Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История сел: Нижняя – Иволга, Хойто Бэе

29 марта 2012

Сарюна Босхолова

 

Уужамхан нугаараа оршоhон

Улаанхан-Удэеэ тушэhэн

Илдамхан эжыгэйм шарайтай

Ивалгын адагтаа нютагтайб.

Хамар Дабаанай хаяатай

Хамаг зондоо хэшэгтэй

Халюутын аршаанhаа сэржэмтэйб

Халюун буурал тоонтотойб.

 

П.У. Дашинимаев

 

В широком створе Иволгинской долины, где р. Иволга вливается в полноводную Селенгу, с давних времен разбрелись кочевья (отог, бууса) Нижнеиволгинских бурят – Хэлтэгээ, hужаа, Намаг, Шабарта и другие, которые позднее в 1930 годах объединились в более крупные поселения-улусы (Нурселение, Хойто Бэе, Урда Бэе, Хубисхал).Село «Хойто - Бэе» в переводе с бурятского означает северная сторона, официальное название поселка «Коминтерн», по названию колхоза «Коминтерн», образованного в 1932-1950 годах в период становления колхозов, объединении артели «Сталина» и коммуны «Хубисхал».


В 1959 году колхоз «Коминтерн» вошел в состав совхоза «Иволгинский», который объединял села Иволгинской долины.

 

В 1961 году создан учхоз Иволгинский, который в 1962 году переименован в ОПХ «Иволгинское».

 

В 1986 году создан совхоз-техникум «Иволгинский».

 

25 апреля 1993 года по Решению схода жителей сел Нижнеиволгинского сельского Совета улус Хойто-Бэе назван селом Хойто-Бэе.

 

В 1994 году был выставлен проект генерального плана дальнейшей застройки села Хойто-Бэе, предлагать и защищать проект приехали главный архитектор республики Б.Б. Бадмацыренов, сотрудник проектного института «Бурятгражданпроект» А.В. Кушнарев, который является автором проекта застройки села Хойто Бэе по заказу района.

 

(Т. Харламова // Жизнь Иволги, 1996.- 28 ноября.- С.2.)

 

Иволгинская долина - это самая благодатная, приустьевая часть долины обрамлена с юга живописными отрогами Ганзуринского кряжа (горы Отошо, Мандал, Байлаан,Тапхар), а с северной стороны подступают передовые гряды могучего Хамар Дабана. Облесенные, таежные отроги Хамар Дабана довольно резко спускаются в долины, в отличие от них пологие предгорья Ганзуринского кряжа с множеством сопок и небольших впадин - хундеев составляют богатство долины. Здесь самые плодородные почвы, они развиваются на лессовых (мельчайших мелкоземистых) отложениях, которые на протяжении последних 2,5 млн. лет проносятся ветрами и накапливаются на наветренных покатостях гряд и дают основу плодородия наших почв (каштановых, серых лесных и т.д.). Весенние ветра в долине - обычное явление, как и во всем Забайкалье являются одновременно и злом и добром, как это часто бывает в природе.

 

Иволгинская долина - как маленькая бусинка в серебряном ожерелье Селенгинской Даурии, несет в себе всю прелесть и красоты Южной Бурятии. Здесь прекрасно представлены ландшафты горной лесостепи, где в степях яркой желтизной выделяются цветущие караганы (алтарганы), белоснежные подушки хамеродоса и розовые пятна арктогерона (эндемики Монголии и Южной Сибири), оригинальные колючие шарики - соцветия мордовника (по бурятски называются –Ламын толгой). В предгорьях ажурными мозаиками вкраплены сосновые боры, светлые березовые леса, а также небольшие ильмовые рощицы. Последние являются далекими родственниками широколиственных лесов, когда у нас пышно расцветали каштаны, дубовые и буковые леса. И до сих пор под их пологом встречаются кусты миндаля, крушины и даже дикого абрикоса. Не менее богаты и красочны сосняки, где весной малиновым покровом одеваются кусты багульника - рододендрона даурского, летом ярко краснеют пятна сибирской розы - шиповника, пиона - марьиного корня, розовых лилий.

