Чимитдоржиева В.Ж,11 «в» класс
Руководитель:Дампилов Я. З.учитель географии
Каждая местность имеет свои предания, отражающее многие стороныжизни народа. Так у бурятов есть предание о красавицеи Уде и юноше Худане
Дочь ноена Сагаан Хуртэй - Уда, несказанной красоты девушка, полюбила сына Буурал Шэлэнты Худана. Худан тоже был очарован красотой Уды, искренне ее полюбил. Но Уда была старше его и очень своенравна, капризна. В один прекрасный день родители Худана послали сватов Сагаан Хуртэй с богатыми дарами: шкурами лисиц, белок, колонков, соболей чем были богаты кладовые Шэлэнты, просить руку и сердце Уды для сына. Посланцы Буурал Шэлэнты были приняты с почастями. Когда спросили Уду согласна ли она стать женой Худана, та ответила: «Да, я согласна», но поставила условие что Худан должен жить на ее родине. Гордый, вспыльчавый Худан ответил ей: « Это не по традиции народа, неслыханное нарушение заветов предков».
Сватовство не состоялось, они разошлись, но в душе у каждого теплилась надежда на новую встречу. С тех пор Уда внесла одну свою живительную влагу к озеру Байкал по правой стороне Худанского хребта, щедра даря ее Яруно-Хоринской долине. Худан же – по левой, солнечной стороне этого же хребта, обильно орошая родную Худано-Кижингинскую землю. Долго они шли, не видя друг друга. И однажды все-таки встреча состоялась, но традиционного бракосочетания опять не получилось. Гордая, капризная Уда по-прежнему была неумолима, время не изменило её характера. Она хотела главенствовать, быть правительницей и покровительницей. Но наш Худан или под воздействием времени, или здравого смысла, но, скорее всего, любви, смирился и принял условие Уды. С тех пор Худан- приток Уды, и вместе они несут свои воды Байкалу.
Много веков тому назад представители 11 хоринских родов облюбовали и расселились по берегам р.Худан (совр. Кодун). За это время прошумело много всяких событий, радостных и горьких, но люди жили, трудились, творили и оставили потомкам яркую историю. Большинство из этих селений существуют и развиваются сегодня, но многие из них исчезли с лица земли, оставив лишь отрывки воспоминаний у старожилов и их потомков.
Раздел 1 «Быт и обычаи Худан-Бильшэрцэв»
Основным занятием Худан- Бильшэрцэв являлось скотоводство. В основном разводили скот монгольской породы. Хуурайцы имели в своем хозяйстве 2-3 лошади, 3- 5 голов КРС,10-15 овец и коз. Зажиточные семьи имели 25-30 лошадей, 30-40 голов КРС, 50 и более овец и коз. Если в хозяйстве было 5 видов скота, то про хозяина говорили, что он имеет «табан хушуу малтай» лошади мохнатые, низкорослые, но выносливые, неприхотливые к кормам, хорошо приспособлены к сибирской зиме.
Для хозяйствалошади имели первостепенное значение. Использовали их для перевозки грузов: сена, дров, во время сенокоса .Они давали мясо и молоко, из которого делали кумыс. Шкуры лошадей шли для шитья обуви, изготовления туламов, веревок, сбруй, ремней, кости –для стрел, навоз- для отопления , волосы из хвоста и гривы-для верёвок и бечевок. Кто имел лошадь, считался если не богатым, то рачительным хозяином.
У бурят лошади отличались по возрасту, новорожденного называли унаган, через год –дааган. Жеребенок 2 лет-гунан, мерин 3 лет- бурятская уреэ, кобылица 3 лет- шудлэн, мерин 4 лет-хизаалан, мерин-5 лет, гоёо гунгама морин. КРС держали для мяса и молока. Если корова давала много молока, то доили 2 раза- утром и вечером. КРС, так же, как и лошади, имел возрастные названия. Теленок до года назывался тугал, через год-буруу, через 2 года- хашараг, бычок 4 лет-дунэн самка 4 лет-дунжэн. С 5 лет все они взрослые: бык- буха, вол- Сар, корова-унеэняловая корова- hубай унеэн.
Овец в этой местности разводили также монгольской породы. Они давали шерсть, молоко, мясо, овчина. Из овечьих шкур шили шапки, руковицы, шубы, дохи, желеты. Из шерсти вязали чулки, варежки, катали войлок, а из войлока делали потники, покрытия для юрт, шэрдэки. Овец тоже доили 1-2 раза в день, в основном в апреле по август. Буряты называли ягненка хурьган, через пол года- тулгэн, через 2 года кастрата – шулгэ, самку зугаг, 3 годовалого – хизаалан, самку-гагли. 4- летние овцы считались взрослыми. Валуха называли эрье, барана- хуса. Сухой навоз скота, прежде всего КРС, использовался как топливо и назывался аргал.
Таким образом, богатство бурят- в его скоте. Но скот – не самое главное богатство, самым главным богатством были дети и его будущее. Они для того, чтобы«угаа залгаха, бэеэ ургуулхэ»(для продолжения рода и в старости помощники).
В советской идеологии традиционная культура бурят предопределена как пережиток прошлого.Назовем некоторые из нихстарая письменность, праздник Сагаалган, обряды продления жизни, молебен на обоо и т.д.
В Худан Бильшэре совершалось молебствие- обоо на возвышенности у подножья горы Тудхалта. Обряд начинался с чтения ламами молитв, которые были обращены к духам-хранителям. Как известно, этот обряд совершали в начале июня. Во время чтения молитв народ рассаживался перед ламами и слушал молитвы. После этого обходили обоо 3 раза.В это время рядом, на поляне, между двумя небольшими озерами женщины готовили место для трапезы. Для обеспечения мясом всех присутствующих на молебствии обоо у худан бильшэрцэв существовала очередность, кому забить овцу в этом году, а кому в следующем и далее. После всех ритуалов участники начинали трапезу, затем переходили к играм. Наиболее зрелищными были скачки. Скачки устраивали на небольшом участке, где-то на 1,5 км, потому что местность, пересеченная перелесками, оврагами, не позволяла их устраивать на большом расстоянии .
Сведения о существовании улуса Худан Бильчир отражены в архивных документах начиная лишь с 1923 года. К моему большому сожалению, мне не удалось найти материалы о возникновении этого улуса.
Бильчир(Бэлшэр) с бурятского означает «место,.где происходит слияние рек».
Из протокола совещания Ревкома БМАССР, Президиума Губисполкома, Бурбюро РКП(б), Председателей уездных исполкомов и аймачных Ревкомов, секретарей укомов и аймаков РКП(б)о районированииот 11 сентября 1923 года постановили, что граница Хоринского аймака начинается от устья р.Мивини и идет вверх по ней до её верховья и далее по водоразделу отрога Яблонового хребта на юго-восток до верховья р. Тангут, сворачивая на юг и юго-запад по Яблоновому хребту, подходя к верховью р. Ушмукан, огибает с юга означенную реку с её притоками и идет на 467 переселенческий участок между границами 466 и 467 переселенческих участков и далее идет по направлению на запад к верховьям р. Хайтагута. Отсюда граница идет на запад по водоразделу системы рек с правой стороны Конды, Уды, Ходун и Киченги и с левой-р. Хилка с её притоками по хребту Цаган-Хуртэй. До верховья р.Мыкирта и выходит на северо-восточный конец границы бывшей дачи кабинетских земель Петровского завода.
В заседании комиссии от 5 сентября того же года постановлено образовать на территории республики 9 аймаков, в том числе Хоринского аймака с количеством хошунов-8, с общим количеством населения 45689 людей (бурятов-37023, русских-8666, % русского населения-19).Улус Худан Бильчир входил в Табанарасунский сельсовет (общая численность населения- 944 человека) в составе Кижингинского хошуна.
В дальнейшем в соответствии с постановлениемБМАССР от 1 июля 1927 года по районированию Центральный Исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров БМАССР постановил существующие деление республики на 9 аймаков упразднить и произвести деление республики на16 районов. В состав хоринского района вошли Верхнее-Талецкаяволость, Хоринский хошун, Кижингинский хошун, Булаганский и Ониноборский селения Погромнинской волости иселения Михайловского и Ара-Корки и Мойки Ново-Брянской волости.
На основании постановления 3 сессии ЦИК БМАССР от 17 января 1928 года об укрупнении сомсельсоветов Президиум ЦИК БМАССР постановил провести частичное укрупнение сомонов и сельских обществ Хоринского аймака, установив вместо 29 сомонов 19. В результате этого укрупнения улус Худан Бильчир вышел из состава Табанарасунского сомона и вошел в состав Хоринского сомона.
Следующим шагом стало разукрупнение Хоринского аймака в ныне существующих границах на 2 самостоятельные административные единицы: Хоринский(с центром с.Хоринск ) и Кижингинский(с центром с.Кижинга). Произошло это событие 15октября 1938 года.
Улус Бильчир оказался в составе Нижне- Кодунского сельсовета. На тот момент в улусе проживало взрослого населения 46 человек.
Улусы Хуурай, Худанай Бильшир, Таба Нараhан, Худанай Уртоо некогда были известны под общим названием Нижний Худан В 30-е годы 20 века их объединили в колхоз им. Ворошилова, в конце 60 –х в результате преобразований, проведённых сверху, создали совхоз «50-летия Октября». С началом горбачёвско-ельцинской перестройки-неразберихи сами нижне-худунцы создали кооператив Доодо Худан.
Хронологическая таблица истории улуса Худан Бильчир
ХIХ век | Улус Худан Бильшир в составе Хоринского ведомства с центром с.Доодо Анинское (совр.Хоринск) |
11 сентября 1923 | Постановление о границе Хоринского аймака (Худан Бильчир в составе Табанарасунского сельсовета Кижингинского хошуна) |
5 сентября 1924 | Образовано 9 аймаков на территории Хоринского аймака (там же) |
1 января 1926 | Улус Худан Бильшэр остается в Табанарасунском сельсовете Кижингинского хошуна |
1 июля 1927 | Существующее деление 9 аймаков упразднить и произвести деление республики на 16 районов
|
17 января 1928 | Президиум ЦИК БМАССР постановил провести укрупнение сомонов и сельских обществ Хоринского аймака, установив вместо 29 сомонов 19. Улус Худан Бильшэр вышел из состава Табанарасунского сомона и вошел в состав Кижингинского сомона |
1 сентября 1931 | Худан-Бильшир вошел в состав Нижнее- Кодунского сомсельсовета |
30-е годы | Некоторые села, в том числе Худан-Бильшэр объединился в колхоз им.Ворошилова |
15 октября 1938 | Образование Хоринского и Кижингинского района по указу Президиума Верховного совета БМАССР. Вошел в состав Кижингинского района |
12 декабря 1940 | Образование Хоринского и Кижингинского района по указу Президиума Верховного совета РСФСР. |
23 ноября 1959 | Упразднен Кижингинский район и вошел в состав Хоринского района |
30 декабря 1966 | Кижингинский район был восстановлен указом Президиума Верховного совета РСФСР и Худан Бильшэр вошел в состав этого района |
По сведениям Хоринского аймака на 1 сентября 1931 года улус Худан-Бильчир входит в Нижнекодунский сомсельсовет табл.№2
№ | Название сомсельсоветов | Количество хозяйств с сельсовет | Из них количество коммунал артелей и тозов
| Расстояние от аймцентра в км. | Наличие телефонной связи | Доставка почты 1 раз в пятидневку, ежедневно и т.д. | Кол-во радиоустановок |
1 | Нижнее-Кодунский | 442 | 314 | 20 | нет | 1 раз | нет |
2 | Кульский | 301 | 202 | 9 | есть | ежедневно | 1 установка |
3 | Усть-Курбинский
| 181 | 73 | 100 | есть | 2 раза в пятидневку | 2 установки |
4 | Чесанский | 616 | 296 | 150 | есть | 1 раз | нет |
Раздел 2 «Известные жители Худан Бильшэра».
Последовательно изучив историю улуса Худанай Бильшэр, приступим к его знаменитым жителям, прославившим свою малую родину.
В улусе Худанай Бильшэр проживало около 25 семей, притом большая часть из них были родственниками- семьи- братьев Тушемиловых, Сангажиевых, Санжиевых, Доржиевых, а также Жанаевы, Вандановы, Цыреновы, Жигжитовы, Ванзатовы.
Родоначальником материнской линии был Намсарай, выходец из Тунгуской долины, что расположена по берегам реки Тунгуй, которая берет начало с южных склонов хребта Цаган Дабай (Белый перевал), течёт на запад и впадает в бурливый Хилок. В1750 году он с родителями переехал в местность Анаа, через некоторое время в Худанай Бильшэр , где обосновался, пустил корни и обзавелся многочисленными потомками. У Намсарая был один сын Далай, дома его называли Муйхор, у которого родились сыновья-Тушемил, Сангажа, Санжа и Доржо,от которых родились 10 сыновей. Так вот, потомков Намсарая насчитывается до 700 человек. Есть мудрая пословица «Хоероhоо - хото дуурхэ» («От двух полнится свет»), которая подтверждается самой жизнью.
В 20-е годы в улусе Худанай-Бильшэр преобладало бедняцкое население, но имелись и состоятельные хозяева. Так, в хозяйстве Г.Этигылова насчитывалось до 20- 30 голов крупного рогатого скота, 3-5 голов лошадей, 50 и более овец и коз. Местом поклонения бильчирцев была небольшая возвышенность у подножья горы Тудхалта.
Вот примерный список жителей взрослого населения проживавших в улусе Худан Бильчир в I половине ХХ века, составленные из различных источников:
1..Намсарай
2.Далай Намсараев
3.Тушемил Далайрович
4.Сангажа
5.Санжа
6.Доржо
7.Г.Этигылов
8.Дорж Бутид Доржиева
9.Содном Сангажиев
10.Доржиев Жигжит
11.Митып Цыренов
12.Л..С.Цыденов
13.Димид Доржиева
14.Чимит-ХандаЦыденов
15.Дыжид Цыренова
16.Цыбик-Доржо Цыденов
17.Цырен-Дылык Санжиев
18.Дагба-Доржо Санжиев
19.Цыден-Доржо Санжиев
20.Жанаев Галсан
21.Цыренов Чимит-Доржо
22.Цыренов Митып
23.Дулмажап Жанаева
24.Лхамажап Жанаева
25.Жамбал Жанаев
26.Базархан Жанаев
27.Доржиев Цымпил
28.Доржиев Балсамба
29.Доржиев Дамба
30.Цырма Жанаева
31.Балданжап Жанаев
32.Цырен Жанаев
33.Цырен-Доржо Гармаханов
34.Базаров
35.Гармахан Санжиев
36.Базар Банзаргашеевич Жигжитов
37.Санжиев Аюржана Муйхорович
38.Агван Аюржанаев
39.Анна Аюржанаева
40.Н-Д.Ж.Жанаев
41.Д-Ц.Т.Жанаев
42.Б.Жигжитов
43.Д.Цыренов
44.Ванданов
45.Ванзатов Ванчин
46.Ванзатов Абида
47.Доржиев Шийен
48.Жана Санжиев
А также село Худан Бильшэр славится своими мамами, которые вырастили и воспитали много достойныхдочерей и сыновей. С 1944 года почетное звание «Мать-героиня» присваивается многодетным матерям, родившим и воспитавшим 10 и более детей. Ими являлись Галсанова или девичья фамилия Дашидоржиева Цырма Жанаевна, родившая поразительное число детей- 16 и Цыбикжапова Намжилма Дылгыровна , у которой было 11 детей. Они и положили начало большому роду Дашидоржиевых и Жигжитовых.
Также хотелось бы отметить имя Доржиева Жигжита -автора переписи «Посемейного поименного списка».В 1916 году он был направлен в г.Архангельск на тыловые работы главным среди 75 хоринцев.
В жизни каждого человека есть тот единственный Учитель, имя которого с годами не забывается в памяти. Вот таким учителем был Помпой багша-Санжиев Аюржана Муйхорович. У него было 6 детей, по его стопам пошел один из сыновей - Агван Аюржанаевич, который прошел путь от учителя начальных классов до заведующего отделом народного образования ипредседателя колхоза. Ему было присвоено звание «Заслуженный учитель БМАССР». Внук Помпой багши- Агу-учитель в третьем поколении. Он прошел путь от учителя до первого секретаря Кижингинского Райкома партии.
Было бы несправедливо не отметить имя простого труженика села Цырен-Доржо Гармаханова. Он многие годы проработал в родном колхозе бригадиром тракторной бригады по заготовке кормов и был удостоен значка «Отличник социалистического труда».
Раздел 3 «Славный сын улуса Худан-Бильчир»
«А Дарма Жанаев на Мосту,
Видно, встал навеки на Посту,
Строя Мост Победы для Полков…
Сын тогда отца поймет без слов»
Д.Хилтухин
Дарма Жанаевич Жанаев родился 22 октября 1907 года в улусе Ходун – Бильчир Хоринского района Бурятии в многодетной семье бедного крестьянина – скотовода. Его отец Жана Санжиев занимался овцеводством. Дарме было около года, когда умерла его мать. Учиться ему не пришлось, так как в это время бесплатного обучения детей бедных бурят не было. До 1923 года Дарма помогал в хозяйстве отцу, затем работал улусным чабаном и занимался самообразованием. В декабре 1923 года он уезжает в город Верхнеудинск (ныне Улан – Удэ) на политкурсы. В 1926 году Хоринский ВКП (б) посылает его в город Иркутск для учебы. В августе 1931 года он едет в Москву и поступает в институт механизации и электрификации сельского хозяйства.
В декабре 1938 года после окончания института он поступает на авиационный завод в городе Улан – Удэ на должность инженера – энергетика. Вскоре Д.Жанаев переводится на должность начальника энергобюро отдела главного энергетика, где и проработал до начала Великой Отечественной войны. Когда было объявлено о вероломном нападении фашистов на нашу Родину, Д.Жанаев сразу пошел в военкомат. Однако получил отказ: на него, как на специалиста, была наложена бронь. 19 декабря 1941 года он был призван в ряды Рабоче – Крестьянской Красной Армии и направлен в действующую армию в качестве командира саперного взвода. Первое боевое крещение он получил, выполняя задачу по минированию брода около деревни Валухово. За эту операцию Жанаев получил свою награду – медаль «За отвагу». Вскоре Д.Ж.Жанаева назначают начальником инженерной службы 23 – й гвардейской мотострелковой Васильковской Краснознаменной бригады. Смелый и исключительно хладнокровный в боевой обстановке, капитан Жанаев умел поднять боевой дух воинов инженерных подразделений бригады. Свидетельство этому – боевые награды Д.Жанаева: ордена Отечественной войны I и II степени, орден Красного Знамени, орден Ленина.
Все в бригаде любили Д.Ж.Жанаева за находчивость и инженерный талант. Война приближалась к своему логическому концу. При форсировании канала Тельтов (пригород Берлина) капитан Жанаев разминировал местность для прохождения передовых частей. 25 апреля 1945 года он получил тяжелое ранение. Несмотря на это, он продолжал руководить работами саперов. Только по приказу командования капитан Жанаев оставил свою работу и отправился на лечение. Ранение, которое он получил при разминировании дорог, оказалось для Жанаева роковым. Он не дожил до Дня Победы всего несколько дней. Капитан Дарма Жанаевич Жанаев за проявленный героизм и исключительные заслуги был представлен к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 июня 1945 года гвардии капитану Жанаеву Д.Ж. было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия СССР. Почётное звание, которого удостаивали люди ,которые совершили подвиг или выдающуюся заслугу во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время. Звание впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года.
Мы по праву гордимся нашим славным земляком и делаем многое для увековечивания его памяти.Я собрала воедино и сделала перечень памятных дат, событий, мероприятий, проводимых в честь павшего герояна его родной земле:
1.В районном центре ежегодно проводится традиционный турнир по вольной борьбе в честь Дарма Жанаевича Жанаева.
2.Бурятский народ свято чтит память своего земляка. Его имя навечно занесено в список коллектива авиационного завода, где до Великой Отечественной войны работал Д.Ж.Жанаев и откуда ушел на фронт.
3.Имя Героя носит заводской парк культуры, в городе его именем названа одна из улиц, также его именем названы улицы в Кижинге,ХоринскеиКодунском Станке
4.У памятника павшим воинам в Великой Отечественной войне установлена мемориальная доска Героя Советского Союза Д.Жанаева, такая же памятная доска установлена на здании Хоринской Средней ОбщеобразовательнойШколы № 1.
5.Дарма Жанаев занесен в список 100 лучших людей Кижингинского района ХХ века.
6.Хоринская Средняя Общеобразовательная Школа №1 носит имя нашего знаменитого земляка.
7.У здания муниципалитета Кижингинского района на памятной доске«Они сражались за родину» вписано имя героя Советского Союза.
8. В 2007 году было грандиозное празднование 100- летия со дня рожденияД.Ж.Жанаева .Был проведен велопробег на его малой Родине.
9.Установлены памятники Д.Жанаеву в следующих населенных пунктах :
а) с.Кижинга, в центре села Кижинга.
б) г.Улан-Удэ, возле здания авиазавода.
вх) с.Кодунский Станок
10.Самобытный бурятский писатель и поэт Ч-Д.Цыденов посвятил замечательные строки в своем стихотворении «Хори Баатр Жанаев».Вот несколько строк :
Хори Буряад-Монгол орондо
Худан Удын Адаг-Бильчиртэ,
Хуби наhаяа оложо турэhэн
Хэшэг бэлигтэй хубуун Дарма…
11.Он находится в списке участников Великой Отечественной Войны «Аллее Славы» в селе Кижинга, Кодунский Станок, с.Хоринск.
12.В селе Хоринск находитсястелла Д.Ж.Жанаеву.
Заключение
Наше будущее - наша история. Время- верный хранитель истории –одну за другой открывает страницы летописи народа, помогает раскрыть забытые и давно ушедшие в прошлоестраницы нашей истории. Вот и небольшое исследование закончилось. Пора делать выводы.
История Худан Бильшэра уходит в глубину времен. К тому же удалось изучить и проследить важнейшие моменты развития и исчезновения этого улуса,который возник в далеком ХIХ веке и просуществовал до конца 60-х годов ХХ века. Также удалось проследить быт и обычаи худан-бильшэрцэв, найти сведения о численности жителей улуса из архивных документов, сделатьпримерный список имен жителей и дополнить уже ранее известные фактыо жизни уроженца этого улусаДарма Жанаевича Жанаева.
Комментарии