Арсалан Жимбеев, ученик 11а кл. Кижингинской сош№1 им.Х.Намсараева
Руководитель: Сэлмэг Цыбикдоржиевна Гуруева, учитель информатики
Везде, где бы ни процветал буддизм, он оставляет свои проявленные следы в виде памятников.
Ступа – это всеобъемлющий символ. Для буддиста Ступа является хранилищем мысли Будды, алтарём для пожертвований Будде.
Эта тема всегда актуальна - тема возрождения духовных ценностей народа. Мы считаем, как бы не изменялась жизнь во все века вопросы религиозного очищения, нравственность будут всегда актуальны.
В столице Непала в городе Катманду находится Великая Ступа Бодханатх.
По инициативе учёных – лам, при поддержке населения кодуно – кижингинской долины в 1915 году началось возведение Ступы Джарун Хашор в России. И именно в нашем районе.
Строительство завершилось в 1919 году и в том же году был проведён обряд освящения ламами пяти дацанов во главе с Ганжирба гэгэном. С тех пор Ступа Джарун Хашор стала символом буддизма в России и является первой и единственной Ступой. Контуры Ступы не повторяли ни одно из существовавших ранее подобных сооружений.
В мае 1937 года по требованию местного райкома ВКП(б) Великая Ступа Джарун Хашор была взорвана и остались одни руины. Так перестала существовать буддийская святыня в Кижинге.
В Кижинге в начале 9О-х годов началось строительство Ступы Джарун Хашор размером ступы Бодханатх. К сожалению, из-за финансовых затруднений строительство оказалось не под силу.
Но движение верующих Кижингинской долины за возрождение святыни буддизма было неудержимым.
Летом 2000 года верующее население нашего района приняло решение восстановить Ступу Джарун Хашор на старом месте. И придерживаясь при этом точно старых размеров.
Вновь были собраны деньги среди верующих Кижингинско-Кодунской долины и все этнической Бурятии, чтобы возродить старую ступу Джарун Хашор.
Легенда о Великой Ступе Джарун Хашор.
В прошлые века господь Авалокитешвара дал обет у ног своего Гуру Будды Амитабхи освободить все живые существа от страдания этого мира. Освободив бесчисленные существа от страданий, он взобрался на вершину дворца Потала. И взглянув на шесть миров, он увидел, что ещё много существ мучаются в нижних мирах подобно мухам на груде отбросов.
Здесь он понял, что невозможно освободить все существа от страданий. Господь заплакал, снял указательным пальцем две слезинки с глаз. И взмолился, чтобы эти две слезинки помогли будущим существам одолеть страдание.
Для исполнения молитвы эти две слезинки были превращены в двух дочерей царя Индры. Дочери были названы богиней Пурной (Завершённой) и Апурной (Незавершённой).
Однажды Апурна украла несколько цветков и в наказание за нарушение закона богов переродилась в мире людей в Непале в районе Магута в семье птичника Ансу и его жены Пурны.
Её назвали птичницей Шамвара. У неё родились четыре сына. Она скопила достаточно денег, чтобы поставить на ноги сыновей.
Некоторое время спустя Шамвара накопила ещё денег и подумала: «Моих сбережений хватило, чтобы поставить на ноги сыновей Теперь я ещё накопила денег и все люди смогут получить пользу, если я построю Великую Ступу, вместилище Ума все Будд, воплощение моего божества. Ей будут поклоняться бесчисленные существа, она будет гробницей неразрушимых останков Татхагат. Прежде всего я должна попросить разрешения Махароаджи».
Он дал ей разрешение построить Ступу.Дал разрешение (Хашор) начать работу (Джарун). Так Великая Ступа стала известной под названием Джарун Хашор, что значит, если дано разрешение на постройку, то можно преодолеть любое препятствие.
Вскоре женщина, четыре её сына и слон начали постройку Великой Ступы. К месту стройки натаскали земли, камня, заложили фундамент и возвели стены до третьего яруса.
Работали четыре года, пока не добрались до горловины Ступы.В то время птичниєа заболела. Перед смертью наказала своим четырём сыновьям завершить постройку Великой Ступы. Они, как и прежде, грузили камни на слона и осла, продолжали работу.
Сыновья закончили Ступу через три года. Всего на постройку ушло семь лет.
Строение ступы
Если сравнить ступу Бодханатх со строением космоса Калачакры, то ее нижняя многоярусная часть вплоть до сферического купола соответствует трем нижним дискам первоэлементов, купол охватывает верхний диск земли, 12 тропинок ветров и гору Меру, а над ним расположена ее вершина и иерархия верхних небесных слоев. Одновременно каждому уровню ступы соответствует один из первоэлементов.
На многих непальских ступах нарисованы глаза на высоте хармики элемента, находящегося между куполом и кольцами зонта. Если представить себе сидящего в медитации Будду, тело которого вписано в размеры ступы, то его глаза будут находиться в точности там, где их рисуют непальцы.)
Первая Ступа Джарун Хашор в Кижинге.
Весной 1915 года началось строительство Ступы в нашем районе. Камень возили с горы Заха Шэбэр, известь гасили на месте. Тогда никаких машин не было. Камень брали ломом и на лошадях возили на место стройки.
Наступил 1916 год. На первую мировую войну забрали молодых мужчин. В том числе оказались наши молодые ламы, организаторы строительства Ступы – Нимын Шойдор, Мархаадайн Шойдок, Будын Балдандоржи. Летом 1917 года тыловики вернулись на родину. Живыми вернулись и ламы. И сразу же по их прибытии возобновилось строительство Ступы Джарун Хашор. Закончилось летом 1919 года.