 

Не менее прекрасная природа самой долины Иволги, где впечатляют разнообразием прирусловые ивовые заросли. Могучие вейниковые, кочковатые осоковые луга. Особую ценность составляют ячменевые, полевицевые, костровые луга-богатейшие сенокосы с таких, знакомых каждому нижнеиволгинцу урочищ (Дээдэ Намаг, Хулhанай нуга, Бадков и т.д.). Своеобразен ландшафт озерных впадин и речных террас, где мощные заросли самого крупного в Сибири злака – чия (Дэрисэ) в сочетании с ярко зелеными куртинами ириса (Сахилдзы) – составляют яркое впечатление и этим она более всего напоминают равнины Центральной Азии, Монголии.Особое значение имели в хозяйстве нижнеиволгинских бурят использование ивняков с островов и отмелей р. Селенги, они служили материалом для плетения изгородей, а также в качестве летних дров.

 

Быстрорастущие ивовые заросли легко восстанавливались, никогда они не захламлялись, а с другой стороны - сохранялись сосняки в предгорьях, не вырубались таежные леса. Последние обеспечивают основу благополучия долины. В лесах Хамар Дабана растут сосна, лиственница, кедр, ель, береза, осина. Леса богаты ягодными кустами и кустарниками (брусника, черника, смородина, голубика); зарослями лекарственных растений: бадан, жимолость, боярышник, горечавка, подмпренник и др.) и пушными зверями и минеральными ресурсами: (месторождения серебра, угля, барит-стронцианита).

 

Не менее богат животный мир долины, уникальными являются голубые сороки в горах Отошо, которые обитают кроме этого на Дальнем Востоке (Корея, Япония) и на Пиренеях (Испания, Португалия). В прибрежных тальниках Селенги (урочище Баруун и Зуун нуга), на листьях разных видов ив можно встретить самую изящную и красивую древесную лягушку Азии – квакшу дальневосточную. И наконец, в распадке урочища Зовоохо, к югу от Шаманских гор (Отошо) имеется самая северная в Сибири популяция монгольского тарбагана (сурка).

 

Богатство живых обитателей долины дополняют другие, не менее легендарные ценности - это целебные источники, которые из глубин недр несут свои волшебные воды. Таков наш Халютинский источник - краса и гордость долины. Серебряная вода Халюты многим вернула здоровье; рассказывают случаи, когда тяжелейшие формы нефрита (заболевания почек) вылечивались за один сезон.

 

Достопримечательностями долины являются знаменитые археологические памятники, это оленный камень с горы Тапхар (культура плиточных могил), Тологойский разрез - древнейшая летопись человеческой культуры в Забайкалье и хуннское городище, заложенное более 2 тысяч лет назад на северной границе великой империи. Все эти поразительные находки говорят о том, что долина реки Иволги с глубокой древности почиталась людьми и становилась их родиной. Выдающийся историк 20 века, академик А.П. Окладников был настолько восхищен петроглифами с Тапхарского оленного камня, что многие свои труды сопровождал иллюстрацией этих рисунков. Ныне эта древнейшая культовая плита находится во дворе музея Иркутского университета.

 

Гора Тологой (Мандал)- стала классическим объектом для геологов-четвертичников,археологов, где как на ладони отражена вся история последней геологической эпохи нашего края. Она

 

вошла в сотни справочников, книг и диссертаций ученых. Многие зарубежные исследователи специально приезжают, чтобы увидеть эту своеобразную летопись не только Забайкалья, но и всей Центральной Азии. И наконец, городок хуннов на левой надпойменной террасе старицы р. Селенга является туристической Меккой долины. Известный историк А.В. Давыдова, много лет посвятившая изучению этого археологического комплекса, отмечает: «местность эта удобна для культивирования злаков и выпаса скота. Низкая пойма и покатые склоны сопок и в настоящее время используются под пастбища». После хуннов, через многие сотни и тысячи лет, здесь поселились нижнеиволгинские буряты (поселение – Хэлтэгэй бууса). Удивительна связь времен!

 

Гордостью долины является, непревзойденная пока в регионе оригинальная инженерная разработка - Гильбиринско-Халютинский оросительный канал, которому в этом году исполняется 150 лет. Еще в царской России это гидромелиоративная система получила высокую оценку, и авторы были награждены имперской серебряной медалью. По этой системе Халютинская вода доходила до урочища Хэлтэгэй (склоны горы Тологой)-это, по сути кровеносной системой долины, к сожалению ныне она осталась по большей части в воспоминаниях старшего поколения нижнеиволгинцев.

 

Многое изменилось (чаще в худшую сторону) в облике долины, это осушение Мухинского болота, большие рубки на водосборах в бассейне р. Иволга, что значительно уменьшила водный баланс реки (она заметно обмелела). Таким образом, мы невольно коснулись сегодняшних болей долины.

 

( «Нижняя Иволга.(люди,события,факты)»

 

Составитель: Намзалов Бимба-Цырен Батомункуевич, доктор биологических наук.)

 

Природа.

 

Географические координаты: 53 град. 30 с.ш., 107 град. в.д.

 

Наш микрорайон находится на границе Саяно-Байкальской горной страны и Селенгинского среднегорья. Шаманские горы сложены восновным гранитами архейского и протезойского возраста, для северных склонов характерны базальтовые изменения палеозоя, на покатастях гряд – лессовые отложения продуктов ледниковых эпох. Земная кора формировалась в одну из самых древних Байкальских горообразований. По мнению геологов, это уголок: «Древнего

 

племени Азии». Для геологов – четвертичников настоящей ископаемой является гора Толгой ( Алтан-Мандал), открыта академиком А.П. Окладниковым. Раскопки выявили три культурных слоя примерно по 10 метров в них три фаунистических комплекса, средний из которых по обилию костных останков выделен в особый Толгойский комплекс. Возраст находок до 3 млн. лет. Обнаружены останки гипаариона, газеля, носорога, винторогонтериевого слона, тигро-льва и т.д. По маршруту тропы левобережью р. Селенга встречается ансамбли причудиливых скал и пещера в местности «Забоха».

 

Река Селенга течет во впадине Забайкальского типа, показывая в этом месте все богатство и разнообразие могучей и широкой равнинной реки (острова, полуострова,протоки, глубокие плесы. Широкую пойму, террасы, извилистность ит.д.).Характерны лесостепные ландшафты, вейниновых, осоковых, остепненных лугов. В районе «Забоха» встречается самая северная популяция монгольского сурка – тарбагана, в прирусловых ивовых зарослях самая красивая древесная лягушка Азии – дальневосточная квакша, в горах «Отошо» - голубые сороки, встречающиеся на Пиренеях и в Японии, Корее. Неповторима природа глубинной Азии, формирующаяся в условиях резко-континентального климата.

 

С 1702-1707 г.г. по некоторым данным с 1684 года в нашу местность прибыли эхириты и булагаты родов : олзон, шоно, хурамша, харанууд,алагуй, готол, которые расселились дальше по Иволгинской долине р. Оронгой, Гильбира, Янгажино, и северной половине Селенгинского района. Здесь они образовали айлы, или место их заселения называется бууса, своего рода дисперсная форма расселения. Местные бусы: Хэлтэгэй, Нуурай айлнууд (озерные жители), Хойто Добо, Урда Добо (Северная и Южная возвышенности), Шабарта, Намагай (Болотные) айлнууд. Переходили они Байкал в зимнее время, расстилая по гладкому льду, кошмы, матрацы для прохождения скота.

 

1932-1937 г.г. Здесь проходили колонны репрессированных. Больные, измученные люди выпрашивали корку хлеба, чашку чая. Много людей умерло в местности «Бадков» - нынешний аэродром. Мальчик умершей женщины по имени Базар был усыновлен местным жителем Ошором и живет в нашем селе.

 

1935 г. в местности Сужа открылась 8-ая колония Гулага. Привозили осужденных из Прибалтики, Западной Украины, Молдавии. Было создано подсобное многоотраслевое хозяйство сельское МВД Бурятии (БМАССР), умерших хоронили в местности Далам (Мухино)

 

1995 г. На Шаманской горе установлены коновязи Гэсэра, три пятиметровых столба, покрытые традиционной бурятской резьбой. На коническом утолщении медное кольцо, обрамленное светло-желтоватым конским волосом. Выше три валуна с высеченными тремя драгоценностями Монгольской вязью. На вершине горы будет храм Абай Гэсэр хана, который построен и сохраняется на территории этнографического музея. По флангам этого ансамбля на площади в 50 га будут размещены архитектурные сооружения землячеств, национальных обществ. Могучий дух Гэсэра возродит наш народ. Первыми из монгольских народов буряты определили место вечной стоянки Гэсэра, куда он будет возвращаться, как домой из дальних странствий.

 

В долине Иволги, где гряды хребтов, поросшие могучими соснами, перемежаются с «языками» душистой степи, а в низинах – богатыми лугами, более 300 лет назад основали кочевья пришлые с берегов Байкала буряты. По своему происхождению они относились к родам племенного объединения ихиритов и булагатов. По мнению известного этнолога С.П. Балдаева (1960), корни иволгинских бурят составляют ихиритские (олзон,шоно,хурамша,харанууд) и булагатские (алагуй, готол) рода. При этом основу нижнеиволгинских бурят составляют булагаты. Есть легенда о том, как в 1684 году группа кочевников из рода Готол-Буумал из западного побережья Байкала через Култук, далее Селенгу перебралась в Иволгинскую долину, но при переправе через Селенгу предводитель группы потерял унты. И отсюда есть выражение - «Готол, потерявший унты»

 

Кроме родов –Готол и Алагуй, в долине обосновались другие булагатские рода – Булган хара, Тоглог, Сагаан, Утэй, Буумал и др. Видимо при поселении в разных концах долины они образовывали айлы (хутора, в европейском понимании) из 7-9 семей. Например, род «Готол» имели кочевья в местности hужаа.

 

Впоследствии, до организации первых коллективных хозяйств (тозов и артелей), нижнеиволгинские буряты жили смешанными кочевьями из представителей разных родов и их компактные поселения называли «бууса», они бывали летними и зимними. Ниже дадим Выборочный состав родов и семей ряда таких «бууса»- микропоселений.

 

1.«Хэлтэгэй», подножие и пологие склоны горы Мандал.

 

Жамбаловы – Шарбаа, Дугар, Даша

 

Жигжитовы – Цыремпил, Бальжинима,Ринчин (мотео).

 

Данзановы – Цырен-Даша

 

Ринчиновы- Тогоочи

 

2.«hужаа», занимали устьевые части р. Иволги

 

Бадмаевы –Чимит

 

Жамбаловы- Дымбрэн

 

Гомбоевы –Дымбрэн

 

Раднаевы –Очир

 

Аюровы –Доржо

 

3.«Намагаархид», жили ниже местности Туламжа, в районе северо-восточного угла взлетной полосы аэропорта.

 

Балагуновы- Гончик, Даша

 

Дондуковы – Ганжур

 

Тугутовы- Даша,Радна,Улзыта,Цырен-Доржо.

 

Бадмажаповы – Бабасан,Дымбрын.

 

Намзаловы – Бато-Мунко(шобоодой), Цыден-Доржо

 

Муктан Ухеодэй

 

Гомбын Нади.

 

4.«Шабарта», жили у подножия горы Тапхар, близ 23 км. По Кяхтинскому тракту.

 

Эрдынеевы- Цыретор,Цэбик-Данжаа.

 

Насгаевы – Даба-Бимба, Бадраа.

 

Бадмаевы и др.

 

Быт и культура нижнеиволгинских бурят в конце прошлого века мало чем отличались от соседних селенгинских и хоринских бурят. Они жили традиционным хозяйством, исправно несли службу в казачьих станицах, говорят, некоторые даже участвовали в войне с турками в Крыму, позднее - многие отличились на событиях на КВЖД.

 

Мирный труд был связан с традиционным кочевым животноводством. Разводили грубошерстных, курдючных овец, содержали коз, развивали табунное коневодство. Весьма активно вели натуральный товарообмен с соседними селами (Мухино, Каленово, Вахмистрово,Г урульба), часто меняли шерсть и шкуры овец на картофель, муку и т.д. Позднее, в 1930 годах активно внедрялось земледелие, появились первые огороды. Этому способствовали хорошая

 

оросительная система, которая как нити паутины тянулись по предгорьям. Одна из них – знаменитая Шада-канава, которая орошала огороды и усадьбы всей Нижней Иволги. Это система берет свое название от рода Шадаевых, так Шадаев Радна Цыдыпович был известным огородником, а его дочь Аршан Цыдыповна - одна из первых учителей в долине, более 40 лет вела в мир знаний много поколений нижнеиволгинцев.

 

И среди казаков Нижней Иволги были известные люди, яркой и колоритной личностью был атаман Янгажинской станицы Жигжитов Цыремпил. Не менее известной фигурой в долине слыл наш земляк - Гармаев Ринчин (мотео), выбранный зайсаном Селенгинской волости.

 

До появления школы в Нижней Иволге, очаги культуры и грамотности несли буддийские монахи, получившие образование при монастырях. Здесь они получали солидные познания в области философии, филологии, живописи, медицины и т.д.

 

Функции такого университета выполнял Янгажинский дацан, особенно прославившийся своей философской и иконографической школами. Монахи Янгажинского дацана расписывали и оформляли многие буддийские храмы Бурятии. Каждая семья одного из своих сыновей отдавали в дацан, многие из хувараков становились позднее первыми просветителями- учителями светских школ. Таковым был первый учитель Санжиев Дугар Бадмаевич.

 

В начале 20 века оживление экономической и политической жизни и связанный с ним рост национального самосознания бурят послужило толчком для развития школ и распространением грамотности среди бурят. Появление первых школ в Иволге началось в 1917 -1918 годах. Это были трудные времена, не хватало учительских кадров. Во многих местах их просто не было. Нам нижнеиволгинцам повезло в том, что наши земляки Бадма-Цыбик Базаржапович Цыденов (впоследствии известный в Бурятии шахматист, официальный переводчик в Монголии) и Санжиев Дугар Бадмаевич, получившие начальное образование в дацане, стали первыми учителями в Иволге. Величайшая заслуга Д.Б. Санжиева в том, что в 1917-1918 гг. в с. Хойто-Бэе в частном доме Убша Аюши (по тем временам очень крепкого, зажиточного хозяина, впоследствии раскулаченного и репрессированного) открыл первую школу в которой обучались дети из близлежащих поселений. Обучение велось на старомонгольском языке, уже тогда в этой школе были необходимые атрибуты в виде классной доски, ученических парт, мела (Из воспоминаний Бадареевой Бадмы-Дари Гармаевны, 1910 года рождения).

 

Иволгинские буряты в составе 500 семей впервые переселились сюда в 1702 году из-за Байкала, из нынешнего Эхирит-Булагатского района Иркутской области и обосновались в 17 различных местах по долинам рек Иволги, Оронго, Гильбира (второе название Баян-Гол) Янгажан и др., а также по Северной долине нынешнего Селенгинского района.

 

Многие буряты – новоселы позднее были определены в казачье сословие, особенно в нынешнем Селенгинском районе, а у нас в Янгажине и Нижней Иволге. Например, сегодняшний 18 км. (бывший колхоз «Коминтерн») всего несколько десятилетий назад старики называли не иначе как казачьим поселением (хасак-селен)

 

(«Жизнь Иволги», 8 июля 1992 г.)

 

Село Нижняя Иволга – административный центр. Поселок Хойто – Бэе находится в 3-х километрах от с.Нижняяя –Иволга. В старом Коминтерне не было улиц, поэтому дома просто пронумерованы. Раньше здесь существовал колхоз Коминтерн, в 40-50-х годах. Жили здесь родовыми кланами, до сих пор дома стоят рядышком, где проживают брат, сестра, золовка, зять, шурин и их дети. Большинство жителей в то время трудились на молочно-товарной ферме, овцеводческой отаре колхоза «Коминтерн», затем совхоза-техникума «Иволгинский. С приходом новых жителей появились названия улиц: Ранжурова, Звездная, Степная, Новая, Таксимовская. В бамовские времена была создана мехколонна Нижнеангарсктрансстроя, и с ее появлением – контора, магазин, детсад, двухквартирные сборно-щитовые дома по улице Зеленой. Эти строки из 1996 года из газеты «Жизнь Иволги» за 28 ноября Т. Харламовой доводит до нас историю становления нашего села.

 

А вот статья А. Сотникова из районной газеты от 14 мая 1994 года рассказывает: - Без новых «Шанхаев» и с учетом интересов местных жителей должна идти застройка сел Иволгинского района. Земельный вопрос стал лейтмотивом сельского схода жителей сел, расположенных на землях совхоза – техникума «Иволгинский», где представлен проект генерального плана дальнейшей застройки сел Нижняя Иволга, Хойто Бэе, Хубисхал, Сужа. Предлагать и защищать свой проект приехали главный архитектор республики Б.Б. Бадмацыренов, сотрудник института «Бурятгражданпроект» А.В. Кушнарев, кстати последний являлся автором проекта застройки села Хойто Бэе. Горячие споры разгорелись вокруг обсуждения проекта села Хойто Бэе. Здесь на площади 60 гектаров планируется схема застройки – от высокоэтажных домов в центре до низкоэтажных по окраинам. В свое время это село сложилось стихийно и так же стихийно продолжает застраиваться и сейчас.

 

Использованная литература

 

Харламова Н. // Жизнь Иволги, 1996.- 28 ноября.- С.2.

 

«Нижняя Иволга.(люди,события,факты)» Составитель: Намзалов Бимба-Цырен Батомункуевич, доктор биологических наук.)

 

«Жизнь Иволги», 8 июля 1992 г.

Автор: Moderator
Просмотров: 7554

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное


Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -