Резьба по небу
5 декабря 2020 года Дамбе Зодбичу Жалсараеву исполнилось бы 95 лет - автору гимна республики. Уже 25 лет «Таежная, озерная, степная» - государственный символ республики.
Дамба Зодбич – народный поэт Бурятии, заслуженный работник культуры России, член Союза писателей СССР
Я счастлива, что жизнь подарила мне знакомство с этим удивительным человеком. В 70-х годах он работал Министром Культуры Бурятской АССР, мы работали на одном этаже, встречаясь в коридорах этого заведения. Утром, встречая знакомых, он с почтением и уважением здоровался, своеобразно склонив голову. Всегда улыбчивый, веселый и жизнерадостный. Таким он и остался в моей памяти.
Из книги Андрея Румянцева «Певцы родной земли» о творчестве Жалсараева Д.З.
Приходилось ли вам бывать в вечернем степном улусе?..
Солнце только что закатилось, небо на западе, как раскаленная печь, начинает остывать, превращаясь из багрово-красного в розовое, а затем в серебристое. Коровы подоены и устраиваются под навесом. А среди двора, перед крыльцом летника, горит маленькая печурка, наскоро устроенная из кирпича еще в первые теплые дни. Здесь же легкий выносной стол и две-три скамейки. Тут уже устроился дед со своей неизменной деревянной трубочкой. Присели уставшие за день молодые хозяева. Зашел на огонек сосед, а то и не один. Дети притихли, глядя на веселый плеск огня в печурке. И начался неторопливый вечерний разговор. Завел его, конечно, степенный, мудрый старец. О том, как раньше жили в здешней степи. О чем думали, какие песни пели...
На этот неторопливый мудрый рассказ, которому не чужда и острая шутка, похожи стихи народного поэта Бурятии Дамбы Жалсараева:
Сказал богач однажды: .
- Есть работа!
Ты мой табун все лето попаси,
И я тебе из нового приплода
Дам жеребенка!
- Лучше не проси! –
И Будамшу1 поплелся по дороге,
Ворча:
- На это дело не пойду.
Ведь мне сейчас куда дороже ноги.
Чем жеребенок в будущем году...
Все в таких рассказах идет от доброго сердца бурята, от его веселого нрава, от его светлой мечты. Только что он, как говорят, «отбрил» богача. А теперь всерьез задумался о самом важном - о человеческом счастье:
Спросили старца: что такое счастье?
Он бороды потрогал острие
И, головой качая в знак согласья,
Сказал: «Оно у каждого свое.
Но есть и счастье общее, которым
Ты тоже должен обладать сполна:
Любовь к народу и к родным просторам!
Без них мы все, как без корней сосна,
Как ствол без веток, как без листьев ветка –
И счастье на порог не ступит твой!
Люби народ и землю беззаветно
И будь любим народом и землей!»
Я говорю не только о миниатюрах, объединенных поэтом в большой цикл «Бурятские мотивы» и вошедших в его книги «Стремя в стремя», «Прибайкалье мое», «Душа земли». Мне кажется, стремление осмыслить пережитое, увидеть за будничным фактом сущность времени, а за поступком, словом - народный характер - это особенность всего творчества Д. Жалсараева.
Хотелось знать мнение самого поэта.
- Знаете, как в юности чаще всего рождаются стихи? - начал Дамба Зодбич. - Описал событие, нахлынувшее чувство - и стихотворение готово. Оно, как правило, повествовательное, в нем редко бывают обобщения, глубокая мысль. С годами приходишь к стихам-размышлениям. Хочется выразить свое отношение к жизни. Ну, а каждый поэт, наверное, сверяет свою точкузрения еще и с мыслями современника, с мысляминародными.
Речь зашла о конкретных стихах.
- Вот вам тема: Байкал, - продолжил поэт. - У меня есть цикл стихов о нем. Кажется, писать о Байкале нетрудно - все мы любим свое сибирское море.Но воспевать только его красоту, мощь, его природув разных проявлениях - этого, по-моему, мало. Я хотел
написать о нем по-другому. Увидеть в Байкале нечто живое, связанное с судьбой человека. Песнь о Байкале - песнь о человеке, о его душе. Природа сама мудра, нужно и
воспринимать ее мудрой, понимать взаимную и глубинную связь нашей жизни с нею.
После этих слов уже по-иному читались стихи из цикла Д. Жалсараева «Байкальские
строки»:
Гостеприимна традиция наша:
Чтобы друзьями хорошими стать,
Гостю подносится полная чаша
С лучшим напитком, аршану под стать...
Добрый обычай извечен в народе,
И неизменно его существо.
Если встречается он и в природе,
Не подсказала ль природа его:
Чтобы искрилось добро в человеке,
Чтоб не таилось на донышке зла,
Миру земному на вечные веки
Чашу Байкала она поднесла.
Поскольку в беседе поэта прозвучало сравнение его сегодняшних стихов с первыми, юношескими, то естественно возник вопрос:
- А как вы пришли в поэзию? Как начинался вашжизненный и писательский путь?
- Рос я в небольшом бурятском улусе Додогол, в Хоринской степи,- продолжил свой рассказ Дамба Зодбич.- И вот в начале тридцатых годов к нам, в домишко, заглянули комсомольцы. Ликвидаторы неграмотности. Отца в живых уже не было. А мать - в возрасте.
И неграмотна. Начали с ней заниматься, прямо на дому.Я каждый раз садился рядом, мальцом был, дошкольником, но мне все было интересно - чтение по слогам,счет. Детская память острая, и я раньше матери научился читать и писать. Тогда мне поручили заниматьсяс нею. В нашем доме появились книжки на бурятском языке. Хорошо помню первые книги Хоца Намсараева, журналы тех лет. Я читал их матери, сестре. К нам стали приходить соседи, идолгими зимними вечерами я читал. Помню большое впечатление, которое произвела на одноулусников повесть Ц.Дона «Отрава брынзой». Словом, я приобщился к книгам, полюбил их. В школе мне встретился замечательный педагог. Литературу преподавал нам Батор Прокопьевич Махатов, заслуженный учитель школ РСФСР и Бурятии, большой знаток и пропагандист фольклора и творчества писателей республики. Потом я учился в другой школе -Унэгэтэйской, там словесность преподавала тоже педагог талантливый - Анна Елисеевна Каландаришвили. Истинная русская интеллигентка. Приносила нам журналы. Рекомендовала новинки. Открывала мир русской классики. В те годы я начал писать стихи и всегда получал поддержку Анны Елисеевны. Служить мне выпало на восточной границе и долго - десять лет. В сорок пятом году мы, пограничники, вместе с другими советскими частями вступили в бой с Квантунской армией. Начались мои военные дороги. Впечатления тех дней отложились в стихах. Один из моих товарищей, тоже воин, перевел по подстрочникам два стихотворения на русский язык, и они были опубликованы в газете «Пограничник Забайкалья». С той поры я начал относиться к поэзии серьезней. Новые стихи посылал в Бурятию, в Союз
------------------------
1Будамшу — герой веселых народных историй.
писателей, и получал от литераторов старшего поколения очень теплые письма. Я благодарен Хоца Намсараевичу Намсараеву, другим своим наставникам за добрые советы, за поддержку. С 1947 года стихи мои стали печататься в республике, а через три года вышла первая книга на бурятском языке «Слово о правде».
На русском языке стихи этого сборника были опубликованы много позже, в 1959 году. Вот она перед нами, первая «московская» книга поэта. О какой правде говорил поэт? О правде, свободе, которые воин-освободитель принес порабощенным народам, разгромив империалистическую Японию. И о том, что люди хотят мира и не позволят его нарушить,— за эту правду было заплачено кровью миллионов. Естественно дополняют сборник стихи о мирных делах и чувствах вчерашнего солдата. О сельском труде, о привязанности к степной стороне, о любви.
Эти стихи и сегодня привлекают теплотой и доверительностью, стремлением показать, чем живут люди в родном краю, каковы они:
Двери все предо мною раскрыты,
Гостю рады в бурятском дому,
С каждой крыши дымок духовитый
Прямо к сердцу летит моему.
Вместе с дверью - узнал навсегда я -
Раскрываются настежь сердца,
И о них я пою, соблюдая
Стародавний обычай певца.
Издавна бурятские мастера в совершенстве владели искусством затейливой резьбы по дереву, тонкой чеканки по металлу. В сюжетах, взятых резчиками или чеканщиками (а эти сюжеты всегда связаны с народным бытом, с легендами), западает в память экспрессивность картины, ее образная энергия. Поэзия немало взяла от этого векового искусства народа. Дамба Жалсараев - один из лириков, который с самого начала поэтического творчества стремился к яркости и живописности своего письма. Свидетельство этому - строки из первых книг:
Степь лежит нова, свежа,
Небылью просторной,
И сыта ее душа
Влагой животворной.
Солнце тоже - ей-же-ей! –
Вымылось на славу,
Полотенцами лучей
Вытирает травы.
Может быть, именно эта жажда рисовать словом привела поэта к стихам для детей. Какая это благодарная задача - живописным, образным словом показать малышам краски родной природы, привлекательность всякого труда! Детская поэзия стала для Дамбы Жалсараева любимым и кровным делом на многие годы. Выходят его книги для ребят «Разговор с юными друзьями», «Жаворонок», «Состязание с ветром», «Звезда Баярмы» и другие. Наиболее значительным произведением для детей стала, пожалуй, поэма «Сказ о баторе». Она многократно выходила в Бурятском книжном и центральных издательствах, переведена на языкинародов СССР.
А сам поэт накапливал литературный и жизненный опыт. Он закончил Высшие литературные курсы в Москве, где занимался вместе с молодыми еще тогда писателями, ставшими позже выдающимися мастерами слова, - Чингизом Айтматовым, Кайсыном Кулиевым, Давидом Кугультиновым. Работал корреспондентом ТАСС по Бурятии, инструктором и заместителем заведующего отделом областного комитета партии, руководил Союзом писателей, был назначен министром культуры республики. Все это - настойчивая учеба, большая журналистская, партийная и общественная деятельность, упорное занятие творчеством - обостряло гражданское зрение, обогащало впечатлениями будничной кипучей жизни, прибавляло поэтического мастерства. В книгах зрелых лет Дамбы Жалсараева «Стремя в стремя», «Бурятские напевы», «Прибайкалье мое», «Земные голоса», «Душа земли» (этот сборник вышел в популярной серии издательства «Современник» - «Библиотека поэзии «Россия») звучит его самобытный голос, голос лирика, который остро современен, правдив, точен. И в то же время по своей интонации, неторопливой, ненавязчивой манере размышления, образности близок народным сказителям - улигершинам. Словно добрый, умудренный жизнью друг присел рядом с тобой и вслух говорит о том, что волнует и тебя:
Спичка вспыхнет, потом угасает,
В жестких пальцах сгорая дотла.
Но ее огонек воскресает
В свете лампы, в кипенье котла.
Вот и солнечный диск закатился,
Чтоб зажечься рассветным огнем...
День, прожитый тобой, засветился
Хоть в каком-нибудь сердце одном?
Читатель заметит тематическое разнообразие стихов поэта. Романтически окрашенная поэма «Письмо комиссара» воскрешает годы гражданской войны, когда лучшие сыны Бурятии активно участвовали в борьбе с белогвардейцами и интервентами. Реалистическая канва произведения - простой и доходчивый рассказ комиссара полка, русского рабочего, о Владимире Ильиче Ленине - помогает поэту нарисовать образ вождя, как народного батора, сына и защитника трудового люда, образ, который в сознании бурята-труженика сливается с героями любимых улигеров и становится более понятным ему.
Какой была до Октября 1917 года и какой стала родная земля - эта тема в бурятской поэзии ведущая, магистральная. Ей посвящены стихи, баллады, поэмы, венки сонетов. Ее касался во многих своих лирических произведениях и Дамба Жалсараев. Самым значительным циклом стихов, посвященных этой теме, стал большой раздел «Песни земли» в книгах поэта последних лет. Могут возразить: об этом ли - о светлых ли переменах на бурятской земле рассказывает цикл стихов, где «Песнь дождя» сменяется «Песнью рассвета» и «Песнью камнепада»? По-моему, об этом. Потому что в степи, где раньше звучали только «Песнь стремян», «Песнь аршана» и «Песнь узора», такие близкиесердцу скотовода, сегодня слышатся «Песнь телефонных проводов» и «Песнь трактора», наконец, космическая «Песнь спутника». Приходилось слышать упреки автору: что за форма такая - «Песнь трактора», «дождя», «чая»? И почему, скажем, «Песнь чая», а не арзы или воды из ручья? Но так можно отвергнуть не один замысел, прекрасно воплощенный в литературе, тем более, не одну поэтическую условность. Оригинальная форма, взятая поэтом, позволила ему свежо и ярко рассказать о народном быте, получившем новые черты и приметы, о больших социальных изменениях в родном краю после Октябрьской революции. Приведем строки из «Песни старой юрты»:
Им, нынешним людям, чей путь лучезарен и прям,
Завидую- с радостью, ибо завидна их участь,
Завидую теплым, уютным и прочным домам –
От имени тех, кто от ветра и холода мучась,
За то, что я есть, говорили спасибо судьбе...
Их внукам счастливым завидую я, но при этом:
Стань жестче к себе, если жить стало мягче тебе,
Чтоб вдруг не разнежиться! - к ним обращаюсьс советом.
Мне, войлочной юрте, с лихвой пережившей свой век,
Изъездившей землю, навеки простившейся с нею,
Не там уже место, где ветер, и ливень, и снег,
А в зале уютном, в просторном и тихом музее.
Певцом огромных перемен - социальных и духовных - в жизни своего народа выступал Дамба Жалсараев в своей лирике. Именно в лирике, в стихах, где всегда на первом месте были личные переживания и мысли поэта. Они выношены поэтом, а читатель воспринимает их как свои собственные. Думается, что, познакомившись, к примеру, со стихотворением «Резьба по небу», он вместе с поэтом сильней ощутит то, что советская власть принесла Бурятии, ее юным сыновьям и дочерям:
Не ведал предок мой, который
Под песню грустную привык
Чеканить мелкие узоры
На серебре ножен кривых, -
Не ведал, что его твореньям
Потомок молодость вернет,
Но не бездумным повтореньем:
Он новый смысл в резьбу вдохнет!
Не ведал, что его узором
Украсит дали самолет,
Который над степным простором
Отважный правнук поведет.
И царство бога - властелина –
Чертог небесный, ад и рай –
Резьбой бурятскою старинной
Перечеркнет из края в край!
Еще в пятидесятых годах Дамба Жалсараев написал стихотворение «Магистраль» - о дороге дружбы, связывающей Бурятию со всеми уголками советской земли. И вот снова друзья из братских республик пришли к Байкалу - строить еще один стальной путь, который преобразит бурятскую землю. Мог ли поэт не разделить эту радость своего края? Дамба Жалсараев пишет стихи «Первопроходцы БАМа», поэму «Наш БАМ».
Тема созидания и тема дружбы советских народов естественно переплетались в творчестве Жалсараева, как, впрочем, и в творчестве многих других бурятских поэтов: ведь братство в нашей стране было силой преобразующей, плодотворной. Свои ноты нежности и любви внес Дамба Жалсараев в песнь о братстве, созданную поэтами республики. Теплом сердечной привязанности к дальним друзьям пронизаны стихи, обращенные к Чингизу Айтматову и Юхану Смуулу, к коллегам из России и Украины, из республик Кавказа и Средней Азии.
Стихами о победе и о мире началось творчество бурятского поэта. Символично, что в дни, когда писались наши строки, на рабочем столе Дамбы Жалсараева лежаларукопись публицистической книги о его поездках в зарубежные страны - поездках с миссией мира. Народный поэт республики, кавалер многих боевых и трудовых наград, Дамба Зодбич многие годы являлся членом Советского комитета и председателем Российского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки. Трижды он был участником конференций литераторов этих континентов. В нескольких государствах побывал поэт и в составе писательских делегаций. Накопилось много впечатлений от встреч с простыми людьми за рубежом, от их добрых чувств к Советскому Союзу. Это и составило содержание новой книги.
Около пятидесяти стихотворений Дамбы Жалсараева стало песнями. Они широко поются в народе. Значит, сумел поэт, как искусный дархан1 или чуткий улигершин, выразить в слове сокровенные мысли людей. Ведь недаром же в «Песне о родной земле» Д.Жалсараева, самой популярной у нас, ставшей гимном Республики Бурятии, есть такие слова:
Цветущая от края и до края,
Ты добрым светом солнечным полна,
Богата соболями, омулями...
Как жаворонок вешний над полями,
Будь счастлива, любимая страна!
Я слушаю, как дышишь ты, вставая,
В холодных, чистых росах поутру:
Зеленый лист - как клеточка живая,
Как жилочка - травинка луговая,
От радости трепещут на ветру.
Прекрасны маки, лотосы, ромашки,
Как будто это на ковре цветном
Хозяйка ставит пиалы и чашки,
Чтоб их наполнить медом и вином.
То светло-голубыми огоньками,
То алыми - цветы в степи встают!
Старательные пчелы хоботками
С прозрачных донец сладость достают.
Земля, ты вся – в моей груди широкой,
Ты вся - в моей душе, в моей крови!
Иди вперед -своей большой дорогой
И в дружбе с солнцем огненным живи!
Мне тоже легче сквозь простор, сквозь время
С хорошим самым другом – стремя в стремя! –
Скакать вперед, откинувшись в седле,
По жизни, необъятной и суровой,
По этой - соболиной, омулевой,
Степной, таежной, солнечной
Земле!
_________
1Так в Бурятии называют народных мастеров.
Комментарии