Я выбрала эту тему потому, что вижу, как постепенно начинается духовное возрождение моего села. А началом любого возрождения является история родного края. Без истории нет народа, так как не будет дерева без корней. И нужно знать свои корни, иначе целое поколение окажется в положении Иванов, не помнящих родства.
Появление семейских в Сибири связано с историей, уходящей в глубь веков.XVII век. Русь лихорадило. Она переживала тяжелейший кризис во времена правления царя Алексея Михайловича. В это время порождены были два крупнейших явления в истории России: раскол и Петр I.
При активном участии царя Алексея во второй половине XVII века в русской православной церкви произошла реформа, чтобы крепче держать в узде народные массы и воспитывать их в смирении и покорности, а также приблизить формы богослужения к новогреческим образцам, принятым в Грузии, Армении, Украине.
Во многом этому способствовало нового патриарха Никона, который преследовал свои честолюбивые цели. Были исправлены Церковные книги и введены многие обряды, которые коренным образом меняли русскую церковную службу.
Начались протесты против нововведений и самого патриарха Никона. Все сторонники старой церкви были преданы анафеме, а их вожди сосланы и прокляты. Так протопоп Аввакум писал: «…меня в Даурскую землю сослал. На Москве старца Австралия сожгли. Старца Иону Казанца… рассекли на пятеро. В Бородовске священника и с ним четырнадцать человек сожгли. В Казани 30 человек».
Итак, реформа разделила русскую церковь на два лагеря: господствующий и старообрядческий и вызвала движение, известное под названием «раскол».
К расколу примкнули те, кто был недоволен Никоном. Боярами, воеводами,- произошел раскол в русском обществе.
Начались гонения, ссылки, репрессии «горели костры, резались языки. Рубились головы, удары кнута раздавались в застенках и на площадях, тюрьмах и монастырях». Такая жестокость и насилие могли испугать только слабых духом. Огонь и топор, кнут и пытки на Дыбе способствовали усилению активного протеста. Многие старообрядцы стремились за пределы разных мест. Одни уходили на Север к Белому морю, другие в Молдавию, Сибирь. Особенно много бежало в Польшу, основавшись на Ветке и в Стародубье, куда вслед за ними потекли толпы приверженцев старых обрядов в поисках свободы вероисповедания.
На первых порах им жилось привольно: не преследовали. Не оскорбляли религиозного чувства. Жизнь староверов в польских землях полна героики, преданности и любви к Родине.
В 1730 году правительство Анны Иоанновны издало указ о возвращении беглецов из-за границы, но староверы проигнорировали этот указ. Тогда на Ветку было отправлено 5 полков, чтобы очистить и Ветку, и соседние с ней слободы, населенные беглыми людьми, в основном - старообрядцами.
Свыше 13 тысяч человек было выведено с Ветки, но старообрядцы не смирились, и через 5 лет Ветка вновь воскресла из пепла, так как старообрядческие общины отличались взаимовыручкой, демократизмом и привлекали всех, кто пострадал от беззакония. Более 20 тысяч человек проживало в районе Ветки.
По указу Сената от 14 декабря 1762 года снова предпринимается попытка пригласить старообрядцев в Россию. Однако староверы не покинули обжитые места. Екатерина II не могла терпеть этого рассадника свободомыслия, и в 1764 году генерал- майор Маслов с двумя полками окружили Ветку и бес суда и следствия отправили все население в Сибирь. В первых двух партиях было по 200 человек, где на каждого 4-го приходился один конвоир. Таких партий было отправлено более двадцати. В марте 1764 года первая партия пришла в Заганскую деревню.
О начатии на Дону Святой первой православной церкви
(перевод церковной книги)
Создатель ее священный инок Иов, бывший прежде в Рыльском уезде в монастыре, Льговом называемом, строителем, потом из-за гонений из этой обители ушел. Странствуя и скитаясь по многим местам, пришел он к Дону и монастырь там поставил, и церковь в ней соорудил, но умер и оставил ее не освященной. Второй, после Иова игумен Досифей, живший прежде на Двине, из-за гонений и новых догматов оставил монастырь и пошел тесным и прискорбным путем, укрываясь в разных местах и убеждая людей в благочестии непоколебимо стоять.
Так пришел он на Дон. На место новосделанного монастыря Иовова. Люди, видя приход такого отца к ним, радостно встретили его. Видя ту церковь еще не освященную, освятил ее с присутствием дьякона Герасима. Служил Досифей несколько лет, принося бескровную жертву. Совершая таинство. Третий священник Иоасаф крещение имел древнее.
Послан он был в Польшу, в Белев. А так как он бывал везде, узнав о нем, ветковцы просили его, дабы он приехал к ним на Ветку для исправления их нужд, так как на Ветке ни церкви, ни священника нет. Он приехал и построил церковь, дожил до глубокой старости, хорошо знал иноческое житье, нравом был тих, сединою украшен. Мощи его нетленны и целы.
О Ветковской церкви и о священниках, кто и откуда в ней были и о населении Ветки (перевод)
Священный Козьма Московский имел служение в Приходе Всех Святых на Кулишках, видя гонения на православие, советуясь со многими детьми духовными, изволил лучше странствовать в земле чужой, нежели жить с развращенными людьми, и решил уйти в Стародубские пределы Малой России и поселился на реке Ревне, после же на Ветке житие свое окончил.
Священный инок Феодосий, после скитаний приехал из Великой России в Польскую область, где встретили его радостными приветствиями. Так как на молебны много народу стекалось, расширена церковь была в длину и в ширину. Феодосий изрядно украсил церковь святую и пригласил брата своего попа по имени Александр из Рыльска и попа Григория из Москвы и с ними двоими церковь освятил. Ветка наполнялась жителями. После общего совета послали некоего старца в Калугу и оттуда привезли благосвященника Бориса, которого Феодосий принял по всем церковным правилам и благословил на свершение таинств церковных.
Феодосий служил в Покровской церкви, принося бескровные жертвы о себе и о всем мире, преставился ко Господу, достигнув старости глубокой. По смерти Бог его нетлением одарил.
Как свидетельствует ведомость, сделанная протопопом Ливерием Мордовским, в 1769 году в Заганской деревне проживало 138 старообрядцев, а в 1767 году с третьей партией еще 129 человек прибыло.
Староверы сразу срубили часовню на берегу Заганки, здесь же недалеко отвели место под кладбище. Улицу назвали Часовненская, затем на этом месте и церковь поставили и назвали ее в честь веткинской Покрова Пресвятой Богородицы. Удалось узнать, почему так назвали церковь на Ветке.
В 910 году Константинополь окружили враги. Его жители во время молитвы увидели в небе Пресвятую Богородицу, молившуюся на коленях.
Потом она сняла с головы платок и распростерла его над горожанами. Они победили своих врагов, спасли город от осады. В честь этого события и родился праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября).
За колоколом ездили специально за Урал, около 3 лет ждали, когда его привезут. Совершали обряды: отпевание, венчание, крещение, причащения.
Вот так, по воспоминаниям старожилов, проходили крещение «это кады рибеночка акрестють, а потом за столом усе иму здравия жалають. А яды на кризьбинах усякай-та разной наделають аш стол ломицца ат ней. Крястили, если здаровенький рибеночек радился, на восьмой день.
Ваду приносють с речти, нальють ваду холоднаю у купелю (диривянная кадушичка, а на ней свечи) и три раза туды рябеночка акунуть з галоушкой. Ежили не забалет, значить, выживить. Раньшэ гаварили: «На крястинах выжил, а значить жить будит ладно».
Наряду с часовней, в которой службу вел поп, была еще часовня, в которой молились беспоповщики. В беспоповской был установщиком Матвеев Павел Ананьевич, в поповской - Иванов Кондрат Иванович. До него были Иванов Федор и Иванов Савелий. В часовне попа не было, он приезжал примерно через год. Обновляли иконы, венчали, крестили.
Без попа никого не венчали. Зимой поп приезжал и жил до Пасхи, отмолится и уедет. Староверы свято чтили и хранили свою веру, истово молились, крестились двуперстием, клали низко поклоны. Не допускали, по- прежнему, смешивания веры, чистоту хранили.
Сохранилась архивная копия протокола №22 заседания президиума Мухоршибирского райисполкома от 30 августа 1937 года, в которой говорится: «В дополнение и изменение своего постановления от 23 января сего года, подтвердить ходатайство граждан села Новый Заган, ранее состоящих в группе верующих, о закрытии двух молитвенных зданий, так как богослужебные обряды не совершаются с 1930 года. Часовни не ремонтируются».
13 ноября 1938 года было решено: «Молитвенные часовни села Новый Заган отдать под культурные нужды населения». В единственной церкви по улице Часовненской в 1940 году разместили начальную школу. До сих пор старожилы вспоминают первую учительницу Викторину Ильиничну, родом из Цолги.
Во время и после ВОВ церковь проводила обряды.
Добровольцев отправили за попом в Новозыбков: Филатова Потракея Ивановича, нынешнего уставщика Назара и Иванова Осипа Федосеевича (который впоследствии будет уставщиком).
И в начале 50-тых годов из Новозыбкова прибыл архиерей Петр Симонов с матушкой. Он совершал обряды строго по канонам Русской Древнеправославной Церкви.
Архиерей вскоре скончался, матушка уехала в Новозыбков, забрав много икон и церковных книг. В 1966 году с купола церкви были сброшены колокол и крест, а в самом здании оборудовали спортзал. Верующие продолжали молиться по домам с уставщиком Ивановым Осипом Федосеевичем, по-прежнему справляли отпевание, однако детей крестить боялись, ведь это могло негативно отразиться на детях и родителях.
С 1966 года обязанности уставщика исполнял Иванов Парамон Калинович. Молились в его пристрое к дому по улице 50 лет Октября. После его смерти стала приезжать из Мухоршибиря дочь уставщика Агафья. Она крестила, отпевала, с 80-тых годов эту службу проводила Максимова Арина Егоровна. Ей помогали Карлова Ксения Гавриловна, Гуслякова Татьяна Ефимовна и другие. Это были женщины уже преклонного возраста и одним им было не сохранить и не передать молодым все, что веками так оберегали старообрядцы, приверженцы Аввакума.
Остро встал вопрос о Возрождении духовной жизни села.
20 декабря 1992 в селе Новый Заган состоялся сход села. Повестка звучала так: «Возрождение духовной культуры семейских». Планировалось так же утверждение устава, создание общины, проведение выборов в совет общины.
Эмоциональный тон всему сходу задала заместитель председателя совета Мухоршибирского района Федорова Зинаида Гурьяновна.
За создание общины проголосовали единогласно. Был выбран Совет общины и председатель. Решено под церковь просить сельпо отдать здание книжного магазина.
5 декабря 1997 года решением пайщиков сельпо здание магазина было передано в собственность общины. Буквально на следующий день начался ремонт, побелка, покраска. Активное участие приняли Федорова Зинаида Гурьяновна, учителя: Максимова А.В., Алексеева М.И., Иванова Т.М., заместитель главы администрации Мухоршибирского района Поломошнова Л.В., по ее же инициативе стал приезжать из Куйтунского прихода священоотец Сергей на большие праздники. Вместе с ним службу проводили уставщик Палий и певчая Анна Зайцева.
На третьем съезде семейских делегатами были: Филатов М.П.,Иванова Е.Т она обратилась с просьбой помочь восстановить церковь в селе. Президент РБ Потапов Л.В. обещал помочь всем, кто ратует за возрождение духовности. Были выделены деньги в размере 10000 рублей, с 2000 г. Началось регулярное крещение детей и взрослых. Прихожане принесли сохранившиеся иконы, приобрели колокол, возвели купол на здании.
В 2003 г. Началось строительство каменной церкви в с. Новый Заган. Церковь Покрова святой Богородицы строилась действительно миром. Огромный материальный вклад в строительство внесла семья Сухаревых, из г.Санкт –Петербурга, Виктор Иванович и Прасковья Геннадьевна. Которые пожелали оставить память о своих корнях, живших и живущих на заганской земле.
Большую помощь оказали действующий тогда президент РБ Потапов Леонид Васильевич, комитет по национальной политике и религиозным отношениям, Рютин Михаил Васильевич, Носков Петр Лукич, глава МО Мухоршибирский район Петров Юрий Афанасьевич; руководители хозяйств и коллективы «Знамя Ленина», «Никольское», «Искра», «Барское», ЖКХ, Мухоршибирская вет.станция, МУП «Фармация», ЗАО «Маслосыродельный завод» , ДРСУ, «Коммунэнерго», коллективы банков, пенсионного фонда, казначейства, налоговой инспекции, районной администрации, психоневрологического дом-интерната, учителя Новозаганской школы, население с.Хошун-Узур, предоставили возможность услышать колокольный звон – они подарили колокол.
Значительный вклад в строительство внесли жители и уроженцы с. Новый Заган, это Филатов Виктор Степанович, Максимов Александр Сергеевич, Федорова Зинаида Гурьяновна, Гуслякова Татьяна Емельяновна, Поломошновы Владимир и Дмитрий, Иванов Сергей Карпович, Антонова вера Ивановна, которая неоднократно организовывала сбор средств в с. Шаралдай; пенсионеры сел Старый и Новый Заган.
Ни столько ради платы, а сколько для души трудились строители церкви – это, прежде всего Утенков Георгий Матвеевич, который трудился от начала и до самого конца. Стены возводили: Лопатин Виктор Иванович, Петров Андрей Владимирович, Потрачков Геннадий Евгеньевич, Спиридонов Сергей Геннадьевич, Максимов Иван Никонорович.
Изготовили иконостас: Мурзины Сергей, Игорь и Алексей. Производили штукатурные работы: Алексеева Александра Евлампьевна, Петрова Александра Романовна.
И в первое воскресенье августа 2004 г. Церковь была освящена Древнеправославным патриархом Московской и всея Руси Владыкой Александром, Владыкой Даниилом, протоиреем Сергием, иереем Сергием.
В 2008 г. Приход возглавил, окончивший Новозыбковское духовное училище, отец Александр. Впервые по большим праздникам и воскресным дням началось служение литургий. Пасхальное богослужение сопровождается кресным ходом. Регулярно, по желанию населения, проводится крещение.
Можно сказать, открыта новая страница в истории духовной культуры с. Заган.
Каптерова Марина Николаевна
Комментарии