Жители Зарубино преимущественно придерживаются православных традиций. Тем не менее, в селе и его окрестностях нет объектов христианского культа. Если, конечно, не брать в расчет местное кладбище, которое тоже можно назвать сакральным местом. Ведь кладбище – это место пересечения двух миров, граница, или край земли, заканчивающийся обрывом в пропасть неизвестности. Поэтому именно здесь зарубинцы давно планируют построить часовню, на что пока не удалось собрать денег.
В общем, в окрестностях Зарубино есть только шаманские и буддистские места поклонения.
Главным культовым святилищем каждый житель окрестных сел без сомнения назовет гору Хараты, на вершине которой возвышается обоо. По преданиям, здесь обитают духи, охраняющие местность. Сюда приезжают джидинские буряты для шаманских и буддистских обрядов.
В местности Гуджир, слева от автомобильной дороги "Дырестуй-Зарубино", расположено сакральное место рода Жамбаловых.
А в районе горы Дюрбены, на левом берегу Селенги, практически напротив села Усть-Кяхта, находится культовое место еще одного бурятского рода - Доржиевых.
В районе гор Махай и Бага-Заря находятся каменные плиты с высеченными буддийскими мантрами.
Стоящий на Махае камень светло-коричневого гранита размером приблизительно 150 х 8о см содержит мантру божества Манзушри «Ом мани бадме хум омара базанади».
Ориентировочно в трехстах метрах к северо-востоку от горы Бага-Заря на пригорке вкопан в землю темно-серый камень размером приблизительно 80 х 40 см с высеченной мантрой "Ом мани бадмэ хум".
В местности Били, на скале в трех-четырех метрах от протоки Селенги, белой краской нанесена буддийская мантра «Ом мани бадмэ хум». Вернее, там две надписи. Одна уже выцвела от солнечного света и скоро ее трудно будет читать, поэтому ее обновили поблизости свежей краской.
На каменных глыбах горы Бага-Заря в 1948 году были обнаружены буддийские мантры и изображение медитирующего ламы.
Скорее всего, эти буддийские памятники появились во времена проникновения в Бурятию ламаизма – в XVII–XVIII вв.
К "местам силы" несомненно мы относим и Оргойтон, где более двух тысячелетий назад жили и побеждали наши великие предки - хунны. «Оргойтон» в переводе с бурятского языка означает «увенчанный шаманской короной». И действительно в этой пади в XVIII веке жил шаман. Здесь же он и умер в начале XIX века. Останки шамана еще долгое время наблюдали под одним из деревьев жители уже несуществующего бурятского улуса Били.
Комментарии