Размер Ступы 11 мх11мх11м. Вокруг неё высилось 32 чугунных обелиска. Каждый из них весил 160 кг. Они были отлиты на Петровско – Забайкальском заводе. Перевозка обелисков было поручено куоркинскому зайсану Доржын Бато-Мунко.
Как сказано в трактатах буддизма Великая Ступа оказывает благоприятное влияние на установление и сохранение мира и спокойствия на Земле. С такой мыслью и надеждой строилась Ступа.
Освящение Завершенной Великой Ступы Джарун Хашор было совершено 1919 году ламами во главе Ганжарбын Гэгэном (в миру Данзаном Норбоевым). Участники Субарги оставили доброе имя, дело всей своей жизни – Ступу Джарун Хашор.
В мае месяце 1937 года атеисты по требованию райкома взорвали Ступу. Так перестала существовать Буддийская святыня в Кижинге.
Возрождение Субарги Джарун Хашор в Кижинге.
В начале 90 годов началось строительство Ступы Джарун Хашор размером 44х44 м, высотой 33 м. К сожалению, из-за финансовых затруднений строительство было приостановлено, да и размеры слишком уж грандиозные. Пока это строительство оказалось не под силу.
Но движение верующих Кижингинской долины за возрождение святыни буддизма было неудержимым.
Вновь были собраны деньги среди верующих Кижингинско-Кодунской долины и все этнической Бурятии, чтобы возродить старую ступу Джарун Хашор.
Строительство великой Ступы стало подлинно всенародной стройкой.
Самая большая ступа в Бурятии – Джарун Хашор можно сказать, возродилась из пепла.
Джарун Хашор очень красива. На самом верху развевается на ветру «Победоносный хоругвь». Чуть ниже на четыре стороны света смотрят всевидящие глаза Будды. Ещё ниже ободок из 63 ниш, в каждой из которых сидит бурхан. Слева и справа от главной ступы находятся ещё два небольших субургана. Рядом со ступой аккуратно сколоченные доски.
Это специальное ложе для ритуальных поклонов. Паломник сначала опускается на колени, затем ложится, вытягивая вперёд руки.
Освящение Ступы Джарун Хашор состоялось 14 октября 2001 года. Освятил его достопочтимый учитель Еши Лодой Римпоче.
Благие последствия обхождения вокруг стопы (гороо) и вознесение молитвы к ступе.
Поскольку эта Великая Ступа представляет собой вместилище Будд прошлого, настоящего и будущего, значит, ей поклоняются как земные, так и неземные существа: с какой бы просьбой или молитвой люди не обратились, все желания будут удовлетворены и даже могут быть достигнуты высшая реализация и духовная сила.
Эта Великая Ступа подобна Драгоценности, Исполняющей Все Желания, как бы ни взмолилось живое существо о высшей силе понимания, о любом относительном понимании или авторитете, его молитва исполнится.
Субарга - транслятор космической энергии
Тибетские ученые ламы утверждают, что Субарган и пирамида воспринимает облагораживающие лучи космоса. Идет особая, космическая энергия, несущая таинственные знаки. По этому знаку рождаются таланты и гении, излечиваются люди от разных недугов, оказывается положительное воздействие, в частности, на человека в отдельности и, в целом, на окружающую среду.
Об этой энергии К.Э.Циолковский писал, что источником информации является биоэнергетическое, информационное поле земли. Это поле формировалось на основе тонкой материи (душ) отживших людей за все время существования человечества. Это есть космический разум. Согласно буддийскому учению существуют чистые земли как Тушита, Гандан, Диважан, Шамбала, где перерождаются бывшие праведники - земляне, с которыми наша планета Земля держит связь через космос.
Также очень важным является такое буддийское понятие как «Буянай далай» - океан благодеяний, в который ежесекундно капает капельками каждая прочитанная человеком молитва, усиливая биоэнергетическое поле Земли. Рее это есть тот же самый космический разум. Субарган под воздействием космических лучей создает собственное силовое поле.
Таким образом, он является транслятором этой космической энергии. Энергия эта явная, ощутимая, а не какая-нибудь теоретическая, тем более не фантастическая.
Не случайной является поза ног тибетских лам, называемая позой лотоса. Человек, таким образом, принимает форму пирамиды во время медитации, стремясь получить энергию из космоса. Отсюда остроконечные головные уборы у лам-зонхивистов.
Вот, другой интересный вопрос: откуда у бурят взялась пирамидальная шапка-малгай, ныне напрочь отвергнутая современной модой? Может этот «малгай» имел какое-то отношение к «серому веществу» нашей головы. Право, стоит подумать!
Заключение
Святая Ступа Джарун Хашор, возведённая по методу «народной стройки» - великолепный архитектурный памятник и местная достопримечательность. Она исполняет все желания, оказывает помощь каждому. Великая Ступа возведена для того, чтобы нести людям радость и счастье. Совершающий обход вокруг неё обретает семь качеств божественного счастья: благородное рождение, прекрасную форму, большое наслаждение, силу, успех, избавление от болезни и долгую жизнь.
Возвращение Ступы "Джарун Хашор" на кижингинскую землю - событие знаковое. Мир и порядок, добро и спокойствие снова и отныне вовеки веков будут царить на земле хори. Возрождение исторического памятника - это труд многих кижингинцев, своими руками создавших это удивительное и завораживающее взгляд строение, всей своей, красотой зовущее каждого человека к добрым поступкам, к человечности.
ЗА БЛАГО ВСЕХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ! ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ!
Список использованной литературы
1. Газета «ДолинаКижинги» №9 2001 г
2. Газета «ДолинаКижинги» №10 2001 г.
3. Газета «ДолинаКижинги» №11 2001 г.
4. Газета «ДолинаКижинги» №12 2001 г.
5. Буряад Yнэн. ДYхэриг.
Комментарии