На землях, где живут буряты, издавна отдельные горы или сопки считаются святыми местами. Горная гряда, тянущаяся с севера на юг между Западным Тореем и Восточным Тореем в 8-10 км. От ТорейскогоХребта.обрывается на месте встречи двух речек - истоков, образовав удивительно правильной конусообразной формы сопку, названную Бэлчэры Хушуу.
Вершина Билчирской сопки опоясана ровной каменной стеной. На макушке сопки был сооружен небольшой курган, названный Бэлчэры Обоо. Он виден со всех сторон издалека. Здесь ламы совершат обряды почитания духовного хозяина сопки. В Торейской долине известны и некоторые другие старинные культовые сооружения. Среди них пять курганов долины Жаргалантуй, курганы в местности Гаазын Даваа, Орголиг и другие. |
В Ара Торее после ряда ритуалов стал священным Остров (Арал) озера Таглей. Он похож на правильный конус и на его вершине сооружен небольшой курган из камней.
В Зуун Торее святыней объявлена гора Хонгор Уула (Седая Гора). Она расположена на стыке «встречи» долин Зуун Торея, Баруун Торея, Эрээн Даваа. Большая часть горы покрыта лесом, а на ее южной стороне сооружен священный курган. Святыней жителей Хундэлэн Номто была провозглашена небольшая сопка, находящаяся в ее центральной части. С тех пор на вершине этой сопки регулярно проводятся религиозные обряды в честь ее духа - хозяина.
В 3-4 км.ниже села Улзар расположена гора Хан Уула (Царь Гора). С давних пор она является общепризнанной святыней населения верхней части Торейской долины. Ламство освятило и провозгласило священную гору Цамта (Цамта Баабай), расположенную в небольшой долине Цагдуулта. Цамта Баабай - высокая, очень красивая остроконечная гора. На южной стороне горы, на небольшой ровной площадке, сооружен Бунхан в честь ее духа - хозяина.
В начале лета каждого года в установленных местах священных гор и сопок Торейской долины проводятся обряды почитания их духов. О дне проведения этих обрядов своевременно оповещаются ихжители. Жители верхней части Торейской долины обычно принимают участие в ритуалах почитания святыней своих малых долин, а затем - в ритуалах почитания священной горы означает, что жители данной местности свидетельствуют свое величайшее уважение ее духу - хозяину. Почитание содержит смиренную просьбу к нему предотвратить в местах своего проживания различные стихийные бедствия, распространение болезней и высочайше даровать всем им здоровье, благополучие, успех в делах и счастливую жизнь.
24 октября 2004 года в селах Верхний-Торей и Улзар состоялось торжественное освящение субурганов. На торжество, посвященное этому событию приехали Дид-Хамбо лама традиционной буддийской сангхи России Матвей Чойбонов, ширетуй Сартуул-Гэгэтуйского дацана Чингис Банзаракцаев со своими помощниками - хувараками, заместитель главы Джидинского района К.З. Какуркина и многие почетные гости.
Субурган в Верхнем-Торее, посвященный тибетскому ламе возвели в местности Яргайта, где раньше до репрессии на этом же месте был Субурган.
В селе Улзар Субурган посвящен Гэлэг-Жамца Цэвэгийн, выдающемуся религиозному деятелю, ученому астроному и математику, известный в народе как Мархаа Дооромбо.
Субурган - это место, где человек может очистить свои мысли и получить просветление.
Комментарии