Новосибирская область

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Традиции предков - основа нашей жизни

Традиции предков - основа нашей жизни

Казахи  - один из крупнейших тюркоязычных  народов. В мире их насчитывается 14 миллионов человек. Казахи проживают в Казахстане, России, Китае,Монголии, Узбекистане,Киргизии, Иране, Афганистане, Пакистане,Турции,Германии.

                                                                 

   Численность казахов Российской Федерации по переписи 2010 года составила 648 тысяч человек, при этом число мужчин и женщин одинаково. Это составляет 0, 47 % всего населения     страны. При этом 63, 12% казахов проживает в сельской   местности. Лишь 72% казахов в той или иной мере владеют казахским языком, но при этом 84% владеют  русским.

    Антропологически казахи принадлежат к южносибирской малой расе – переходной между большими монголоидной и европеоидной расами.

    Несмотря на значительную интеграцию в российское общество, представители диаспоры остаются носителями традицонной казахской культуры. Поведение каждого человека  регламентировано  кодексом норм.     В среде сибирских казахов существует  понятие «жон», что означает знание и соблюдение этикета, морали, традиций и обычаев в своем этническом кругу.

Наиболее распространены в  повседневной жизни  семейные обряды, связанные с рождением ребенка, вступлением в брак, поминовением усопших. В течении1-го года жизни ребенка проводится комплекс семейных обрядов («кыркынан шыгару», «калжа», «тусау кесу»), сопряженных с выбором имени и его наречением, пожеланием физического и духовного здоровья.

Свадебный обряд включает официальное сватовство («куда тусу»), выплату калыма, подготовку приданого невесты («жасау»). Собственно свадебная церемония сопровождается взаимным одариванием сватов

подарками.

  Для процедуры бракосочетания иногда используются стилизованные в национальном духе наряды.

Погребально-поминальный цикл состоит из приготовления к похоронам, захоронения, комплекса поминальных обрядов. По завершении обряда захоронения начинаются поминки, во время которых с соблюдением мусульманского ритуала жертвоприношения забивают лошадь или несколько баранов. Поминки справляют-ся  на 3-й, 7-й, 40-й, 100-й день и через год после смерти.

 Широко распространено празднование мусульманами праздников: большой (курбан или байрам) айт, ураза и малый айт. Во время уразы казахи приглашают постящихся и соседей в гости на ауыз ашар.

    Главную роль в рационе казахов и по сей день отводится мясу. Наиболее почитаемым мясом считаются конина и баранина. У казахов Западной Сибири широко распространен обычай заготавливать на зиму конину – согым. В день забоя хозяйка непременно готовит ритуальное блюдо -куурдак – жаркое из мелко нарезанного свежего конского мяса и ливера с картошкой, –приглашая к столу соседей и забойщиков.

                                                                                        В народе этот праздник называется «омыртка» или «дамге шакыру» – «приглашение отведать».

 Наряду с мясом большую роль в питании играет раститительная пища. Традиционным элементом питания стал хлеб, который покупают в магазине или пекут сами. Из теста пекут разные лепешки: жука  таба нан, шельпек. Большой популярностью пользуются баурсаки – пышки из кислого теста. В будние дни также часто пекут оладьи – куймак, пирожки – бирек, сомса – с начинкой из картофеля, мяса с ливером, риса с яйцом, капусты, творога и т. д.

                                                                                                                                                 Одну из важных позиций в рационе казахов занимает картофель.

Обычным явлением в пище стали компоты из свежих и сухих фруктов, варенья, салаты из свежих овощей, соки, соусы, заготавливаемые на зиму салаты, квашеная капуста.

                                                                                             

В одежде сибирских казахов сочетаются как традиционные, так и современные элементы. Наиболее часто национальные особенности прослеживаются в одежде мужчин преклонного возраста – прежде всего в головных уборах (тюбетейки, шапки с меховой опушкой – борык, меховые шапки – тымак), верхней одежде (камзол, шапан,бешмет), обуви (высокие муж.сапоги – байпагы или койше бар етык, низкие сапоги – маше).

Чаще других видов верхней одежды встречается шапан, причем обычно 2 видов – праздничный и повседневный.

                                                                                                                                                                                                                                                                      Женщины старшего возраста из сельской местности предпочитают носить платья традиционного покроя, поверх которых надеваются камзол, или короткая жилетка.

Женщины, как и мужчины преклонного возраста, носят традиционные мягкие кожаные сапоги. Основным головным убором замужней женщины является платок, который они завязывают узлом на затылке.

    Традиции предков – основа интеллекта и нравственности человека

     На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт в области обучения и воспитания подрастающего поколения, выработали своеобразные обычаи и традиции, правила, нормы и принципы поведения человека.

                                                                                                                                                  Нелегкая жизнь степняков ставила жестокие требования.

Люди должны были быть не только физически крепкими, выносливыми, но и иметь соответствующую психическую закалку, помогающую переносить трудности кочевого образа жизни. Кочевники занимались охотой, пасли скот. Мужчина был и воином, и пастухом, и главой семьи.. В общине кочевников люди хорошо знали друг друга, роль каждого ее члена была четко определена согласно возрасту и занимаемому положению. Нормы общения были известны всем с детства.

           Одной из ведущих этических традиций у казахов является знание своей родословной, своего генеалогического древа, что всегда было характерно для кочевников в их стремлении продолжать род, развивать обычаи и традиции своей общины. Во многих семьях хранятся  реликвии, которые передаются из поколения в поколение, от отца к сыну и т.д. Таким образом, ребенку с детства внушается  почитание и уважение к своим предкам и своему роду.

Не случайно казахские пословицы гласят: «Незнание своей родословной до седьмого колена – признак сиротства», Пока живы знавшие отца – жива и память о нем».

  И сейчас  некоторые семьи в определенных сельских местностях  живут в юртах или ставят дополнительно рядом с основным домом.

    В юрте имеется четкое разграничение мест, предназначенных для разных представителей рода, членов семьи, гостей. Например, место хозяина дома, согласно традициям ближе к выходу, в левой стороне юрты. Почетное место – төр, находящееся в самом отдаленном месте жилища, напротив входа, предназначается для старейшин рода, гостей, сватов. Слева от него находился семейная (женская) половина хозяев юрты – сол жақ.

  Правая часть - оң жақ считается мужской или гостевой, а также отводится взрослым детям, и, в первую очередь незамужним девушкам, достигшим совершеннолетия.

                                                                            Если умирает хозяин юрты, его тело переносят из левой части юрты в правую, ибо он становился «гостем» и вскоре должен  покинуть дом.

В центре юрты находился очаг - священное место для огня. Огонь поддерживался постоянно, на ночь тлеющие угли закапывают в золу, а утром разжигали.

                                                                                                                                            

     Взаимопомощь и взаимоподдержка, также как и гостеприимство, являются характерной чертой казахского народа, ибо «гость на пороге-счастье в доме». Это  и действие векового закона, гласящего: «Где гость, там и удача», «Гость старше отца». Согласно этическим обычаям, хозяева должны обязательно здороваться первыми и предлагать свои услуги путнику, даже прервать свою работу, предложив ему кумыс или горячий чай.

    Наша семья  жила в селе Сарыбалык Доволенского района Новосибирской области. Когда–то  на территории района был большой аул, где жили казахские семьи. Занимались разведением скота, ездили в г. Каргат на быках, меняли мясо на картошку и овощи, так как растениеводством не занимались. Со временем, после революции,  люди стали покидать аул в поисках работы. Наш дедушка был председателем колхоза и по доносу был арестован, но за недоказанностью вины был выпущен.

Но во время ареста, имущество раздали более бедным сельчанам. Семью выселили в землянку. Дедушка вернулся больной, простыл в холодной камере и скоро умер. А бабушка родила девять детей, но шестеро умерло в детстве, один сын уже взрослый погиб в Отечественную войну и остались сын и дочь. Она жила с ними в селе Довольное, копала землянки на продажу, пасла с детьми домашний   скот в плохой  одежде и обуви, чтобы заработать на пропитание.

Умерла она рано,  в 63года, потому что всегда тяжело работала , чтобы  прокормить детей. Моя мама вышла замуж, родила 5 детей, четырех дочерей и одного сына. Детского сада в деревне не было и до 35 лет она не работала, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.  И в тоже время занималась шитьем на заказ, шила платья, шапки, занималась вязанием. Мы  все получили  высшее образование, живем в городе Новосибирске. Папа умер в 51 год от гипертонии.

Мама живет летом в селе, а зимой - в городе. У нее четверо внуков, есть правнук.

    Живя в Сибири,  небольшая диаспора нашего Доволенского района  не теряет связей между собой, где бы они ни жили, в городе или деревне. Собираются  на праздники и на печальные события, помогают друг другу.                                                 

Просмотров: 8542

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -