Краткая биография
История семьи Ныкешкиных своеобразная. Когда Балдаю – дедушке Бадмы Балдаевича было 13 лет, вся его семья переехала в Баргузинскую долину во время «Кабанского провала», который произошел в ночь под Новый год 1862 года.
Отец Ныкешкэ был из рода «борсой шоно», «кударин заяахай», а мать Хургандай - из рода «элhэнэй номол» являлась дальней родственницей великого йогина Соодой Ламы.
Ныкешкин Бадма Балдаевич родился в далеком 1915 году в улусе Карасун Баянгольского сомонного Совета Баргузинского уезда в семье бедного крестьянина Заяхаева Ныкешкэ Балдаевича и Золтоевой Хургандай Мангутовны. Семья была большая, у Бадмы Балдаевича были 2 брата и 6 сестер. С малых лет дети были приучены к крестьянскому труду: ухаживали за скотом, вместе с родителями возделывали коровьи, овечьи, собачьи шкуры, ремонтировали обувь и шили одежду. Жили не богато, хлеба не всегда хватало.
В 1932 году состоялся первый выпуск Карасунской начальной школы, в числе которых был и Бадма Балдаевич. Начав с домашнего обучения, изучения старомонгольского языка под руководством Банзара Аюшиева и будучи человеком целеустремленным и настойчивым, Бадма Балдаевич последовательно добивается окончания 7 классов Баянгольской неполной средней школы в 1936 году.
Затем он поступает в Кяхтинское педучилище и заканчивает его в 1939 году, одновременно работая преподавателем бурятского языка в Санагинской, а затем в Улекчинской школах Закаменского района.
Дороги войны
В 1939 году Бадма Балдаевич был призван на действительную службу, служил в городе Бийск Алтайского края. Что такое настоящая война, молодой солдат узнал в июне 1941 года. Служил в составе 765 стрелкового полка 107 дивизии 24 армии 5-ой гвардейской дивизии в должности минометчика. Дивизия сформировалась в 1939 году на Алтае, в г. Бийске и г.Барнауле. Уже в 1940 году дивизия была лучшей в Красной Армии.
Из воспоминаний ветерана: « Нам было приказано держать оборону возле реки Волги. И тут мы впервые столкнулись с вражеским авиационным налетом. После него кругом все сровнялось с землей, а мы «чудом» уцелели, укрывшись в какой-то маленькой церкви. Во время обороны г. Калинин под Москвой 3 снаряда попали в дом. Я был в окопе, остальные, кажется, были ранены. В этом доме были противогазы, я вошел в дом, тут на плечо мне прыгнула кошка. Я вместе с кошкой выбежал из дома. Вытащил противогаз, а когда был в траншее, начался обстрел. Один из снарядов попал в правую руку, шинель была взорвана».
15 ноября 1941года на Западном фронте при обороне города Калинин он получил тяжелое осколочное ранение правой кисти снарядом мин. С размозжением костей провел целых 4 месяца в госпитале. За мужество и отвагу, проявленные в боях против захватчиков был награжден Орденом Славы третьей степени и медалью «За отвагу».
Снова в родном краю
А 5 февраля 1942 года его признали негодным к военной службе и суждено было ему вернуться домой, где продолжил свою педагогическую деятельность в Баянгольской средней школе учителем начальных классов. В 1948 году открылась Чилирская начальная школа в местности Юбилейный, в стенах которой вместе с другими трудился талантливый учитель Бадма Балдаевич. Летом 1949 года на базе филиала «Борогольской начальной школы», которая находилась в селе Соёл, была открыта «Хилганайская начальная школа». В числе первых учителей был и Ныкешкин Б.Б. «В те трудные послевоенные годы в классах было по 1-2 учебника, домашнее задание записывали на доске, объясняя все подробно. Учиться в школу приходили в возрасте 10-12 лет, уже приученными к тяжелому физическому труду» - вспоминал ветеран.
В 1950 году Бадма Балдаевич женился на Будаевой Дулме Цыденовне, а через год получает диплом об окончании Улан-Удэнского педагогического училища №1 по специальности «учитель начальной школы». В 1953 году он с семьей переехал в село Борогол, где через год молодой педагог заведует Хилганайской начальной школой в течение шести лет. В то далекое время в одном классе обучались дети разных возрастов, не было отдельных классов (разновозрастное обучение). Дети сидели за длинными столами и на длинных скамейках. Осенью 1963 года школа перешла в новое здание, в котором дети поныне учатся. Старое здание школы находилось напротив дома Бадмы Балдаевича. В 1965 году Хилганайская начальная школа была переименована в Борогольскую начальную школу, где ветеран проработал до ухода на пенсию в 1972 году. Ученики питали к учителю большое уважение, любовь и безграничное доверие.
В этом году Борогольской начальной школе исполняется 65 лет.
Несмотря на то, что он инвалид войны (правая рука ранена), одной левой рукой делал все по хозяйству: научился писать левой рукой, косил (переделав косу в другую сторону), копал, дрова колол, скот кормил, причем не хуже здорового мужчины, порой даже лучше. Он не мог сидеть без дела, сложа руки. Будучи пенсионером, Бадма Балдаевич проработал заведующим сельским клубом 10 лет - с 1972 по 1982 год, и еще столько же - кочегаром и истопником до 1992 года. Его общий трудовой стаж составляет более 60 лет.
Бадма Балдаевич вел правильный, здоровый образ жизни. Со слов его дочери Светланы: «Отец по утрам делал зарядку под радио, очень любил ходить «пешком», проходя несколько десятков километров (по заимкам собирал партийный взнос от коммунистов), а летом обливался холодной водой, утверждая, что все это полезно для сердца и закалки. Детям и внукам советовал есть творог, сметану, пить молоко, «хурунгу», «аарса», заниматься физкультурой и трудом на свежем воздухе. По натуре он был очень скромным, спокойным человеком, никогда не повышал голоса на нас - своих детей и что удивительно, из его уст мы никогда не слышали «худое» про кого-нибудь.
Его бывшие ученики, а теперь пожилые люди, о нем вспоминают с большой любовью, теплотой и подчеркивают, что «Бадма Балдаевич был настоящим учителем - учителем с дипломом, в отличие от тех, кто работал после прохождения краткосрочных курсов. Это был спокойный, интеллигентный, доброжелательный и справедливый человек». Так отзывается о своем первом учителе Бадмаев Цыдып Цэрэнхэнович, уроженец с.Баянгол, 81 лет.
Дарья Эрдыниевна Гармаева, педагог, ветеран труда:
«Я пришла в Борогольскую начальную школу в подготовительный класс в 1954 г. Мои родители жили далеко от школы на животноводческой заимке. Ходили мы пешком в любую погоду в школу. Тяжёлые послевоенные годы, нет электричества, нет элементарных условий в школе (холод, чернила замерзали в чернильницах). Но во всех трудностях, наших бедах были наши учителя рядом. Бадма Балдаевич был спокойным, не ругал нас. Учил читать, писать, решать и т.д. Но конечно, в такое трудное время, с такими добрыми учителями, как не учиться, очень старались. Бадма Балдаевич очень доходно, целеустремленно преподавал нам русский язык, математику, родной язык, физкультуру, рисование, мы очень охотно катались на санках, лыжах. Левой рукой научился писать, учил нас чистописанию и научил нас красиво писать. Бадма Балдаевич был очень справедливым, целеустремленным, настойчивым и трудолюбивым. Он учил своих детей трудолюбию, занимался спортом, бегал по утрам.
Помимо педагогической работы Бадма Балдаевич постоянно принимал активное участие в жизни села, являясь коммунистом, читал лекции на животноводческих фермах, был всегда в гуще событий.
После окончания Улюнской средней школы я поступила в педагогический класс. По окончании педкласса меня направили в родную Борогольскую начальную школу и в 1967 году я начала свою трудовую деятельность со своим первым учителем Ныкешкиным Б.Б. Во время работы в школе мне оказали большую методическую помощь мой учитель Бадма Балдаевич, а также Ирина Базаровна Будаева, Мария Анандуевна Цыренова ».
Баярто Эрдыниевич Балаганов, педагог, «Почетный работник общего образования Российской Федерации»:
«Мы, дети 1952 года рождения, поступили в 1 класс в 1959 г., в год отмены подготовительного класса. Поэтому во 2 классе нас объединили с детьми 1951 г. и старше. В классе было много учащихся. Учителем работал фронтовик войны, инвалид Бадма Балдаевич Ныкешкин. Он был строгим, но справедливым учителем. Нерадивых наказывал малым «штрафом» - распиливали по одной чурке для отопления школы, тем самым прививая навыки ручного труда.
Бадма Балдаевич на фронте потерял кисть правой руки, поэтому писал левой рукой. Писал очень красивым почерком, мы старались писать как наш учитель.
Благодаря нашим учителям начальных классов мы получили неплохую базу для дальнейшей учебы. Впоследствии многие наши одноклассники получили высшие образования, особенно много у нас учителей. Спасибо всем учителям за неустанный труд!».
Цыбикжап Добцыренович Очиров, водитель фельдшерско - акушерского пункта с. Хилгана:
«У меня остались самые тёплые воспоминания о моём первом учителе Бадме Балдаевиче Ныкешкине, учителе Борогольской начальной школы. Я проучился у него с 1 по 4 класс. Он научил нас не только считать и писать, также он вложил в нас первые ростки «доброго, разумного, вечного». Бадма Балдаевич был педагогом спокойным, добрым и в то же время строгим. На переменах он рассказывал про войну, которую прошёл сам. Мы, ученики за это уважали своего учителя, гордились им. Мы жили по соседству с его многодетной семьей, где всегда царили атмосфера дружелюбия, послушания, почитания старших в семье».
В селе и в районе Бадма Балдаевич был уважаемым человеком, был частым гостем у детей в школе, а дети – у него.
Судьба подарила Бадме Балдаевичу долгую жизнь длиною в век. За 58 лет счастливой семейной жизни с Дулмой Цыденовной они вырастили и воспитали 9 детей, 18 внуков и 8 правнуков. Две его дочери, внучка пошли по стопам отца, деда. Они работают учителями в школе.
Бадма Балдаевич – воин, труженик и просветитель. За служение Родине и долголетний добросовестный труд награжден правительственными наградами – орденами Отечественной войны первой степени, Славы II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина», «Ветеран труда», юбилейными медалями в честь Победы, юбилейными медалями Вооруженных Сил СССР, многочисленными Почетными грамотами.
Для Бадмы Балдаевича 64 годовщина Великой Победы в 2008 году была последней. Но до сих пор он продолжает жить в сердцах благодарных ему людей. Память об этом замечательном человеке жива и будет жить в сердцах тех, кто шел с ним по жизни долгие годы, кто благодарен ему за знания, воспитание нравственных качеств. Каждый будет помнить его порядочность, мудрость, бескорыстие, как Человека и Педагога с большой буквы.
Комментарии