Из книги ИСТОРИЯ старообрядческого села НОВОСРЕТЕНКА В.А. Палова и Ю.В. Павловой
Семейские держат большое домашнее хозяйство: коней,овец, коз, коров, свиней. Получая от них мясо, молоко, шерсть, шкуру, кожу. Сейчас мы их называем литературным языком. А старообрядцы говорят по-семейски.
К примеру, коней называ-ют жырябец, конишка, кабылёнка. Подросших телят – бугаями,а крючками, ваденями или сляпенями называют кровососущихнасекомых. Есть у них и ямашата, буруны, яманухи.
А в доме онитак же, как и сейчас, держат кысык с катянятами, а на улице сидитна привязи щанох. Помимо разведения животных, они сажаютогороды и очень большие. Сажают свяклу, по пятаццать и шас-наццать кулей бульбы. А когда уродится бульба, вскапывают еёвсем акалоткам. Потом ложат на палати для просушивания. Го-товят из бульбы чаще всего талчанку или ложат её с кожуройв жаровню и запекают в русской печи.
А можно просто в латкевместе с жаряниной, где побольше шкварак и упарить. Такжедобавляют бульбу в щти. Не считая этих дел, они ходят на поля92сеять пшаницу, овёс, также ходят на страду.
После того, как ониуберут зерно, сушат на гумне. Помимо всего этого, успевают при-готовить пищу и убрать избу. Как бабушки рассказывали о том,как варить бурдук или некоторые называют соло, солот. ИсаеваТатьяна Петровна рассказывала, как пятёть мякушти, абарныекалачи, мяхие шаняшти, зибни. А выдастся семейскому время,идёт в лес на охоту или очень редко на рыбалку.
Как бабушки го-ворили: ходили мужути и на видмедя, и принасили малёханьтихгуранчиков летам. А в лесу-то опасно было: кляшшук уцепицца уголовы. А яшо бывала апосля кляшшака люди помярали. Иногдаходили по ягоду.
Выходили рано утром, когда яшо морашна. Сутра, то сляпени жалють. И целый день, бывало, собирали мо-рошку, боярышник или травы.
Комментарии