Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Субурган Содой ламы

16 февраля 2012

 

Высокопочтимый лама Цэдэн Соодоев в апреле 1916 года на 71 году жизни ушел в мир иной. На южной стороне его тоонто –  Элэсуна – на возвышенности похоронен его прах. На этом месте воздвигнута  ступа – Субурган. В годы советской власти он был разрушен. В 90 –ые годы субурган был восстановлен в очень  краткие сроки бригадой Х.В.Виссингереева под руководством   председателя колхоза имени Ленина В.Д.Цыренова.

 

В  2006 году в честь 160-летия со дня рождения Содой ламы рядом с субурганом на средства жителей и земляков-выходцев села построен молельный дом.

СООДОЙ ЛАМА – наш  выдающийся  земляк

               

Род  Һэнгэлдэр  Номол  и  род  Оторшо  Шоно  уникальны  тем,  что  дали  Баргузинской  долине  великого  ламу  Цэдэна  Соодоева – астролога,  эмчи,  иогина,  перерожденца  известного  в  древности  Нагарджуны.   Его  жизнь  и  деяния  настолько  удивительны,  что  по  прошествии  многих  лет  все  ещё  будоражат  умы  людей.  До  наших  дней  дошли  различные  предания  о Цэдэн  Соодоеве,  о его  чудесных способностях  лечить  людей,  читать  мысли,  перемещаться  по воздуху,  ходить  по  воде,  взбираться  на  крутые  скалы,  взлетая  при  этом,  оставаться  сухим  под  дождем  и  т.д.  Однако  больше  всего  говорят  об  удивительном  даре  ясновидения,  об  умении  видеть сквозь годы, десятилетия, столетия.

 

В свое время высокие ламы предсказали, что в местности Элысун родится перерожденец известного индийского философа, иогина Нагарджуны. В соответствии с этим предсказанием, в роду Арамхиин Солсогшоной Соодоя  из  рода  Һэнгэлдэр  Номола в 1846 году родился сын Цэдэн, ставший ученым ламой и получивший известность под именем Соодой лама. Мать его была дочерью Зооноева Убгэна из рода Оторшо Шоно.

 

В семь лет его отдали в хувараки в Баргузинский дацан к ламе Һангуунайн Шагжи. Он был ему дядей по материнской линии. С 1861 года Цэдэн Соодоев учился в резиденции хамбо ламы и, проучившись в течение 7 лет  на факультете цаннид, получил степень гэбшэ (доктор богословия).    В 1881 по 1884  годы  находился в  Тибете, где  приобрел тантрические навыки. Возвратившись домой, он решает, что для принесения большей пользы людям нужно получить медицинское образование.

 

С этой целью в 1889 году поступает хувараком на факультет  тибетской   медицины в Гусиноозерский дацан. После трехлетнего обучения, став еще лекарем, он избирается шэрээтэ ламой Баргузинского дацана после смерти настоятеля Санжи Шиндатова, который проработал шэрээтэ ламой 32 года. Санжи Шиндатов прославился ученостью, необычайными способностями, и сверх этого имел незаурядный талант организатора, руководителя.

 

После него, по всей вероятности, не было кандидатуры более достойной, чем его ближайщий, лучший ученик Цэдэн Соодоев. С 1894 года по 1901 год исполнял обязанности ширетуя Баргузинского дацана. В  1896 году 14 мая  в составе Бурятской делегации вместе с хамбо ламой принял участие в коронации императора Николая II. Согласно  легенде,  в  г. Санкт – Петербург  он  один (в  отличие  от  всех) имел  счастье  предвидеть  появление  императора  из  боковой  двери.

 

Большую историческую ценность имеют архивные свидетельства, благодаря которым мы можем уточнить данные о жизни и деятельности Цэдэна Соодоева. В национальном архиве Республики Бурятия находятся 14 документов, относящихся к периоду его активной религиозной деятельности, и датируются хронологическими рамками документов 1889 – 1903 и 1910 годов, изученные научным сотрудником Галиной Номогоновной Очировой. 

 

Особенно о его заслугах говорят следующие награды, полученные от царского правительства:

     - Серебряная медаль для ношения в петлице на Андреевской ленте – май 1896 г;

     - Золотая медаль с надписью «За усердие» для ношения на Станиславской ленте – апрель 1896;

     - Бронзовая медаль с надписью «За труды во всеобщей переписи населения» для ношения на груди на ленте государственных цветов – ноябрь 1897 г;

     - Серебряная медаль для ношения на груди на Александровской ленте – январь 1899 г.

 

Об одной из медалей вспоминал Мунхо Бухаевич Бадмаев, ветеран тыла, внучатый племянник Содой ламы: «У моих родителей хранилась золотая медаль Содой ламы, полученная от императора Николая 2. Он отдал её брату Буянто с наказом использовать на свои нужды, когда наступят  трудные времена, но её забрали представители советской власти и милиция в 30 – х годах. Нам неизвестна судьба этой медали». 

 

В 1900 году Соодой лама пишет прошение об освобождении его от занимаемой должности по состоянию  здоровья. В следующем заявлении он просит выдать ему разрешение на загранпаспорт сроком на 1 год, чтобы выехать на лечение в Россию и за рубеж. Скорее всего, он предвидел, что больше не будет возможности попутешествовать. С трудом ему удается получить необходимые документы.

 

После того, как сложил с себя полномочия настоятеля  Баргузинского дацана, в 1903 году он с Аранзайн  Жамбой Сантабаловым через Санкт - Петербург отправляется  в  паломничество по святым буддийским местам Индии, Цейлона, Лаоса, далее морским путем прибывает во Владивосток и железной дорогой возвращается домой. По возвращении из паломничества  он покинул дацан и с двумя-тремя  учениками поселился в Гарге, в доме, построенном для него Аранзайн Цыденом.

 

Когда Соодой ламе было 71 год, он тяжело заболел и прибыл в Харгану, в дацан. Наказал в течение семи дней не входить к нему. Он сказал также: «К тому, что останется после меня, пусть никто не прикасается, кроме Халгын гэгээна». Хаалгын гэгээну было в то время около 80 лет. Он был сыном Агатын Кондрата. Также Соодой лама наказал: «Наберите в улусе костей, сварите суп и угостите народ». Однако его наказ был нарушен. Старший из местных лам со словами в такую жару как можно ждать семь дней, вошел к Соодой ламе спустя три дня и увидел, что он уменьшился до размеров семилетнего (по другим вариантам воспоминаний – до размеров трехлетнего) ребенка.      

 

При жизни Содой лама пользовался большим авторитетом  среди  местного  населения. Жил он очень просто и скромно, одевался в простую одежду и никогда в жизни не позволял себе роскоши, хотя мог бы. Где бы он ни был, люди всегда его чествовали, этого тоже не любил. Не любил особых приглашений, не стремился к материальному богатству. Сам собирал травы, делал лекарства, лечил людей. Когда к нему приезжали в дацан за лекарством, он говорил им, что все травы и деревья обладают целебным свойством, надо их уметь самим использовать.     

 

Соодой  лама никогда специально  не демонстрировал свои  удивительные  способности.  Используя  дар  ясновидения,  делал предсказания,  как  бы  между прочим, главным  образом, когда видел  необходимость.    В народе о нем говорили уважительно «манай Yндэр гэгээн» (то есть наш высокий светлейший). Он был человеком и высокого роста, и высоких помыслов, а также образованным человеком своего времени. Для него все люди были равны, не существовало ни малых, ни великих, ни бедных, ни богатых, выполнял любые просьбы одинаково.  Все истории, связанные с ним, земляки передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Таким образом, дела, наставления, поучения Соодой ламы навсегда вошли в историю Баргузинской долины.

 

Рассказывает Бальжима Сабаевна  Новикова – Аюшина: «Мой дед  Сабай - племянник Цыдена Содоева. Наша семья молчаливо хранит в течение века воспоминания об абга ламе и его одежду, а также некоторые принадлежавшие ему вещи, отданные им собственноручно моему деду на хранение до своего будущего перерожденца: дэгэл, сшитый из простой ткани, хадаг и головной убор. «Я должен переродиться, узнать свои вещи и носить их сам», - сказал он. Даже в самые тяжелые для религии времена мы держали эти реликвии в своем семейном алтаре и читали молитвы.  Мой отец очень трепетно и бережно относился к священному наследству и  мы, его дети продолжаем его хранить. По завету абга ламы мы должны сохранить эти вещи до следующего его воплощения».  Его желтый тэрлиг, пояс – кушак, головной убор бережно хранятся  у родственников в селе Аргада (Иликчин). 

 

Одним из хувараков при Соодой ламе был средний сын Морхообойн Баалдуу Дандар, который обучался у него астрологии. Во время выполнения обряда в местности Шинагальжин у богатого человека Тубаанай Бато он заразился опасной болезнью и умер. Соодой лама очень сожалел о своем ученике, говоря, что это был человек, который знал почти всю астрологию.  Старики говорили, что он мог стать его летописцем.

 

Высокопочтимый лама Цэдэн Соодоев в апреле 1916 года на 71 году жизни ушел в мир иной. На южной стороне его тоонто –  Элэсуна – на возвышенности похоронен его прах. На этом месте воздвигнута  ступа – Субурган. В годы советской власти он был разрушен. В 90 –ые годы субурган был восстановлен в очень  краткие сроки бригадой Х.В.Виссингереева под руководством   председателя колхоза имени Ленина В.Д.Цыренова.

 

В  2006 году в честь 160-летия со дня рождения Содой ламы рядом с субурганом на средства жителей и земляков-выходцев села построен молельный дом.

 

Около века прошло, как не стало Соодой ламы, но люди до сих пор помнят его советы, поучения: не гоняться за богатством, не поддаваться гневу,  сохранить традицию одеваться в одежду из овечьей шерсти, шить одеяла, делать кошму, носить вязаные вещи, делать добро и т.д.

 

Наши  земляки с почтением и гордостью произносят имя Соодой ламы. Гордятся, что такой человек родился и жил в нашем краю. Каждый год проводят молебен в его честь. Приезжая домой с разных мест,  земляки считают своим долгом посетить святое место и поклониться праху великого земляка. Люди верят, что наступит то время, когда Соодой лама вернётся к нам.

Автор: Surena_Aramhieva
Просмотров: 7846

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -