейшие формы нефрита (заболевание почек) вылечивались за один сезон.

     

Достопримечательностью долины является знаменитые археологические памятники, это олений камень с сопки Тапхар (культура плиточных могил).На 27 км к югу – западу от города Улан – Удэ, напротив села Иволгинска в центре Иволгинской долины на вершине в центре сопки Тапхар растет старый ильм. Это почитаемое бурятами дерево, увешано разноцветными лоскутками ткани.

 

Было восстановлено летом 1997 года Тологойский разрез – древнейшаялетопись человеческой культуры в Забайкалье и Хуннское городище, заложенные более 2000 лет назад на северной границе великой империи. Все эти поразительные находки говорят о том, что долина р. Иволга с глубокой древности почиталась людьми и становилась их родиной.

 

Выдающийся историк в XX в., академик А.П. Окладников был настолько восхищен петроглифами с Тапхарского оленного камня. Ныне это культовая плита находится во дворе музея Иркутского университета. Гора Тологой стала классическим объектом для геологов – четвертишников, археологов, где как на ладони отражена вся богатая история последней геологической эпохи нашего края.

 

И, наконец, городок хуннов на левой надпойменной террасе старицы р. Селенги является туристической меккой долины.   Своеобразен ландшафт озерных впадин и речных террас, где мощные заросли самого крупного в Сибири злака – чия (Дэриса) в сочетании с ярко-зелёными куртинами ириса (Сахилдзы) – составляют яркое впечатление и этим они более напоминают равнины Центральной Азии, Монголии.

 

Быстрорастущие ивовые заросли  легко восстанавливались, никогда они не захламлялись, а с другой  стороны – сохранялись сосняки в предгорьях, не вырубались таёжные леса. Последние обеспечивают основу благополучия долины. В лесах Хамар-Дабана растут сосна, лиственница, кедр, ель, берёза, осина, они богаты ягодными кустами и кустарничками (брусника, черника, смородина, голубика), зарослями лекарственных растений (бадан, жимолость, боярышник, горечавка, подмаренник и др.), пушными зверями и минеральными ресурсами (месторождения серебра, угля, барит-стронцианита). .

 

Достопримечательностями долины являются знаменитые археологические памятники, это оленный камень с горы Тапхар (культура плиточных могил), Тологойский разрез – древнейшая летопись человеческой культуры в Забайкалье и хуннское городище, заложенное более 2 тысяч лет назад на северной границе великой империи.

 

Все эти поразительные находки говорят о том, что долина р. Иволга с глубокой древности почиталась людьми и становилась их родиной.  Выдающийся историк 20 века, академик А.П. Окладников был настолько восхищен петроглифами с Тапхарского оленного камня, что многие свои труды сопровождал иллюстрацией этих рисунков.

 

Ныне это древнейшая культовая плита находится во дворе музея Иркутского университета. Гора Тологой (Мандал) – стала классическим объектом для геологов-чевертичников, археологов, где как на ладони отражена вся богатая история последней геологической эпохи нашего края. Она вошла в сотни справочников, книг и диссертаций ученых.

 

Многие зарубежные исследователи специально приезжают, чтобы увидеть эту своеобразную летопись не только Забайкалья, но и всей Центральной Азии. И, наконец, городок хуннов на левой надпойменной террасе старицы р. Селенга является туристической Меккой долины. Известный историк А.В. Давыдова, много посвятившая изучению этого археологического комплекса, отмечает:

 

«Местность эта удобна для культивирования злаков и выпаса скота. Низкая пойма и покатые склоны сопок и в настоящее время используются под пастбища».

 

После хуннов, через многие сотни и тысячи лет, здесь поселились нижнеиволгинские буряты (поселение – Хэлтэгэй).

  1. Иволгинское городище
  2. Гуннское городище
  3. Общий вид
  4. Гуннское городище завтра 20 августа 1988 года.
  5. Угсаатамнай туухэhээ хуннанууд. 10 сентября 1993 год.
  6. Размышления у Гуннского городища 20 мая 1999 года.
  7. От гуннов наших дней 19 декабря 1996 года.
  8. Деревенька моя, Сужа, ты тоже имеешь свою историю 16 июня 1992 года.
  9. О чем говорят материалы раскопок Иволгинского городища. «Заря коммунизма» 21 ноября 1987 год.

Удивительная связь времен! «А мне кажется, впечатления моего детства, когда берега Селенги было полны яблоневыми и черемуховыми рощами, плавали лебеди и какие – то другие неведомые птицы в озере близ села Нурселение, и как тут не вспомнить маленькую излучину Иволги у подножья покатого террасового останца – горки (Боро - Добо). Возле Боро – Добо проходил мост дружбы Хойто – Бэе, Урда – Бэе. По этому мосту я ходила в школу: расстояние было очень далекое и мы всегда отдыхали Боро – Добо (играли, кушали, занимались). В то время писали ручкой (1 коп), таскали с собой чернила. С обеих сторон Иволги были пастбища, луга. Ныне на его месте возвышаются останки большой фермы, а рядышком субарган «Бадма-Сэсэг». (По воспоминаниям Дашинимаевой Л.П.-библиотекаря с. Нижняя-Иволга). Дата открытия 4 ноября 1998 год.    

 

Землю и Небо соединил в своей судьбе эпический герой бурят Абай Гэсэр -хан и выразил в своем космическом предначертании надежды и чаяния людей о добре и справедливости. Бурятский эпос о Гэсэре передается из уст в уста, из поколения в поколения, от улигершина (сказателя) и улигершину вот уже 1000 лет! В своем язычески первозданном стихотворном потоке он насчитывает до 30 тыс. стихотворных строк.

 

Для спасения людей от бедствий,

Для возрождения жизни народной,

С целью вот какой благородной,

Хан Хурмаса, средний сын

Бухэ Бэлигтэ батор

Спустился на землю лесов и гор,

А назвали его в краю том,

Земном и сером, Абаем Гэсэром.

Таково стало земное имя

Прославившегося подвигами своими.

 

Самым архаичным, уходящим к началу второго тысячелетия текстом «Гэсэра» является вариант выдающегося бурятского сказителя Маншуда Эмегеева (1849 - 1909). Его записи в 1906 г. замечательный ученый – фольклорист Цыбен Жамцарано (1881 - 1937).

 

Фольклорная комедия Ц.Жамцарано огромно, объединив и записав в бурятских улусах памятники устного народного творчества, он совершил научный подвиг, достойный подвига самого Гэсэра. Благодаря ему мир получил бурятскую Гэсэриаду – сокровище народов Центральной Азии, многие эпизоды которой являются отзвуками героических дел бурятского народа.

 

«Бадма Сэсэг» - буддийский памятник, символизирующий связь времен прошлого, настоящего и будущего.

Дата открытия 4 ноября 1998 года.

 

Хонгео дуунайм аялга

Солгеон Доодо- Ивалга

Боди сэдьхэл заянхай

«Бадма – Сэсэг» субарга

 

А. Бадаев.

Автор: Moderator
Просмотров: 3811

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -